Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение грамоте





Обучение грамоте детей с общим недоразвитием 1—2-го уровня развития речи целесообразнее разделить на два периода:

I период — подготовительный, или добукварный (3 месяца);

II период — букварный (14 месяцев).

В добукварный период обучения грамоте учащиеся подготови­тельного класса практически усваивают звуковой.и слоговой со­став слова на ограниченном речевом материале. Дети учатся произносить и различать звуки, а также выделять их из слова, затем упражняются в делении слова на слоги. И лишь после того как они приобретут прочные навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, переходят к выделению слов из состава предложения. На этом этапе формируются предпосылки к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты. В течение этого времени специальных уроков грамоты не выделяется, вся работа проводится на уроках произношения.

Значительное место в подготовительных упражнениях отводится развитию двигательных и зрительных навыков, которые подготовили бы глаза и руку к письму элементов букв, их правильному расположению в тетради.

Программа предусматривает специальные упражнения по рисо­ванию, штриховке контурных рисунков, складыванию прямоуголь­ных фигур и печатных букв из палочек и т. д.

С декабря (начало букварного периода) дети подготовитель­ного класса на уроках обучения грамоте (чтения и письма) при­ступают к знакомству с некоторыми звуками и буквами, правиль­но произносимыми большинством учащихся. Исключение могут со­ставлять дети с тяжелой степенью дизартрии и ринолалией.

Порядок изучения звуков и букв указан в программе (от пра­вильно произносимых звуков к наиболее трудным по артикуляции, наконец, к мягким согласным, звонким согласным и аффрикатам). Он является иным, чем в массовой школе.

На этом этапе обучение грамоте продолжает быть неразрывно-связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины.

Каждый звук изучается вначале на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от дру­гих звуков; затем на уроках обучения грамоте изучается соответ­ствующая буква. Опора на правильное произношение большин­ству учащихся нужна с целью предупреждения трудностей в раз­личении и выделении звуков речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.

С целью предупреждения специфических ошибок в письме уча­щихся, в частности ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков ([с] — [ш], [п] — [б], [ч] —[ц] и др.) идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждо­го из исходных звуков в отдельности.

При обучении грамоте особое внимание уделяется развитию звукового анализа и синтеза речи. В связи с этим большое значе­ние на всех этапах обучения грамоте приобретает работа с раз­резной азбукой, составление слов и предложений с помощью раз­личных приемов. С самого начала обучения особое внимание обращается на осознанное чтение, так как учащиеся плохо по­нимают даже отдельные слова и самые простые словосочета­ния, новую форму слова воспринимают как незнакомое слово (Тома — Тому).

В программе предусмотрено постепенное усложнение речевого материала.

Практическое усвоение правил грамматики и правописания связывается с процессом обучения грамоте в связи с изучением звуков и букв. Учащиеся получают фонетическое и графическое представление о звуках и буквах, учатся различать и называть гласные и согласные звуки, выделять их в словах и правильна обозначать: знакомятся с правилом переноса слов, с обозначе­нием мягкости на письме, с правилом правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Кроме того, они овладевают программным материалом разделов «Слово» и «Предложение».

К концу обучения грамоте ученики должны овладеть сознательным правильным плавным слоговым чтением, понимать читаемое, соблюдать правильную интонацию. На начальном этапе обучения грамоте урок может быть сме­танным (чтение и письмо). По мере усвоения детьми большего количества букв появляется возможность проводить отдельно уроки чтения и уроки письма.

По окончании чтения «Букваря» приступают к чтению текстов из «Родной речи».

В I классе второго года обучения на повторение 20 звуков и букв выделено 10 часов, поэтому целесообразнее соединить повто­ряемые звуки и буквы в группы, указанные в программе.

В I класс первого года обучения принимаются дети с общим недоразвитием речи, владеющие фразовой речью с элементами аграмматизма, словарный запас у них шире обиходного, понимание речи на более высоком уровне; звуковая сторона речи, в том числе и фонематическое восприятие, достаточно сформирована. Боль­шинство этих детей прошло дошкольную подготовку.

Определенная подготовленность данной категории детей (осо­бенно уровень фонематического восприятия) дает возможность научить их первоначальным навыкам чтения и письма в более ко­роткие сроки.

В связи с этим обучение грамоте детей 2—3-го уровня разви­тия речи (I класс первого года обучения) целесообразно разде­лить на следующие два периода:

I период — подготовительный, или добукварный (2 месяца);

II период — букварный (7 месяцев — с ноября по май).

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синте-тическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется ра­ботой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связная речь.

На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, ос­мысленно и полно воспринимать речь окружающих; развивается устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоми­нанию и переключению.

Уроки обучения грамоте должны содействовать общему разви­тию учащихся, воспитанию чувства товарищества и коллективизма, трудолюбия и положительного отношения к учебе.







Date: 2015-10-21; view: 291; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию