Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Е. Тарасова





ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГРАЖДАН

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,

ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

А.Е. ТАРАСОВА

 

Сведения об авторе:

 

Тарасова Анна Евгеньевна - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права ФГОУ "Северо-Кавказская академия государственной службы".

 

Предисловие

 

Конституция РФ <1> определяет человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, закрепляя равенство всех перед законом и судом (ст. 2, 19 Конституции РФ). При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, на котором он разговаривает, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Возраст человека не назван в ст. 19 Конституции РФ, однако гарантированное равенство прав и свобод не должно зависеть от любых обстоятельств, в том числе и возраста. В то же время возраст человека во многом определяет его жизненную позицию как субъекта права - активного участника различных правоотношений и обладателя всевозможных прав.

--------------------------------

<1> Конституция РФ // Российская газета. N 237. 1993.

 

Правовое государство характеризуется не столько формальным закреплением тех или иных принципов (формальное равенство), сколько созданием конкретных правовых механизмов, обеспечивающих баланс публичного и частного интересов, приближающих человека, гражданина к фактической реализации максимума правовых возможностей наравне с другими индивидами, предоставляя менее защищенным категориям субъектов правовую и социальную защиту со стороны государства.

При этом указанные механизмы должны быть единообразно развиты и закреплены на уровне отраслевого законодательства, в нормах права каждой конкретной отрасли. В таких механизмах нуждаются, прежде всего, дети.

Необходимость защиты интересов несовершеннолетних обусловлена возрастом детей, который не позволяет последним в полную силу осуществлять принадлежащие им права, приводить в действие правовые средства их защиты. Согласно ст. 60 Конституции РФ, гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с восемнадцати лет. Человек до достижения восемнадцати лет и во многих случаях до более позднего возраста находится в стадии становления, формирования личности, осознания себя самостоятельным правомочным субъектом разнообразных правовых отношений.

Так, Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и защиту <1>. В Декларации прав ребенка указано: "Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения" <2>.

--------------------------------

<1> Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1998. 10 дек.

<2> Декларация прав ребенка, провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года // <http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm>; Права и свободы личности // Библиотечка "Российской газеты" совместно с библиотечкой журнала "Социальная защита". Вып. 11. 1995. С. 191 - 194.

 

Особое место среди документов, обеспечивающих защиту прав детей, занимает Конвенция о правах ребенка <1>. Ее называют "Великой хартией вольности для детей", "Мировой конституцией прав ребенка" <2>. В ст. 3 Конвенции о правах ребенка записано: "Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка".

--------------------------------

<1> Конвенция о правах ребенка принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу для России 15 сентября 1990 года. Подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

<2> Сорокин С. Конвенция ООН о правах ребенка // Российская юстиция. 1999. N 6.

 

"Дети - прежде всего. Во всей деятельности, касающейся детей, первоочередное внимание следует уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка" <1>.

--------------------------------

<1> Декларация и план действий "Мир, пригодный для жизни детей", приняты Резолюцией S-27/2 Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 г. (раздел 1 Декларации) // <http://www.un.org/russian/documen/gadocs/26spec/docs/worldchild.htm>.

 

"Родители, семьи, законные опекуны и другие люди, берущие на себя заботу о детях, играют главную роль и несут ответственность за благополучие детей..." <1>. В этом и заключается особенность участия несовершеннолетних в общественных отношениях, которое должно обеспечиваться соответствующим механизмом, закрепленным в Конституции РФ, международных актах и отраслевом законодательстве. Этот механизм выражается в виде особой защиты со стороны семьи, общества и государства и содействии несовершеннолетним в реализации их прав.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Несмотря на то, что проблемы детей привлекают большое внимание общественности, в том числе и правовой общественности, существующие правовые механизмы реализации и защиты прав детей не совершенствуются, а даже регрессируют, и далеки от тех, которые провозглашены в качестве эталона в международных правовых актах. Это подтверждается современными российскими реформами, получающими прямое отражение в законодательстве и практике его применения. Существует огромный разрыв между содержанием Конституции РФ и реальными возможностями людей по их реализации <1>. Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве (такой институт постепенно формируется в различных регионах РФ) утверждает, что "сегодня в России государство не признает приоритетными проблемы защиты прав детей, поскольку законодательные инициативы федеральных органов власти 2004 года и принятые ими в конце 2004 года нормативные акты (негативная практика применения которых складывается последние три года. - А.Т.) не учитывают интересы детей и отказываются от какого-либо значимого участия в установленной ст. 38 Конституции РФ защиты государством семьи, материнства и детства. С принятием нового Жилищного кодекса Российской Федерации, внесением изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве прогнозировал очередной рост беспризорности, сравнимый по масштабам с волной беспризорности после Великой Отечественной войны... Совершенно непростительно для государства то, что непродуманные, необоснованные, не принятые обществом реформы значительно понизили уровень защиты прав детей, то есть будущего России" <2>. В 2006 г. российские суды десятками выносили решения о прекращении права пользования жилыми помещениями членами семьи прежнего собственника в соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 292 ГК РФ и о выселении бывших членов семьи собственника жилого помещения, в том числе несовершеннолетних детей, без предоставления жилья, то есть на улицу <3>.

--------------------------------

<1> Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 г. // <http://detirossii.ru/Libr_st_doc230304.htm>.

<2> Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 г. // <http://sovetpamfilova.ru/text/770/?parent=49>.

<3> Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 г. // <http://www.ombudsman.mos.ru/index.php?page=zakon>.

 

Причин неблагоприятного положения детей в России несколько. Это и неисполнение родителями обязанностей в отношении своих детей. "...Права детей в значительном количестве случаев нарушают их родители, то есть лица, на которых в соответствии с законодательством в первую очередь возложена обязанность по защите прав и интересов несовершеннолетних, заботе о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Что говорит об отсутствии надлежащего спроса с родителей за воспитание детей и их надлежащей ответственности" <1>. Серьезными проблемами являются несовершенство действующего законодательства, а также бездействие, формальный подход к выполнению своих обязанностей, равнодушие работников различных государственных и муниципальных органов и учреждений, приводящих к многочисленным нарушениям прав и законных интересов детей во всех сферах их жизнедеятельности, что особенно относится к социально незащищенным детям, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, чья судьба находится именно в руках таких органов и учреждений <2>.

--------------------------------

<1> Там же.

<2> Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка... в 2004 г.

 

Проблемы детей имеют федеральное, а не местное, на уровне органов опеки и попечительства (далее - ООиП) или иных органов местного самоуправления, значение. Однако в механизм реализации гражданских прав детей включались именно эти органы, не имеющие в своем составе необходимой юридической службы. Только с 1 января 2008 года полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству переданы органам государственной власти субъектов РФ <1>. Однако качественные изменения в этой области вряд ли будут достигнуты такой мерой. В Альтернативном докладе российских НПО по правам ребенка критически был оценен ФЗ N 122-ФЗ о внесении изменений <2>, главная новелла которого заключается в том, что осуществление практических мер в области защиты прав детей (то есть мер по реализации Конвенции о правах ребенка) перестает быть обязательством государства и передается на усмотрение властей каждого из субъектов РФ без каких-либо обязательных для субъектов РФ федеральных государственных стандартов <3>. Таким образом, произведена децентрализация ответственности за защиту прав детей в РФ. И эта тенденция закреплена ФЗ N 258-ФЗ о внесении изменений <4>, в соответствии с которым органам власти субъектов РФ переданы функции ООиП. И, казалось бы, данный Закон повысил значение проблем обеспечения прав детей с местного на региональный уровень. Однако так видится только на первый взгляд. Если рассматривать оба Закона (ФЗ N 122-ФЗ о внесении изменений и ФЗ N 258-ФЗ о внесении изменений) в совокупности, то очевидно, что РФ полностью исключена из механизма защиты и обеспечения прав детей. Решение проблем детства сконцентрировано в компетенции органов власти субъектов РФ с вытекающими отсюда правовыми и финансовыми последствиями, что противоречит Конституции РФ и гражданскому законодательству РФ. Тем более, что ООиП включатся в механизм реализации гражданских прав детей, что не может осуществляться и регулироваться на уровне субъектов РФ.

--------------------------------

<1> ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" // Российская газета. N 297. 2006. 31 дек.

<2> ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. N 188. 2004. 31 авг.

<3> Альтернативный доклад российских НПО в Комитете ООН по правам ребенка, Комментарии к третьему Государственному периодическому Докладу о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1998 - 2002 гг., Сопроводительное письмо от 10 февраля 2005 г. // <http://www/umn.edu/humanrts/Russian/crc...>.

<4> ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" // Российская газета. 2006. 31 дек.

 

В апреле 2008 г. был принят Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" <1>, так давно необходимый для урегулирования единого механизма управления имуществом несовершеннолетних граждан, обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей, посредством законного представительства и содействия дееспособных лиц. Однако анализ положений названного нормативного акта, а также тех изменений, которые внесены в Гражданский, Жилищный и Семейный кодексы РФ, не позволяет отметить их положительное значение для защиты прав и интересов несовершеннолетних в гражданских, семейных и жилищных отношениях. Более того, новые законы упрочивают тенденцию ухода государства - Российской Федерации от непосредственного решения проблем детей, как имеющих, так и не имеющих родительского попечения. Если Федеральные законы N 122-ФЗ и N 258-ФЗ закрепили реализацию всех государственных гарантий в отношении детей в качестве функций и обязанностей регионов, Закон об опеке и попечительстве пошел по пути освобождения от этих функций и обязанностей даже субъектов РФ, ограничив в том числе их расходные обязательства. Так, защита и обеспечение прав детей осуществляется преимущественно за счет их родителей. Реализация прав детей, оставшихся без попечения родителей, будет осуществляться теперь за счет самих детей, а не преимущественно за счет государства. Новый Закон об опеке и попечительстве предусматривает возможность выплаты вознаграждения опекунам и попечителям за счет доходов от имущества детей, предоставления его в пользование опекунам (попечителям) в интересах последних (ст. 16). Таким образом, Закон об опеке и попечительстве принят в полном противоречии с положениями ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <2> и без учета данного Закона, который предусматривает полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 1), независимо от формы их устройства - специализированная организация, опекун (попечитель), приемная семья и др. В Закон N 159-ФЗ не было внесено никаких изменений в связи с принятием Закона об опеке и попечительстве, что свидетельствует об отсутствии системности в вопросах регулирования правоотношений с участием несовершеннолетних, обеспечения гарантий их прав.

--------------------------------

<1> ФЗ от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 апр. Кроме того, внесены изменения в Гражданский, Семейный и Жилищный кодексы РФ, а также в ряд иных законов: ФЗ от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 апр. Законы вступают в силу с 1 сентября 2008 г.

<2> ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ // Российская газета. 1996. 27 дек.

 

Решение многих проблем детей как граждан, субъектов права можно осуществить только с помощью последовательного и системного правового подхода, необходимого и в законотворческом процессе, и в правоприменении, и в процессе соблюдения законоположений. Таким образом, актуальность проблем защиты прав несовершеннолетних определяется не только ее общецивилизационным значением, угрожающей ситуацией с правами ребенка в России, но и интересом практического характера, который позволит определить и предложить конкретные правовые меры по унифицированному обеспечению реализации и защиты правовых возможностей несовершеннолетних как субъектов гражданского права и выявить недостатки правового регулирования.

Изучение проблем участия несовершеннолетних в гражданском обороте должно опираться на базовые цивилистические категории. Поэтому центральное место в монографии уделено такому явлению, как правосубъектность, которая исследована с учетом особенностей статуса несовершеннолетних.

В работе представлены научные взгляды по общей теории права, теории гражданского права таких ученых, как М.М. Агарков, Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, М.И. Брагинский, А.М. Белякова, Я.Р. Веберс, А.В. Венедиктов, Н.В. Витрук, И.С. Вишневская, В.В. Галов, В.П. Грибанов, С.А. Зинченко, Т.И. Илларионова, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков, П.В. Крашенинников, В.А. Лапач, В.Н. Литовкин, О.Г. Ломидзе, Н.И. Матузов, Д.И. Мейер, А.В. Мицкевич, К.И. Скловский, М.Ю. Тихомиров, Ю.К. Толстой, Р.О. Халфина, Г.Ф. Шершеневич.

Проблемы участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях исследованы в трудах Ю.Ф. Беспалова, Н.М. Ершовой, Л.Г. Кузнецовой, Н.С. Малеина, М.Н. Малеиной, А.И. Пергамент, Е.А. Чефрановой, Я.Н. Шевченко, чьи позиции также нашли отражение в монографии.

В работе использованы публицистические статьи журналистов, юристов, психологов, общественных деятелей, обеспокоенных проблемами детей, данные наблюдений и обобщений по проблемам детей из практики работы различных органов, учреждений и организаций, таких, как Международный банк реконструкции и развития, уполномоченные по правам ребенка, Новороссийский городской общественный фонд "Школа Мира", судебные органы, занимающиеся реализацией проекта Программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации "Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних". Однако научные труды и статьи по вопросам защиты и обеспечения прав детей не отражают всех существующих проблем, затрагивают лишь некоторые особенности участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях. Многие фундаментальные работы были написаны по устаревшему сейчас законодательству и с учетом иной государственной политики и общественных подходов, выраженных в нормах объективного права, и поэтому не отвечают современным реалиям.

Именно поэтому необходимо комплексное исследование правосубъектности несовершеннолетних, ее особенностей и проявления в различных гражданских правоотношениях (правоотношениях, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом; наследственных; жилищных; связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; деликтных) с целью совершенствования механизма участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях, обеспечения защиты прав детей действенными правовыми средствами.

 

Указатель сокращений

 

Конституция РФ - Конституция Российской Федерации

 

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

 

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

 

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации

 

Закон о защите прав - Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав

потребителей потребителей"

 

Закон РФ N 5242-1 - Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан

Российской Федерации на свободу передвижения, выбор

места пребывания и жительства в пределах Российской

Федерации"

 

ФЗ о внесении - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О

изменений N 122-ФЗ внесении изменений в законодательные акты Российской

Федерации и признании утратившими силу некоторых

законодательных актов Российской Федерации в связи с

принятием Федеральных законов "О внесении изменений и

дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и

исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской

Федерации"

 

ФЗ о внесении - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О

изменений N 258-ФЗ внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в связи с совершенствованием

разграничения полномочий"

 

ФЗ о госрегистрации - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О

прав государственной регистрации прав на недвижимое

имущество и сделок с ним"

 

ФЗ о гражданстве - Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О

гражданстве Российской Федерации"

 

ФЗ о гарантиях - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об

прав ребенка основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации"

 

ФЗ N 48-ФЗ - Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об

опеке и попечительстве"

 

ФЗ N 102-ФЗ - Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об

ипотеке (залоге недвижимости)"

 

ФЗ N 129-ФЗ - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О

государственной регистрации юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей"

 

ФЗ N 159-ФЗ - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О

дополнительных гарантиях по социальной поддержке

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей"

 

ФЗ N 214-ФЗ - Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об

участии в долевом строительстве многоквартирных домов

и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в

некоторые законодательные акты Российской Федерации"

 

Приказ Минюста - Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от

N 126 20 июля 2004 г. N 126 "Об утверждении Инструкции о

порядке государственной регистрации прав

несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с

ним"

 

Обзор за III - Обзор судебной практики Верховного Суда Российской

квартал 2005 г. Федерации за третий квартал 2005 года

 

Обзор за III - Обзор законодательства и судебной практики Верховного

квартал 2007 г. Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года

 

Date: 2015-10-19; view: 514; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию