Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация согласных звуков АЛЯ





Согласные в АЛЯ, как и в других языках, классифицируются по их природе и признакам. Оптимальной является артикуляционно-акустическая классификация, учитывающая три основания: 1) работа голосовых связок; 2) место образования звука; 3) способ образования звука.

1. Работа голосовых связок создает различие звонких и глухих согласных. При сомкнутом положении голосовых связок возникает голос, характеризующий звонкие согласные. В современном АЛЯ к звонким согласным относятся: [b, d, d, z, ż, dž, ġ, ε].

При расслабленном положении голосовых связок образуются глухие согласные, характеризующиеся отсутствием голоса. К глухим согласным относятся: [t, t, f, s, s, s, š, k, h, q, h, h, ]

В фонетической системе АЛЯ есть согласный, который нельзя отнести ни к глухим, ни к звонким. Это согласный [ء] - хамза. Образуется в области голосовых связок.

Звуки, при произнесении которых преобладает голос над шумом, называются сонорными. К сонорным в АЛЯ относятся [ r, m, n, ε].

2. Определить место образования (артикуляции) согласного - это значит указать, где, в каком месте речевого аппарата путем сближения или смыкания активного органа с пассивным создается преграда на пути воздушной струи.

В современном АЛЯ по месту образования выделяется 11 основных типов звуков:

1) губно-губные [b,m]; образуются смыканием губ. К этому типу относится также и слабый согласный [w]

2) губно-зубной [f] образуется сближением нижней губы и верхних резцов;

3) межзубные [ s, z, ż ] образуются помещением кончика языка между верхними и нижними резцами;

4) зазубные [t, t, d, d, l, n] образуются смыканием кончика языка с корнями верхних резцов;

5)альвеолярные [ r, s, s, z]; артикулируются путем сближения передней части языка [s, s, z] или кончика языка [r] с альвеолами при основании центральных верхних резцов;

6)передненебные [dž, š]; образуются поднятием передней спинки языка к передней части твердого нёба;

7) средненебный [j] артикулируется путем сближения высоко поднятой переднесредней части спинки языка с твердым нёбом;

8) задненёбные [ h, q, ġ] образуются поднятием задней части спинки языка области мягкого нёба;

9) увулярный [q] образуется поднятием задней части спинки языка к маленькому язычку (увуле);

10) фарингальные [ε, h]; образуются сужением в области глотки (фаринкса);

11) гортанные, или ларингальные [ء, h ], образуются в области связочной щели.

Классификация звуков по способу образования учитывает, как создается преграда, что она собой представляет и каким образом устраняется. По способу образования звуки в АЛЯ подразделяются на шесть групп:

1) взрывные [b, t, t, d, d, k, q, ء]] при произнесении взрывных возникает полное смыкание активного и пассивного органов, прерывающее ход воздушной струи; затем речевые органы мгновенно размыкаются и воздушная струя резким толчком выходит наружу; такого рода раскрытие смычки называется взрывом;

2) фрикативные [f, s, z, ż, z, s, s, š, h,,q, h, ε, h]; при артикуляции фрикативных согласных активный орган сближается с пассивным, в результате чего возникает суженный проход — щель, через которую и выходит струя воздуха; при прохождении через щель воздух трется о ее края, что создает характерный шум;

З) аффрикативный [dž] по способу образования подобные звуки похожи на взрывные, но отличаются от них своей конечной фазой: органы речи из положения выдержки медленно, плавно отходят друг от друга, создавая новый вид препятствия в виде щели. При артикуляции [dž] смычка и щель осуществляется средней частью спинки языка.

4) боковой [l] способ артикуляции в данном случае заключается в том, что кончик языка прикасается к верхним зубам, а края языка опускаются, так что щели образуются по бокам; воздушная струя, проход для которой посредине закрыт, идет по одному или по обоим бокам где создает слабый шум;

5) дрожащий [r]; при артикуляции [r] кончик языка, поднятый к альвеолам, под давлением воздушной струи колеблется, то открывая, то прерывая поток воздуха, повторяя при этом одни и те же движения;

6) полугласные [w, j]; по месту артикуляции совпадают с соответствующими гласными [u, i]; отличие состоит в том, что органы принявшие уклад для произнесения гласного, постепенно сближаются и образуют щель, вызывая легкое торможение воздушной струи.

Дополнительная артикуляция. В ряде случаев вышеперечисленных признаков оказывается недостаточно для характеристики согласных, так как звуки могут иметь одни и те же место и способ артикуляции, но относятся к разным фонемам — единицам, различающим значения слов. Разница их в некоторых дополнительных приемах артикуляции. Такими дополнительными приемами являются веляризация и палатализация.

Веляризация в АЛЯ заключается в поднимании задней спинки языка к мягкому нёбу (лат. velum palati) Но в арабском литературном языке такая дополнительная артикуляция сопровождается соответствующим укладом органов задней части речевого аппарата (звуки q, h, ġ, ε, h]. Эти звуки арабского языка составляют группу твердых согласных.

Артикуляция другой группы так называемых эмфатических согласных [s, ż, t, d] производится выгибанием задней спинки языка вверх к мягкому небу в дополнение к артикуляции согласных [ s, z, t, d], что приводит к образованию пар по признаку эмфатичности/неэмфатичности [ s-s, z - ż, t-t, d-d]

Палатализация (от лат. раlatum «нёбо») является признаком мягких звуков. Возникает в результате поднимания спинки языка к твердому нёбу. В АЛЯ к мягким звукам относятся [k, š, l, dž], однако палатализация не является различительным признаком, как, например, в русском языке (ср. «кон-конь») Понятие этого признака нам нужно только для того, чтобы отличать эти звуки от соответствующих русских звуков, которые могут быть мягкими и твердыми.

Остальные согласные — средние. Они не обладают ни одним из перечисленных дополнительных признаков. Эту особенность арабского языка следует всегда иметь в виду при работе над произношением.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Определите место артикуляции согласных русского языка: [П, Б, М; Ф, В; Т, Д; Л, Н; С, З; Р; Ж; Ш, Щ; Ч, Ц; Г, К, Х ]

2. Определите способ артикуляции следующих согласных: [П, Б, Д, К, Г; Ф, В, С, З, Ж, Ш, Ч, Ц, Л, М, Н, Р]

3. Прикладывая руку к гортани, определите на основании осязательных ощущений наличие или отсутствие голоса при произнесении следующих звуков: [П-Б, Ф-В, Т-Д, С-З, Ш-Ж, К-П].

4. Определите на основании осязательных ощущений, какие из следующих звуков являются звонкими, а какие глухими: [Х П, Г, Ч, Б, К, Ф, Ш, В, Т, Ж, С, 3, Д].

5. Проверьте свое восприятие уменьшения тональности и возрастания шумов в следующих группах звуков: [А - М - Б - Н; Э - Н - В- Ф; И – Е - Д - Т; Ы - Р - З - С; О - М - Ж - Ш; У - Н - Г - К].

6. Дайте характеристику по способу артикуляции и акустическим данным следующим звукам: [Б В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ч, Ш].

7. Дайте характеристику по четырем признакам классификации: [Б,.В, Г,Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ].

Date: 2015-10-19; view: 533; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию