Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Текст 1. Старая, слабая бабушка⇐ ПредыдущаяСтр 122 из 122 Бабушка Старая, слабая бабушка Оставила дома ключик. Звонила старая бабушка, Но не открыл ей внучек. Старая бабушка ухнула, В дверь кулаком бахнула, Дубовая дверь рухнула, Соседка на кухне ахнула, Качнулся сосед на стуле, Свалился с кровати внучек, Упала с полки кастрюля И бабушкин маленький ключик[133].
Текст 2 Если вы по коридору Мчитесь на велосипеде, А навстречу вам из ванной Вышел папа погулять, Не сворачивайте в кухню, В кухне – твердый холодильник. Тормозите лучше в папу. Папа мягкий. Он простит.
Начиная драку с папой, Затевая с мамой бой, Постарайся сдаться маме, — Папа пленных не берет. Кстати, выясни у мамы, Не забыла ли она — Пленных бить ремнем по попе Запрещает Красный Крест.
Когда тебя родная мать Ведет к зубным врачам, Не жди пощады от нее, Напрасных слез не лей. Молчи, как пленный партизан, И стисни зубы так, Чтоб не сумела их разжать Толпа зубных врачей[134].
Вопросы для самопроверки. 1. Как вы понимаете термины «риторика», «риторическое слово», «риторическая культура»? 2. Какие направления в культуре ХХ в. объединяются термином «модернизм»? 3. Назовите произведения современной литературы и кинематографа, которые можно назвать постмодернистскими? Обоснуйте свое мнение. 4. Какое различие можно провести между понятиями «литературный герой» и «симулякр»? 5. Как реализуется принцип «разыгрывания знаков» в постмодернистских (соц-артовских) текстах? Приведите свои примеры. 6. В чем, по вашему мнению, заключается кардинальное отличие постриторической культуры от культуры классической? ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
1. Аристотель (384 – 322 до н.э.) — древнегреческий философ. 2. Арцимович Лев Андреевич (1909 – 1973) – советский физик. 3. Барт Ролан (1915 – 1980) – французский структуралист и семиотик. 4. Белинский Виссарион Григорьевич (1811 – 1848) — русский публицист. 5. Бёлль Генрих (1917 – 1985) – немецкий писатель. 6. Буало Никола (1636 – 1711) – французский поэт, теоретик классицизма. 7. Бондарев Юрий Васильевич (р. 1924) — российский писатель, автор романов: «Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Выбор», а также цикла миниатюр «Мгновенья». 8. Бродский Иосиф Александрович (1940 – 1996) – русский писатель, лауреат Нобелевской премии. 9. Бунин Иван Алексеевич (1870 – 1953) — русский писатель, лауреат Нобелевской премии. 10. Бэкон Роджер (ок. 1214 — 1292) — английский философ и естествоиспытатель. 11. Вернадский Владимир Иванович (1863 – 1945) — русский советский ученый-энциклопедист, философ. 12. Волькенштейн Федор Акимович – судебный деятель, оратор. 13. Высоцкий Владимир Семенович (1938-1980) — советский актер, поэт. 14. Герцен Александр Иванович (1812-1870) — русский писатель. 15. Горгий (V в. до н.э.) — древнегреческий философ-софист, оратор. 16. Гранин Даниил Александрович (1919) — русский писатель. 17. Гумилев Николай Степанович (1886 – 1921) — русский поэт. 18. Дадье Бернар (р. 1916) писатель и фольклорист Берега Слоновой Кости. 19. Демосфен(384–322 до н.э.) – величайший оратор Афин и Древней Греции. 20. Дудинцев Владимир Дмитриевич (р. 1918) – русский писатель-прозаик. 21. Златоуст Иоанн (344 – 407) Один из величайших святителей и богословов Православной Церкви. 22. Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929) – абхазский писатель. 23. Карнеги Дейл (1888 – 1955) – американский психолог-любитель, автор книг по психологии общения и риторике. 24. Ключевский Василий Осипович (1841 – 1911) – российский историк, почетный академик Петербургской Академии наук. 25. Кони Анатолий Федорович (1844 – 1927) — русский адвокат, судебный оратор. 26. Кошанский Николай Федорович (1751 – 1831). С 1811 по 1828 г. профессор русской и латинской словесности в Царскосельском лицее. Известность Кошанский приобрел составлением "Общей риторики" (СПб., 1818; 10-е издание, 1849) и "Частной риторики" (СПб., 1832; 7-е издание, 1849). 27. Кристи Агата (1891 – 1976) – английская писательница, классик детективного жанра. 28. Крылов Иван Андреевич (1768 – 1844) — русский баснописец. 29. Кундера Милан (р. 1929) – современный писатель-прозаик. 30. Ларошфуко Франсуа де (Франсуа VI, герцог La Rochefoucauld) (1613 – 1680) – французский писатель-моралист. 31. Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906 – 1997) — советский литературовед, общественный деятель. 32. Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765) — великий русский ученый, основатель первого в России университета. 33. Лотман Юрий Михайлович (1922 – 1993) — советский литературовед. 34. Мандельштам Осип Эмильевич (1891 – 1938) — русский поэт. 35. Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930) — советский поэт. 36. Монтень Мишель (1533 – 1592) — французский философ и политик. 37. Ницше Фридрих (1844 – 1900) – немецкий философ. 38. Некрасов Николай Алексеевич (1821 – 1877) — русский поэт. 39. Пешковский Александр Матвеевич (1878 – 1933) — советский языковед. 40. Платон (427 – 347 до н.э.) — древнегреческий философ. 41. По Эдгар Аллан (1809 – 1849) – американский писатель-мистик. 42. Поварнин Сергей Иннокентьевич (1870 – 1952) — русский логик. 43. Пороховщиков Петр Сергеевич () — русский адвокат, судебный оратор. 44. Сент-Экзюпери Антуан де (1900 – 1944) — французский писатель, летчик-испытатель. 45. Сократ (469 – 399до н.э.) — древнегреческий философ. 46. Солженицын Александр Исаевич (р. 1918) — русский писатель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии. 47. Сперанский Михаил Михайлович (1772 – 1839) – русский государственный деятель. 48. Станиславский Константин Сергеевич (1863 – 1938) — основатель русской театральной школы, режиссер. 49. Тагор Рабиндранат (1861 – 1941) – индийский писатель и философ. 50. Твардовский Александр Трифонович (1910 – 1971) – русский советский писатель. 51. Толстой Алексей Николаевич (1882 – 1945) — советский писатель. 52. Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883) – русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). 53. Ушинский Константин Дмитриевич (1824 – 1879) – великий русский педагог. 54. Федин Константин Александрович (1892 – 1977) — советский писатель. 55. Фет Афанасий Афанасьевич (1820 – 1892) — русский поэт. 56. Флоренский Кирилл Павлович (1915 – 1982) — геохимик, ученик и последователь В.И. Вернадского. 57. Фромм Эрих (1900 – 1980) – немецкий философ. 58. Цицерон Марк Туллий (106 – 43 до н.э.) — древнеримский политик, оратор, теоретик ораторского искусства. 59. Чехов Антон Павлович (1860 – 1904) – русский писатель. 60. Чуковский Корней Иванович (1882 – 1969) – советский литературовед и писатель. 61. Шолохов Михаил Александрович (1905 – 1984) — советский писатель, лауреат Нобелевской премии. 62. Шоу Бернард (1856 – 1950) – английский драматург и писатель. 63. Шукшин Василий Макарович (1929 – 1974) советский писатель, кинорежиссер. Библиография 1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. — М., 2002. 2. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. — М., 1998. 3. Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. — М., 2003. 4. Аристотель. Поэтика. Риторика. — СПб.: Азбука, 2000. 5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Уч. пос. для вузов. — Ростов н/Дону, 2000. 6. Вербовая Н.П. и др. Искусство речи: Уч. пос. для театральных учебных заведений. — М., 1964. 7. Волков А.А. Курс русской риторики. — М., 2001 8. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. — М., 2001. 9. Груздева З., Куцкая С. Руководство по технике речи. — М.,1966. 10. Далецкий, Чеслав. Риторика: Уч. пос. — М., 2003. 11. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. — Ростов н/ Дону, 2002. 12. Ивин А.А. Теория аргументации. — М., 2000. 13. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. — М., 2001. 14. Кошанский И.Ф. Общая риторика. — СПб, 1842. 15. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. — М., 1998. 16. Культура речи. Риторика / Под. ред. проф. И.Г.Проскуряковой. — СПб.,1998. 17. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // ПСС: в. 10 тт. — М.-Л., 1952. — т. 7. 18. Мартьянова И.А. Основы риторики: Пособие-хрестоматия для старшеклассников. — СПб, 2002. 19. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. — М., 1994. 20. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.: Учебник. — М., 2001. 21. Плюснина Т.Д., Успенская И.С. Основы ораторского искусства и риторики: Уч. пос. в 2-х чч. — СПб, 2000. — Часть 1. 22. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора — СПб., 1996. 23. Рижский И.С. Опыт риторики, сочиненной и преподаваемой в Санкт-Петербургском горном училище. — СПб., 1896. 24. Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.К. Граудина. — М., 1996. 25. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. — М. - СПб., 2002. 26. Словарь и культура русской речи. К 100-летию со дня рождения С.И.Ожегова. — М., 2001. 27. Станиславский К.С. Работа актера над собой. — М., 1951. 28. Стернин И.А. Практическая риторика. — М., 2003. 29. Таранов П.С. Искусство риторики: Универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно. — М., 2002. 30. Шейнов В.П. Риторика. — Минск, 2000. Оглавление
[1] Манипулятор (фр./лат.) – человек, хорошим знанием психологии вынуждающий окружающих действовать в его целях. [2] Эстетика (греч..) – наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни общества. [3] Этика (лат.) – наука, изучающая систему норм нравственного поведения человека, к.-л. общественной или проф. группы. [4] Хула (общеслав.) — то, что порочит кого /что-нибудь; осуждение, порицание. [5] А.К. Михальская. Основы риторики. 10-11 кл.: Уч. для общеобразовательных учреждений.-2-е изд., изм. — М.: Дрофа, 2001.-С.449, 473. [6] А.К. Михальская. Русский Сократ. — М.: Academia, 1996. — с. 44-45. [7] В.И. Аннушкин. История русской риторики: Хрестоматия. М., 1998. – С. 146-148. [8] В Древнем Риме в эпоху республики — титул двух выборных высших должностных лиц. [9] Демагогический: от демагог (греч.) — человек, использующий лживые обещания, преднамеренное извращение фактов, лесть для достижения своих целей. [10] Популистский: от популизм (фр.) — разнородные общественные движения, обращенные к широким народным массам. [11] Цит. по: Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.К. Граудина. — М.: Просвещение, 1996. — с.26, 29-30. * Низкий, высокий, средний. [12] Эврист: от эврика (греч. «я нашёл») — восклицание, выражающее радость, удовлетворение от решения сложной задачи. [13] Эрудит (лат.) — человек, обладающий глубокими познаниями, широкой осведомленностью. [14] Антагонист (греч.) — непримиримый противник. [15] Подиум (лат.) — возвышение в аудитории, зале. [16] Аристотель. Поэтика. Риторика. — СПб.: Азбука, 2000. — с.99-100. [17] См.: Г.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон. Современная деловая риторика: Уч. пос. — М.: МОРЭК, 2002. [18] Е.В. Клюев. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2001. * Название предполагаемой темы повторяет название документально-публицистического фильма кинематографистов Прибалтики о проблемах молодежи 80-х годов, широко известного в те годы. Впоследствии эта фраза стала своеобразным крылатым выражением. * См.: А.К. Михальская. Основы риторики. 10-11 кл.: Уч. для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., изм. – М.: Дрофа, 2001. * Подробнее о типах речи см. в разделе «Диспозиция», с. 57. * Подробнее см. раздел «Классификация вопросов», глава III, с. 239. [19] См. информацию о классическом риторическом каноне: глава I, с. 6-8. [20] План, составленный литературоведом В.Е. Евгеньевым-Максимовым для произнесения речи при открытии Музея-квартиры Н.А. Некрасова, см. сайт: www. mediaterra.ru \ rhetorie. [21] Информацию о речевых формах обращения в русском языке см.: глава IV, с. 274. [22] См. информацию о диалогичности речи: глава IV, с. 258. [23] См.: Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.-2-е изд. – М.: Дрофа, 2001. [24] Информацию о видах аргументов см.: раздел «Теория аргументации», с.245. [25] В реальной речевой практике далеко не всегда используются все части хрии, их сочетание в речи оратора зависит от конкретных условий создания и произнесения речи, но в качестве риторической практики советуем вам попробовать поработать с полным объемом классической хрии. [26] Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. – М.-Воронеж, 2002. – С.171. [27] См.: А.А. Волков. Курс русской риторики. – М., 2001. [28] См. информацию о родах красноречия и видах речи по цели высказывания: глава I, с. 25. [29] См. информацию о видах речи по целеполаганию: глава I, с. 25. [30] См.: И.А. Стернин. Практическая риторика. – М.,2003. – с.149. [31] Подтемы речи соотносятся с пунктами плана. [32] Информацию о видах аргументов см.: глава III, с. 245. [33] « ТурНавигатор » – журнал, информирующий читателей о туристических фирмах, турах, странах для туризма и отдыха. [34] ТурНавигатор, июль 2002, №8. [35] Культура русской речи.Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: 1998. – С.269 [36] В основу таблицы положена классификация тропов в книге Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. – М.: 1998. – С. 355-360. [37] А.Н. Толстой. Слово есть мышление (Из беседы) (1943) // Русская риторика:хрестоматия / Авт.-сост. Л.К. Граудина. – М.:1996. – с. 508. [38] К.А. Федин. О мастерстве (1951) // Русская риторика: хрестоматия / Авт.-сост. Л.К. Граудина. – М.:1996. – с. 512. [39] Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном (1985) // Русская риторика:хрестоматия / Авт.-сост. Л.К. Граудина. – М.:1996. – с. 540. [40] В Русском ассоциативном словаре (М.:1994-1996 ) приводятся слова и словосочетания, которые, у говорящих на русском языке, по ассоциации возникают на то или иное слово, например: Война – мир 75, миров 44; и мир 36 и т.д. Цифра после слова обозначает, сколько человек дали одинаковый ответ на одно и то же слово. [41] Словарная статья приводится выборочно по Русскому ассоциативному словарю. Книга 2, 4. – М.:1994-1996. [42] К.С. Горбачевич, Е.П. Хабло. Словарь эпитетов русского литературного языка. – Л.: 1979. [43] А.Н. Толстой. Слово есть мышление (Из беседы) (1943) // Русская риторика:хрестоматия / Авт.-сост. Л.К. Граудина. – М.:1996. – с.76. [44] ТурНавигатор, 2002, №8. [45] Где плещет невская волна… Альбом / Сост. Б.Б. Фабрицкий, И.П. Шмелев — Л.: Художник РСФСР, 1988. [46]Павел Перец. Мужика хочу // Gaudeamus, 2003, №19. [47] Здесь и далее значения слов приводятся по: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М.:1999. [48] Новый Петербург, 2003, №52. [49] Текст приводится с сокращениями. [50] «Известия-Наука», 2002, № 40. [51] Аристотель. Поэтика. Риторика. — СПб: Азбука, 2000. — с. 289. [52] Г.Д. Давыдов. Ораторское искусство. — Пенза, 1927. [53] А.К. Михальская. Основы риторики. — М., 1996. — с. 229. [54] Аристотель. Указ. соч. [55] И.А. Мартьянова. Основы риторики. — СПб.: Сова, 2002. [56] Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. — М., 1985. — с. 159-165. * К.С. Станиславский. Работа актера над собой. — М.: Искусство, 1951. [57] В.И. Даль. Толковый словарь русского языка: современная версия. - М., 2001. [58] С.И. Ожегов. Словарь русского языка. - М., 1953. [59] В.И. Бартон. Логика. - Минск, 2001. - с.283–284. [60] З.В. Савкова. Искусство оратора. - СПб., 2003. - с.188. [61] Хозяйка гостиницы, в которой происходит разговор. [62] Сына. [63] Дочка. [64] Сестра отца и тетя Целестины. [65] Юлия – родная сестра Целестины. [66] Например, монолог Гамлета «Быть или не быть?» из трагедии В. Шекспира. [67] Например, дискуссия – серия статей – в научном журнале. [68] Второй оппонент стал таковым не по собственной инициативе, а лишь постольку, поскольку русский писатель вступил с ним в спор. [69] Как правило, это подготовленные споры. [70] Например, борьба официальной, «мичуринской» биологии с биологией генетической, подпольной в 40 – 50-е годы XX века. [71] Самовольный (с помощью определенных медицинских препаратов) уход неизлечимо больного человека из жизни, осуществляемый под контролем врача. [72] Подготовка может осуществляться как заранее, так и «с ходу», если спор возник спонтанно. [73] Эти приемы используются для подтверждения, обоснования собственной позиции. [74] Функция этих приемов заключается в отражении словесной «атаки» оппонента. Данные приемы являются непосредственными ответами сопернику в споре. * Пассивность данных приемов условна. В определенной ситуации они могут получить статус активных. [75] Виды вопросов и примеры даны на с. 196-197. Отнесение вопросов к пассивным приемам условно: иногда вопрос (например, риторический) становится активным приемом. Здесь многое зависит от вида вопроса и его цели. [76] Например, при участии в диспуте. [77] Пилот гражданской авиации. [78] Член совета уполномоченных, принимающих участие в организации деятельности аэропорта. [79] Цитируемый роман закончен в 1968 году. [80] См. фрагмент I из задания 11. [81] Отчим Кати, Николай Антонович Татаринов, не любил Саню и был против дружбы падчерицы с ним. [82] Дежурный техник электростанции. [83] Андрей – кандидат технических наук, начальник электролаборатории городской Энергосистемы. [84] Сессия Академии естественных наук, состоявшаяся в конце 40-х годов XX века, на которой генетика была объявлена лженаукой. [85] Т.Д. Лысенко и К.Д. Рядно – академики, активные противники генетики. [86] Веня, зять, запер ее в уборной. [87] Разговор происходит в кабинете следователя – Ольшанского, который занимается делом об убийстве сына Галины Ивановны – Леонида. [88] См. отрывок – пример контраргумента на с. 208. [89] Венька. [90] Их тайные свидания проходили в комнате подруги Риты. [91] Первый муж Риты погиб на войне. [92] Большой толковый словарь русского языка. - СПб., 1998. [93] Гарри Стэндиш, инспектор таможни. [94] На самом деле, в вещах этой дамы была одежда, провозимая контрабандой. [95] Реплика обращена к Светозару Алексеевичу Посошкову, профессору биологического института. [96] Ректор биологического института. [97] Химическое вещество, вытяжка из растений, которыми пользовались для своих опытов генетики. В те времена его использование в биологии было запрещено. [98] Официальный представитель Академии наук в институте. [99] Вместе с адвокатом в аэропорт приехали жители Медоувуда – клиенты Э. Фримантла. [100] Цитируемый роман закончен в 1954 году. [101] Софистом называют недобросовестного спорщика, использующего так называемые софизмы. Сам Поварнин определяет софизмы так: «намеренные ошибки в доказательствах». Подобного рода «ошибки» дают софисту возможность «побить» доводы собеседника. [102] Курсив везде авторский. [103] Витька, которого напоили и обокрали мошенницы, устроил драку и покалечил несколько человек, в том числе и милиционера. [104] Длиннополое женское пальто. [105] Гражданский чин в дореволюционной России, один из самых низких в «Табели о рангах». [106] Гоша, близкий друг Катерины, вместе со своим знакомым дал отпор хулиганам, избивавшим Никиту, друга Александры. [107] Дочка Катерины. [108] Беседа происходит дома у Катерины. [109] Авария на дороге создала пробку, Патрони, старший механик аэропорта, взялся помочь. Неожиданно приехали телеслужбы, и для съемок переставили грузовики, доставленные для ликвидации затора. [110] Лютер Колман – напарник Джонни по мошенничествам, его друг, зверски убитый гангстерами. [111] Начальник электролаборатории Энергосистемы. [112] Цитируемый роман закончен в 1954 году. [113] См. В.И. Бартон. Логика: Учебное пособие. - Минск, 2001. - с. 199. [114] От латинского dichotomia – двойственность. [115] От слова семантика – значение, вопрос о смысловом наполнении некоторого понятия. [116] Пьяница утверждал, что пьет, чтобы забыть, как ему «совестно пить». [117] В некоторых случаях его одного бывает достаточно. [118] Фашисты. [119] При желании участники могут назначить свою тему. [120] К.П. Флоренский — ученик и последователь В.И. Вернадского. [121] Вопросы лучше формулировать в мы – форме. [122] Обращение многоуважаемые допустимо только в письменном тексте. [123] Подобные фразы лучше подкреплять соответствующими жестами. [124] Апелляция (лат.) — жалоба, обращение. [125] Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. — М., 1996. — с. 37. [126] Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. — М., 1996. — с. 199. [127] М. Кундера Бессмертие. — СПб., 1996. — с. 9-10. [128] М. Павич Хазарский словарь. — СПб., 1997. — с. 29-30. [129] В. Назаров. Круги на воде. — СПб., 2001. — с. 11-15. [130] В. Пелевин Девятый сон Веры Павловны // Пятиконечная звезда. — М., 1996. — с. 157-158. [131] В. Пелевин Указ. соч. — с. 168-169. [132] В. Пелевин Указ. соч. — с. 174-175. [133] О.Григорьев О. Сазон и Батон. — М., 1997. [134] Г. Остер Вредные советы. — М., 1996.
|