Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логическое чтение





 

Каждая фраза в речи должна нести свое содержание, иметь определенный смысл, ради которого она произносится.

 

Найти смысл фразы — это значит выяснить, какие слова являются главными, определяющими основную мысль, то есть найти логический центр.

 

В разговорной речи мы не думаем о выделении тех или иных слов, это делается бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с устной передачей текста, выражающего мысли другого лица, то здесь зачастую бывает затруднительно определить слова, несущие во фразе основную нагрузку.

 

При определении логической структуры текста нашими помощниками являются знаки препинания.

 

Наиболее часто встречающийся знак препинания — запятая. Он диктует передышку, небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать ее продолжения. В устной передаче голос перед запятой несколько повышается, ибо понижение голоса создаст впечатление законченности мысли и таким образом оторвет следующую часть фразы от предыдущей, исказив смысл.

Точка тоже диктует остановку, но так как точка обозначает окончание мысли, то и остановка должна быть более длительной, чем на запятой, а чтобы передать законченность мысли, голос перед точкой при чтении должен упасть вниз.

Степень падения голоса перед точкой не всегда одинакова. В начале текста, когда рядом стоит близкая по мысли фраза, голос падает меньше, чем при точке, завершающей определенный комплекс мыслей. Наиболее сильное падение голоса перед точкой необходимо в конце всего текста. Этот глубокий интервал дает представление о полном завершении прочитанного.

Вы сможете полнее ощутить все это, прочитав, например, следующий текст:

«Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось на реку недалеко от нас. Уже совсем стемнело и начинало холодать; в роще звучно щелкал соловей. Мы зарылись в сено и заснули».

И. Тургенев. «Записки охотника»

 

Двоеточие также предусматривает понижение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на последующих словах.

«Смотрительша опрометью кинулась в окошко, но было уже поздно: Дубровский был уже далеко».

А. Пушкин. «Дубровский»

 

В кавычки, обыкновенно, берутся цитаты, прямая речь, всевозможные названия, слова и выражения, наделенные особым смыслом и требующие выделения в тексте. Они не должны сливаться с остальным текстом и поэтому произносятся с изменением темпа, силы или высоты голоса.

«Я бы напрасно стал убеждать Касьяна в невозможности «заговорить» дичь…».

И. Тургенев. «Записки охотника»

В скобки, как правило, ставятся пояснительные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняющие основную мысль. Они должны произносится легче, чем остальные слова, как бы между прочим, для того, чтобы не прервать течения основной мысли.

«Невольника стерегли несколько турок (люди простые и в душе такие же разбойники, как Кирджали); они уважали его и с жадностью, общею всему Востоку, слушали его чудные рассказы».

А. Пушкин. «Кирджали»

 

Знаки препинания необходимо хорошо усвоить, но это не значит, что при чтении им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи часто требуются отклонения от грамматических норм.

Интонационный рисунок предложений,

содержащих запятые

 

1. Запятая не принимается во внимание при обращении, стоящем в середине или в конце предложения. «Стой, братцы, стой!» «Да кланяйся, жена!» И. Крылов
2. Запятая сохраняется, если обращение стоит в начале предложения. «Кумушка, мне странно это!» «Голубушка, как хороша!» И. Крылов
3. На запятых при вводных словах внимание не акцентируется. «Дурное, право, состоянье!» «Довольно, кажется, ты пожил на веку!» И. Крылов
4. Не следует делать остановки на запятых, которые отделяют повторяющиеся слова. «Еду, еду в чистом поле!» А. Пушкин «Пьян!… Не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!» И. Тургенев
5. Не подчеркивается запятая, стоящая перед второй частью сложных союзов: потому, что; оттого, что; для того, чтобы; несмотря на то, что. «Я молчал потому, что не хотел отвечать». (Пауза после слова «молчал») «Невозможно было заниматься оттого, что стоял невообразимый шум». (Пауза после слова «заниматься».) «Родители должны следить за собой для того, чтобы быть примером детям». (Пауза после слова «за собой».) «Демонстрация состоялась несмотря на то, что была холодная, мокрая погода». (Пауза после слова «состоялась».)
     

Date: 2015-10-19; view: 854; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию