Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст 9. Умеете ли вы читать? Этот вопрос вызывает обычно недоумение: как же все мы грамотные люди





Умеете ли вы читать? Этот вопрос вызывает обычно недоумение: как же все мы грамотные люди! А вот великий Гете утверждал, что учился читать всю свою жизнь и сейчас не может быть уверенным, что умеет это делать.

Студенческая работа, 2004 г.

Задание 23. Начните вашу речь в следующих ситуациях: 1. Вы приглашаете ваших однокурсников пойти в поход на байдарках (агитационная, убеждающая речь). 2. Вам дали слово на юбилее вашего любимого учителя (эпидейктическая речь). 3. Вас попросили рассказать иностранцам, как можно провести выходные в Петербурге (информирующая речь[29]). Как вы считаете, будет ли зависеть вступление от вида речи?
Задание 24.Сочините вступления для речей-рассуждений, комментирующих афоризмы, используя различные приемы привлечения внимания.

Афоризмы:

1. Мы не любим людей, когда обнаруживаем в их характере наши недостатки.

Леонид Малюгин.

2. Мыслить – значит испытывать желание создавать мир.

Альберт Камю

3. Во что верю – то имею.

Латинская поговорка

4. Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно, живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.

Сэмюэль Смайлс

5. Источник красноречия в сердце.

Латинское изречение

6. Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.

Наполеон

7. Образование – это то, что остается, когда мы забыли все, чему нас учили.

Альберт Эйнштейн

8. Везде, где можно жить, можно жить хорошо.

Марк Аврелий

 

Заключение как композиционная часть речи

Делать заключения сухие и холодные значит терять плод своего слова.

М.М. Сперанский

Риторическое заключение – это речь

о предшествующей речи.

Функции заключения: · обобщить сказанное, сделать выводы, суммировав те идеи, которые были изложены в речи (не надо комментировать и давать оценку); · повторить основные этапы развития мысли, закрепить тезис в сознании слушателей; · пробудить дальнейший интерес к предмету речи. Удачным можно считать то публичное выступление, после которого аудитория знает, что делать с полученной информацией (Ф. Снелл); · эмоционально усилить впечатление от речи; · заострить проблему; показать пути ее решения; · связать начало, середину и конец – создать цельный образ всей речи, речь должна «закругляться», т.е. возвращаться мыслью к началу, напоминая о чем говорили и к каким выводам пришли; · побудить слушателей к действию или прекращению действия.
Структура заключения. 1. обобщение; 2. побуждение (обязательно для агитационных и торжественных речей); 3. концовка: этикетные формулы выражения благодарности за внимание.

 

Требование к созданию заключения: 1) должно быть логически связано с темой речи, подводить итог обоснованию тезиса; 2) должно обладать смысловой емкостью, энергией; 3) должно быть эмоциональным, рождать желание действовать: изменить что-то в себе и в мире (это главный признак риторического Слова). Эмоциональность и смысловая емкость создается использованием в заключении: üцитат, поговорок, крылатых изречений; üсравнения; üпарадокса; üшутки и т.д.

 

А.А. ВОЛКОВ КУРС РУССКОЙ РИТОРИКИ Сила речевой эмоции больше зависит от смысловой наполненности слов, чем от их стилистических характеристик, избегать неуместного пафоса в завершении речи так же важно, как добиваться пафоса истинного.

Задание 25. Прочитайте вступление и заключение из речи В. Распутина «Россия уходит из-под ног», произнесенной на YII съезде писателей 13 декабря 1990 года. Скажите, какой риторический прием привлечения внимания здесь использован?

Вступление:

«Вчера, кажется, Василий Рогов, говорил, что обстановку в нашей стране можно сравнить с 41-м годом. В связи с этим мне вспоминаются слова А.Т. Твардовского:

Так-то, Теркин, так примерно…

Не поймешь, где фронт, где тыл,

В отступленье в 41-м

Хоть какой, но выход был.

Всякое случалось в Российской действительности, но всегда и во всех обстоятельствах оставался прежде запас – запас земли, терпения, мужества, здравомыслия, которые в совокупности можно назвать запасом отечественной прочности. В самые тяжкие и трагические моменты истории было куда отступать и чем усилиться, но сегодня… — разве нет у вас ощущения, что все запасы кончились и рассчитывать не на что. Разве к чувству бессилия не начинает примешиваться никогда раньше не испытываемое нами чувство бездомности и сиротства, будто сама Россия уходит у нас из-под ног.

(В основной части приводятся рассуждения автора на тему нашей социальной и духовной реальности).

 

Заключение:

Отечество действительно в опасности. Мы можем завтра проснуться в своих собственных домах, но уже не в России. Все вокруг будет тем же самым, но чужим, лишенным родного духа и смысла. Допустить мирную интервенцию – позор больше и непоправимей, чем отдать Отечество на полях битвы. Там – наша ответственность, равная со всеми. Здесь – она неизмерима. Это поле нашей деятельности, и если мы сдадим его – грош нам всем цена.

Задание 26. Прочитайте заключительные части речей. Как вы думаете, какие функции выполняет заключение в этих речах, каковы эти речи по цели, как это отражается на структуре заключения?

Подумайте, соблюдены ли здесь требования к созданию заключения. Обоснуйте свою точку зрения.

Попробуйте по заключительной части восстановить основной тезис речи.

Date: 2015-10-19; view: 813; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию