Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Риторика рассуждения





 

Рассуждение – это часть ораторской речи, которая содержит ряд мыслей, изложенных в логической связи и направленных на аргументацию положения речи. Суть рассуждения в объяснении какого-либо утверждения или обосновании его истинности либо ложности. В соответствии с этим (задачей оратора) выделяют следующие виды рассуждения: · рассуждение – объяснение (используется в речах, которые требуют раскрытия какого-либо понятия, например, рассмотрение темы «В чем смысл человеческой жизни?» · рассуждение – подтверждение (аргументация выстраивается в поддержку какого-либо тезиса); · рассуждение – опровержение (аргументация выстраивается против какого-либо тезиса).

 

По структуре рассуждения-подтверждения могут строиться следующими способами: · по хрии; · в логической последовательности аргументов[24], при этом лучшим порядком считается гомерический, когда сильные доводы даются в начале, основной довод – в конце, а более слабые располагаются в середине. Хрия (греч. chreia – необходимость, употребление, польза) – это модель построения риторической аргументации, она включает в себя всестороннее рассмотрение тезиса (положения речи) и состоит из следующих восьми элементов: приступ, экспозиция, причина, подобие, противоположное, пример, свидетельство, заключение[25].

 

Задание 18. Прочитайте пример разработанной по хрии речи на тему «Зла не исправить злом, совершаемым как акт возмездия. Справедливость не вершится лишением жизни человека. Мораль не упрочить санкционированным убийством» (Коретта С. Кинг, вдова Мартина Лютера Кинга). На ее примере объясните содержание каждого элемента хрии.

1. Приступ

Эта мысль, высказанная вдовой Мартина Лютера Кинга, женщиной, потерявшей мужа и свекровь из-за убийства, волнует тысячи людей вот уже годы и столетия. И именно сейчас, когда мы, находясь на переломном рубеже, с одной стороны, вновь обращаемся к общечеловеческим ценностям, первой из которых является право на жизнь, а с другой, имеем общество, опутанное жестокостями и страданиями человека, наступает время осознать все негативное и разрушающее воздействие смертной казни, как варварского и антигуманного явления.

2. Экспозиция

Существование смертной казни является нарушением основных прав человека. А опыт всех стран свидетельствует, что результатом ее применения становится лишь озлобленность людей, упадок нравов, насилие, обесценивание самой человеческой жизни. Если заповедь «не убий» главная в отношениях между людьми, то ни одно общество не может уклониться от ответа на вопрос: имеет ли само оно право на убийство? Смертная казнь – это вопрос о нравственных вопросах и нравственной позиции государства, границе полномочий, которыми общество наделяет своих чиновников.

3. Причина

Смертная казнь не может существовать в современном цивилизованном обществе. Ведь убийство, даже и за дело, все равно остается убийством. Это страшный грех. Грешить ради того, чтобы наказать человека за грехи – а где же тогда Бог? Слишком тонки грани, отделяющие «хорошее» от «плохого», слишком все относительно. И не человеку, со всеми его слабостями, судить об этом, не человеку карать за то, что, по его мнению, «плохо»… Да, убийство – это зло. Но, принимая смертную казнь, мы ставим себя на одну ступень с прочими убийцами. В праве ли мы платить такой ценой за то, что принято считать справедливостью? Статистика показывает, что смертная казнь совершенно не сдерживает рост преступности. В США смертная казнь отменена только в 13 штатах из 50, однако сдерживающего эффекта ее не наблюдается. Помимо этого, она отвлекает внимание граждан от тех мер, которые необходимы для достижения реальных результатов борьбы с преступностью. Ведь главными факторами, провоцирующими преступность, являются бедность, невежество, неравенство. Общество, мирящееся с такими преступлениями или медлящее с их преодолением, несет немалую долю ответственности за преступления, совершаемые его членами.

Нужно бороться с причинами, заставившими человека совершить то, что он совершил.

4. Подобие

Так бессмысленно обрывать листья у сорняков, оставляя корни и позволяя им разрастаться дальше.

5. Противоположное

Если мы принимаем смертную казнь и верим в ее действенность, то неизбежно становимся соучастниками убийств. Никогда и никому еще не удавалось создать юстицию, работающую без ошибок. А это при наличии смертной казни означает смерть невиновного человека. Можем ли мы допустить это? Конечно, нет.


6. Пример

Один из ярких примеров недавнего времени: убийство нескольких ни в чем не повинных людей в отместку за казнь убийц Индиры Ганди.

7. Свидетельство

Многие выдающиеся люди выступали против смертной казни: Ф. Достоевский, В. Гюго, Вл. Соловьев, М.Л. Кинг – список можно продолжить. Один из этих людей – академик А.Д. Сахаров – писал: «Я отвергаю идею о том, что смертная казнь оказывает сколько-нибудь существенное сдерживающее воздействие на потенциальных преступников. Я убежден, что истиной является обратное – дикость порождает только дикость. Вопрос о смертной казни – вопрос принципиальный. Всегда есть возможность судебных ошибок. Смертный приговор делает их непоправимыми. … Наличие института смертной казни дегуманизирует общество».

8. Заключение

Я считаю, что смертная казнь неприемлема в современной жизни. Мы не можем допустить этой дикости, не можем возвести убийство в закон и назвать это справедливостью. Жизнь в таком обществе станет невыносимой и лицемерной.

Мой город стоял всем смертям назло

И стоял бы еще целый век.

Но против зла город выдумал зло,

И саваном стал ему снег.

Возможно, что солнце взойдет еще раз

И растопит над городом льды,

Но я боюсь представить себе

Цвет этой талой воды.

Студенческая работа. 2005 г.

 

Задание 19. Используя структуру классической хрии, сочините речи по следующим афоризмам:

1. Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно, живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.

Сэмюэль Смайлс

2. Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать.

Кристофер Морли

3. Никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни.

Эрих Фромм

4. А теперь пребывают… три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Апостол Павел

5. Любить – видеть человека таким, каким его задумал Бог.

Марина Цветаева

6. Добро – не наука, оно действие.

Ромен Роллан

 

7. Перед ошибками захлопываю дверь – в смятенье истина: как я войду теперь?

Рабиндранат Тагор

8. Нашу судьбу определяет наш выбор, а не наша удача.

9. Нет стрелы, которая пробивает камень, но есть вода, которая его точит.

Корейская пословица

10. Человек столько раз человек, сколько языков он знает.

11. Учиться – все равно, что плыть против течения: остановился – и тебя отнесло назад.

Китайская пословица

12. Стрела, посланная тобой в другого, облетит земной шар и вонзится тебе в спину.

Восточное изречение

13. Во всяком деле, чтобы добиться успеха, нужна некоторая доля безумия.

У. Шекспир

14. Кто не падает, тот не поднимается.

Арабское изречение

15. В глубине всякой пропасти можно найти тропинку, ведущую к самой высокой вершине.

Калеб Колтон

16. Хочешь иметь друга? – Будь им!

17. Жизнь не добра и не зла, сама по себе она нейтральна. Она такая, какой мы ее себе создаем.

Бернар Дадье








Date: 2015-10-19; view: 848; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию