Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность оратора на этапе диспозиции





 

1. Составить план выступления. 2. Распределить материал, отобранный на этапе инвенции, по каждому пункту плана. 3. Продумать основную часть выступления, определить, какие типы текста (описание, повествование, рассуждение) будут использоваться при изложении того или иного пункта плана. 4. Продумать аргументы, которые будут использованы для обоснования тезиса или подтезисов, последить за их разнообразием. 5. Решить, какие логические формы и приемы изложения материала будут применены. 6. Продумать языковые средства связи между частями будущего выступления. 7. Продумать вступление и заключение в соответствии с конкретными задачами речи, конкретной аудиторией и условиями произнесения речи.

Задание 2. Проанализируйте содержание деятельности оратора на этапе диспозиции: с чем вы уже сталкивались в вашей речевой практике, какая информация является для вас новой. Дайте ваши пояснения по каждому пункту.

 

§3. Составление плана будущего публичного выступления

 

План необходим для работы над любой речью вне зависимости от того, будет он представлен слушателям или нет. План организует движение мысли оратора и помогает сократить объем речи без ущерба для ее смысловой целостности в случае изменения регламента выступления.

 

Признаки классифи-кации Виды плана Содержание
Назначение Предварительный Перечисляются конкретные вопросы в соответствии с выбранной темой и личным подходом к данной проблеме.
Рабочий   Определяется структура выступления, главные и неглавные моменты, идет отбор фактического материала, примеров, статистических данных. Этот план пишется для оратора, поэтому в нем возможны сокращения, незаконченные словосочетания, предложения.
Основной   Составляется для слушателей, чтобы облегчить процесс восприятия речи. Формулировки пунктов должны быть максимально четкими и ясными. План сообщается во введении, после объявления темы выступления. Чаще он используется в лекциях, докладах, научных выступлениях, но неуместен в приветствиях, убеждающих и воодушевляющих речах.
Структура Простой Состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части выступления.
Сложный Разбит на подпункты, в нем выделяют вступление, основную часть и заключение, основное требование – логичность, последовательность, переход от одной части к другой.
Способ формулирования Назывной Называются подтемы будущей речи, поэтому предпочтительно использовать имена существительные, по форме напоминает оглавление книги.
Тезисный Здесь также обозначаются подтемы речи (главные мысли), но делается это в виде суждения, поэтому предпочтительно использовать предложения.

Задание 3. Познакомьтесь с приводимыми ниже планами, определите, к какому виду их можно отнести, сформулируйте в каждом случае тему предстоящего выступления, подумайте над возможными условиями произнесения будущих речей.

Удачными ли кажутся вам эти планы, если нет, то какие изменения вы бы внесли?

План 1.

1. Риторика как наука.

2. Античная риторика.

3. Средневековая риторика.

4. Этапы развития отечественной риторики.

5. Современная концепция риторики.

План 2.

1. Риторика как филологическая дисциплина.

2. Этапы развития риторики.

2.1. Античная риторика.

2.1.1. софистика;

2.1.2. Сократ;

2.1.3. Платон;

2.1.4. Аристотель;

2.1.5. Цицерон;

2.1.6. Квинтилиан.

2.2 Средневековая риторика.

3. Этапы развития отечественной риторики

3.1. Ранние риторики;

3.2. Труды М.В. Ломоносова;

3.3. Риторики XYIII –XIX веков;

3.4. Создание основ стилистики и культуры речи в XX веке.

4. Неориторика.

План 3.

1. О загрязнении воздуха, рек, морей;

2. Об истощении почвы;

3. О защите флоры, фауны и т.д.

План 4.

1. Мы возвращаем поэту его дом;

2. Значение «дома», здесь протекала его:

2.1. поэтическая деятельность, какие произведения;

2.2. журнальная деятельность, какие журналы и сколько (1857-1877);

3. Здесь помещался главный штаб революционно-демократической литературы, «Мы возвращаем поэту его дом» и в более узком смысле;

4. Здесь проходили наиболее важные события его жизни:

4.1. отцвела и расцвела любовь;

4.2. расцвела дружба с Ч. и Д;

4.3. великое утешение.[20]

План 5.

1. Определение понятия «охрана природы»;

2. Негативное влияние деятельности человека на природу;

3. Учение о биосфере Земли как основе охраны природы;

4. Современные научные направления по охране природы.


План 6.

1. Определение. Формулировка обусловлена историческим ходом взаимодействия человека и природы.

2. Многие ученые высказывались об отрицательном влиянии человеческой деятельности на природу.

3. Реальной основой, на которой базируется охрана природы, стало учение В.И. Вернадского о биосфере Земли.

4. Развитие экологии как научного направления об охране природы ведет к экологизации большинства технических наук.

 

Задание 4. Составьте разные виды плана для выступления по теме «Легко ли быть молодым?» Используйте собранный вами на этапе инвенции материал.

Задание 5.На основе отобранной вами информации и написанного плана создайте небольшое сообщение на тему «Легко ли быть молодым?» Определите трудности, с которыми вы столкнулись, сформулируйте, что такое текст. Как вы понимаете такие категории текста, как цельность и завершенность? Как строится речь? Вернитесь к этому заданию после изучения данного раздела. Сделайте выводы о роли диспозиции в подготовке публичного выступления.

 

Н.Ф. КОШАНСКИЙ Общая реторика Располагать сочинение значит обнимать рассудком все части его и, соображая одну с другою, назначать по нравственному чувству место для каждой, что должно быть в начале, что в середине и что на конце, как лучше соединить начало с серединою, середину с концом по законам Природы, рассудка, нравственного чувства и общих приличий.

 

§4 Композиционная модель речи

Традиционно структура речи представляется в виде вступления – основной части - заключения. Но риторическое знание предлагает более детальную разработку композиции

Конечно, все эти составляющие не обязательны для каждой речи, их различное сочетание рождает индивидуальные тексты. Главное – композиционная цельность речи, а для этого - движение мысли от начала речи через разработку темы к итогу, обобщению, заключению.

Части композиции Содержание частей Типы текста
Вступление 1. Обращение[21] 2. Вступление  
Основная часть 3. Положение
4. Разделение
5. Изложение описание повествование  
объяснение рассуждение
6. Подтверждение (доказательство)  
7. Опровержение
Заключение 8. Обобщение 9. Побуждение    

 

При работе над композицией ваших речей советуем помнить о правиле Леонардо да Винчи: по объему начало и конец речи должны составлять 1/3 часть всего выступления, т.е. вступление – 1/6, основная часть – 2/3, заключение – 1/6 общего объема.

 







Date: 2015-10-19; view: 437; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию