Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О «Риторике» Аристотеля
Аристотель — самый энциклопедически образованный ученый античности (384-322 гг. до н.э.). Сын Никомаха, врача македонского царя Аминты II. Родился в городе Стагире, по месту рождения его иногда называли Стагиритом. В течение 20 лет (367-347 гг.) был учеником и соратником Платона, а после его смерти оставил Афины и преподавал в Ассе и Троаде, а затем в Митилене и Лесбосе. В 342 г. Филипп II, царь Македонии доверил ему воспитание своего тринадцатилетнего сына Александра. В Македонии Аристотель пребывал 7 лет. После вступления Александра на трон он вернулся в Афины и основал собственную философскую школу, знаменитый Ликей, где преподавал 12 лет. Это было образцовое научное учреждение, снабженное богатой библиотекой и ценными собраниями, привлекавшее выдающихся ученых, специалистов в различных областях. Исследованиями руководил Аристотель, а их результаты обрабатывал синтетически, создавая систему, охватывающую все знания о мире того времени. В 323 году, после смерти Александра, своего покровителя, Аристотель оставил Афины в страхе перед преследованиями и вскоре умер в Халкиде Эвбейской. Под именем Аристотеля сохранились немногочисленные фрагменты произведений литературного характера, написанных большей частью в форме диалога, а также обширное собрание философских трактатов, предназначенных для изучения в его школе. Согласно традиции, сочинения Аристотеля делятся обычно на семь групп: 1) по логике (логику отделил от философии еще сам Аристотель и признал необходимым инструментом и основой всякой науки); 2) сочинения в области физики, то есть науки о природе (от греческого слова physis — природа); 3) биологические сочинения; 4) сочинения из области психологии; 5) произведения, касающиеся так называемой первичной философии, помещенные после книг о физике и названные поэтому метафизика; 6) сочинения по вопросам этики, политики, экономики, теории государства и права; 7) сочинения из области риторики и поэтики. В сохранившихся произведениях Аристотеля имеются многочисленные повторы и несоответствия, следы поправок и комментарии; следовательно, можно предположить, что они представляют собой собрание лекций и черновых набросков Аристотеля, дополненных заметками его учеников и слушателей. И если сегодня во многих случаях уже трудно распознать, что написал сам Аристотель, то целое несет отпечаток его гения, уважение внушают широта знаний и глубина его философской интуиции. Аристотель не только создал философскую систему, которая просуществовала много веков и оказала огромное влияние на историю человеческой мысли и европейской философии, но также заложил основы развития таких научных дисциплин, как логика, биология, психология, поэтика и риторика. Аристотеля считают отцом риторики. Текст «Риторики» сохранился несравненно лучше других. От аристотелевского времени сохранилась также некая «Риторика к Александру», по своему жанру — это настоящее учебное руководство, причем фундаментального характера. О бытовании таких руководств до Аристотеля мало что известно, хотя намеки на их наличие имеются у Платона. Интересна история о том, как сохранились сочинения Аристотеля. По рассказу автора II в. н.э. Афинея, ученик Феофраста (он был учеником Аристотеля) Немей продал книжное собрание Аристотеля в знаменитую Александрийскую библиотеку. По версии географа Страбона, Немей увез книги в город Скепсис (Малая Азия) и оставил своим наследникам, которые долго их скрывали, пока уже их потомки не продали собрание некоему книголюбу Апелликону. После его смерти римский полководец Сулла забрал библиотеку в Рим. В Риме с сочинений Аристотеля были сняты копии, лучшие из них вошли в издание, подготовленное Андроником Родосским. Это издание и стало основой переводов трудов Аристотеля на другие языки, сначала на арабский и латынь. В поздней античности в центре внимания многочисленных комментариев оказались прежде всего сугубо логические трактаты Аристотеля. В V веке «Поэтика» и «Риторика» были переведены на сирийский язык. В IX веке труды Аристотеля были переведены на арабский язык в Багдаде, признанном центре науки того времени. После захвата Багдада турками в 1054 году многие арабские интеллектуалы нашли прибежище в Испании, ставшей связующим звеном между Востоком и Западом. «Поэтика» и «Риторика» оставались совершенно неизвестными в Европе вплоть до XIII века. Риторика, по Аристотелю, есть искусство убеждения, использующее возможность и вероятность, когда реальная картина оказывается недостаточной. Здесь риторика сближается с художественным творчеством, так как для достижения убедительного результата оперирует и внелогическими категориями. Речь оратора подразумевала немедленную реакцию слушателей. Поэтому особо подбирались слова, чтобы вызвать сострадание аудитории. Например, подбирались слова с одинаковыми окончаниями, строились антитезы и параллельные места. Схематизации подвергалось и содержание речи. Был выработан целый комплекс приемов, или «идей». Для простоты понимания проводились аналогии. С анализа ораторской прозы начинается античное литературоведение. Непреходящая ценность «Риторики» и «Поэтики» Аристотеля состоит в том, что столь скромные по размеру произведения заставляют вновь и вновь вглядываться в логические построения Аристотеля в надежде приблизиться к действительному пониманию им художественного творчества. Date: 2015-10-19; view: 453; Нарушение авторских прав |