Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Половое воспитание 8 page





От 5 до 10 лет (до начала пубертата)

К пяти годам в ребенке появляется новая черта, существенная для его дальнейшего развития. Раньше все шло под знаком чистого подражания, чему служил пример взрослых. У него полностью отсутствовало чувство, что он должен что-то делать. К этому времени в организме происходят такие изменения, когда понятие «должен» делается понятным для его восприятия, чего не было раньше. Сейчас он доступен для поучений, и в его жизни начинает приобретать значение то, что мы называем словом «авторитет», вера в который очень важна для развития в нем морального чувства.

Представляете, как возрастает роль взрослых в этой ситуации и насколько она ответственна! В этот период неоценимую роль играют сказки, былины, в которых живут умные, добрые, сильные герои. Детям есть у кого учиться и кому подражать.

Только по окончании седьмого года жизни ребенок полностью вступает в новую фазу жизни. К концу первого семилетия, с выпадением молочных зубов ребенок полностью обновляет свой организм. В теле произошли революционные изменения, оно приобретает облик ребенка школьного возраста. Начали расти ноги, изменяется туловище и лицо, ребенок стал подвижнее. Семилетний ребенок имеет совсем иной облик.

Раньше в первом семилетии все жизненные силы ребенка были направлены на построение органов, на рост. Теперь часть этих сил как бы высвобождается. Куда же они теперь направлены? Эти ставшие свободными силы направляются теперь на формирование мышления, памяти, представлений и ассоциаций. Психологическое и телесное созревание происходит вместе.

Уже в ходе физического развития проявляются различия половых признаков. Быстро развиваются сложнейшие координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо. Улучшается память, повышается интеллект. Обучение в школе дисциплинирует детей, стимулирует их самостоятельность и волевые качества, расширяет круг интересов. Дети начинают жить интересами коллектива. Возрастают нагрузки на нервную систему и психику, ребенок меньше времени проводит на воздухе, часто нарушается режим питания. Однако дети не всегда жалуются, поэтому родители за врачебной помощью обращаются меньше.

На фоне значительных психофизических изменений расширяется диапазон сексуальных познаний детей. В возрасте пяти лет, когда большинство детей начинают посещать детский сад, появляется необходимость строить отношения со сверстниками. В это время снижается частота сексуально окрашенных игр. Дети с увлечением узнают названия половых органов, о которых раньше ничего не слышали. Нередко они повторяют шутки о назначении гениталий и на другие половые темы, которые они сначала слышат от старших товарищей, обычно не понимая их значения. Если родители не в состоянии разъяснить им некоторые вопросы, то источником сексуального просвещения становятся соответствующие анекдоты.

В этом же возрасте дети начинают формулировать представления о сексуальных отношениях, исходя из собственных наблюдений за взрослыми. Видя, как мать с отцом обнимаются и целуются, ясно получая при этом удовольствие, ребенок постепенно начинает понимать, что физическая и эмоциональная близость позволяет получать приятные ощущения.

В начальной школе обычно возникает дружба между представителями одного пола. Не исключено, что мальчики дразнят девочек и, наоборот, хвастаются друг перед другом. Продолжаются сексуальные игры, как правило, чаще дома, но возможны и в школе.

Проводя большую часть времени вне дома в группах, разделенных по половой принадлежности, дети нередко трогают гениталии друг друга или вместе мастурбируют, причем мальчики чаще девочек. Естественно беспокойство родителей, не станет ли мальчик гомосексуалистом, а девочка – лесбиянкой. Специалисты считают, что гомосексуальные игры детей (так же как и гетеросексуальные) служат нормальным элементом на данном этапе развития, и поэтому не должны вызывать у родителей беспокойства.

Дети в 6-7 лет обычно уже хорошо знают о главных анатомических отличиях людей разного пола и, как правило, понимают неуместность обнажения тела на людях. При известных условиях они усваивают, что говорить о сексе неприлично, но рассказывают друг другу где-то услышанные (или выдуманные) истории и усердно хихикают над ними.

Мы уже отмечали, что самосознание ребенка формируется под влиянием родителей и повседневной практики общения в домашних условиях, однако природное любопытство детей проявляется в играх «в больницу» или «в дом», которые допускают сексуальное общение. Оно может проходить в форме взаимного осмотра наружных половых органов, прикосновения к ним, поцелуев или введения посторонних предметов во влагалище или прямую кишку. В этом возрасте однополые друзья начинают обмениваться сексуальной информацией, но она ни в коем случае не дает толчок сексуальной ориентации в будущей жизни.

Некоторые, наиболее смелые дети задают вопросы на различные темы сексуальности, другие не делают этого, особенно после того, как почувствовали неловкость родителей. Иногда они сами проявляют желание поговорить в спокойной, можно сказать, интимной обстановке, порой чувствуют себя смущенными, когда их видят голыми.

Одна мама рассказывала, что однажды, когда она пришла в школу за ребенком, ее позвала учительница и поведала ей, что она как-то заметила, как дочка рассказчицы и ее подруга положили несколько слоев туалетной бумаги себе в штанишки. На вопрос: «Что вы делаете?» подружки ответили: «У нас периоды, как у мамы».

К 8-9 годам интерес к сексуальной тематике растет. Дети о чем-то шушукаются, постоянно хихикают. Они начинают использовать неприличные слова, рассказывают шутки о сексе, порой не вникая в их смысл, проявляют особый интерес к картинкам с оголенными фигурами. Здесь уже четко проявляется идентификация со своей половой принадлежностью, и это может проявиться с их физической активностью, в выборе вида спорта, которым они начинают заниматься. Нередко полудетская влюбленность проявляется во взаимной нежности и жалости. Специалисты отмечают, что уже в младшем школьном возрасте возникают первые симпатии детей противоположного пола по отношению друг к другу, основанные на способности сопереживать, которая имеет разную степень выраженности. В большей степени они присущи тем, кто любил игры в «дочки-матери», «отца», кто имел в доме животных. Если дети лишены способности сопереживать (а в дальнейшем и любить), то им нередко свойственны и случаи грубости и жестокости.

Этот период характерен желанием иметь надежных друзей, а девочки стремятся приобрести «лучшую подругу». У ребят обычно есть один или несколько друзей, но играют они обычно в больших группах.

Вот и наступил серьезный момент, когда надо успеть поговорить со своими детьми о дружбе, об отношениях между людьми, изложить им свои представления, моральные ценности и все то, что вы считаете необходимым для будущей жизни. Это не должны быть доклады или назидания, следует быть готовыми выслушать своего ребенка и вступить мягко в дискуссию.

В этой главе мы обсудим различные примеры детской сексуальности в ее развитии и некоторые вещи, о которых родители должны знать: сексуальные игры, мастурбация (онанизм), эксгибиционизм, использование нецензурных слов и сексуальное насилие.

Среди широко распространенных забот родителей, имеющих маленьких детей, имеются такие проблемы, как сексуальные игры, самоудовлетворение, нецензурные слова. Как реагировать на них? Как привить детям чувство самозащиты, чтобы предупредить насилие или использование их в чьих-то корыстных целях? Ведь, к сожалению, в нашем окружении стало немало педофилов, причем порой в той среде, которая обязана защищать детей. У родителей часто возникают различные вопросы: «Где границы между нормальным и ненормальным?», «Как я должен реагировать?», «Что я должен сказать?», «Как я могу этому помешать?», «Когда эти сексуальные игры выходят за пределы нормы?», «Как помочь детям, научиться защищать себя?»

Детские сексуальные игры

Многие родители бывают шокированы, когда сталкиваются со случаями игр с половыми органами. Маленькие дети любят так играть: «Покажи мне твой», «Отец-мать-ребенок», «Доктор-больной» и т. д. Иногда они трогают половые органы, особенно у лиц противоположного пола, изучая их с неподдельным интересом. Реакция многих родителей связана с представлением, что им грозит преждевременная сексуальная активность. Эти простодушные игры и своего рода разведка неизведанного – лишь проявления обычного детского любопытства. Детей интересуют особенности своего тела, им небезынтересно знать, чем они отличаются от других людей, как рождаются дети. Их стремление к открытиям направлено на поиск «истины», то есть к пониманию, что скрывается за некоторыми вещами, фактами. И хотя их не побуждают, как взрослых, сексуальные желания, они получают удовольствие, когда трогают друг друга.

От вашей реакции на подобные игры зависит то, как вам удастся передать своим детям четкие и определяющие знания о сексуальности. Важно не наказывать своего ребенка за его любопытство. Если вы продемонстрируете злость и отвращение или накажете ребенка, он будет себя чувствовать, вероятно, виноватым и беззащитным, ибо понимает так, что он делает что-то постыдное и грязное.

Но дети должны учиться тому, какое поведение приемлемо, а какое нет, поэтому в определенный момент можно сделать вид, что ничего не заметили, но позже это обсудить. Можно подойти к этому с другой стороны. Вы не набрасываетесь на ребенка с упреками (поймет ли он вас, взрослого?), но задаете ему вопросы, например: «Что тебе понравилось в этой игре, ты узнал что-то новое?» или «Это интересно видеть, как выглядит тело другого человека, не правда ли?». Если вы хотите удовлетворить любознательность ребенка, то спросите его: «А что ты хотел узнать?» или «Думаешь, ты уже взрослый?». Если ребенок чувствует, что вы искренне готовы понять его и удовлетворить его любопытство, он понимает, что вы готовы поговорить с ним и объяснить, что хорошо, а что плохо. Возможно, что в ряде случаев придется устанавливать границы поведения, но делается это мягко и естественно. В необходимых случаях можно проконсультироваться со специалистом.

Обязательно обговариваются случаи, когда необходима самозащита от насилия, границы поведения при играх, право отвечать за собственное тело и необходимое дозволение при касании других.

Эти темы обсуждаются с детьми не однажды. Сегодня есть книги о различных аспектах сексуальности, написанные для детей. Выберите такую, которая вам по нраву, и попробуйте читать ее вместе со своим ребенком. Рассматривание картинок, разговор о половых различиях, неспешное обсуждение текста позволит без акцента на кажущиеся вам нескромными вопросы утолить любознательность ребенка, в том числе к самоудовлетворению, побудит его обращаться к вам с вопросами, вместо того чтобы осваивать мир с подачи чужой информации.

Границы сексуальных игр. Родители должны вмешаться, если подобные игры носят агрессивный характер, если ребенка к ним принуждают, когда один из детей значительно старше других по возрасту или если игра может принести травму. Важно при этом оставаться хладнокровным и спокойным. Большинство детей понимают, почему их прерывают, если получают простое и честное объяснение. Например: «Твое тело принадлежит тебе, и только ты можешь решить, что тебе нравится, а что нет».

Самоудовлетворение

Это один из самых трудных вопросов, с которыми приходится сталкиваться родителям и педагогам. Вполне понятна тревога родителей, когда они узнают, что, например, их сын занимается «этим постыдным делом». Поскольку мастурбация (онанизм, самоудовлетворение, рукоблудие) не ведет к продолжению рода, отношение к ней в истории культуры (как правило, речь шла о мужчинах) большей частью было отрицательным.

Многих родителей, воспитанных в пуританском духе, смущает даже напоминание об онанизме. Некоторые считают это болезнью, другие – общественным пороком, извращением или вредной привычкой. В свое время для молодых людей и детей, застигнутых за мастурбированием, придумывали строгие наказания, чтобы предотвратить самоудовлетворение. Теперь общество и уже отечественная наука приемлют мастурбацию как нормальное поведение. Она не только служит выражением проявляющихся сексуальных потребностей у детей и подростков, но играет свою роль как привлекательный сексуальный вариант и во взрослом, и даже в пожилом возрасте. Заметим, что в партнерстве взаимная мастурбация может быть частью любовной игры; для одиноких – это возможность сексуальной разрядки, иначе недостижимой для них.

В определенной степени негативное отношение к онанизму связано с христианской религией. Более того, он справедливо расценивался как признак повышенной сексуальности юношеского возраста. Вслед за религией медицина и педагогика объявили мастурбацию страшной болезнью, приводящей к ослаблению памяти и умственных способностей, безумию, импотенции и даже самоубийству, однако научных доказательств этому не было найдено. Мы не станем представлять историческое развитие подходов проблемы, а вернемся к нашим дням. В нашем обществе эта тема не находила обсуждения, ибо отечественная наука заклеймила в свое время все виды мастурбации (теперь серьезные ученые «разрешили» ее практиковать). Но ведь этим проблему не решишь, да и дети (заметим, что и взрослые) занимаются этим регулярно. Смысл мастурбации (онанизма) в том, чтобы получить самостоятельно сексуальное удовольствие или удовлетворение.

Следует расставить акценты в этой теме. Специалисты считают, что процесс мастурбации очень важен для развития сексуальности, когда человек приобретает первый опыт телесных половых реакций, происходит формирование эрогенных зон половых органов и соответствующих сексуальных сценариев. По сути, мастурбация для мальчиков является необходимым опытом для перехода к половой жизни. Если юноша в начале половой жизни не имеет представления о собственных сексуальных реакциях, не знает, что нужно для поддержания эрекции и достижения оргазма, высока вероятность затруднений при попытке первого полового контакта, вплоть до полных неудач. Девушкам начинать половую жизнь в этом отношении проще, но и для них небесполезен опыт телесных сексуальных реакций. Важно, чтобы реализуемый мастурбаторный опыт соответствовал технике будущего реального полового акта. Оптимально, если мастурбация начинается в подростковом возрасте, причем тогда, когда уже сформировалось платоническое либидо (влечение). В этих случаях она проходит на фоне красочных фантазий, в которых присутствуют лица противоположного пола. Это создает предпосылки для благополучного начала половой жизни.

У мальчиков наступление эякуляции вызывается трением пениса с помощью руки в направлении вверх-вниз. У девочек мастурбация обычно состоит в трении клитора и половых губ вульвы, они также могут испытывать возбуждение от прикосновения к эрогенным зонам, например, к груди, при этом в состоянии возбуждения у них из влагалища выделяется прозрачная смазывающая жидкость. Родительские запреты, чаще проявляющиеся в запрете на контакт рук и гениталий, могут сформировать неадекватные стереотипы мастурбации (трение о постель, воздействие предметами, мастурбация путем сжатия мышц таза и бедер и т. д.), фиксация которых может привести к затруднениям и даже к невозможности партнерских сексуальных отношений. Родители должны понимать, что доброжелательное, понимающее отношение к физиологическим потребностям ребенка, без негативации и запугивания является залогом здорового формирования сексуальности.

Особо следует поговорить о детской мастурбации. Детская мастурбация, как правило, не имеет сексуально-эротического содержания. Она чаще возникает вследствие функциональной незрелости коры в возрасте до 7 лет, что обеспечивает легкость возникновения оргазма. По мере созревания коры достижение оргазма затрудняется, и тогда мастурбация сама собой прекращается. Причинами продолжающейся детской мастурбации могут быть различные неврологические дисфункции и неярко выраженная мозговая патология, воспалительные и раздражающие кожу и слизистые оболочки заболевания области гениталий (низкая гигиена, гельминты, дерматозы и т. д.), эмоциональный дискомфорт и какая-то неудовлетворенность. Детская мастурбация может постепенно переходить в раннюю допубертатную мастурбацию и потом в пубертатную мастурбацию, насыщаясь уже сексуальным содержанием. Однако может быть и иначе. К сожалению, в детстве и в допубертатном периоде в связи с отсутствием именно сексуального компонента мастурбации могут сформироваться неадекватные половому акту варианты мастурбации либо несоответствующие партнерскому взаимодействию сексуальные сценарии, которые в будущем могут привести к проблемам в партнерском сексе.

Кон И. С. считает, что тревожить должен не сам факт мастурбации, так как она – массовое явление, и даже не ее количественная интенсивность, зависящая от половой конституции, а те случаи, когда мастурбация становится навязчивой, изменяет самочувствие и поведение подростка.

Активизация тяги подростков к мастурбации связана с гормональными изменениями, происходящими в переходном возрасте. Известно, что около 80% девушек и 90% юношей-подростков мастурбируют от одного раза в неделю до одного раза в день, что вызвано необходимостью снятия сексуального напряжения. Опросы показывают, что почти все юноши к 18 годам имеют опыт мастурбации до стадии оргазма. Кроме того, как мы уже упоминали, мастурбация является нормальной, вполне безопасной и всегда доступной формой сексуального опыта, когда подросток узнает, какие именно прикосновения ему наиболее приятны.

В период подростковой гиперсексуальности, который продолжается в среднем до 19-20 лет, мастурбация становится средством саморегуляции сексуальной функции, освобождая подростка от внутреннего напряжения, мешающего ему жить и учиться. Поскольку она часто сопровождается яркими эротическими образами и фантазиями, в которых подросток может выбирать любых партнеров и ситуации, она переживается как новая форма свободы, власти над собственным телом и одновременно – зависимости от своих чувств.

Частота мастурбационных актов зависит от индивидуальных особенностей организма подростка (выраженности его полового влечения) и степени его занятости в свободное от занятий время. У некоторых юношей выраженная сила психического напряжения ведет к усилению полового желания, что ведет к постоянной фиксации внимания на сексуальной сфере. В определенной степени для девушек мастурбация может быть средством отложить начало половой жизни. Ряд исследователей указывают, что за последние десятилетия выявилась тенденция к увеличению частоты мастурбации у женщин.

Отмечено, что, несмотря на столь широкое распространение мастурбации, чувство вины и тревоги не перестает терзать до 50% детей подросткового возраста. Если они занимаются этим чересчур часто, может развиваться своего рода зависимость, и они могут мастурбировать даже на публике. К таким детям надо быть особенно внимательным, ибо это может служить показателем повышенного напряжения или беспокойства, погруженности в себя, некоей встревоженности. Ребенок становится замкнутым, чувствует себя одиноким.

Отмечено, что, как правило, занятия онанизмом прекращаются с началом регулярной половой жизни. Однако в некоторых случаях они могут иметь место и после вступления в брак, в частности в те периоды, когда интимная близость долгое время по какой-то причине невозможна (болезнь второго супруга, беременность и т. д.).

Опыт показывает, что стыдить или наказывать ребенка бесполезно. Мало того, что в нормальное сексуальное развитие закрадываются его опасения, что он делает что-то недостойное, так еще возможно и обычное продолжение: он будет заниматься онанизмом, но уже тайно, неся в себе чувство вины и стыда. Обычно между четвертым и пятым годами дети сами понимают, что этот процесс требует закрытой обстановки. Если этого не происходит, можно полагать, что это реакция на стресс или повышенная утомляемость. В таких случаях следует спокойно объяснить, что самоудовлетворение требует интимной обстановки. Если дети стремятся к созданию собственной интимной сферы, придется уважать их решение. Поскольку у маленьких девочек возможна опасность инфекции или травматизации, следует объяснить им, что введение чужеродных предметов (карандашей, градусников и пр.) во влагалище опасно.

В подростковом возрасте в большинстве случаев не требуется больших усилий в этом направлении. Старая тактика, заключающаяся в запугивании, в беседах о вреде онанизма, который якобы приводит к необщительности и замкнутости подростка, теперь потеряла свое значение. Значительно разумнее улучшить коммуникативные качества подростка, помочь ему занять приемлемое положение в обществе сверстников, увлечь интересными делами, занятием спортом, тогда мастурбация не станет довлеющим фактором. Вообще физический труд и спорт снижают силу сексуального влечения и если не приводят к полному прекращению занятий онанизмом, то значительно уменьшают частоту мастурбационных актов.

Как показывает опыт, эта позитивная педагогика гораздо эффективнее. Другое дело, если у ребенка имеются другие отклонения в психическом развитии, тогда необходима консультация специалиста.

Некоторые исследователи считают, что в период гиперсексуальности половое желание у подростков может быть усилено чрезмерными ласками родителей, даже того же пола. Поцелуи в губы, объятия, разрешение вместе «поваляться» в кровати могут способствовать учащению мастурбационных актов или привести к их появлению. Следует искать «золотую середину», ибо слишком жесткое воспитание обедняет чувства, воспитывает в детях сухость, холодность, что в будущем может оказывать отрицательное воздействие на партнеров.

Не у всех людей эта глава вызовет однозначную реакцию, но замалчивать проблему нельзя, ибо отрицать то, что мы встречаем в жизни постоянно, бессмысленно.

Нецензурные выражения и сексуальные шутки

Вступая в пубертат, чувствуя себя значительно повзрослевшими, дети используют нелитературные слова и шутки с двусмысленным значением, которые они познали в общении друг с другом. В принципе, это вполне безобидное дело, связанное с растущим сексуальным интересом и созреванием, которое проявляется в виде хвастовства или желания показать свое превосходство чаще всего в своем приятельском кругу. Порой дети расширяют границы демонстрации своей взрослости, пытаются рассказать взрослым свои шутки (анекдоты) с сексуальным смыслом. Это позволяет им чувствовать себя достаточно взрослыми, дает право принадлежности к старшим. Мы забыли упомянуть чисто отечественное заборное творчество, которое исчезнет вместе с деревянными заборами.

Если подобные речевые изыскания не выходят за рамки приличия, их можно игнорировать. Если есть необходимость, можно объяснить детям (увы, теперь и девочки научились крепко выражаться), что есть границы самовыражения, которые лучше всего держать в рамках своих сверстников. Не следует забывать, что манеру говорить, диапазон употребляемых слов дети зачастую перенимают от родителей. Если в доме не слышно нецензурных выражений, то обычно дети могут себе это позволить только в своем кругу. Впрочем, надежды, что незнакомые ребята, завидев вас, перестанут ругаться, мало, ибо для них это уже доказательство смелости перед товарищами. Но мы ведем речь о собственных детях, и тут забот хватает.

Нередко употребление нецензурных выражений или использование стен для выражения своих чувств связано с гневом, недовольством. Желательно объяснить подросткам, что любое недовольство не исчезнет при употреблении провокационных слов, лучше искать возможность устранения причин, его вызывающих. Задача взрослых – научить детей преодолевать сложные ситуации, находить приемлемые решения. Дети должны быть уверены, что родители готовы обсудить все эти вопросы, их чувства и переживания. Детям следует уметь концентрироваться на своих проблемах, анализировать их, принимать решения вместо того, чтобы незаслуженно обрушивать свой гнев на чужих людей.

Половые различия в играх

Маленькие дети любят надевать на себя различные вещи, чтобы отдаваться своим фантазиям и играм. Понятны опасения родителей, когда их дети демонстрируют поведение, более свойственное представителям другого пола. Так мальчики порой переодеваются в платья или играют с куклами, а девочки играют «в войну» и супермена. В принципе, здесь нет ничего необычного, когда у здоровых детей буйствует фантазия, к тому же чаще всего этот интерес носит временный характер.

Если у ребенка имеется стойкое стремление лишь к таким играм, то это может быть предпочтением другой половой роли. Возможно, это связано с тем, что детям кажется, будто в семье не очень довольны их полом (что вполне может быть, когда один из родителей упорно хочет ребенка определенного пола), или ребенку непонятно, как его оценивают в семье. Такой ребенок требует повышенного внимания, с ним следует проводить больше времени, чтобы он чувствовал окружающую его любовь.

Сексуальное насилие над детьми стало бичом современного общества. По некоторым оценкам, органы внутренних дел ежегодно регистрируют 7-8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Однако в реальности эти показатели значительно выше. По данным выборочных исследований, самая распространенная форма сексуального насилия – это развратные действия против малолетних детей, при этом около 70% из них подвергались развратным действиям со стороны родственников и знакомых, а 28% – родителей или опекунов.

В России ежегодно происходит от 13 до 15 тысяч изнасилований, но только один из пяти изнасилованных решается подать заявление в милицию. Если посмотреть эти данные по возрастам, то наибольший процент сексуальных преступлений падает на жертв от 13 до 18 лет – 33%, в 25% случаев это молодежь от 18 до 25 лет, в 16% случаев жертвами становятся дети до 12 лет. Некоторые исследователи считают, что около 50% данных случаев приходится на насилие, совершенное в отношении близких родственников (дочерей, сестер, внучек). Приведенные данные указывают на то, что в 2/3 случаев насилие носит семейный характер и 1/3 детей страдает от насилия вне семьи. Надо полагать, что немало случаев замалчиваются и не доходят до правосудия.

Эти цифры потрясают, как и сам факт того, что в последние годы мы все чаще становимся свидетелями использования детей взрослыми (или старшими детьми) для их сексуального удовлетворения в различных формах. Сексуальное насилие над детьми может осуществляться через физический и нефизический контакт. Это могут быть прикосновения к гениталиям, односторонние ласки, принуждение к раздражению гениталий взрослых, половой акт, анальный и оральный секс. При известных условиях сюда же относят эксгибиционизм, наблюдение за переодеванием детей, демонстрация детям порнографических материалов или использование их для создания порнопродукции. Иногда сексуальное насилие совершается без прямого принуждения, но с помощью умелых уговоров или использования других средств (подарки и пр.).

Чаще всего взрослые используют все возможности, чтобы их деяния оставались тайной. Детям угрожают, их задаривают, заставляют клясться, делают все, чтобы дети не рассказали никому о происшедшем. Как уже сказано выше, в большинстве случаев дети знают тех, кто совершает насилие. Кстати, не всегда сохранение секрета насилия сопровождается запугиванием. В ряде случаев насильник пытается переложить чувство вины за случившееся на ребенка, «бьет на жалость», а близкий родственник может просить молчать, «потому что его посадят в тюрьму».

Естественно, не следует смешивать эти случаи с чрезмерно активными проявлениями симпатии или шутливыми играми, которые вписываются в здоровое созревание ребенка и даже необходимы для его развития. Говоря о том, что сексуальное насилие чаще всего совершают близкие или знакомые ребенку люди, мы понимаем, что ребенок им доверял. А ведь обычно ребенка учат бояться «злых чужих», не срабатывает здесь и воспитываемая привычка не врать. Большинство насильников – мужчины, при этом возможен инцест (половая связь между кровными родственниками – родителями и детьми, братьями и сестрами), чаще всего: отец – дочка. Но бывают и случаи насилия женщин над юношами. Сексуальное насилие над детьми редко совершается однократно, чаще это происходит в течение многих лет, и все эти годы они никому об этом не рассказывают. Часто детям не хватает знаний или они не в состоянии рассказать кому-нибудь о происходящем; нередко они думают, что им никто не поверит или их за это серьезно накажут. У ребенка, ставшего жертвой сексуального насилия, меняется поведение, поэтому внимательные и чуткие родители сразу смогут заподозрить неладное.

Следует учитывать, что маленькие дети не понимают смысл действий взрослого, то есть сексуальный смысл происходящего до них не доходит. Ребенок начинает осознавать, как правило, что что-то происходит не так, когда действия насильника становятся явью. Когда родителям становится это известно, нужно действовать особенно осторожно. Чем дольше длилась травмирующая ситуация для ребенка, тем тяжелее и дольше он из нее будет выходить. Нередко при этом он нуждается в помощи психолога.

Когда следует побеспокоиться

Единственным четким доказательством насилия над детьми является наличие свидетелей, что встречается не так уж и часто. Но родители могут заметить некоторые подозрительные сигналы, требующие внимания. Это возможно, когда ребенок:

• принуждает других детей к сексуальным играм;

• зло реагирует на информацию о сексе;

• знает такие вещи о сексе, какие не должны знать дети этого возраста;

• рисует сексуальные символы;

• замыкается или обращает на себя внимание неадекватным поведением;

• стал без причины слишком тревожен, плохо спит, ему снятся кошмары или он кричит по ночам;

Date: 2015-10-19; view: 299; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию