Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Половое воспитание 6 page





С самого начала книги мы ведем речь о том, что родители должны своевременно давать необходимую информацию своим детям. Тогда закономерен вопрос: «Когда и что можно сказать?» Родителям часто трудно представить себе объем информации, который должен получить ребенок в том или ином возрасте. Здесь трудно строго разграничить получаемые знания, ибо развитие детей происходит индивидуально и их интерес к этим вопросам проявляется по-разному. Поскольку дети получают знания о сексуальности постепенно, следует позаботиться, чтобы они получали информацию согласно своему возрасту. Эта информация периодически повторяется, расширяется, усиливается примерно так, как организован педагогический процесс в школе. Кроме того, взрослые также имеют собственные представления и оценки, понятия своевременности и необходимости воспитательных мероприятий. Не может быть одинакового плана сексуального образования, но можно представить примерный порядок ознакомления своих детей с информацией на эти темы.

И здесь нам на помощь приходят разработанные российскими учеными «Этапы психосексуального развития», которым свойственна определенная стадийность и фазность.

. Этап формирования полового самосознания – с первых месяцев жизни до 2-4 лет (максимум 5 лет).

. Этап формирования стереотипа полоролевого поведения от 2-5 до 7-10 лет.

. Формирование психосексуальных ориентаций – от 7-10 до 18-20 лет (максимум 26 лет).

-я стадия – формирование платонического либидо 12-15 лет.

-я фаза – платонические фантазии.

-я фаза – реализация платонического общения.

-я стадия – формирование эротического либидо 12-15 лет.

-я фаза – эротические фантазии.

-я фаза – эротические ласки и игры (в т. ч. петтинг).

-я стадия – формирование сексуального либидо 12-15 лет.

-я фаза – сексуальные фантазии.

-я фаза – начало половой жизни, сочетание сексуальных эксцессов с периодами абстиненции и мастурбации 16-24 года.

Разделение психосексуального развития на этапы носит несколько условный характер, так как половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации тесно взаимосвязаны и представляют собой подвижные структуры, которые могут меняться не только в процессе их формирования, но и в течение всей жизни человека.

На первом этапе – с первых месяцев жизни до 2-4 лет (максимум 5 лет) происходит формирование полового самосознания под влиянием микросоциальной среды, но в значительной мере оно определяется половой дифференцировкой мозга во внутриутробном периоде. Первоначально у ребенка вырабатывается осознание собственной половой принадлежности и пола других людей, затем идет научение и закрепление установки: любопытство, направленное на половые признаки, в том числе изучение половых органов.

Понятно, что на этом этапе обсуждаются телесные различия между полами, утверждается положительное отношение к своему полу и его телесным атрибутам, отношение к телесности, при этом многие аспекты информации лучше усваиваются невербально. Уже с первых месяцев жизни ребенок постоянно получает подтверждения от родителей, кто он – мальчик или девочка, при этом где-то после года выявляются половые различия в игровом поведении детей. Девочки чаще просятся на руки к матери, прикасаются к ней, склонны к пассивным играм на одном месте. Мальчики обычно более активны, непоседливы, избегают длительных родительских ласк.

Поскольку дети видят членов семьи и одетыми, и неодетыми, поэтому к 1-1,5 годам они, хотя и неосознанно, могут знать, как выглядят родители, сестра или брат. В этом же возрасте дети начинают обнажаться и демонстрировать себя окружающим, осматривают и ощупывают свое тело, нередко играют с гениталиями, что обусловлено любознательностью, а не сексуальностью. Именно так они постигают половые различия людей. И это очень важно, ибо если ребенку в этом возрасте не представилась возможность хорошо рассмотреть отличия в строении тела мужчины и женщины (не связано ли это с родительской «предусмотрительностью»?), то чем позже это произойдет, тем выше вероятность возникновения отклонений в половом поведении. Так стоит ли отягощать и без того непростой период пубертата? Необходимо отметить, что рассматривание и сравнение половых органов в этот период не имеет сексуальной окраски, оно имеет характер довольно обычной информации, поэтому лучше получить эту информацию именно в указанный период.

Известно, что в первые годы жизни у ребенка формируется речь и происходит становление самосознания (выделение себя из окружающего мира). Особая роль здесь принадлежит грудному вскармливанию, которое обеспечивает наиболее тесный телесный контакт между матерью и ребенком. Это, в свою очередь, очень важно для дозревания глубоких структур мозга, ответственных за половое поведение человека, и закладки эрогенных зон, что в дальнейшем имеет значение для становления сексуальности (особенно у женщин). Общение с матерью, развитие привязанности к ней дает ребенку ощущение безопасности и закладывает основы адекватных, доброжелательных отношений с окружающими. И здесь мы вспомним наши рекомендации о необходимости называть половые органы своими именами во время общения с ребенком (пеленании, купании и т. д.).

Если развитие ребенка происходит нормально, то в конце этого периода к нему приходит осознание, что он мальчик или девочка, а когда вырастет, будет мужчиной или женщиной, то есть возникает половая идентичность: чувство собственного постоянства, тождественности самому себе душевно и телесно.

На втором этапе (от 2-5 до 7-10 лет, то есть до препубертата) происходит формирование стереотипа полоролевого поведения. Что это значит? На этом этапе происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка и идеалам принадлежности определенному полу, принятым в той социальной среде, в которой он воспитывается. Поскольку в этот период начинается активное общение со сверстниками, совершенствуются и дифференцируются эмоциональные реакции, формируется характер. Психологи отмечают, что этому возрасту свойственны недостаточное развитие воли и импульсивность поведения, любознательность, доверчивость, подражательность, одновременно развиваются элементы абстрактно-логического мышления.

Следует помнить, что, несмотря на развитие чувства личной независимости, важно усиление контакта с родителями. И это понятно, ибо родители и их взаимоотношения становятся объектом повышенного внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов. Правильное поведение родителей во многом определяет формирование адекватной половой роли у ребенка.

Заметим, что в это время дети проявляют интерес к «семейным» играм со сверстниками. Поскольку в них необходимо выполнять определенную роль (жениха, невесты, отца, матери, ребенка и т. д.), то апробируется и закрепляется выбранная половая роль, отражающая различные аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальных. И здесь активность детей зависит от степени их информированности и способности демонстрировать полоролевое поведение взрослых: от подражания родителям (чтение отцом газеты в кресле перед телевизором, ведение матерью домашнего хозяйства) до имитации полового акта.

С началом школьного периода появляются новые образцы для подражания и возрастает роль общения со сверстниками. На этом этапе типично разделение коллектива школьников по половому признаку. Во многом благодаря этому возрастают требования к проявлениям мужественности или женственности, окончательно фиксируя выбранную половую роль.

Третий этап самый длительный – от 7-10 до 18-20 лет (максимум 26 лет). Он связан с формированием психосексуальных ориентаций, обуславливающих выбор объекта полового влечения с его индивидуальными особенностями (половая принадлежность, внешний вид, телосложение, поведение и т. д.) и форм его реализации, и завершается вступлением в период зрелой сексуальности, для которого характерна регулярная половая жизнь. Практически речь идет о различных аспектах особенностей реализации уже проявляющейся сексуальности, поэтому этот этап проходит в несколько стадий и фаз.

Известно, что первые два этапа психосексуального развития протекают на относительно «спокойном» гормональном фоне. На третьем этапе постепенно возрастают функции эндокринной системы, активизируются половые железы. Развитие детей характеризуется формированием личности, социального сознания, адекватной оценки своих способностей. Происходит некоторое отдаление от семьи, вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции. Хорошее понимание этого процесса, разумное половое воспитание поможет родителям не только оценивать поведение детей, но и всегда быть готовым оказать им адекватную помощь. При отсутствии взаимопонимания в семье подросток только в неформальной группе сверстников может получить интересующую его информацию, обсудить волнующие его вопросы. Более того, это может способствовать различным нарушениям становления сексуальности.

Сложные процессы, протекающие на этом этапе, можно условно разделить на три стадии соответственно формированию платонического, эротического и сексуального либидо, в каждой из которых четко прослеживаются две фазы. Напомним, что либидо (лат. libido) – желание, страсть, влечение, которое имеет целью достижение удовольствия. В бытовом понимании либидо ассоциируется с сексуальным влечением.

Начнем с платонического либидо (чаще всего это 7-10 лет), первая фаза которого характеризуется «детской» влюбленностью, желанием духовного общения, обожанием, платоническими мечтами, фантазиями. Во второй фазе происходит их реализация в ходе платонического общения: совместного приготовления уроков, учебы за одной партой, демонстрации знаков внимания к объекту платонического увлечения, ухаживания. Эта фаза очень важна, ибо в ходе ее прохождения формируется умение обращать на себя внимание понравившихся сверстников, знакомиться и общаться с ними. Более того, если не происходит реализации платонического либидо, то романтическая любовь остается не только безответной, но и незамеченной, а трудности, сомнения и неуверенность в себе перенесутся на более поздние стадии формирования либидо, создавая серьезные проблемы при попытках сближения с потенциальным партнером. При гармоничном развитии уже на этой стадии в платоническую влюбленность включаются сначала отдельные элементы эротического фантазирования (желание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам), которые постепенно нарастают, расширяется их диапазон, и они занимают все бόльшую часть свободного времени подростка.

Во второй стадии (чаще это 11-15 лет) происходит формирование эротического либидо. Она начинается с эротических фантазий, при этом подростки начинают проявлять возрастающий интерес к интимной стороне взаимоотношений полов, эротической литературе и фильмам, содержащим сцены свиданий, объяснений в любви. В конечном итоге, осуществляется переход ко второй фазе этой стадии, когда эти фантазии воплощаются в интимные ласки и игры с партнером. Чаще всего они не сопровождаются оргазмом, вызывают неудовлетворенность, что побуждает к расширению круга сексуальных действий и использованию таких форм, как петтинг и мастурбация.

И наступает время последней, третьей стадии – формирование сексуального либидо (чаще 16-20 лет). И эта стадия проходит в две фазы: сексуальные фантазии и начало половой жизни, сочетание сексуальных эксцессов с периодами воздержания и мастурбации.

Этапу формирования психосексуальных ориентаций обычно свойственны смена влюбленностей и идеалов, порой наличие сразу нескольких увлечений, которые взрослые оценивают как ветреность и легкомыслие. Специалисты считают, что это вполне нормальные проявления отбора методом проб и ошибок тех признаков, особенностей и нюансов платонических увлечений, эротических предпочтений и сексуальных ориентаций, которые в последующем будут включать механизм «неподвластного разуму» полового влечения. Более того, это облегчает в последующем выбор супруга и достижение с ним гармоничных интимных отношений. Опыт показывает, что «любовь с первого класса», либо длящаяся годами безответная любовь чаще являются показателем трудностей сексуальной адаптации, что проявляется очень узким, ограниченным индивидуальным выбором, затрудняющим формирование зрелой сексуальности.

Первый этап начинается тогда, когда родители показывают своему ребенку (и это в большинстве случаев делается с любовью) физическую близость. Они обнимают его, говорят о своей любви и о том, что с удовольствием о нем заботятся. Маленькие дети (с двух до трех лет) проявляют естественное любопытство к своему телу, и если родители спокойно называют все части тела необходимыми словами, любопытство ребенка удовлетворяется, и он непринужденно обходится со своим телом. Рассказывая детям о половой гигиене, мы учим их заботиться о своем теле, что очень важно знать и уметь.

Уже при купании следует разговаривать с ребенком о его теле, называя органы и рассказывая об их функциях, удовлетворяя тем самым любопытство малыша. Если одновременно купаются разнополые дети, то можно заодно рассказать и об их различиях. Если маленькие дети принимают душ вместе с родителями или взрослые при них переодеваются, то это дает возможность поговорить о различиях между детским и взрослым организмом. Это может выглядеть так: «Когда ты вырастешь, у тебя тоже будут груди» или «Каждый растет и изменяется с возрастом». Многие дети считают свои половые органы «плохими частями тела». Не потому ли это так, что родители, заметив интерес ребенка к ним, делают замечания, порой в весьма грубой форме? Важно объяснить ребенку, что это обычные части тела, но поскольку они считаются интимными, то скрыты одеждой. И сразу же разъясняется, где их можно беспрепятственно раскрыть: в ванной или собственной комнате, в туалете, при необходимости – у врача.

Стоит обсудить вопрос, кому и когда дозволено прикасаться к половым органам вашего маленького ребенка. Это могут быть родители, ухаживающие за ним при купании, врач или медсестра во время возможного лечения. Ребенок должен понять, что его тело принадлежит только ему. Если ребенка кто-то посторонний обнимет, да еще необычным способом, будет что-то предлагать, при этом скажет, что следует об этом хранить тайну, ребенок должен знать, что надо поскорее освободиться, пойти домой и рассказать все об этом взрослым.

Если в семье появляется новорожденный, это дает замечательный повод рассказать старшему ребенку о том, как происходит великая тайна зачатия и рождения. Ребенок воспринимает это как естественную часть жизни. Можно выработать и другую стратегию. Например, в вашем окружении появилась беременная женщина (тетя, подруга семьи, соседка), и есть теперь возможность поговорить о детках. Маленькие дети с восторгом разговаривают о знакомых «тетях» и об их новорожденных детях. Существует немало ситуаций, которые должны использовать взрослые, чтобы поднять ту или иную тему.

Когда старший брат или сестра вступают в период полового созревания:

«Знаешь, что через пару лет и тебе предстоит пройти через эти изменения?»

Когда в ТВ или газете упоминается какая-то тема:

«Слышала ты о том, что женщине уже за пятьдесят, а она родила ребенка?»

Если дети находят прокладки, тампоны или презервативы в доме (ванне, спальне родителей):

«Это презервативы, и их используют для „безопасного секса“. Ты знаешь, что это такое?»

Когда рождаются домашние животные:

«Потомство животных растет в матке и появляется на свет через влагалище. Ты знаешь, как рождаются дети?»

Когда ребенок, проходя с вами мимо киоска, засматривается на журнал «Плейбой»:

«Как ты думаешь, почему люди покупают эти журналы?»

Здесь перечислены лишь несколько ситуаций, которые можно использовать, чтобы поговорить со своими детьми на эти темы. Это может быть газетная статья или передача по ТВ о преждевременных родах или новых методах зачатия, о насилии над детьми. Такие случаи являются хорошим поводом дать не только конкретную информацию, но и обсудить связанные с ней этические и моральные стороны поведения людей, дать им свою оценку, привить ребенку соответствующие представления. Желательно выбрать такое время, когда никто не может побеспокоить, например, по дороге в школу или бассейн.

Некоторые родители испытывают неудобства, когда речь идет о том, чтобы рассказывать своему ребенку о половых органах, называя их своими именами. Если мы не будем этого делать, тогда они принесут вам в дом такой арсенал синонимов, что переучивать будет весьма проблематично. Поэтому лучше приучать детей сразу к названиям органов, принятых в обществе. Это могут быть необязательно медицинские термины. Например, обычно говорят «половое сношение», хотя медицинский термин звучит как «коитус». Этому действию есть и другие определения: совершать половой акт, заниматься любовью (сексом), спать друг с другом, вступать в половые (любовные, интимные, близкие) отношения (половую, любовную связь), сожительствовать, крутить любовь. Если предложить конкурс синонимов, то всплывет немалый ряд определений, самые приемлемые из которых – спариваться, сводить шашни, случаться. Невероятное распространение, в том числе в современной литературе, да и кино, получило грубейшее слово «трахаться». Об остальных определениях лучше не вспоминать, но их как раз дети узнают раньше других, не имея возможности услышать от родителей необходимые слова. Заметим, эти грубые определения сводят половой акт до животного механизма. Как же теперь рассказывать детям о любви?

Когда дети начинают разговаривать и постепенно осваивать названия различных частей тела, родители обычно называют руку – рукой, ногу – ногой, а вот половые органы получают всяческие ласкательные, порой мудреные определения. Многим кажется естественнее, когда они используют слова типа «кончик», «птенчик», «пипи» и прочее. Но детям может показаться, что это выделяет половые органы в нечто своеобразное, необычное. Не потому ли заборное обозначение полового члена запоминается быстро и навсегда?

Почему мы называем нос носом, но пенис (половой член) упорно будем обозначать любыми другими словами? Разве не проще с самого начала давать всем органам их истинные определения, не заостряя внимание детей на них, например, при пеленании или при купании. Прислушивайтесь к себе, и вы почувствуете, как совершенно спокойно реагируете на истинные определения органов, да и ребенок привыкает это слышать. Если вы до этого употребляли слова-заменители и теперь намерены дать органам свои правильные определения, не стоит беспокоиться – ребенок легко их усвоит.

Лучше, если вы сразу будете употреблять общепринятые обозначения, а не те слова, которые были приняты в вашей семье, ибо впоследствии детям будет сложно вести разговор о сексе. Опыт показывает, что люди, не владеющие общепринятой терминологией, стесняются идти к врачу при появлении каких-то непонятных для них нарушений и нередко обращаются к врачу поздно. Не исключено, конечно, что, став старше и войдя в свой круг общения, дети узнают и будут использовать и другие обозначения, вплоть до непристойных. Одна мама нам рассказала, что ее сын, придя из школы, обратился к ней: «Ты мне неправильно сказала: это называется „яйца“, а не „яички“». Мать объяснила, что второе название правильное, а первое используют в качестве разговорного. Здесь предоставляется случай объяснить, почему многие люди используют в разговорной практике бранные слова, а половые органы называют неправильно, и что для большинства окружающих это звучит непонятно. Возможно, стоит упомянуть, что раньше употребление слов, обозначающих половые органы, связывали с чем-то непристойным.

Если ребенок употребляет неприличные слова, не понимая их смысла, кто-либо из взрослых в спокойной обстановке должен объяснить ему их предназначение. А вот насколько привычно употребление ненормативной лексики в домашних условиях, зависит от родителей. К сожалению, некоторые современные отечественные писатели снабжают свои работы таким откровенным матом, пытаясь показать героев в своей обычной обстановке, что трудно надеяться, что дети избегут влияния этой сомнительной лексики.

В последние годы появилось немало книг, видеофильмов, которые могли бы помочь родителям сделать первый, возможно, что и запоздалый шаг к живому разговору. Впрочем, можно использовать и совместные просмотры художественных фильмов с последующим обсуждением поведения героев.

Объяснить все за один раз невозможно, да и не нужно. Информация подается небольшими порциями, соответствующая обсуждаемой теме. Это длительный процесс, требующий времени, такта и знаний родителей. В сексуальном воспитании не может быть принуждения. Дети обучаются в процессе доверительного разговора или дискуссии.

Многим родителям, возможно, трудно преодолеть внутреннее смятение, чтобы свободно говорить с детьми о различных аспектах сексуальности. Есть смысл вначале обговорить это с партнером или просто потренироваться самому, представив конкретную ситуацию. Впрочем, в любом деле первая попытка – самая трудная. Дети могут чувствовать вашу скованность, поэтому можно им объяснить, что, к сожалению, ваши родители мало обсуждали с вами эти вопросы, поэтому вам непросто это делать, но вы готовы обсуждать их. Некоторые люди чувствуют себя неуверенно, т. к. считают, что мало знают, поэтому им следует почитать соответствующую литературу, чтобы быть способными отвечать на вопросы. Главным затруднением является способность говорить на понятном для детей языке. Не мешало бы ознакомиться с тем, что ваш ребенок смотрит по ТВ, какие журналы читает, какую получает информацию. Неплохо иногда вместе посмотреть и обсудить выбранную передачу.

Никто не знает всего. Порой трудно ответить на вопрос ребенка. Нет ничего плохого, если ему прямо об этом сказать, ибо дети чувствуют фальшь. Лучше пообещать ему дать точный ответ позже. И давайте забудем истории об аисте и капусте. Естественно, чтобы ответить правильно на все вопросы, следует использовать специальные словари, книги из арсенала городских библиотек. В ряде случаев родители могут обратиться в специальные центры.

Дети смогут непринужденно задавать вопросы на сексуальные темы дома, когда почувствуют желание родителей отвечать на них. В таком случае они и сами будут искать повод поговорить об этом. Чтобы «переварить» полученную информацию, приходится четко разъяснять разницу между фактами, необходимыми понятиями и чувствами. Маленький пример:

Вопрос: «Можно иметь секс в 15 лет?»

Факт: «Законодательно возраст сексуального совершеннолетия после 16 лет, но некоторые начинают половую жизнь раньше».

Чувства: «Мне было бы очень неприятно, если бы ты начал заниматься сексом до 16 лет».

Только в доверительном разговоре можно объяснить, какие существуют моральные и этические ценности в обществе, и это не будет выглядеть как нотации. С раннего детства предоставляется возможность узнать, что существуют различные представления о сексуальности, что следует уважать другие точки зрения, но необязательно следовать им, если родители смогли привить свои взгляды на эти проблемы. Например, в дискуссии об абортах можно ответить так: «Некоторые люди считают, что решение об аборте должна принимать одна женщина, а другие считают это совершенно неправильным. Я полагаю…» Простой и честный ответ воспринимается легче, чем длительное философствование.

Желательно вести разговор в обычной и естественной манере, как при обсуждении любой другой темы. Не стоит доводить объяснения до поучительных лекций. Ребенка, особенно маленького, интересует ответ на конкретный вопрос. Обычно детей удовлетворяет короткий ответ, поэтому если каждый раз пытаться дать развернутое решение, у них пропадает желание спрашивать.

Некоторые родители опасаются, что они могут дать своим детям ту или иную информацию слишком рано. Но ведь если ребенок спрашивает, нельзя увиливать от прямого ответа, ибо он будет искать его вне дома. При необходимости разговор может быть продолжен, чтобы углубить знания. Заметим, что дети часто слышат только то, что хотят, порой игнорируя часть беседы. Если они что-то не понимают, то или «отключаются», или переспросят.

И родители должны всегда представлять себе, что «стоит» за этим вопросом. Если ребенок задает вопрос неясный или внушающий беспокойство, не следует давать ему почувствовать, что он сказал что-то неверное, иначе в следующий раз он не рискнет обратиться, чтобы не навлечь на себя неприятности. Например, когда ребенок спрашивает: «Это нормально, когда у 15-летней родился ребенок?» – может означать обычный вопрос любопытного малыша и интерес к конкретному случаю, обсуждаемому в своей среде.

Если ребенок задает весьма сложный или провокационный, вызывающий вопрос и вы не знаете, как лучше ответить, попробуйте выяснить у него, как он себе представляет это или что он уже слышал об этом. Тем самым вы узнаете, что ребенок уже знает, у вас появится несколько минут подумать, и это поможет вам сформулировать собственный ответ.

Разъясняя материал, надо обязательно высказать свое мнение, отношение к возможным вариантам поступков. Это будет тот базис, с которым ребенок сравнивает всю информацию, получаемую вне дома. Наступят времена, когда дети начнут приносить домой непристойные слова. Здесь неуместны крик и запреты, надо объяснить значение этих выражений и причину, по которой вам не хочется их слышать. Злость родителей только побуждает детей повторять эти слова.

Мы, взрослые, иногда «загружаем» простой детский вопрос на какую-либо тему, в том числе сексуальности, своими чувствами и оценками. Если ребенок спрашивает о сексе, то мы нередко этот вопрос оцениваем с точки зрения своего опыта, в то время как он нуждается пока в простом объяснении по существу. Есть одна маленькая история мальчика, который спросил отца: «Откуда я появился?» Отец усадил сына рядом и обстоятельно рассказал все, что знал о происхождении человека. Когда он закончил, мальчик говорит: «Да, это интересно, но… короче, соседский Петя сказал, что он из Воронежа, и я хотел бы знать, откуда я». Как-то соседский мальчик спрашивает отца, могут ли иметь секс собака и человек. Как впоследствии оказалось, его интересовало, может ли родиться получеловек-полусобака. Отец же стал подробно рассказывать о содомии, и по глазам мальчика было видно, что он вышел из темы. Этот пример наглядно показывает, что информирование детей должно осуществляться обязательно с учетом этапов психосексуального развития.

Когда и что можно сказать детям? Лучше всего, если мы рассмотрим этот вопрос в контексте этапов развития ребенка.

Одним из проблемных вопросов является выбор места беседы. Многое зависит от настроения ребенка, но следует использовать возможности уединения, когда никто и ничто не отвлекает. Это может быть прогулка на лодке, совместная рыбалка или прогулка в лесу, собирание грибов, работа в гараже и т. д.

Иногда дети задают вопросы в неподходящее время или в неудобном месте: в магазине, автобусе или в машине, когда интенсивное движение требует внимания. Если в какой-либо ситуации неудобно отвечать на вопросы о сексуальности, то следует спокойно сказать: «У меня сейчас нет времени ответить, но когда придем домой, обязательно это сделаю». Или: «В этих условиях среди людей я не могу спокойно поговорить, но позже с удовольствием обсудим эту тему».

Очень важно, чтобы позже вы действительно вернулись к этой теме, иначе потеряете доверие ребенка. Может случиться, что ребенок потеряет интерес к этой теме, но вы все равно покажите свою готовность обсуждать с ним все вопросы, в том числе и про секс.

Как-то одна женщина рассказывала о своем посещении с пятилетней дочкой одного из клубов, где они пошли в туалет. Там девочка увидела автомат с презервативами и, проходя в череде немолодых дам, громко воскликнула: «Мама, что такое „кондом?“» Можно себе представить состояние этой мамаши.

Для большинства родителей трудно найти повод для разговора со своим ребенком на такие темы, поэтому надо искать удобный случай, а таким может простой вопрос, чтобы обсудить его, высказать свое представление и рассказать об этических ценностях общества. Не следует забывать и об условиях разговора, ибо откровенность требует, чтобы никто и ничто не отвлекало (иначе можно «нарваться» на неприятный ответ). Это дает возможность ребенку проявить свои чувства, укрепить собственное достоинство и в то же время помогает ему учиться принимать самостоятельно решение.

Есть и другая возможность, когда мама говорит: «А что ты думаешь по этому поводу? Мне кажется, что это тревожно, когда мальчики и девочки в таком возрасте проявляют сексуальную активность…» Заметим, что у автора произошел такой разговор с внучкой, когда ей было как раз 13 лет. Здесь можно многое рассказать: о незрелости чувств в этом возрасте, законодательном совершеннолетии, опасности заразиться неприятными инфекциями, нежелательной беременности, методах «безопасного секса» и т. д. Такой подход позволяет рассказать дочке о своей точке зрения по данной проблеме и дает ей возможность и в дальнейшем обсуждать с вами все эти вопросы. Ваш ребенок скорее возьмет на вооружение ваши представления и моральные ценности, когда поймет, на каких принципах вы строите их и что ваши позиции непоколебимы. И никогда не следует забывать, что длительные разъяснения неуместны, ибо надо ценить терпение ребенка. Говорить о сексуальности – не означает только давать информацию, это еще и умение слушать, дискутировать, убеждать серьезными аргументами и собственным примером.

Удобное время для разговоров с малышами – перед сном, когда они согласны на что угодно, лишь бы вы не уходили и не выключали свет. Обычно родители читают книжки в это время, но целесообразно ответить на ранее заданные вопросы. Важно с детства научить ребенка хорошим манерам, касающимся интимных вопросов. Им следует объяснять, какие вопросы можно обсуждать в школе, а какие нет. Таким образом у ребенка закладываются понятия о пределах обсуждения интимных проблем в обществе. Впрочем, развитый малыш может порой поставить в неловкое положение своей компетентностью взрослых, которые по ряду причин в свое время не освоили азы сексуальности.

Date: 2015-10-19; view: 350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию