Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Половое воспитание 7 page





Мы уже отмечали, что отвечать на вопросы ребенка лучше немногосложно и конкретно, ибо маленькие дети не могут воспринимать сразу много информации. Порой родители облегченно вздыхают, ответив на вопрос, а через пару дней выясняется, что им все надо повторять снова и снова. Это замечательно, что ребенок спрашивает у родителей, и к этому его следует поощрять.

Конечно, чтобы дать ребенку вразумительный ответ, следует самому быть достаточно грамотным, но сейчас нет недостатка в источниках квалифицированной информации, и любой дефицит знаний легко устранить. Некоторые родители считают, что «с мальчиками должны говорить папы, а с девочками – мамы». Вряд ли подобная дискриминация верна, ибо любой из родителей должен уметь совершенно спокойно разговаривать с детьми любого пола. Нет никаких причин, по которым папы не могут объяснить менструации, а мамы – ночные поллюции. Нередко сегодня бабушки и дедушки, преодолев прошлые заблуждения и изучив литературу, готовы говорить с внуками на эти темы. Опыт автора показал, что это получается совсем неплохо, особенно когда родители полностью уходят в работу.

Многие уже не помнят, какие выражения они «приносили» домой из детского сада. Сегодня, пожалуй, дети могут задать значительно более трудный или шокирующий вопрос. Поскольку мы заинтересованы в том, чтобы дети стремились обращаться к нам со своими вопросами, никогда нельзя на них сердиться.

Иногда неожиданный вопрос может поставить родителя в тупик, но в подобных случаях совершенно нормально ответить ребенку: «Я не знаю, но давай выясним вместе» или «Мне нужно время, чтобы подумать, я обещаю поговорить с тобой об этом после ужина». Не стоит надеяться, что ребенок забудет о своем вопросе, лучше позже объяснить ему причину своей задержки с ответом.

Создание доверительных отношений – это огромное достоинство семьи. Дети с великим удовольствием говорили бы с родителями на сексуальные темы, если бы знали, что их внимательно выслушают, не будут ругаться или «пилить», дадут добрый совет, вместе посмеются над упущениями или полученной неправильной информацией, предоставят свободу в рамках общей договоренности. Это дает подросткам, с одной стороны, возможность познавать мир, с другой стороны, они знают пределы своей свободы. Это облегчает их задачи при принятии решений.

Важность повторения материала становится ясным, например, после того, как один 12-летний мальчик спрашивает: «Когда девочки начинают продуцировать сперматозоиды?» или когда бородатого преподавателя ученик спрашивает: «У вас уже был пубертат?»

Раннее детство и дошкольный период

Первое, что узнает ребенок, это обозначения наружных половых органов и разницу между мальчиком и девочкой. До прихода в школу дети уже должны знать, что такое половое сношение: встреча сперматозоидов папы и яйцеклетки мамы, чтобы в матке вырос ребенок. Не мешало бы, чтобы ребенок понимал различие между «животом» и «маткой», ибо у них могут возникнуть недоразумения, так как они знают, что еда попадает в живот (а почему тогда там оказываются дети?). Дети узнают также, что люди занимаются сексом не только для зачатия ребенка, но и что это часть любовных отношений взрослых (!). Детям рассказывают, что и они вырастут и тогда в их организме произойдут определенные изменения.

Подслушанный разговор двух мальчиков. Увидев беременную женщину, один из них говорит: «Наверное, ребенок выйдет через пупок». Второй задумчиво соображает: «Тогда он должен быть маленьким и очень гибким».

Кроме того, дети должны знать:

• о родах в простых выражениях;

• видимые части тела, в том числе половые органы;

• о мастурбации (онанизме) – как приемлемом, но интимном действии;

• о гигиене тела, особенно половых органов.

Начальная школа

В начальной школе детям становятся интересны и другие темы:

• различные представления о сексуальных взаимоотношениях, связывающих людей;

• уход за организмом, основы разумного питания, особенно в свете роста числа детей с излишним весом, поддержание физического состояния тела (напомним о катастрофическом положении в стране со здоровьем детей);

• психические и физические изменения, связанные с пубертатом;

• названия и функции органов размножения;

• различные семейные ситуации и внутрисемейные роли;

• большинство людей гетеросексуальные, но некоторые из них – гомосексуальные; значение этого;

• к кому можно обратиться за помощью (родители, учителя, психолог и т. д.);

• понятие о беременности;

• клише о сексуальных ролевых отношениях.

Очень важно говорить с детьми о пубертате (периоде полового созревания) задолго до того, как он начинается. Если дети будут знать о предстоящих изменениях в организме, им легче и спокойнее будет пройти это бурное время, причем в этом нуждаются не только девочки, но и мальчики.

Маленькое отступление. Трехлетний мальчик увидел, как окотилась их кошка в коробку из-под фруктов, и спрашивает маму, готовящуюся к родам: «Мама, почему ты не можешь своего ребенка тоже в коробке получить?»

Конец начальной школы и несколько последующих лет

Дети подрастают, многие прежние знания требуют обновления, углубления и обоюдного обсуждения. Особенно важно уделять внимание изменениям во время полового созревания. Целесообразно поговорить о беременности, родах, способах самоограничения.

К следующим темам, которые обсуждаются с детьми, достигшим 10 лет, относятся:

• ответственность решений в сексуальных проблемах;

• влияние группового принуждения сверстников; как можно сдержать это давление;

• различные мнения и представления о сексуальности;

• беременность тинэйджеров; как найти выход;

• различные виды секса;

• обстоятельная информация о способах предохранения от беременности;

• здоровье и самозащита;

• заболевания (инфекции), передающиеся половым путем (например, венерические болезни, ВИЧ/СПИД), а также методы «безопасного» секса;

• влияние средств массовой информации на развитие сексуальности, идеалов красоты и мужественности;

• роль мужчины и женщины во взаимоотношениях людей и их изменения;

Возможно, что некоторые из этих тем будут затронуты на специальных занятиях в школе, но лучше обсудить их дома. Опыт показывает, что когда дети вступают в пубертат, они очень неохотно обсуждают эти вопросы, а если родители пытаются что-то сказать, то обычно слышат в ответ: «Да знаю я все это», «Я не хочу об этом сейчас говорить», «У меня все в порядке».

Иногда с детьми чуть старше возможен и такой путь, когда при случае говорят:

«Когда я была в твоем возрасте, у меня начались первые менструации…»

«Когда я был (была) в твоем возрасте, меня радовало, что уже мог бриться, самостоятельно ходить в кино…».

«Моя мама не хотела, чтобы я красилась так, как некоторые подруги…».

Одна женщина рассказывала, как ей удалось преодолеть себя. Два раза в неделю она ходила с восьмилетней дочкой в бассейн. Однажды она сказала девочке, что не может пойти из-за нездоровья. Ребенок, видя активность мамы, настаивал объяснить причину. Наконец, мама решилась рассказать о менструациях и связанных с ними проблемах. Видя вполне адекватную реакцию дочки, она поняла, что с ней можно говорить и о других вопросах, связанных с сексуальностью.

При сложностях можно попробовать обратиться к ребенку и так: «Я очень хочу быть хорошей мамой тебе и полагаю, что очень важно поговорить нам об изменениях в этом возрасте. Послушай меня, пожалуйста». Не исключено, что вы встретите отказ, ибо, вероятно, время доверительного разговора на эти темы прошло. Ребенку интересно знать то, что ему неведомо, а когда в своей среде уже все обговорено (и вы не знаете в каком виде), его трудно вызвать на разговор, к тому же добавились специфические изменения поведения, характерные для пубертата. В этот период ребенок не любит разговоров о себе. Замечено, что на занятиях вопросы задают именно те дети, которые еще не вошли полностью в «полосу» пубертата, а вот более зрелые дети стараются что-то для себя выяснить в более доверительной обстановке.

В подростковый возраст дети вступают с достаточными знаниями об изменениях, происходящих в организме при половом созревании, они информированы о формах сексуального поведения, знают о заболеваниях, передающихся половым путем, и средствах защиты. На следующем этапе развития практически завершается сексуальное воспитание молодых людей. Они не только хорошо знакомы с формами сексуального поведения и другими аспектами сексуальности, но знают, как применять противозачаточные средства, о возможных сбоях и неудачах.

Было бы непростительно не сказать о широком спектре вопросов, касающихся сексуальности, которые они усваивают вместе со своими друзьями и партнерами. Это понимание сущности интимных отношений и умение их строить (и отказывать), вопросы влюбленности, дружбы и любви. Родители должны научить детей не скрывать свои жалобы на самочувствие, подготовить их к уверенному поведению во время визита к врачу.

Трудно предположить заранее, с каким вопросом может обратиться ребенок к родителям. Наиболее общие вопросы сексуальности мы обсудили, остальное зависит от образованности родителей в данных вопросах.

Мы уже многое узнали о развитии наших детей, но осталось несколько вопросов, требующих раскрытия. Об этом несколько подробнее в следующих главах.

Глава 7. Сексуальность детей

Вряд ли кого-либо огорошит признание, что дети – существа сексуальные. Это всего лишь констатация наличия у детей половых отличий и специфических особенностей, соответствующих каждому возрасту. К тому же наши знания и наблюдения не всегда закрепляли в памяти все изменения, происходящие в процессе роста собственных детей. Некоторые из них мы старались не замечать, другие были столь преходящи, что не вызывали озабоченности. Многие ли отмечали, что у мальчиков чуть ли не от рождения бывают эрекции, а у девочек периодически увлажняется влагалище? Эти и аналогичные проявления бывают в течение всего детского и юношеского периода.

И все же высказывание о том, что «дети – существа сексуальные», для многих спорное, оно вызывает смешанные чувства, а для некоторых взрослых – просто чудовищно. Для многих людей тема секса и сексуальности является если не табу, то очень щекотливой. Мнение о том, что незнание детьми этих вопросов позволит им дольше сохранить невинность, довольно распространенно, но, увы, оно в корне ошибочно. Наоборот, знание различных аспектов сексуальности помогает детям сознательно сохранить свою невинность.

Важно и нам, взрослым, признать детскую сексуальность. Это поможет воспринимать существующие у подростков и молодежи сексуальные отношения и создать основу для обсуждения с ними этих вопросов. Если же мы попробуем встречать любые вопросы своего ребенка о сексе в штыки, он перестанет обсуждать с нами эти темы и найдет других партнеров для обсуждения. Чем это заканчивается, известно: статистика неумолима!

Поскольку маленькие дети сами видят свои половые различия. Разве это не повод рассказать им о различных частях тела, в том числе половых органах, отметив их интимность, о необходимости знать, кто может их видеть и прикасаться. Многие родители воспринимают детские сексуальные отношения со своих взрослых позиций. Им и невдомек, что игры типа «врач – пациент» или «покажи мне твой» совершенно не имеют той подоплеки, о которой мы можем думать.

Одна мама рассказала нам о таком случае. Она зашла в спальню, где находились ее дети: пятилетний сын и семилетняя дочь, при этом сын лежал на дочери и держал во рту сосок молочной железы. Мысли летели в голове чередой: кто их этому научил, где они это видели, что сделают они позже? К счастью, она преодолела испуг без паники, глубоко вздохнула и спросила, насколько это было возможно, спокойным голосом: «Во что же это вы играете?» Ответ: «Я – мама, а это мой ребенок, он должен пить молоко, так делает тетя Ира, когда кормит своего беби!»

Нельзя говорить о сексуальном (половом) развитии детей, не зная подробностей их поэтапного развития. Это поможет узнать, с какими трудностями сталкивается ребенок в каждом из периодов, и выработать правильную тактику, чтобы помочь малышу в их преодолении. Ведь конечная наша цель – как можно лучше понять своего ребенка, вырастить его здоровым и счастливым. Будет прекрасно, если мы научимся так обращаться с детьми, чтобы они никогда не были вынуждены внутренне закрываться от нас и смогли бы задавать нам интересующие их вопросы.

Так же, как и обычное поведение детей сложно уложить в какие-то рамки, «нормальное» сексуальное поведение у каждого ребенка выглядит по-разному, ибо оно зависит от многих факторов: состояние семьи (полная или неполная), отношения родителей и старших членов, культурный уровень, контакты с другими детьми, воздействие средств массовой информации, индивидуальный характер ребенка. Но, как мы уже отметили, оно вписывается в известные нам «этапы психосексуального развития». Так или иначе, на различных этапах развития у детей могут быть идеалы, примеры поведения, которым они стремятся соответствовать.

От рождения до 18 месяцев

Первый вдох делает вновь появившегося человека гражданином Земли. Весь организм при этом подчинен собственному ритму, поначалу очень быстрому, который лишь постепенно, с течением лет превращается в обычный ритм взрослого человека. Удивительные вещи можно наблюдать в процессах становления и роста малыша!

На первом месяце жизни мы видим пока только лишь рефлекторные действия: зевоту, крик, сосание. Поначалу глаза чаще всего закрыты, смотрит он пока редко, но при этом воспринимает глазами свет. Ребенок уже слышит, но не фиксирует направление звука. На втором месяце наблюдается уже отчетливая мимика. Руки крепко держат предметы. Органы речи издают звуки. Ребенок начинает поднимать голову и воспринимать окружающий мир. На третьем месяце взгляд младенца может задерживаться на предметах. Слуховое восприятие становится фиксированным – ребенок поворачивает голову в направлении звука. Он начинает узнавать привычные лица – мать, отца и т. д. На четвертом месяце упорядочиваются движения, так малыш может схватить конкретный намеченный предмет, он свободнее реагирует на впечатления. К пяти месяцам у некоторых детей обозначаются попытки сесть, они приподнимют голову и туловище, хорошо удерживают их. В это время нередко многие взрослые в порыве любви пытаются «помочь» ребенку, усаживают его, обложив подушками, или просто стараются стимулировать скорейшее сидение иными способами. Надо сразу сказать, что этого делать нельзя. До того момента, пока ребенок сам не проявит инициативу садиться, надо оставить любые попытки посадить ребенка.

Всякое ускорение развития мешает этому самому развитию, забирая силы, столь необходимые для естественного роста. В это время в организме ребенка протекают определенные процессы, связанные с волевым началом (он должен сам поползти, сам сесть), которые должны завершиться прежде, чем ребенок начнет садиться.

Все преждевременно завершенные процессы развития приносят вред ребенку. За них приходится слишком дорого платить, ибо они надолго отнимают у ребенка силу роста и вообще подтачивают силы его развивающегося организма.

К шести месяцам у ребенка возникают подобия слов. Вживание в речь у ребенка зависит от того, как с ним говорят и какие слова произносят. Если ребенок слышит правильную речь и с ним много разговаривают, то он быстро делает успехи. Девочки в этом процессе усерднее мальчиков и добиваются больших успехов. Плохо, если взрослые повторяют за малышом его звуки или неправильные словечки, т. к. ребенок учится говорить, как и многому другому, через подражание. Он хочет строить себя правильно, т. е. подражая хорошему образцу.

В семь, восемь, девять месяцев ребенок пытается сам подняться из лежачего положения. Вскоре он добивается этого без посторонней помощи. В десять, одиннадцать, двенадцать месяцев происходит нечто значительное! Ребенок покидает горизонтальную плоскость и становится вертикально. Делаются первые шаги и попытки ходить. К концу первого года он решается сделать первые шаги без поддержки. Речь оформляется в простые слоги, он говорит «мама, папа».

Каждый может убедиться, что «нормальное» развитие не подчиняется никакому закостенелому плану, напротив, всегда есть индивидуальные колебания, большие или меньшие отклонения от нашей абстрактной схемы. Часто оказывается, что у того или иного ребенка речь развивается поздно. Если в этих случаях не имеют место глухота, какое-нибудь повреждение ушей или слабоумие – диагнозы, которые может поставить только врач, – то не надо создавать из этого преждевременной проблемы.

И вот ребенок уже прочно стоит на ножках и говорит отдельные короткие слова, но судить о завершении фазы грудного возраста можно лишь тогда, когда он уже бегает. В этот период у ребенка пробуждается жизнь восприятий. Только теперь в мозгу образуется речевой центр во взаимосвязи с центром руки, у правшей в левой, а у левшей – в правой половине головного мозга. К двум годам он уже говорит предложениями, очень простыми, о себе самом говорит в третьем лице, называя себя по имени.

Мы немного отвлеклись от темы, чтобы показать процесс развития ребенка. Одновременно происходят определенные изменения в сексуальной сфере. Сексуальный отклик у детей возникает в ситуациях, когда их баюкают, ласкают, купают, держат на руках, обнимают или прижимают к своему телу, что важно для установления контакта между детьми и родителями. Со временем эта связь углубляется. Дети реагируют весьма сильно на прикосновения и получают большое удовольствие, когда сосут грудь мамы. Они обычно ощущают все части тела, как только начинают ориентироваться во внешнем мире. Ребенок, лишенный в младенчестве родительского тепла и других форм связи с отцом и матерью, впоследствии может испытывать трудности при вступлении в интимные отношения или во многих случаях не получать удовлетворения от собственной сексуальности.

Родители часто смущаются, а порой и пугаются, когда видят, что малыши часто прикасаются к своим половым органам. Не станем приводить различные мнения ученых, занимающихся этим вопросом, отметим лишь, что это процесс вполне естественный. Просто, научившись контролировать перемещение рук, дети начинают исследовать свое тело и, очевидно, устанавливают, что прикосновение к гениталиям приятнее, чем к ножкам или игрушкам, посему они трогают их, когда что-то беспокоит, как бы успокаивая себя. Как отмечают исследователи, мальчики играют с гениталиями, начиная с 6-7-го месяца, девочки – на 10-11-м месяце; те и другие начинают мастурбировать на 15-16-м месяце, при этом вполне возможно, что они получают от этого удовольствие, которое, конечно, не имеет эротической окраски.

Уже в этом возрасте дети получают первые сексуальные представления благодаря положительным и отрицательным реакциям на окружающий мир. В определенной степени они начинают различать родителей и родственников своего пола, а затем и подражать им.

Различна и реакция родителей на описанные проявления полового поведения. Это и забавляет, и удивляет, и тревожит, хотя все это – нормальные проявления развития ребенка. Приятные ощущения закрепляются в сознании ребенка, что будет играть положительную роль при возникновении интимных отношений в будущем. Эта информация нам необходима для того, чтобы снять напряжение родителей, когда неожиданно им приходится наблюдать за действиями их маленьких детей.

От 18 месяцев до 3 лет

Ребенок продолжает активно расти. Появляются молочные зубы, прорезаются коренные зубы. Прорезывание зубов может сопровождаться ухудшением общего самочувствия и поведения ребенка, утратой аппетита, капризами, возможно повышение температуры, понос, спазматические явления. Как правило, все это непродолжительно. Постепенно к радости мамы ребенок приучается сам ходить на горшок. Необходимыми условиями такого достижения являются соблюдение режима, правильного ритма. Если ребенок привык к этому, то он своевременно просится на горшок. Но ни в коем случае нельзя приучать малыша к регулярности и опрятности, наказывая его за промахи. Матери, которые бьют своих детей за то, что они пачкают штаны, добиваются результата, противоположного желаемому.

К двум годам большинство детей уже ходят, начинают говорить, а также ощущать себя мальчиком или девочкой. Они проявляют неуемное любопытство, исследуя разные части собственного тела, в том числе и гениталии, интересуются человеческими выделениями, проявляют интерес к телу других. Свое любопытство они удовлетворяют тем, что смотрят или касаются других. Сначала они делают это самостоятельно, а затем появляется интерес к играм «в доктора» или «покажи мне свое, и я покажу, что есть у меня». Дети могут потирать пенис или клитор руками, а также использовать для этой цели куклу, подушку, одеяло или другие предметы. Родители всегда пугаются, когда замечают, что дети целуются, а порой рассматривают гениталии друг друга. Такое поведение вполне нормально для детей, хотя родители, как правило, пытаются пресекать его. Некоторые дети прекращают, другие продолжают втайне делать это, только теперь испытывая страх.

С рождения до 3 лет формируется половая идентификация. Осознание себя мальчиком или девочкой закрепляется и потом меняется редко. Дети любят говорить: «Я – мальчик (или девочка)». Большинство уже знает половые отличия между женщиной и мужчиной и тот тип поведения, которого от них ждут. Ребенок копирует представителей своего пола и наблюдает за матерью (отцом) или другими женщинами (мужчинами). Постепенно он осознает, какой тип поведения ожидается от представителей того или иного пола, говоря, например: «Я – мальчик, и не должен вести себя как девочка». Вспомним увещевания мамы: «Не прыгай со стула – ты ведь девочка».

В 3 года дети нередко задают вопросы о половых различиях, откуда берутся дети, и чаще всего удовлетворяются простыми ответами. Вполне нормальным считают в этом возрасте занятие мастурбацией. Не стоит и удивляться, когда ребенку вдруг начинает очень нравиться мальчик или девочка (строго по признаку противоположного пола) одного с ним или более старшего (что более свойственно девочкам) возраста.

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что взрослые не одобряют игру гениталиями, однако ему непонятно, почему, рассказывая о различных частях тела, они «забывают» упомянуть о наружных половых органах. Можно понять смущенность родителей, но пытаться исключить все проявления сексуального экспериментирования ребенка вовсе не стоит. Нередко детей одергивают замечаниями типа «Это нехорошо» или «Не трогай себя здесь», не давая себе усилий объяснить причину своего недовольства.

Почему это нежелательно делать? Дело в том, что отрицательные ощущения, испытываемые при этом, могут послужить самыми ранними источниками возможных затруднений на сексуальной почве в будущем, ведь таким образом детей как бы убеждают в том, что их половые органы – «грязные» части тела. Это возможно и тогда, когда родители проявляют чрезмерную настойчивость в привитии ребенку гигиенических навыков. Но в любом случае взрослые должны прививать детям навыки социально приемлемого поведения (например, не показывать и не трогать гениталии на людях).

Как же себя вести в таких случаях? В этом возрасте ребенок улавливает неодобрение родителей по тону голоса, выражению лица и другим физическим признакам, поэтому лучше всего спокойно реагировать на проявления его сексуального любопытства. Один знакомый рассказал нам, как однажды его трехлетний сын зашел в ванную комнату, когда он только что закончил принимать душ (надо бы закрывать дверь!). Реакция была мгновенной: «Убирайся отсюда! Разве ты не видишь, что я не одет?», а затем быстро схватил полотенце, чтобы укрыться. Естественно, он расстроился, нагрубив ребенку. Но ведь есть и другая сторона события: такая реакция отца показала сыну, что отец стесняется своего тела, и, скорее всего, спровоцирует его на повторное вторжение.

Другой случай. Надо понимать, что маленькие дети часто ласкают себя в самые неподходящие для родителей моменты. Это надо учитывать и быть заранее готовыми к таким ситуациям. Если ваша дочка в магазине вдруг задирает платье и начинает тереть себя между ног, бессмысленно делать замечание или кричать на нее, привлекая внимание окружающих. Намного лучше, если вы дадите ей в руку пакет и попросите нести его. Таким способом вы отвлекаете ребенка от неприличного по социальным меркам занятия, не акцентируя на нем внимания и не создавая впечатления, что вы недовольны им.

От 3 до 5 лет

Начинается дошкольный период (от 3 до 7 лет), когда большинство детей посещают детский сад. Уже заметно первое физиологическое вытяжение, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица, нарастание массы тела несколько замедляется. Постепенно выпадают молочные зубы, и начинается рост постоянных. Интенсивно развивается интеллект, усложняется игровая деятельность. К 5 годам дети свободно говорят на родном языке. Улучшается память. Совершенствуются тонкие координированные движения, развиваются навыки рисования.

В конце третьего года – на пороге четвертого у ребенка активно проявляется упрямство, которое является проявлением только что родившегося в ребенке «Я». Родители взволнованы, не знают, что произошло с их любимцем. Зачастую они обращаются к врачу и жалуются, что ребенок вдруг «испортился». Нередко доктор назначает различные успокаивающие средства. Мы утверждаем, что ничего этого делать не надо. Упрямство внезапно возникает в жизни ребенка подобно некоему «стражу». Можно ли себе представить, что упрямство необходимо в этот период развития ребенка и действительно его охраняет?! Нужно просто понять и правильно принять эту ситуацию. Упрямство защищает совсем еще слабое «Я» от постоянного влияния других душ и других «Я», живущих рядом. Однажды мы уже наблюдали, как ребенок поднялся на ноги, освободившись тем самым от державших его сил Земли. То же самое мы наблюдаем и сейчас, в конце третьего года жизни, но события уже происходят не на физическом плане (вставание, переход в вертикальное положение), а на душевном. Упрямство и своеволие он противопоставляет окружающему миру и в том числе своим близким, родителям. Так он защищает и одновременно пробует свое «Я». Не стоит переживать – через несколько недель это упрямство пройдет.

Порой мы чувствуем себя почти беспомощными перед детским упрямством, но всякая попытка пересилить его – значит тяжело ранить и даже сломать только что пробудившееся «Я» ребенка на всю его оставшуюся жизнь. Как же нужно нам вести себя? Любить ребенка – значит дать ему возможность развиваться так, как того требует его собственная природа, а не так как удобно нам. Терпение – это совершенно необходимая способность души, особенно в период упрямства. Тот, у кого мало терпения, может увидеть, как ребенок не без его «помощи» портится прямо на глазах, при этом возможны расстройства функций внутренних органов. Порой детский организм реагирует на нетерпимость, проявляемую взрослыми, судорогами отдельных органов. Следствием этого могут быть нарушения в системе обмена веществ и различные заболевания нервной системы. Только осознав это, мы можем понять всю меру ответственности, лежащей на нас в деле воспитания ребенка.

В этот период уже начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек. Активно формируются индивидуальные интересы и увлечения. У девочек в игре появляется заботливость, у мальчиков – подвижность и сила. Возникают сложные взаимоотношения с разными детьми и взрослыми, формируется самолюбие. Эмоции становятся сдержаннее. Ребенок готовится к поступлению в школу.

В эти же годы, когда ребенок активно осваивает речь, растут его контакты с другими детьми, так же как и любопытство, в том числе половое, т. е. стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. В этом нет ничего удивительного, ибо осознание своего собственного «Я» обязательно включает и осознание собственной половой принадлежности, являющейся важнейшим стержнем формирования личности будущих мужчин и женщин. При этом осознанное понимание значения своего пола дополняется уважением противоположного пола, что способствует развитию уважения к женщине уже в маленьком мальчике, а девочке важно научиться вести себя в соответствии с половой принадлежностью.

Именно в этом возрасте начинаются специфические игры, о которых мы уже упоминали, – «мать и отец», «игра в доктора», «покажи мне твой» и другие подобные игры, открывающие детям новый мир. Нередко дети подглядывают за родителями в ванной. В лексиконе детей появляются слова явно не литературного происхождения, хотя, вероятнее всего, они не знают их истинного смысла (идет обезьяничание). Возрастает интерес к беременности и рождению, посему вопросы на эти темы вполне закономерны. Это довольно удобный случай рассказать детям о зачатии, привить правильные названия частей тела и их функции, основы гигиены и ухода за телом. Дети в этом возрасте не всегда понимают первые разъяснения родителей, забывают их, поэтому приходится повторять, расширяя объем информации. Не всегда легко родителям удовлетворить растущее любопытство своего малыша, при этом некоторые дают вполне естественное объяснение, тогда как другие испытывают неловкость и стараются избежать разговора на эту тему. И реакция детей разная: они могут перестать задавать вопросы или, напротив, засыпают ими обоих родителей, чтобы привести их в еще большее замешательство.

К пяти годам дети уже знают, что играть половыми органами в присутствии других нельзя, но порой приходится мягко напоминать им об этом.

Этот возраст знаменуется тем, что дети, наблюдая за взрослыми, начинают формулировать собственные представления о сексуальных отношениях. Они видят, как родители обнимаются и целуются, получая при этом удовольствие, что дает им возможность понять, что физическая и эмоциональная близость позволяет получать приятные ощущения. Если родители ссорятся между собой или ребенок постоянно слышит восклицания типа «не трогай меня», у него может развиться совершенно противоположный взгляд на близкие отношения.

Date: 2015-10-19; view: 328; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию