Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обработки содержания научных текстов





Читая и конспектируя научную литературу, следует сразу думать о том, как она будет представлена в тексте курсовой работы. Нельзя переписывать и пересказывать «своими словами» чужие тексты и выдавать за свой. Содержание следует обрабатывать и в переработанном виде использовать в своем тексте. Это делается с помощью различных теоретических методов и преимущественно методов анализа. При этом анализ предполагает декомпозицию текста, выделение согласно виду анализа его отдельных элементов, определение ведущего системообразующего элемента, установление связей между элементами.

Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других авторов и самим давать свою интерпретацию. Метод деконструкции основан на праве читателя и пользователя толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, без искажения авторского текста. Этот метод чаще всего применяют студенты.

Аксиоматический метод - построение авторского текста на основе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых за аксиому. Так студент использует терминологию исходных текстов, идеи, законы, которыми затем руководствуется. Затем, приняв их за аксиомы, дополняет своим материалом: различным анализом и оценкой. Это тоже часто используемый студентами метод.

Метод апперципирования - состоит в простом дополнении используемого и принятого за аксиомы знания из какого-либо источника знанием своим непосредственно по данной теме. Апперцепция - это зависимость собственных суждений от принятых за основу знаний. Использование этого метода чаще всего происходит при формировании «Я-суждений».

Дескриптивный метод - описание изучаемого явления, процесса, качества через слова - дескрипторы, то есть те, которые наиболее точно их представляют в науке. Дескрипторы - это опорные слова, выражающие основное смысловое содержание изучаемого явления. Например, при изучении явления социализации человека такими дескрипторами становятся: человек, общество, социум, воспитание, культура, социальные связи, социальные отношения. Тоже часто используемый студентами метод, особенно при написании параграфа, раскрывающего суть изучаемого явления.

Диахронический метод - метод изучения каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, становлении и развитии. Чаще всего применяется при описании исторического материала, написании исторических глав и параграфов.

Аспектный анализ - это рассмотрение научного текста под каким-нибудь конкретным углом зрения, через призму какой-либо определенной теории или идеи, на основе какого-либо учения. Аспектным анализ будет, если научный материал интерпретируется через определенные проблемы практики.

Герменевтический анализ - метод выявления скрытых, неявных смыслов авторского текста. Например, установление мировоззренческих взглядов автора, о которых он прямо не заявляет в тексте работы, выявление исторически верных смыслов им используемых терминов и понятий, отнесение научных идей автора к тем или иным научным школам. Именно применяя такой анализ, можно получить новую информацию для своей работы, свою информацию, которая и составит научную новизну исследования.

Голографический анализ - анализ целостного явления или процесса во всех его связях и зависимостях, в движении и отношениях с внешней средой. Это самый сложный вид анализа, с помощью которого соединяются теоретическое знание о предаете исследования и знание практики его функционирования, выявляются всевозможные его внутренние структуры и их взаимодействие. Метод этот находится в стадии становления, и потому опыт его применения студентами очень важен.

Контент-анализ - метод выявления в научном тексте употребления тех или иных терминов-понятий и их устойчивых сочетаний, частоты и сочетаемости их с другими понятиями. Метод применяется при анализе переписки ученых, дневников, альбомов детей, а также самих научных статей и книг. Он позволяет определять направленность личности, ее ценности и отношения, научные предпочтения.

Критический анализ - метод выявления сильных и слабых сторон научного текста. В студенческих работах чаще всего применяется в единстве с диахроническим методом при оценке вклада ученых в разработку того или иного вопроса.

Комплексный анализ - это межпредметный анализ, то есть рассмотрение одного и того же предмета исследования в разных науках, например в философии, лингвистике и психологии, или медицине, психологии и истории.

Концептуальный анализ - анализ научного текста с позиций определенной концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведенного автором исследования и полученных им выводов.

Проблемный анализ - анализ нерешенной проблемы, но находящейся в стадии исследования. Этот анализ предполагает постановку и интерпретацию проблемы, еще не имеющей либо определенных методов исследования, либо адекватного и достаточного фактологического материала, либо единого подхода.

Системный анализ - рассмотрение предмета исследования по возможности во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях. От голографического он отличается тем, что с его помощью можно рассматривать предмет исследования в статике, условно выделив его из практики и даже дистанцируясь от нее, лишь на одном теоретическом материале.

Сравнительный анализ - метод сопоставления и выявление общих и различных признаков двух или более объектов исследования (идей, подходов, решений).

Феноменологический анализ - анализ какого-либо крупного явления, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик. С помощью этого анализа собираются, условно говоря, все знания, добытые наукой по их изучению.

Кроме этих методов изучения теоретического материала научных текстов есть и другие. Например, структурный, обзорный, обобщающий, функциональный анализы. Студент может сам разработать свои методы и опробовать их в работе.

Кроме этих методов с текстами можно работать и такими, как акцентуация (более глубокое рассмотрение одного вопроса), актуализация (восстановление значимости забытого материала), алгоритмизация (нахождение общих правил построения исследования), идеализация (выделение наивысших и наилучших качеств и состояний предмета исследования), моделирования (создание собственной концепции понимания и объяснения предмета исследования).

Выбор метода изучения теоретического текста основывается на постановке четкой цели исследования и цели самого анализа, на понимании специфики изучаемого текста, на владении техникой того или иного вида анализа. Чем более видов анализа освоит студент за время написания реферата, курсовой и дипломной работы, тем более гарантии, что он успешно развивается интеллектуально.

Выбранные и применяемые виды анализа и другие методы обработки содержания теоретической литературы обязательно указываются во Введении в разделе Методы исследования и его подразделе «Теоретические методы исследования».

Научные понятия, представленные в тексте как термины, составляют основу любого исследования. Они определяют логику исследования, обеспечивают развитие мысли. Курсовой проект имеет свою внутреннюю систему понятий, в которой есть свои категории и соподчинительные связи. Очень важно выстроить понятийно-терминологическую систему работы и убрать противоречия и излишества, мешающие четко и просто представлять тему. Это работа по составлению своего тезауруса. Тезаурус курсовой работы может состоять из 10-15 терминов.

Оформление заголовков. Заголовки структурных частей работы «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения» печатают заглавными буквами. Не допускается выделение слов, заголовков полужирным шрифтом и подчеркиванием. Заголовок выравнивается по центру. В заголовках сокращения и знаки переноса слов не допускаются, точка в конце не ставится. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовок необходимо отделять двумя межстрочными интервалами от вышеизложенного текста и одним интервалом от последующего текста. Разделы следует нумеровать арабскими цифрами. Не допускается отрыв текста раздела от его заголовка (не должно быть так, чтобы заголовок раздела был в конце страницы, а собственно текст раздела начинался со следующей страницы).

Оформление ссылок. При включении в текст работы цитат или упоминании различных печатных работ необходимо давать ссылки на используемые источники. При этом возможны несколько вариантов оформления:

1) ссылка на источник в целом оформляется в виде номера, под которым он значится в списке использованных источников, который ставится после упоминания автора или коллектива авторов либо цитаты из работы и заключается в квадратные скобки, например:

«К.М. Сухоруков [2.43] наиболее важными проблемами в международной стандартизации в области библиографии считает…»;

2) ссылка на определенные фрагменты источника отличается от предыдущей указанием через запятую страниц цитируемого документа, например:

«А.Д. Сахаров [2.63, 201-202] писал, что…»;

3) применяется и комбинированная ссылка, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников, которые отделяются друг от друга точкой с запятой:

«Как видно из исследований [2.6; 2.7, 4-9; 9, 2.253]…»;

4) если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой:

«Исследованиями ряда авторов [2.27; 2.91; 2.132] установлено, что…»

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать так: «Цит. По:» либо «Цит. По Н.:» или «Цит. По ст.:». Если невозможен плавный логический переход к ссылке от текста, к которому она относится, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом». Когда надо подчеркнуть, что источник, на который дается ссылка, лишь один из многих, где подтверждается, высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях пишут: «См., например,», «См., в частности». Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают «См. также:».

Использование чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования является плагиатом.

Date: 2015-10-19; view: 4329; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию