Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проектирование тактики исследования
Тактика исследования - это серия операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность. Ее можно определить как систему локальных практических действий, направленных на достижение поставленной цели исследования. Сюда входят: · объект исследования; · предмет исследования; · гипотеза исследования; · задачи исследования; · методы исследования; · этапы исследования. Объект исследования - это научное или практическое пространство, в рамках которого ведется исследование. Научное пространство - это теория, учение или концепция, определяющие характер исследования. Практическое пространство - это конкретные образовательные, воспитательные или учебные системы, процессы или ситуации. Объект исследования определяет условия, в которых будет достигаться цель. Предмет исследования - это та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию. Им становится «слабое звено», которое обнаруживается уже в противоречии, затем становится проблемой и, наконец, входит в цель. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти идентично с целью. Гипотеза исследования разрабатывается только при четком представлении о предмете исследования. Гипотеза есть предположение о путях достижения цели по преобразованию этого предмета, по созданию условий для его развития и совершенствования. Чаще всего гипотезы строятся по алгоритму «А будет усовершенствовано, если используются Б, С, Д». Задачи исследования хотя и являются подцелями, но ставятся только после разработки гипотезы. Задачи есть ступеньки поиска и потому выделяются в соответствии с его логикой. Так, выделяется задача изучения теории, но именно той, которая нужна для проверки конкретной гипотезы. В качестве самостоятельной может быть выделена задача изучения и обобщения практического опыта работы учителя. Задачи могут формулироваться как через глагольное действие, а могут и через имя существительное - «проведение», «изучение», «обобщение», «разработка». При выработке задач надо помнить, что ни одна из них не может повторять цель или быть шире цели. Цель достигается через решение задач, а потому каждая поставленная задача должна в своем решении продвигать исследование к цели и в сумме своей соответствовать ей. Методы исследования определяются конкретно поставленными задачами. Для разрешения каждой из них требуются особые методы. Если речь идет об изучении теории вопроса, то нужны теоретические методы, например критический, системный и другие виды анализа, обобщение, моделирование. Если речь идет о практике, то нужны методы наблюдения, изучения продуктов деятельности и документации, эксперимент, различные виды опросов. Это есть эмпирические методы. Особо выделяются методы обработки полученных данных - конкретных фактов или статистических показателей. Выделяют методы качественного и количественного, то есть статистического анализа. Статистические методы анализа - это методы математического описания изучаемых явлений, качественные методы анализа - методы понятийного описания. Этапы исследования определяют последовательность выполнения всего исследования. Так, могут быть этапы: 1) изучения теоретического материала; 2) изучения практики; 3) проведения эксперимента; 4) написания самой работы. Описание этапов обязательно сопровождается указанием календарного времени их выполнения. Они согласуются с контрольными точками исследовательской деятельности. Самоэкспертиза исследования - это самостоятельная оценка его исполнителем с точки зрения научной и практической ценности. Проводится она по завершению всего исследования как самоанализ и самой деятельности исследования, и его результатов. Определение научной новизны исследования проводится на основе оригинальности исследования и его отличия от известных ранее проведенных по сходной проблеме. Этой новизной может быть: · эмпирическое подтверждение или опровержение ранее выдвинутой теоретической идеи; · предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся; · методы исследования, никогда ранее не применяющиеся при изучении подобных явлений; · новые оценки ранее проведенных исследований; · впервые выявленные связи и отношения между фактами, процессами и системами, никем ранее не описанные. Определение научной новизны происходит следующим образом. Во-первых, анализируется цель исследования. Правильно поставленная цель - уже новизна. Если цель достигнута - этот результат и есть новизна. Во-вторых, анализируется гипотеза. В ней определяются пути и способы достижения цели. Если реализация этих путей помогла прийти к цели, значит, гипотеза подтверждается. Гипотетически поставленные пути и способы достижения цели всегда имеют известную долю новизны, если исследование не дублирует уже кем-то проведенное. В-третьих, выделяются выводы по главам и Заключение, где не повторяется ранее сказанное другими авторами. В-четвертых, все относимые к новизне положения выстраиваются в систему и ранжируются. Количество положений новизны может быть самым разным, от одного до многих. Практическая значимость исследования - это возможность его использования в практике образовательного и иного учреждения, а также для продолжения исследования. Этим определяется его «потребительная стоимость» и возможность включения в «сферу образовательных услуг». Определяется практическая значимость всего нового, что сделал исследователь. Определение практической значимости происходит следующим образом. Во-первых, мысленно анализируется база исследования, то есть то учреждение, в котором проводилась эмпирическая (экспериментальная) часть исследования или где обобщался опыт работы. Во-вторых, выделяется участок, где успешно прошел эксперимент. В-третьих, определяется, где еще есть подобные ситуации и специалисты, способные использовать выдвинутые рекомендации. В-четвертых, выделяются новые проблемы и идеи, которые не исследовались в конкретной работе, но возникли из исследования. «Потребителями» таких идей могут стать другие исследователи. Таким образом определяется, какими педагогами, при работе с какими детьми и в каких учреждениях могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации исследования, а также какие проблемы могут быть далее темой и предметом последующих исследований. Научная новизна и практическая значимость исследования, определяемые самим исследователем, затем анализируются и подтверждаются рецензентами и защищаются самим исполнителем.
Date: 2015-10-19; view: 827; Нарушение авторских прав |