Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Имидж в контексте символической коммуникации
(применимость интеракционистского подхода) Последовательное развитие изложенного в предыдущем параграфе семиотического подхода к исследованию имиджа вплотную подводит нас к вопросу о применимости к объяснению такого комплексного явления, как имидж, принципов и понятий символического интеракционизма. За возможность и целесообразность рассмотрения имиджа в контексте символического интеракционизма говорит тот факт, что именно в рамках этого научного направления преимущественно исследуется социальное общение в аспекте его символического содержания. Само название данного направления в психологической науке происходит от слова «интеракция», которое в этом контексте означает социальное взаимодействие, т.е. взаимодействие людей в рамках социальной группы. Именно понятие интеракции является ключевым в символическом интеракционизме, указывая на его основную проблематику и центральный предмет исследований. В отличие от представителей других направлений современной социальной психологии, рассматривающих социальное взаимодействие скорее как условие или контекст, в котором разворачивается деятельность индивидов, психологи интеракционистской ориентации в фокус своего внимания помещают именно сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим, с их точки зрения, для понимания социального поведения человека [8, 180\. Так, Т. Шибутани, объясняя, почему действия людей в группах являются согласованными и в то же время их согласованность отличается высокой пластичностью и гибкостью, приходит к выводу, что это возможно благодаря тому, что каждый участник группового взаимодействия хотя и действует независимо, но при этом «шаг за шагом приспосабливаясь к другим участникам по мере того, как они Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа вместе продвигаются к общей цели» [93, 81]. Таким образом, социальное поведение индивида выступает как результирующая двух одинаково значимых групп факторов: с одной стороны, социальные структуры, задающие общие рамки взаимодействий, с другой — активность индивида, который «в конкретной ситуации принимает решение на свой страх и риск и действует в соответствии с собственной оценкой ситуации» [93, 81]. Происхождение символического интеракционизма обычно связывают с именем Дж. Г. Мида, реже среди его источников упоминают исследования психодрамы Дж. Морено [33, 69]. В идейном отношении символический интеракционизм является продолжением европейской традиции изучения диалектики человеческого общения. Известно, что сам Дж. Мид говорил о том влиянии, которое оказала на него философия Г. Ф. В. Гегеля [33, 70], а Дж. Морено выразил пафос философских попыток осмысления феномена общения в стихотворении, которое он предпослал в качестве эпиграфа своему труду «Психодрама»: «Встреча двоих: зрачок к зрачку, лицо к лицу. Когда ты рядом, Я вырву твои глаза и заменю их моими, и Я вырву мои глаза и заменю их твоими, а потом Я взгляну на тебя твоими глазами, а ты на меня — моими, и наше свидание станет тюрьмой без цепей: неопределенное место в неопределенном времени, неопределенное слово — неопределенному человеку» [173, 3]. Идейные предпосылки символического интеракционизма обнаруживаются в сочинениях как европейских (Г. Зим-мель), так и американских (Ч. Кули, У. Томаса) ученых. В центре внимания представителей символического интеракционизма находится не просто взаимодействие людей, но взаимодействие, осуществляемое посредством символов. Идея символического взаимодействия нашла воплощение уже в работе Дж. Мида «Сознание, личность и общество» [167], которая является основным теоретическим источником символического интеракционизма. И в дальнейшей разработке идейного наследия Дж. Мида его последователи особенно большое внимание уделяют проблемам «символической коммуникации», т.е. социальному взаимодействию, осуществляемому при помощи символов. Вот почему исследования имиджа органически вписываются в общий контекст интеракционистских подходов. Ведь такие свойства имиджа, как его символическая природа, его разделенностъ, понимаемая в том смысле, что результаты его восприятия всегда разделяются индивидом с другими людьми, а также то, что пост- ■ § 3. Имидж в контексте символической коммуникации... роение и функционирование имиджа обязательно предполагает общение, социальное взаимодействие, — неотделимы друг от друга и от самой сущности имиджа, представляющего собой образ «Я», создаваемый для других. С другой стороны, в целом справедливое замечание С. Московичи о том, что «социальная психология есть наука о поведении, если при этом подразумевается, что она занимается весьма специфическим типом этого поведения — символическим» [175, 67], следует уточнить в том смысле, что специфичность символического поведения означает здесь не исключительность использования символизма в социальном поведении человека, а, напротив, исключительность человека как единственного в живой природе существа, общественное поведение которого с необходимостью предполагает создание и использование символов. Производство символов и оперирование ими составляют необходимую сторону социального поведения человека. Это дает нам право рассматривать имидж, как символический образ, создаваемый в общении, в контексте основных идей и подходов, выдвинутых Дж. Мидом и развитых представителями символического интеракционизма, в центре внимания которых находится феномен символической коммуникации, т.е. социального общения, осуществляемого посредством символов. Как писал ученик Дж. Мида Герберт Блумер, Мид «перевернул традиционную предпосылку, гласящую, что... разум и сознание изначально "даны" человеческим существам, что люди живут ■В мире пресуществующих, самоконституирующихся объектов, что |их поведение состоит в реагировании на эти объекты и что жизнь группы состоит в соединении реагирующих таким образом человеческих индивидов». В противоположность традиционному подходу Мид показал, что «человеческая групповая жизнь явилась сущностным условием возникновения сознания, разума, мира объектов, человеческих существ как организмов, обладающих "Я", и человеческого поведения в форме конституированных актов» [116, 535]. В работе 1937 г., посвященной методологическим принципам символического интеракционизма, Г. Блумер изложил три основные предпосылки, на которых базируется подход символического интеракционизма. Первая из них состоит в том, что люди действуют в отношении «вещей» на основе значений, которыми для них обладают вещи, причем под «вещами» подразумеваются любые предметы, с которыми люди так или иначе оперируют в своей жизнедеятельности Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа [1, 50]. Иными словами, все предметы, с которыми взаимодействуют люди, выступают для них в качестве знаков, следовательно, воспринимаются не сами по себе, а как представители каких-то других предметов, т.е. устанавливается, что человек живет в «символическом окружении». «В несимволическом взаимодействии человеческие существа непосредственно реагируют на жесты или действия друг друга, в символическом взаимодействии они интерпретируют жесты друг друга и действуют на основе значений, полученных в процессе интерпретации» [1, 50-51]. «Человеческое общение, — пишет Блумер, — представляет собой процесс интерпретации и дефиниции». В этом смысле объект фактически отождествляется с символом, а символ в свою очередь тождествен дефиниции, т.е. предполагаемому способу обращения с объектом. «Объекты, — пишет Блумер, — все объекты — являются социальными продуктами в том смысле, что они формируются и трансформируются в процессе дефинирования, имеющем место в ходе социального взаимодействия» [1, 57]. Далее, согласно концепции символического интеракционизма, в процессе символического общения происходит присваивание значений «вещам». В соответствии с этим вторая предпосылка символического интеракционизма гласит, что значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением. Это можно понимать в том смысле, что если первоначально символическая Функция локализовалась непосредственно в органах тела человека, используемых для жестику ляции, то затем, в процессе социально й коммун икации, происход ит ее «перенесение» на внешн ие предметы, " которы е" благодаря этому с тановятся к ак бы «продолжением» человеческих органов. Постепенно о на распространяется все шире, охватывая все более отдаленные предметы, и в конечном счете охватывает весь социальный универсум 1 образуя то дго^в марксистской философской традиции принято называть «второй природой» человека. Это явление можно назвать универсализацией символизма. Именно благодаря универсализации символизма и достигается то состояние мира, которое описано в первой предпосылке, а именно такое его состояние, при котором все предметы, вовлеченные в человеческое общение, становятся знаками. Однако на этом описанный процесс не прекращается. Поскольку в сферу социальной активности людей входят все новые вещи, в том числе произведенные ими самими, эти новые вещи также приобретают символические значения, одновременно с этим изменяются и значения старых вещей. Это явление зафиксировано в S3- Имидж в контексте символической коммуникации... третьей предпосылке символического интеракционизма, которая гласит, что значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей. Уже первая предпосылка символического интеракционизма, гласящая, что человек живет в «символическом окружении», вызывает закономерный вопрос: что же составляет область интерпретации элементов «символического окружения» человека? На этот вопрос может быть лишь два ответа: либо «вещи» служат знаками друг друга, т.е. одни вещи указывают на другие вещи, тем самым они являются знаками знаков, и тогда в универсуме не существует ничего, кроме знаков, либо значениями «вещей» являются какие-то сущности, сами не являющиеся «вещами». А это значит, что, существуя объективно, они в то же время не даны человеку непосредственно в ощущениях, т.е. представляют собой некое подобие кантовских «вещей в себе», и тогда универсум распадается на два класса объектов — первый из них составляют объекты, являющиеся знаками, которые человек может воспринимать и с которыми он может оперировать, второй — объекты, не могущие быть знаками и недоступные восприятию человека непосредственно, но выразимые при помощи знаков и только таким образом воспринимаемые. Эти вопросы волновали многих ученых. Так, Р. Бейлз писал:.«Социальное взаимодействие, из которого возникают разум, "Я", общество, вряд ли может быть только таким, каким определяет его участник после выработки рефлексивного "Я". Что-то существует [до его определения, до его способности определять... Символическое взаимодействие возникает из несимволического...» [106, 546]. По-[этому Р. Бейлз считает раскрытие Мидом процесса этого возникновения внутренне противоречивым. На это же противоречие ука-[зывает Г. Уинтер [210, 175], усматривая парадокс в том, что жест, ровершаемый «Я», вызывает реакцию другого и становится значимым жестом, ибо приобретает значение, позволяя «Я» взглянуть на себя глазами другого, «принять роль другого». Но «Я» может интерпретировать реакцию другого только лишь будучи «Я». Если следовать букве социальной психологии Мида, можно сказать, что *Я» формируется в ходе взаимодействия, которое само по себе уже предполагает наличие этого «Я». В трудах представителей символического интеракционизма нет прямого ответа на указанный вопрос, однако анализ их концепций вынуждает признать, что исходными значениями, т.е. такими Значениями, которые сами в свою очередь не могут выступать в качестве знаков, являются субъективные психические состояния Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа-......... - людей. Дж. Мид и его последователи исходят из того, что способность человека общаться с другими людьми развивается на основе референции между его определенными психическими состояниями, с одной стороны, и жестами, выражениями лица и другими внешними действиями — с другой. Такие действия, способные передавать определенные значения, Дж. Мид называл «значимыми жестами» или «символами». «Жесты становятся символами, — писал он, — когда они имплицитно вызывают в индивиде те же реакции, которые эксплицитно они вызывают или должны вызывать у других индивидов» [166, 171]. Именно благодаря своей символической нагруженное™ жест служит начальной фазой индивидуального действия и в ходе взаимодействия выступает в качестве стимула, на который реагируют другие его участники. В этом смысле жест является символом, ибо предполагает наличие некоего референта, «идеи», соотнесенность с некоторыми элементами опыта индивида. Без символизации жестов было бы невозможным человеческое общение, специфической особенностью которого является именно его символический характер. Только человек способен к символической коммуникации, и именно способностью к символической коммуникации выделяется он из животного мира. Комментируя мидовское понимание процесса порождения языковых значений, Ч. Моррис пишет: «Индивид должен знать, о чем он сообщает. Он сам, а не только тот, кто реагирует, должен быть способным интерпретировать значение своего собственного жеста... Благодаря их использованию индивид "принимает роль другого" в процессе выработки и осуществления собственного поведения... Способно сть жеста вьгзыватъдщуи~ту.же реакцию в "Я "и в "Другом" обеспечивает общность содержаний, необходимую для языковой общности» [173, ХХД. Из данной концепции вытекает тот принципиально важный для исследований имиджа вывод, что для человека единственной сферой, принципиально не поддающейся непосредственному воздействию, а следовательно, и осознанию, авляется„сфера его^собственных.внутренних психических состояний. Эти состояния открываются ему лишь постольку, поскольку становятся символически представленными, получают выражение в жестах или «вещах». Иными словами, для того чцэбы познать себя, человек должен объективировать себя вовне, выразить свои субъективные состояния в общезначимых символах, доступных «прочтению» других людей. Только таким путем он может составить представление о себе, сформировать свой Я-образ. 46 § 3. Имидж в контексте символической коммуникации... Формирование Я-образов, согласно символическому интеракци-юнизму, представляет собой разновидность приспособительного поведения, особенно развитую у людей в силу их коллективного Образа жизни. Дж. Мид полагал, что именно способность относиться К себе самому как к перцептуальному объекту выделяет человека из животного мира. В то время, как животные могут реагировать только [Непосредственно друг на друга, люди реагируют также_ и, на себя самих. Только человек сознает тот факт, что сам испытывает свои переживания. При этом «каждый человек создает свой Я-образ с точки зрения картины мира, разделяемой группой» [93, 85]. Согласно операциональному определению личности, сформулированному последователем Дж. Мида М. Куном, главой Айове-кой школы символического интеракционизмй, операционально сущность личности можно определить как ответы, которые индивид дает на вопрос: «Кто Я такой?», обращенный к самому себе, или на вопрос: «Кто Вы такой?», обращенный к нему другим ли-шом [8, 189]. Данное определение в 1950 г. легло в основу разработанного М. Куном теста «20 ответов по самооценке», суть которого Ваключалась в том, что испытуемого просят_в течение 12 мин. дать ВО ответов на обращенный к себе вопрос: «Кто Я такой?» Полуденные ответы обрабатываются при помощи контент-анализа и шкалы Гутмана. Полученные ответы подразделяются на две семантические категории: а) «конценсуальные ответы», т.е. ответы, характеризующие социальный статус и роль испытуемого, его при-мадлежность к определенной социальной группе (например, «отец», кдочь», «гражданин»), и б) «субконцесуальные ответы», т.е. ответы, ■тносящиеся кд ндив идуальным характеристикам (например, «тол-■тый», «невезучий», «счастливый»). Проведенные М. Куном и Мак-Иартлендом исследования показали, что абсолютное большинство Ьтветов содержало характеристики первой категории. Это означает, Его характеристики субъекта, вытекающие из его восприятия социальной группой, к которой он себя относит, являются для него ■олее значимыми, чем характеристики, формируемые безотносительно к восприятию субъекта «другими». Выработанное в рамках символического интеракционизма понятие Я-образа широко используется в современной психологии. Наряду с ним получили распространение такие понятия, как *Я-концепция», «зеркальное Я» и др. Поскольку в § 1 мы определили имидж как символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия, возникает вопрос: возможно, имидж и есть не что Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа иное, как Я-образ! Если же это не так, то необходимо выяснить соотношение между понятием имиджа и понятием Я-образа и близкими ему понятиями. Для этого нужно точнее установить значения указанных понятий. Согласно классическому подходу символического интеракцио-низма, взаимное приспособление людей, входящих в социальную группу, достигается во многом «благодаря способности людей формировать представления о самих себе как о перцептуальных объектах; причем этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других. Каждый человек способен сформировать Я-образ — иными словами, он может представить, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, и таким образом проверить, с точки зрения других участников, все, что он собирается делать. Личная ответственность фиксируется человеком в тот момент, когда он представляет себе, чего ждут от него другие участники. Линии действия отдельных индивидов взаимно подгоняются друг к другу, поскольку каждый может принимать роли других, формировать Я-образ, с приписываемой им точки зрения, и осуществлять приспособление к приписываемым им намерениям и экспектациям» [93, 82\. Я-образ в символическом интеракционизме определяется как некоторое представление, а именно представление субъекта о том, каковы представления о нем других членов группы в данный момент, в конкретной ситуации. Т. Шибутани добавляет, что переживание Я-образа не всегда протекает одинаково интенсивно. «Молодой человек, представленный поразительно прекрасной женщине, может настолько сосредоточиться на мысли о том, какое он производит впечатление, что начнет неуклюже натыкаться на мебель» [93, 82\. И в то же время «если человек поглощен захватывающей картиной или рассказом, он не сознает ничего, кроме развития сюжета» [93, 82\. Однако в большинстве случаев, как считает Т. Шибутани, человек находится где-то между этими двумя крайностями. При этом формирование Я-образа особенно интенсивно протекает в ситуациях, когда люди особенно зависимы друг от друга: «Человек, который зависит от кооперации с другими, становится особенно восприимчив к их взглядам. Он должен тщательно предусмотреть такой способ поведения, который бы не оттолкнул их от него. Он не может себе позволить сделать нечто такое, что вызвало бы у них сопротивление его действиям» [93, 82\. Как видим, Я-образ в данном определении выступает как переменная, изменяющаяся в зависимости от ситуации. Как будет § 3. Имидж в контексте символической коммуникации... показано, в современной психологии используются и другие определения Я-образа. С понятием Я-образа тесно связано понятие &МЖШШШ, Еще до Дж. Мида проблематику Я-концепции первым из психологов начал разрабатывать Уильям Джемс. Он рассматривал глобальное, личностное Я {Self) как двойственное образование, соединяющее в себе Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me), две стороны одной целостно-ти, всегда существующие одновременно, причем первая из них пред-тавляет собой чистый опыт (Я-сознающее), вторая — содержание того опыта (Я-как-объект). Личностное Я — это одновременно и -сознающее (Т), и Я-как-объект (Me). Таким образом, способность амовосприятия у Джемса выступает как врожденное свойство пси-ики и еще не зависит от социального взаимодействия. Первым значение субъективно интерпретируемой обратной [связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я подчеркнул Чарлз Кули. В 1912 г. Ч. Кули [предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Зеркальное #возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Первичные группы характеризуются непосредственным общением их членов между собой, [относительными постоянными и тесными контактами между членами группы, что легко приводит к взаимной интеграции индиви-да и группы. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Дж. Мид развил учение Кули о «зеркальном Я». Сначала вслед за ЙСули он считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления есть не что иное, как происходящий «внут-Ьи» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом Я-сознающее и Я-как-объект. Далее |Мид предположил, что именно через усвоение культуры как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для ■сех членов общества, человек способен предсказывать как повешение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение, поэтому термином Me |Дж. Мид назвал обобщенную оценку индивида другими людьми, «обобщенным (генерализованным) другим», иными словами, то, как выглядит в глазах других «Я-как-объект». Мид считал, что Me образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а /— это то, как человек в качестве субъекта И - 6675 Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Me. Совоку пность / и Me образует собственно личностное, или интегральное, Я {Self). При этом /Дж. Мид трактовал как импульсивную, неупорядоченную тенденцию психической жизни индивида, почти аналогичную фрейдовскому бессознательному. По Дж. Миду, любое поведение начинается в качестве импульсивно реагирующего I, но далее развивается и заканчивается как Me, поскольку оказывается под влиянием социокультурных факторов, /дает импульс к движению психической жизни; ^/енаправляет его в определенные рамки. Развитие взаимной, межличностной перспективы у ребенка Мид объяснял игрой. Сначала ребенок играет один, непосредственно имитируя других, а затем, когда им усвоены правила групповой игры, начинает проигрывать роли участников воображаемого взаимодействия. Ролевая игра дает ему возможность попытаться опробовать тип ответной реакции, вызываемой у других его действиями. В такой игре происходит усвоение ребенком важных элементов общей картины социального взаимодействия. Эти постепенные изменения в форме и характере игры сопровождаются развитием образного мышления, речевой деятельности и формированием Я-концепции. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию. Так у индивида развивается способность реагировать на самого себя, соотнося собственное отношение к самому себе с отношением к нему окружающих. Обобщая выраженный здесь взгляд на Я-концепцию, можно сказать следующее: В рамках символического интеракционизма Я-концепция представляет собой воспринятый и усвоенный индивидом обобщенный образ его самого в восприятии социальной группы. ЕГформировании этого образа играют роль в основном две группы факторов: факторы, обусловленные объективными свойствами индивида, проявляющимися в общении и воспринимаемыми группой, и факторы, обусловленные особенностями восприятия индивида другими членами группы. Что касается Я-образа, то это скорее всего элементарный, ситуативный, или, возможно, фрагментарный аспект Я-концепции. При таком понимании Я-образа и Я-концепции мы не можем отождествить эти понятия с понятием имиджа. Даже поверхност- $ 3. Имидж в контексте символической коммуникации...
1ый обзор имиджелогической литературы показывает, что имидж «осматривается не как простое отражение «другими» объективных параметров личности субъекта-прообраза, но как результат ктивной и заинтересованной деятельности по конструированию, юрмированию такого образа, причем, возможно, не всегда и не о всем объективного. Само возникновение и существование инду-трии имиджа было бы невозможным, если бы имидж был не ©лее чем Я-концепцией в описанном выше понимании. Эта сфера [рофессиональной деятельности существует благодаря существо-анию социального заказа на создание образов «меня» у других, ледовательно, эти образы «меня» должны быть отличными от тех,;оторые возникают у них естественным путем, в результате восприятия «меня» таким, каков Я есть объективно. А раз существует ■социальный заказ, то, следовательно, существует соответствующая субъективная потребность у людей в создании собственных ■образов, несколько (насколько именно — это еще предстоит нам выяснить) отличных от тех, которые возникают у их социального ■окружения без приложения специальных усилий с их стороны. Пока же мы можем лишь сказать, что имидж не есть Я-образ шли Я-концепция в классическом интеракционистском понимании, ■т.е. результат интериоризации индивидом обобщенного образа себя к других. В современной психологии Я-концепция является одним из центральных понятий многих теорий, в то же время ее универсального Определения не существует. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют идя обозначения ее отдельных аспектов. В следующем параграфе мы рассмотрим некоторые подходы к определению Я-концепции, стре-■лящиеся учитывать собственную активность индивида в процессе ее Ьюрмирования, после чего снова будет поставлен вопрос о соотношении таких понятий, как имидж и Я-концепция. Вопросы к параграфу 1. Почему подход символического интеракционизма применим к исследованиям имиджа? 2. Что такое Я-образ и Я-концепция в понимании Дж. Мида? 3. Почему имидж не является Я-образом или Я-концепцией в понимании символического интеракционизма? § 4. Я-концепция как совокупность установок и имидж •'. и. ■
§ 4. Я-концепция как совокупность установок и имидж В предыдущем параграфе шла речь о парадоксе символического интеракционизма, св язанном с универсальной трактовкой символов. Дж. Мид пытается разрешить этот парадок с, вводя представления о сложном, комплексном характере человеческого «Я». Систе ма Я, согласно его определению, включает в себя два элемента: /и Me. Me — это совокупность ин терпализованных установок дру гих, «обобщенных ДРЖМХ^ГР) тповых норм; /— перефлексивный, спонтанный элемент Я. Я — э то диалектика / и Мел j^mr^rpeHHkii монолог. Мид такхарактеризует взаимоотношения этих элементов Я. Me — вопрос, задача, постав ленная о бщ еством^/^- ^ответ. «Каков будет этот ответ, Я не знает и не знает никто другой..^ Реакция н ситуацию, какой она является в непосредственном опыте, не очевидна, и именно эта реакция конституирует /» [166, 175\. По Миду / всегда в настоящем, оно есть непосредственность восприятия i действования, нерефлексивный, спонтанный элемент Я. Я оценивает действие лишь тогда, когда оно в прошлом, оценивает с точки зрения интериализованной структуры установок других, т.е. с точки зрения Me. I входит в со шание, когда оно уже не /, a Me. Обнаружение феномена «обобщенного другого» означается социальной психологии возможность анализа поведения в сложной социальной среде, для психологии сознания — вшможность объяснить формировани1Г1обТлй1Гпонятий. «Действительная универсальность и безличность мысли и разума, — пишет Мид,— является результатом принятия данным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих част ных установок в единую установку, или точку зрения, которая может быть названа установкой "обобщенного другого"» [166, 90\. Сопоставляя подходы У. Джемса и Дж. Мида к Я-кон-цепции, мы видим их противоположность в следующем смыс- ле. С точки зрения У. Джемса, функция самоотражения, самопознания, выражаемая в его концепции понятием Me, составляет естественное, простое и ничем не обусловленное свойство п^ихйкйТ присущее индивиду от природы и не нуждающееся для своего проявления в каких-либо внешних воздействиях. Исходя из этих предпосылок, можно допустить формирование Я-концепции как результат индивидуального 'самопознания, не зависящего от социальных взаимодействий. В противоположность этому Дж. Мид, восприняв терминологию У. Джемса, нJгiадшШJёey^yJ^MJCOдepжaниeм. В рамках его подхода Me возникает лишь в контексте социального взаимодействия, как результат усвоения социально-культурных установок, определяемых социальными ролями. Соответственно и Я-концепция определяется как результат восприятия образа индивида в представлении группы самим индивидом. В дальнейшем в психологии XX в. возникли и другие определены Я-концепции, причем большинство из них стремится избежать крайностей двух указанных подходов, совмещая в понятии Я-кон-щпции признание важности социального общения с признанием относительной самостоятельности индивида в создании представлений о своем Я. Кроме того, во многих определениях присутству-■ стремление отразить внутреннюю структуру Я-концепции и определить ее значение для поведения. Так, феноменологический подход в психологии, связанный в Ьновном с именем Дж. Роджерса, исходит в понимании человека т из позиций внешнего наблюдателя, а из впечатлений самого ■бъекта, из того, как индивид воспринимает самого себя, какое ■ияние на поведение индивида оказывают его потребности, чув-Ля^ценности, убеждения, тольксГему присущее восприятие ок-шжающей обстановки. Поведение зависит от тех значений, кото-не в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый ■настоящий опыт. Централ ьным понятием этого подхода является тсприятие, т.е. процессы отбора, организации и интерпретации щи принимаемых явлений, приводящие к возникновению у инди-■Ша целостной картины психологического окружения, жизнен-дш'о пространства, называемого перцептивным или психологи-■ским полем индивидуальных значений, которые в конечном счете Гопределяют поведение. Сущность феноменологической теории]) Ьчности и личностного Я заключается в том, что человек живет Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа § 4. Я-концепция как совокупность установок и имидж
главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире. Поэтому, по мнению сторонников Феномен ологич еского под хо-да, поведение чело века можно понять, лишь встав на его точку зрения, поскольку то, что человек воспринимает, является для него единственной реальностью, посредством которой он может управлять своим поведение м. Взгляд на поведение как _нсгрезульта т восприятия индивидом ситуации выданный момент объединяет феноменологическую психологию с когнитивной. В разработку научных представлений о Я-концепции в рамках феноменологического подхода Карл Роджерс внес значительный вклад в первую очередь своей клинической практикой, результаты которой он интерпретировал на языке данного подхода. Основные положения теории К. Роджерса в обобщенном виде состоят в следующем. Человеческий организм представляет собой единое целое, ему присущ лишь один внутренний мотив — тенденция к самоактуа-_лизаций. Я-концёпцйя — это система самовосприятий. И менн о Я-кон цепция, а не некое реальное Я имеет определенное.значение для личности и ее поведения, именно Я-концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. В то же время К. Роджерс признает, что Я^кот^цщвозапк^- ет на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной, но этот процесс не получает у него детального описания. Таким о бразом, Я-концепция, по Роджерсу, — это не просто результат накапливания данных опыта, условных реакций и навязанных другими представлений, но представляет собой определенную систему, так что изменение одного ее элемента может полностью изменить природу Целого. Таким образом, Роджерс использует понятие Я-концепции для обозначения восприятия человеком самого себя и в то же время некоторого j&ЈMJd!d3Mh, ЙЁ15£РиРУюшего поведение индивида, причем Я-концепция оказывает влияние скорее на выбор индивидом щп]равлёния своей активности, нежели непосредственно направляет эту активность. Вместе с Я-концепцией у индивида развивается потребность в позит ивном отношении со стороны окружающих, независимо от того, является ли данная потребность приобретенной или врожденной. Роджерс склоняется к тому, что эта потребность возникает в процессе социализации индивида. Потребность в позитивном отношении к себе, или самоуважении, также развивается на осно-ве интернализации позитивного отношения к себе со стороны дру гих. Обе эти потребности — потребность в позитивном отношении С£ стороны окружающих и потребность в позитивном отношении к самому себе (самоуважении) — составляют содержание стремления к самоактуализации. Далее, поскольку позитивное отношение к себе зависит.от [Оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом Индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласование между Я и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая дезадаптация. Дезадаптацию следует понимать как результат попыток оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы* столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется, ^то приводит к селективности и искажениям в восприятии или к игнорированию опыта в форме неверной его интерпретации. * Важную функцию в феноменологических теориях Я-концепции [Занимает идеально е Я. Именно несогласованность между теми или иными элементами триады «Я-концепция — идеальное Я — непосредственный опыт» служит источником личностной дисгармонии. [Гак, К. Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическому Воздействию восприятие идеального Остановится более реалистичным и Я начинает больше гармонировать с идеалом. Таким обра-ком, можно считать, что лич ностная дисгармония характеризуется суще ствованием нереалистического собственного и деала и /ил и н есоответствием между Я-концепцией и идеальным Я. Это положение ■вилось основой ряда исследований в рамках «терапии, центрированной на клиенте». В других случаях первопричиной личностных нарушений выступает 1ню_конф_ликт между Я-концепцией и собствен-мым идеалом, а скорее конфликт между Я-концепцией и непосредственным сшытом индивида. Несколько иное соотношение указанных трех понятий предлагает К. Хогжи. В ее подходе идеальное Я является центральным понятием и выступает как^важный фактор психологической адаптации или дезадаптации [88]. ^ИдеальноеЯ вкладывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния идстрем-иения индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Большое расхождение между реальным Я я идеальным #неред-[Ко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Помочь человеку отказаться от неосуществимых устремлений, 'продиктованных идеальным Я, чрезмерно оторванным от реально-кти, и является, по мнению К. Хорни, одним из величайших облегчений, которые может принести человеку психотерапия. Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа С точки же зрения К. Роджерса, главным источником психологических щюблем, требующих психотерапевтической помощи, является диссонанс между непосредственным опытом индивида и его Я-концепцией. Реагируя на состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих Я-концепции,инднвт использует один из двух защитных механизмов — искажение или отрицание. Первое используется для того, щрбы изменить личностную значимость переживания; второе как бы устраняет сам факт наличия переживания. Второй механизм Роджерс практически не рассматривает, исходя из того, что феноменологический подход к нему не применим, поскольку ггри отрицании непосредственное переживание никак не символизи-,£уется. Что же касается искажения, то оно направлено на то, чтобы привести непосредственные переживания индивида в соответствие с его личностным и интегральным Я. События оцениваются не объективно, сами по себе; значение им придает отягощенный прошлым опытом индивид, заботящийся о сохранении своей Я-кон-цепции. Роджерс использует терапию, центрированную на клиенте, как метод, направленный на модифджацию состояния Я-кон-цепции с целью устранения диссонанса между нею и непосредственными переживаниями индивида. В результате невротический синдром у него устраняется и достигается состояние психологической адаптации. Учитывая, что источником «непосредственных переживаний» в значительной мере является тот образ индивида, который возникает у его социального окружения как отражение его объективных личностных свойств и параметров, мы можем теперь поставить вопрос о том, нельзя ли о бнаружить какие-то новые подходы к пониманию происхождения имиджа во взаимоотношениях таких трех символических структур, каковыми являются Я-концепция индивида, его идеальное Я и его образ у других. Огрубляя понятия, мы можем сказать следующее.
Я~концепция выражает то, каким видит себя индивид, его идеальное Я — то, каким бы он хотел себя видеть, а его образ у других — то, каким видят его люди, с которыми он вступает в социальное взаимодействие. Очевидно, что ни то, ни другое, ни третье в общем случае не совпадает с имиджем. Возможно, такое совпадение могло бы иметь место в некотором идеальном или, напротив, вырожденном случае, когда все три перечисленные структуры полностью совпада- ■ § 4. Я-концепция как совокупность установок и имидж Имидж о
Образ Я у других Я-концепция Рис. 1. Совпадение имиджа Я-концепции, идеального Яи образа себя у других Ют по своему содержанию, т.е. „кощ а^ндивид видит себя именно |жим, каким бы он и хотел себя видеть, и его социальное окружение также воспринимает его таким, каким он видит и хотел бы Кдеть себя (рис. 1). Оставим пока в стороне вопрос о том, при каких условиях возможна такая ситуация. Отметим лишь то, что если существование Такой символической структуры и возможно в действительности, Ир все равно указание на нее пока еще ничего не прибавляет к ■ршему^нанию об имидже, поскольку не раскрывает одного существенно важного признака в его определении, данном в § 1, а Именно того, что имидж есть создаваемый образ, т.е. образ, возникающий в результате определенной деятельности, работы. Не зная ■ичего о мотивах, целях, задачах этой деятельности, как и о содержании преобразований, производимых в исходных символи-■вских структурах, мы не можем считать, что обогатили свое представление об имидже. | К тому же полное совпадение в имидже идеального Я, Я-кон-цащии и образа у других вовсе не обязательно, чему можно найти ■вмало примеров в имиджелогической литературе. В то же время мы можем, по крайней мере в качестве гипотетических допущений, принять следующие два предложения: 1. Расхождения между указанными тремя символическими структурами или какими-либо двумя из них сл ужа т источником^ активности, выражающейся в деятельности по созданию имиджа. Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа 2. Независимо от первой гипотезы, созданию имиджа сопутствует некоторое сближение идеального Я, Я-концепции и образа у других или хотя бы каких-либо двух из этих трех символических структур. К уточнению этих двух гипотетических положений мы еще вернемся, а пока продолжим рассмотрение подходов к Я-концепции. Обобщая определение феноменологического подхода, можно сказать, что Я-концепция в рамках этого подхода выступает как сложное образование, складывающееся из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Важно подчеркнуть, что уже на начальной стадии формирования Я-концепции она включает оценки, благодаря чему многие входящие в ее состав представления характеризуются валентностью, т.е. оцениваются индивидом как «хорошие» или «плохие». Оценочный аспект Я-концепции связан с тем, что она включает оценочные представления, возникающие в результате_р.еакций индивида jia_cjiMoro себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести. Хотя в этом определении Я-концепции не используется термин «установка», от него уже остается только один шаг до того, чтобы сделать понятие установки центральным в определении Я-концепции и тем самым прочно включить ее в систему поведения. В современной социальной психологии установки, или атти-тюды, являются одним из центральных понятий. При этом, как справедливо отмечает Г. М. Андреева, «через анализ социальных установок в психологию социального познания вводятся две важнейшие проблемы: проблема включения эмоций и проблема связи познания и поведения» [6, 146\. В качестве примера подхода, объясняющего Я-концепцию через понятие установки, приведем подход Р. Бернса, который определяет Я-концепцию как «динамическую совокупность установок, направленных на самого себя» Г12, 31]. Далее, в соответствии с общим определением трехкомпонент-ной структуры установки, включающей когнитивный, аффектив ——— § 4. Я-концепция как совокупность установок и имидж ый (ценностный) и конативный (поведенческий) компоненты, Я-концепция также описывается как структура, включающая три следующих компонента: 1) JI-образ — представление индивида о самом себе, как ког- 2) самооценка — аффе кти вная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты Я-образа могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением; 3) потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны Я-образом и самооценкой. Р. Берне отмечает, что «предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, jgiaib_ero.тело, его способности, его социальные отношения и множество других личност-ых проявлений» [12, 32]. Как видим, в рамках данного подхода Я-образ определяется иначе, чем в символическом интеракционизме. При том что Р. Берне, как и Т. Шибутани, определяет его как «представление кндивида о себе самом» (курсив мой. — Е. П.), представление он Грактует в чисто когнитивистском смысле, понимая под ним сис-|«му убеждений, которые могут быть более или менее обоснованными. Сдахветствен но Я-образ в его трактовке уже н е си туативен и Йреходящ, а столь же устойчив, как и Я-концепция. Благодаря наличию эмоционально-оценочной составляющей Ш-концепция в рамках данного подхода также имеет валентность, т.е. может быть положительной или отрицательной и в ряде контекстов ■уступает как понятие, близкое к самоуважению: «Как следует из такого определения, позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, Ьщущению собственной ценности; синонимами негативной Я-кон-щепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности» [12, 48]. Стремясь объединить и систематизировать различные подходы к Я-концепции, Р. Бер_нс построил обобщенную схему Я-концепции, синтезирующую все основные признаки, включаемые в понятие Я-концепции в рамках различных подходов, в результате чего юрмин «Я-концепция» приобрел собирательный смысл и стал употребляться как собирательный для обозначения всей совокупности Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа представлений индивида о себе, охватывая психологические явления, связанные как с Я-образом, так и с самооценкой. Так, подходу У. Джемса в схеме Р. Бернса соответствует глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания, которая располагается на вершине иерархической структуры Я-концепции. Как уже было сказано, Джемс выделил в индивидуальном самосознании два элемента — Я-сознающее и Я-как-объект. Однако, как считает Р. Берне, это различение достаточно условно и в сущности является лишь семантической моделью, в реальной же психической жизни эти два элемента настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в сознательных процессах и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя; различение результата и процесса рефлексивного мышления возможно только в понятийном плане, в психологическом же плане они существуют слитно. Далее, в схеме Р. Бернса с Я-сознающим логически связана самооценка, а с Я~как-объектом — Я-образ. Точно так же, как Я-сознающее и Я-как-объект, Я-образ и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Поскольку Я-образ и самооценка предрасполагают индивида к определенному поведению, Я-концепция в схеме Р. Бернса приобретает вид совокупности установок индивида, направленных на самого себя, что и соответствует собственно Я-концепции в понимании, претендующем на то, чтобы отразить основные признаки, присутствующие в интеракционистском определении и подходах феноменологической психологии. Так, Я-концепция предполагает три основные модальности самоустановок: ♦ реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е. с его представлениями о том, каков он на самом деле; ♦ зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие; ♦ идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Как видим, реальное Я соответствует собственно Я-концепции в феноменологическом определении, зеркальное Я отражает существенные признаки Я-образа в определении Дж. Мида и Т. Шибутани. § 4. Я-концепция как совокупность установок и Указанные три модальности самоустановок соответствуют трем выделенным нами выше символическим структурам. Многие авторы, занимающиеся изучением Я-концепции, отметают различия между реальным Я, зеркальным Я и идеальным Я. В Ьекоторых случаях в Я-концепцию наряду с «нашими убеждениями Ь том, что мы сейчас», включают также и то, «кем мы могли бы Ьтать — наши возможные Я, которые заключают в себе не только к), какими мы видим себя в мечтах, — "богатый Я, худой Я, [страстно любимый и любящий Я", но и те Я, которыми мы боим-Ья стать — "безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я' [49, 66~67\. Что касается зеркального Я, то нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. На_наш взгляд, представление расхождений между реальным № зер кальным Я и идеальным Яв_внде модальных различий невер-iHo и методологически нецелесообразно. Как уже было показано и [как признают многие авторы, эти различия носят отнюдь не мо-цальный, а субстанциональный характер. Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чая-[ния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности, поэтому между содержанием реального Я и тдеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению. Подобные же расхождения могут быть и между реальным Я и социальным Я, которые, Ьднако, «должны быть согласованы по содержанию» в том смыс-■е, что их согласованность рассматривается как желательное состояние, к которому, как правило, стремится индивид, но отнюдь не как норма. Различия между реальным Я, социальным Я и идеальным Я в 1ействительности становятся только модальными различиями лишь it идеале, в состоянии, которое можно рассматривать как должное, как конечную цель психотерапевтической работы или самостоятельной деятельности индивида, направленной на сближение 1тих трех «Я». Поэтому, с точки зрения наших целей, связанных с исследованием имиджа, мы считаем целесообразным сохранить введенные выше определения и терминологию, а именно Я-концепция в Нашем понимании близка к тому, что понимает Р. Берне под реальным Я, с учетом того, что на содержание^этого реального Я не Кюжет не оказывать влияние знание индивида о том, как к нему Раздел I. Социально-психологическая природа имиджа ■ ■ относится окружение, а также его представления об идеальном; наше идеальное Я в целом соответствует идеальному Я в структуре его обобщенной Я-концепции, Гпонимаемой как совокупность установок, направленных на самого себя, а введенное нами понятие образа у других соотносится с его реальным Я. При этом в свете исследований имиджа как символического образа субъекта принципиально важно представлять Я-концепцию, идеальное Я и образ у других не как только модальные, ракурсные различия в рамках одной и той же структуры, а именно как три разные символические структуры, которые могут быть похожими (подобными, взаимно изоморфными), но могут и различаться по своему содержанию, и именно осознание субъектом расхождений между этими тремя символическими структурами как проблемы становится источником и причиной деятельности по построению имиджа, результатом которой (основным или побочным — еще предстоит нам выяснить) оказывается сближение этих трех символических структур, достижение подобия между ними. Вопросы к параграфу 1. В чем различие между подходом к Я-концепции У. Джемса и Дж. Мида? Почему обе они оказываются недостаточными для объяснения феномена имиджа? 2. Что нового в разработку теории Я-концепции внесли психологи феноменологической ориентации? Какие их идеи можно использовать при разработке теории имиджа? 3. Какие две гипотезы относительно природы имиджа были выдвинуты нами в этом параграфе? 4. Что такое установки (аттитюды)? Из каких трех компонентов состоит структура установки? 5. Какие важные новые следствия вытекают из представления Я-кон себе? 6. Что представляет собой Я-образ в структуре Я-концепции, пред трактовки? 7. Почему в свете задач исследования имиджа нецелесообразно пред ",.,. '...,' I " ','-!Ч "-Л. ■■.-.■'■'■■:'& Date: 2015-10-19; view: 2112; Нарушение авторских прав |