Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Москва 2002Стр 1 из 17Следующая ⇒
Эк ДСПЕНТ ПРЕСС
УДК 159.9 БАК 88.5 П27
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор А. И. Донцов доктор психологических наук, профессор Т. Ю. Базаров Перелыгина Е. Б. П 27 Психология имиджа: Учебное пособие/Е. Б. Перелыги- на. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 223 с. ISBN 5-7567-0265-2 Учебное пособие содержит систематическое изложение социально-психологической проблематики, связанной с явлением имиджа, раскрывает перспективы построения общей социально-психологической теории имиджа, исследуя возможности применения к его исследованию наиболее прогрессивных методов современной социально-психологической науки, в том числе символического интеракционизма, теории когнитивного диссонанса, теории социального влияния, теории научения, теории деятельности, теории социального познания и др. Для студентов, аспирантов, преподавателей психологических специальностей, а также всех, кто интересуется современной социальной психологией и проблематикой имиджа. УДК 159.9 ББК 88.5 г- ISBN 5-7567-0265—2 © «Аспект Пресс», 2002 Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www. aspec tpress. ru Предисловие За последнее десятилетие понятие имиджа прочно вошло в нашу жизнь. Об имидже рассуждают политики, бизнесмены, журналисты. Слово «имидж» часто используется в периодической печати, телепередачах, рекламе. Чаще всего говорят об индивидуальном имидже человека — политического лидера, государственного деятеля, кинозвезды. Почти столь же часто можно слышать об имидже фирмы, организации, политической партии, общественного движения или ином проявлении корпоративного имиджа. Но нередко слово «имидж» используют и в переносном смысле, применительно к таким объектам, как товар или товарная марка, город, страна, периодическое издание и т.п., что оправдывает использование понятия предметного имиджа, пока безотносительно к тому, существуют ли для этого более глубокие основания. При этом в сознании современного человека все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от наличия и качества которой зависит жизненный успех, как и успешность любой деятельности, индивидуальной или коллективной. Это порождает соответствующую потребность, оформляющуюся в социальный заказ, ответом на который становится расширяющийся спектр предложений, включая консультирование в области имиджа, предоставление разнообразных услуг по формированию имиджа (имиджмейкинг), продажа продуктов, позиционируемых в качестве средств создания имиджа (одежда, косметика, журналы, предметы интерьера и др.). Учитывая масштабы и специфичность этого рынка, сегодня можно с полным правом говорить об индустрии имиджа, сложившейся в своих основных параметрах, но находящейся на подъеме своего развития. Данная индустрия имеет свое идеологическое оснащение, а также свою теорию, претендующую на определенную научность Предисловие или, как минимум, рациональность. Эта теория в более или менее систематичном виде излагается в рекламных материалах, пособиях и руководствах по созданию и улучшению имиджа. Однако подавляющее большинство этих публикаций носит прикладной характер, а эффективность изложенных в них рекомендаций по созданию и преобразованию имиджа подтверждается либо практическим опытом их авторов — практикующих имиджмейкеров, либо сентенциями житейской философии и здравого смысла, хотя во многих, положениях имиджелогии можно узнать отголоски некоторых идей психологической науки XX в., правда, зачастую в сильно вульгаризированном виде. Между тем пренебрегать отраженными в этой литературе знаниями имиджмейкеров, отбрасывая их как полностью ненаучные, на наш взгляд, не следует, поскольку они, во-первых, отражают действительный социальный заказ, во-вторых, представляют собой описание реальной деятельности по созданию и коррекции имиджей, которая в большинстве случаев достигает своих целей. (Задача состоит в том, чтобы дать научное объяснение тем явлениям, которые обнаруживаются в ходе этой деятельности. Со своей стороны, ученые — специалисты в области общей и социальной психологии также начинают проявлять интерес к такому явлению, как имидж, о чем свидетельствует резкое увеличение в последние годы числа научных публикаций на темы, связанные с имиджем и затрагивающие те или иные его стороны [72]. Ощущается настоятельная необходимость в создании психологической теории имиджа, основательно объясняющая хотя бы основные проявления такого феномена, как имидж, с точки зрения современной психологической науки. К сожалению, фундаментальных трудов в этой области пока не появилось. Тем острее необходимость изучения проблематики имиджа будущими психологами, которым предстоит неоднократно сталкиваться с этим явлением в своей научной и практической деятельности. Настоящий курс представляет собой введение в психологию имиджа. Его цель состоит в том, чтобы дать учащимся возможно более широкое представление об основных социально-психологических проблемах, связанных с таким явлением, как имидж, в различных его аспектах, получающих практическую реализацию в современной социальной практике, а также о существующих или возможных научных подходах к решению этих проблем. Теоретические предпосылки к разработке научно-теоретических оснований психологической теории имиджа широко представлены в отечественной и мировой психологии. ---- __--------- =__-------------- ===ет»~~~==----------------- Предисловие В российской психологической традиции непосредственное отношение к исследованию явлений имиджа имеют результаты разработки таких направлений исследований, как изучение образа, теория деятельности, исследования общения и социального познания. Изучение образа в российской психологической науке имеет давнюю традицию, в развитие которой внесли вклад такие ученые, как И. М. Сеченов, Б. Г. Ананьев, П. О. Макаров, Н. Н. Ланге, С. М. Василевский, А. В. Беляева, П. К. Анохин, А. В. Запорожец, А. В. Либин, И. С. Кон. Не менее давнюю историю имеет и разработка теории деятельности, в соответствии с которой сознание человека формируется, развивается и проявляется в деятельности, всегда имеющей социальную природу. В рамках этого подхода в теоретических и экспериментальных исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др. именно через анализ деятельности обосновывалась социальная обусловленность психики человека, связь индивида с социумом. В рамках деятельностного подхода изучались и явления общения. Общение рассматривалось как один из видов деятельности, а именно коммуникативная деятельность, в основе которой лежит отношение между субъектом (коммуникатором) и объектом (реципиентом). Понимание важной роли общения признавалось классиками отечественной психологии. Так, А. Н. Леонтьев, рассматривая онтогенетическое развитие психики, отмечал, что «общение — в своей исходной форме, в форме совместной деятельности или в форме общения речевого или даже только мысленного, составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе» [45, 431], и показывал, что «процесс усвоения ребенком специфически человеческих действий <...> происходит в общении» [45, 381]. Однако трактовка общения как субъект-объектного взаимодействия не дает вполне адекватного представления о том, что такое общение с точки зрения его существенных характеристик. Такой подход к общению неизбежно приводит к обеднению представления о сущности общения, позволяет построить лишь существенно упрощенную его модель. Ведь в действительности «общение выступает не как система перемежающихся действий каждого из его участников, а как их взаимодействие. «Разрезать» его, отделив деятельность одного участника от деятельности другого, значит отойти от анализа взаимного общения. Общение — это не сложение, не Предисловие Предисловие
накладывание одна на другую параллельно развивающихся («симметричных») деятельностей, а именно взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры [47, 127]. Взгляд на общение как на самостоятельный психический феномен, несводимый целиком к деятельности, начал утверждаться в отечественной психологии с середины 70-х годов, в немалой степени под влиянием социологии и социальной психологии. Если в предыдущие годы конкретные психологические исследования были сконцентрированы в основном на изучении предметно-практической и интеллектуальной индивидуальной деятельности, то в указанный период был совершен переход к анализу групповой деятельности и субъект-субъектных отношений, к признанию того, что деятельность и общение составляют две неразрывные, однако не исчерпывающие друг друга стороны социального бытия человека, и соответственно предметом психологии общения должно быть «не изучение использования общения в деятельности социальной группы (это предмет отнюдь не психологии общения, а социологии), а исследование самого общения в его становлении и динамике, его механизмов и средств как части деятельности общения» [55, 107-108\. Этот подход получил дальнейшее развитие и конкретизацию в трудах российских ученых, посвященных исследованию проблем социального восприятия и социального познания [3; 6; 7; 14]. В зарубежной социальной психологии также можно найти достаточные основания для выработки теоретических подходов к исследованию явлений имиджа. Несомненно, имидж, какова бы ни была его природа, является проявлением группового поведения. Изучение социальных групп и группового поведения имеет давнюю историю в западной психологии. Последние наиболее значительные результаты в этой области получены Г. Тэджфелом, Дж. Тернером и др. Поскольку уже до начала исследования можно констатировать знаковую, символическую природу имиджа, не вызывает сомнений необходимость рассмотреть его в контексте идей и подходов символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Т. Шибутани и др.). Бесспорно также, что феномен имиджа необходимо исследовать в контексте теорий социального влияния. Не вызывает сомнений и его тесная связь с такими понятиями, как Я-концепция и Я-образ. Здесь указаны лишь некоторые, априорно очевидные теоретические источники, которые могут быть использованы при разработке научной теории имиджа, соответствующей уровню сегод- няшней социальной психологии. Разумеется, при подготовке этого курса было использовано значительно большее число источников, как зарубежных, так и отечественных авторов. Пользуясь случаем, автор приносит самую сердечную благодарность специалистам кафедры социальной психологии психологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова за идейную поддержку и методическую помощь в подготовке учебного курса и настоящей книги. Автор глубоко признателен академику Александру Ивановичу Донцову, который поддержал идею создания курса и учебного пособия по психологии имиджа и благословил это учебное пособие на издание; академику Галине Михайловне Андреевой, чьи идеи, выраженные в научных трудах, во многом способствовали разработке концепции данной книги; профессору Тахиру Юсуповичу Базарову за организационную и содержательную поддержку и неоценимую помощь в издании этого учебного пособия; профессору Ларисе Андреевне Петровской, чей гуманизм в сочетании с теоретической глубиной выступили важным стимулом в осмыслении темы работы, а также другим сотрудникам кафедры социальной психологии, чьи замечания были учтены, а предложения и идеи получили преломление в настоящей работе. Автор выражает глубокую признательность всем, кто оказал влияние на позицию автора по теме этого учебного пособия, кто дал толчок — интеллектуальный, эмоциональный, организационный — к написанию этой работы, прежде всего профессору В. Е. Кемерову, профессору Л. А. Заксу, всем коллегам и друзьям из Гуманитарного университета г. Екатеринбурга. Отдельную благодарность хочется выразить моему мужу за его любовь, поддержку и стойкость в период моей работы над этой рукописью. Автор благодарит и Вас, уважаемый читатель, за то, что Вы сочли возможным использовать эту книгу для продвижения по бесконечной и волнующей дороге раскрытия проблем психологии имиджа, пружин его формирования, механизмов коррекции и социального функционирования.
Раз дел I Date: 2015-10-19; view: 403; Нарушение авторских прав |