Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
• I ' - .\i.:-.-;l.. ■ •. ' i'. re>K4;'S;,'»,,' ;..;. 7 page
В отличие от вершинного переживания «амоактуализация — это устойчивое состояние личности, которое наступает при условии удовлетворения потребности в самоактуализации. Определение самоактуализации, данное А. Маслоу [160], опирается на его собственные, в определенной степени субъективные оценки. Поэтому до определенного времени стоял вопрос о том, является ли оно результатом фактического описания самоактуализирующихся людей, или отражением персональной концепции Маслоу о ценностях идеального человека. С точки зрения гуманистической психологии достижение самоактуализации означает идеальный стиль жизни. Самоактуализированные личности, по Маслоу, — это люди, которые живут полной жизнью, делая наилучшим образом то, на что они способны. Они представляют собой «цвет» человеческой расы, ее лучших представителей, достигших того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Характеристики, которые А. Маслоу дал самоактуализированным личностям, заслуживают интереса. Итак, для этих людей характерны следующие особенности: Раздел П. Индивидуальный имидж 1. Более эффективное (правильное и беспристрастное) восприятие реальности, включая других людей. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря эффективному восприятию самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других. Исходя из этого, нетрудно предположить, что имидж как образ субъекта, который может искажать его объективные характеристики, для самоактуализированных личностей, во-первых, не представляет ценности, во-вторых, не имеет над ними силы как средство социального влияния. 2. Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги — эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Иными словами, их Я-концепция не нуждается в улучшении посредством создания индивидуального имиджа. 3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект, хотя они могут ради того, чтобы не огорчать других, соблюдать определенные формальности и ритуалы. Однако они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо. Фактически здесь прямо идет речь об отказе от создания имиджа с целью социальной адаптации. 4. Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной: «работа и человек, кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок» [163, 153]. Поэтому самоактуализированные личности нередко испытывают вершинные состояния. 5. Независимость: потребность в уединении. Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полно- § 2. Имидж, ориентированный на самоощущение той дружбы. К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфере социального общения часто «нормальные» люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными, что вполне объяснимо с точки зрения отсутствия имиджа. Как сказал один из испытуемых Маслоу: «Когда Я один — Я с моим лучшим другом» [163, 157]. Другие качества самоактуализированных личностей, по Маслоу, такие как автономия (независимость от культуры и окружения), свежесть восприятия (самоактуализированные люди не разделяют переживания на категории и не гонят их от себя), вершинные переживания (их также можно назвать мистическими или экстатическими), общественный интерес, глубокие межличностные отношения, демократизм и др., — также говорят о том, что для этого типа людей не характерно создание имиджа. Это, однако, вовсе не означает, что эти люди производят наилучшее впечатление на окружающих. Напротив, А. Маслоу опровергал подобные выводы. Будучи несовершенными по своей человеческой природе, самоактуализирующиеся люди так же подвержены глупым, неконструктивным и бесполезным привычкам, как и прочие смертные. Они могут быть упрямы, раздражительны, скучны, вздорны, эгоистичны или подавлены, и ни при каких обстоятельствах они не защищены от необоснованного тщеславия, чрезмерной гордости и пристрастия к своим друзьям, семье и детям. Вспышки темперамента не так уж необычны для них. Маслоу также обнаружил, что его испытуемые способны проявлять определенную «хирургическую холодность» в межличностных конфликтах. Например, одна женщина, осознав, что больше не любит мужа, развелась с ним с решимостью, граничащей с безжалостностью. Другие оправлялись после смерти близких им людей настолько легко, что казались бессердечными. Самоактуализирующиеся люди не свободны от чувства вины, тревоги, печали и сомнений в себе. Они зачастую не переносят пустых сплетен и легкого разговора и могут говорить или вести себя так, что это подавляет, шокирует или оскорбляет других. Все эти несовершенства самоактуализированных людей подтверждают наше предположение об отсутствии у них имиджа. Эмпирические исследования, порожденные теорией Маслоу, сконцентрированы главным образом именно на концепции самоактуализации. «Опросник личностной ориентации» {Personal Orien- Раздел II. Индивидуальный имидж tation Inventory, POI) — это тест самоотчета, разработанный для измерения самоактуализации, концептуализированной в теории Маслоу. Многочисленные исследования показали, что тест имеет адекватную надежность и валидность и обладает прогностической ценностью в различении нормальных и аномальных групп. «Краткий индекс самоактуализации» также применим для исследовательских целей. И наконец, исследования, основанные на шкале вершинных переживаний, поддерживают концепцию Маслоу о вершинных переживаниях. Тем не менее Маслоу рассматривал свое исследование как «пилотажную» работу, признавая, что данный предмет изучения оставляет желать лучшего в смысле подчинения требованиям строгого эмпирического исследования. «По обычным стандартам лабораторного исследования, т.е. строгого и контролируемого эксперимента, это просто даже и не исследование», — писал он [163, 47]. Дальнейшая разработка «Опросника личностной ориентации» [198] дала исследователям возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией [153]. POI состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары утверждений респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует. Например: 1. а) у^живу по правилам и стандартам, принятым в обществе, стандартам, установленным в обществе. 2. а) Сделаю то, чего от меня ожидают другие. б) Яне чувствую необходимости делать то, чего от меня ожидают другие. 3. а) Люди должны всегда контролировать свой гнев. б) Люди должны выражать обоснованное негодование. 4. а) Для меня важно, как #живу здесь и сейчас. б) Для меня не очень важно, как Я живу здесь и сейчас. 5. а) # чувствую себя виноватым, когда замечаю у себя эгоис- тические побуждения, б) Яне чувствую себя виноватым, когда замечаю у себя эгоистические побуждения [198, 207-2Щ.
POI состоит из двух основных шкал и 10 субшкал. Первая основная шкала («шкала поддержки») отражает то, в какой степени человек является направленным на себя, а не на других в поисках ценностей и смысла жизни. Люди, направленные на себя, стара- § 2. Имидж, ориентированный на самоощущение ются использовать собственные принципы и мотивы в качестве основы для своих суждений и действий. Их жизнь отмечена автономностью, самоподдержкой и свободой. И наоборот, люди, направленные на других, стремятся зависеть от мнения других и от социальных норм как основы для своих суждений и действий. Их жизнь отмечена зависимостью, конформизмом и потребностью в одобрении и приятии. Очевидно, никто не может функционировать эффективно в обществе без чувства направленности на других, но тем не менее от самоактуализирующихся людей следует ожидать большей направленности на себя, чем от людей, которые самоактуализируются в меньшей степени. Вторая основная шкала называется «Компетентность во времени». Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем. Считается, что люди, компетентные во времени, могут размышлять о том, как прошлое относится к настоящему, и реалистично связывать долгосрочные планы с текущими задачами. У них есть чувство непрерывности этих трех аспектов времени. И наоборот, люди, некомпетентные во времени, отделяют свое прошлое и будущее от настоящего. Их жизнь в настоящем основана на сожалениях и чувстве обиды, связанных с прошлым, и идеализированных целях или страхах, связанных с будущим. Они также испытывают трудности в связывании своих прошлых достижений с надеждами на будущее. Самоактуализирующиеся люди в основном компетентны во времени. В дополнение к двум основным шкалам POI существует 10 дополнительных субшкал, предназначенных для измерения концептуально важных элементов самоактуализации. Субшкалы включают в себя ценности самоактуализации, экзистенциальность, эмоциональную реактивность, спонтанность, заботу о своих интересах, самоприятие, природу человека, синергизм, приятие агрессии и способность к близким отношениям. Интерпретация POI включает в себя обследование системы показателей, полученных по двум основным шкалам и 10 субшкалам. Следует также заметить, что POI имеет встроенную шкалу определения лжи для оценки того, фальсифицируют респонденты ответы или нет. POI — наиболее часто используемый инструмент для исследования самоактуализации. Что касается валидности, исследования показывают, что тест действительно дифференцирует людей, отнесенных персонологами к различным группам по критерию самоактуализации или несамоактуализации. Исследование МакКлэйна
Раздел П. Индивидуальный имидж § 2. Имидж, ориентированный на самоощущение
доказало, что POI оказался валидным для измерения уровня позитивного психического здоровья человека [168, 21 -22]. Единственным серьезным ограничением для использования POI, имеющего 150 пунктов, в исследовательских целях является его длина. Джоунс и Крэндалл разработали краткий индекс самоактуализации [148] в виде шкалы, состоящей из 15 пунктов. Краткая шкапа измерения самоактуализации 1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций 2. Я чувствую, что должен делать то, чего ждут от меня другие (N) 3. Я верю, что по существу люди хорошие и им можно доверять 4. Я могу сердиться на тех, кого люблю 5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю (N) 6. Я не принимаю свои слабости (N) 7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять 8. Я боюсь неудач (N) 9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (N) 10. Лучше быть самим собой, чем популярным 11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N) 12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к нежелательным последствиям 13. Я не обязан помогать другим (N) 14. Я устал от страхов и неадекватности (N) 15. Меня любят, потому что я люблю Примечание. Респонденты отвечают на каждое утверждение, используя 4-значную шкалу: 1 — не согласен, 2 — не согласен отчасти, 3 — согласен отчасти и 4 — согласен. Значок «N», следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общих значений оценка по этому пункту будет инверсной (1 = 4, 2 = 3, 3 = 2, 4 = 1). Чем выше общее значение, тем более самоактуализированным считается респондент. (Источник: Хьелл Л. А., Зиглер Д. Дж. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. С. 512.) В ходе исследований было обнаружено, что значения индекса самоактуализации положительно коррелируют со всеми значениями гораздо более длинного POI и с измеренными величинами самоуважения и «рационального поведения и убеждений». Шкала имеет приемлемую ретестовую надежность и, вероятно, не восприимчива к выбору ответов «социальной желательности». Также было показано, что студенты колледжа, принимавшие участие в тренировках уверенности в себе, значительно повысили степень самоактуализации, измеренную по этой шкале. Повышенные показатели сохранялись больше года. Некоторые эмпирические исследования подтвердили и концепцию Маслоу о вершинном переживании. Например, интервьюирование спортсменов, достигших выдающихся результатов в 12 различных видах спорта, показало, что «звездные моменты» рекордов очень напоминают описание вершинного переживания, сделанное Маслоу [184]. Были обследованы 20 спортсменов, об отсутствии страха сообщили 100%, о полном внимании или погружении, чувстве совершенства, почти божественном чувстве контроля и самоценности — 95%, о чувстве исключительной легкости — 90%. Однако в отличие от описаний Маслоу переживания спортсменов скорее ограничивались важностью ближайших обстоятельств, чем послужили орудием достижения серьезных перемен в их жизни. Для измерения склонности к вершинным переживаниям наиболее часто используют «Шкалу вершинных переживаний» [165]. В исследовании с использованием этого теста из 70 пунктов были получены некоторые данные в поддержку взглядов Маслоу. Например, люди, получившие высокие показатели по шкале, сообщали о случаях трансцендентных, мистических переживаний и ощущении большого счастья. Высокие показатели также соответствовали образу жизни, ориентированному на «бытийные» ценности, такие как истина, красота и справедливость. В концепции Карла Роджерса также есть указания на существование определенного типа личности, воплощающего в себе признаки, близкие тем, которыми характеризуются самоактуализирующиеся люди в представлении А. Маслоу. Вот как описывал К. Роджерс личностные характеристики, которые определяют «хорошую жизнь». Хорошая жизнь, по Роджерсу, — это не фиксированное состояние бытия, не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе. «Полноценно функционирующий» — это термин, употребляемый Роджерсом для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей [186]. Главной характеристикой полноценно функционирующего человека К. Роджерс считает открытость переживанию. Открытость переживанию не только нетождественна, но и противоположна беззащитности. Люди, полностью открытые переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не Раздел П. Индивидуальный имидж испытывая угрозы. Они тонко осознают свои самые глубокие мысли и чувства; они не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними; и даже действуя не в соответствии с ними, они способны осознать их. Фактически все переживания, будь то внутренние или внешние, точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь. Например, полноценно функционирующий человек может, слушая скучную лекцию, вдруг почувствовать желание публично упрекнуть профессора в том, что он такой скучный, однако, если он не лишен здравого смысла, он подавит в себе это желание, понимая, что подобная выходка сорвет занятия и в конечном итоге не будет способствовать его тенденции актуализации. Но это чувство не будет представлять для него угрозу, поскольку у него нет внутренних барьеров или тормоза, мешающих сознательному восприятию своих чувств. Полноценно функционирующий человек достаточно благоразумен, чтобы осознавать свои чувства и действовать рассудительно в любой данный момент времени. Если он что-то чувствует, это еще не значит, что он будет поступать сообразно этому чувству. В приведенном примере человек, вероятно, осознает, что не следует поддаваться своему желанию, поскольку это причинит вред ему и другим (в частности, профессору, который, сам того не зная, стал «мишенью»), и поэтому откажется от этой мысли и переключит свое внимание на другое. Следовательно, для полноценно функционирующего человека нет внутреннего переживания или эмоции, которые угрожали бы ощущению собственной правоты — он действительно открыт для всех возможностей [59, 559]. Вторая характеристика оптимально функционирующего человека, отмеченная Роджерсом, — это экзистенциальный образ жизни, при котором то, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий. Экзистенциальный образ жизни предполагает, что скорее «Я» человека и его личность проистекают из переживания, а не переживание преобразовывается, чтобы соответствовать какой-то заранее заданной жесткой Я-структуре. Люди, живущие хорошей жизнью, гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. Они открывают структуру своего опыта в процессе его переживания. Третьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека является то, что Роджерс назвал организмическим доверием. Это качество хорошей жизни лучше всего можно проиллюстрировать в контексте принятия решения. А именно в выборе действий, предпринимаемых в какой-то ситуации, многие люди по- § 2. Имидж, ориентированный на самоощущение лагаются на социальные нормы, заложенные какой-то группой или институтом, на суждения других или на то, как они вели себя в подобных ситуациях раньше. Короче, на их способность принимать решение оказывают сильное, если не абсолютное, влияние внешние силы. И наоборот, полноценно функционирующие люди зависят от организмических переживаний, которые они рассматривают как достоверный источник информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать. Как писал Роджерс: «Доказано, что внутреннее ощущение типа "я поступаю правильно" является значимым и заслуживающим доверия руководством для истинно хорошего поведения» [186]. Организмическое доверие, следовательно, означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. Четвертой характеристикой полноценно функционирующего человека, отмеченной Роджерсом, является эмпирическая свобода. Этот аспект хорошей жизни заключается в том, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запретов. Субъективная свобода — это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. В то же время Роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые фактически определяют сделанный выбор. Эмпирическая свобода, по Роджерсу, относится к внутреннему чувству: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия — это -Усам». Основываясь на этом чувстве свободы и силы, полноценно функционирующий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать! Последняя, пятая, характеристика, связанная с оптимальной психологической зрелостью, — креативность. Для Роджерса продукты творчества (идеи, проекты, действия) и творческий образ жизни появляются у человека, который живет хорошей жизнью. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако, добавляет Роджерс, такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, почти несомненно, не являются конформистами. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками. 10-6675
Раздел II. Индивидуальный имидж
Как видим, полноценно функционирующие люди обладают двумя качествами, значимыми в контексте создания и восприятия имиджа. Они, с одной стороны, слабо подвержены или вовсе не подвержены воздействию чужих имиджей как средства социального влияния. С другой — они не склонны прилагать усилия к созданию собственного имиджа, поскольку не чувствуют в этом потребности. Выходит, что с точки зрения этих двух направлений в психологической науке имидж выступает как негативная характеристика личности, деятельность по его восприятию и созданию свидетельствует о несовершенстве психической жизни индивида. С этой позицией трудно согласиться без обсуждения, однако столь же трудно, без дополнительных углубленных исследований всего комплекса проблем, относящихся к имиджу, безоговорочно ее отвергнуть. Остается заключить, что решение данной проблемы является одной из актуальных теоретических задач для будущих ученых. Итак, имидж — это психологический феномен, имеющий свои границы, он не является универсальным свойством человека. Как было показано, возможны психические состояния, при которых создание имиджа не происходит либо происходит менее активно, чем в других состояниях. Среди этих состояний на одном полюсе находится психическая болезнь (состояние, при котором человек не способен к имиджеобразующей деятельности), на противоположном полюсе — высшая степень психического здоровья. Именно так характеризуются в рамках гуманистической психологии состояния самоактуализации и вершинные состояния, а в рамках феноменологической психологии К. Роджерса люди, достигшие психологической зрелости и являющиеся полноценно функционирующими. Вопросы к параграфу 1. Объясните механизм «вживания» в имидж, основанный на влиянии поведения на установки. 2. Приведите свои примеры такого «вживания». 3. Объясните механизм «вживания» в имидж, основанный на викарном научении. 4.. Приведите свои примеры создания имиджа посредством подражания образцу. 5. Что такое эмпатия, как она используется в создании индивидуального имиджа? § 3. Имидж, ориентированный на восприятие Говоря об особенностях создания имиджа, ориентированного на восприятие, необходимо в первую очередь выяснить, какие требования предъявляются к имиджу его реципиентом (аудиторией). Существуют ли какие-то общие схемы восприятия имиджа? Данные экспериментальных исследований показывают, что такие схемы существуют. В содержании индивидуального имиджа проявляются некоторые устойчивые коммуникативные установки, ожидания и требования к партнеру по общению в соответствующей ситуации, присущие коллективному сознанию. Из множества подходов к вопросу выявления таких общезначимых коммуникативных установок большинство авторов выделяют по крайней мере три наиболее популярные теории. Это кеттел-ловская теория «16 PF» [124], «Пятерка Нормана» [126] и система «PEN» Г. Ю.Айзенка[4]. Все три теории предлагают иерархически построенные модели на основе эмпирически измеренных черт. Так, Р. Кеттелл [124], разработавший «описание личности» в виде иерархии статистически взаимозависимых факторов трех уровней, получил среди факторов высокого порядка факторы «тревожность» и «exvia—invia», которые очень близки айзенковским нейротизму и экстраверсии. В целом на уровне факторов более высокого порядка имелось много сходства. Другие англо-американские исследователи предложили структуру, в основе которой лежит 5 ортогональных (статистически независимых) факторов. Более того, при использовании кет- телловских переменных в ортогональном вращении получали 5 устойчиво воспроизводимых факторов [23, 25\, которые получили название «Большая пятерка» («Big Five»): ю* Раздел II. Индивидуальный имидж 1) surgency, extroversion — пылкость, экстраверсия; 2) friendleness — дружественность, согласие; 3) conscientiousness — совестливость, сознательность; 4) emotional stability — эмоциональная стабильность; 5) intellect, culture — интеллект [23, 25—26]. Несмотря на некоторые различия в интерпретации этих факторов (например, пятый фактор называют иногда «opennes» — «открытость опыту» или «independence» — «независимость»), эти факторы признаются эквивалентными. В конце 80-х годов Л. Гольдберг получил данные, подтверждающие существование «Большой пятерки» как некоего шаблона в общественном сознании, задающего параметры восприятия человека [138]. Проведенное им исследование позволило выявить пять факторов, значимых для восприятия и оценки человека. Этот же феномен был исследован А. Шмелевым на материале русской лексики для русской выборки [20]. Результаты, полученные Шмелевым на русской выборке, позволили выявить четыре фактора, близких по содержанию факторам «Большой пятерки», но расположенных в несколько ином порядке по степени значимости: 1) альтруизм, дружелюбие (соответствует 2-му фактору, по Гольдбергу); 2) интеллигентность (соответствует 5-му, по Гольдбергу); 3) активность, экстраверсия (соответствует 1-му, по Гольдбергу); 4) самоконтроль, сознательность (соответствует 3-му, по Гольдбергу). Различия в расположении факторов «Большой пятерки» можно рассматривать как следствие национально-культурных различий в стереотипах восприятия. Содержание категориальных шаблонов восприятия, влияющих на структуру имиджа, зависит и от социальной роли человека, которая в свою очередь во многом определяется деятельностной ситуацией. Например, в связи с развитием телевидения получили распространение исследования восприятия телезрителями телеведущего. Одной из самых первых значительных зарубежных работ по изучению имиджа телекоммуникатора стала работа Г. Гольдхабера [139], который ввел понятие «харизма личности» телекоммуникатора. Были выведены типы «харизмы», существующие в коллек- § 3- Имидж, ориентированный на восприятие тивном сознании телезрителей: «герой», «антигерой» и «загадочная личность», — и определены ее характеристики: 1) внешний вид, 2) выраженность половой принадлежности, 3) динамические характеристики поведения, 4) способность говорить лично от себя и 5) профессиональные качества. А. Степанов и Т. Беляева [10] изучали влияние стиля общения телеведущих на восприятие их зрителями и выявили такие основные характеристики коммуникативного стиля ведущего, как коммуникабельность, динамичность и выразительность. Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева и Ю. В. Мочалова методами психосемантического шкалирования изучали образы телевизионных ведущих в восприятии разных групп телезрителей и описали категориальную структуру образа телеведущего, инвариантную для различных типов аудитории и видов передач [51]. Содержание категориальной структуры имиджа телекоммуникатора оказалось сопоставимым с факторами, выделенными Гольдбергом и Шмелевым: Date: 2015-10-19; view: 561; Нарушение авторских прав |