Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






• I ' - .\i.:-.-;l.. ■ •. ' i'. re>K4;'S;,'»,,' ;..;. 7 page





В отличие от вершинного переживания «амоактуализация — это устойчивое состояние личности, которое наступает при усло­вии удовлетворения потребности в самоактуализации. Определе­ние самоактуализации, данное А. Маслоу [160], опирается на его собственные, в определенной степени субъективные оценки. По­этому до определенного времени стоял вопрос о том, является ли оно результатом фактического описания самоактуализирующихся людей, или отражением персональной концепции Маслоу о цен­ностях идеального человека.

С точки зрения гуманистической психологии достижение само­актуализации означает идеальный стиль жизни. Самоактуализиро­ванные личности, по Маслоу, — это люди, которые живут пол­ной жизнью, делая наилучшим образом то, на что они способны. Они представляют собой «цвет» человеческой расы, ее лучших представителей, достигших того уровня личностного развития, ко­торый потенциально заложен в каждом из нас. Характеристики, которые А. Маслоу дал самоактуализированным личностям, заслу­живают интереса. Итак, для этих людей характерны следующие особенности:


Раздел П. Индивидуальный имидж

1. Более эффективное (правильное и беспристрастное) вос­приятие реальности, включая других людей. Они менее эмо­циональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря эффективному восприятию самоактуализирую­щиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечест­ность в других. Исходя из этого, нетрудно предположить, что имидж как образ субъекта, который может искажать его объективные характеристики, для самоактуализирован­ных личностей, во-первых, не представляет ценности, во-вторых, не имеет над ними силы как средство социального влияния.

2. Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отя­гощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги — эмо­циональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Иными словами, их Я-концепция не нуждается в улуч­шении посредством создания индивидуального имиджа.

3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственно­стью и простотой, отсутствием искусственности или жела­ния произвести эффект, хотя они могут ради того, чтобы не огорчать других, соблюдать определенные формальнос­ти и ритуалы. Однако они не колеблясь отклоняют соци­альные нормы, когда считают, что это необходимо. Факти­чески здесь прямо идет речь об отказе от создания имиджа с целью социальной адаптации.

4. Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все об­следованные им личности без исключения были приверже­ны какой-то задаче, долгу, призванию или любимой рабо­те, которую они считают важной: «работа и человек, ка­жется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок» [163, 153]. Поэтому самоактуализированные лично­сти нередко испытывают вершинные состояния.

5. Независимость: потребность в уединении. Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в не­прикосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полно-


§ 2. Имидж, ориентированный на самоощущение

той дружбы. К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфере соци­ального общения часто «нормальные» люди считают их рав­нодушными, необщительными, высокомерными и холод­ными, что вполне объяснимо с точки зрения отсутствия имиджа. Как сказал один из испытуемых Маслоу: «Когда Я один — Я с моим лучшим другом» [163, 157].

Другие качества самоактуализированных личностей, по Мас­лоу, такие как автономия (независимость от культуры и окруже­ния), свежесть восприятия (самоактуализированные люди не раз­деляют переживания на категории и не гонят их от себя), вершин­ные переживания (их также можно назвать мистическими или экстатическими), общественный интерес, глубокие межличностные отношения, демократизм и др., — также говорят о том, что для этого типа людей не характерно создание имиджа.

Это, однако, вовсе не означает, что эти люди производят наи­лучшее впечатление на окружающих. Напротив, А. Маслоу опро­вергал подобные выводы. Будучи несовершенными по своей чело­веческой природе, самоактуализирующиеся люди так же подвер­жены глупым, неконструктивным и бесполезным привычкам, как и прочие смертные. Они могут быть упрямы, раздражительны, скуч­ны, вздорны, эгоистичны или подавлены, и ни при каких обсто­ятельствах они не защищены от необоснованного тщеславия, чрез­мерной гордости и пристрастия к своим друзьям, семье и детям. Вспышки темперамента не так уж необычны для них. Маслоу так­же обнаружил, что его испытуемые способны проявлять опреде­ленную «хирургическую холодность» в межличностных конфлик­тах. Например, одна женщина, осознав, что больше не любит мужа, развелась с ним с решимостью, граничащей с безжалостностью. Другие оправлялись после смерти близких им людей настолько легко, что казались бессердечными. Самоактуализирующиеся люди не свободны от чувства вины, тревоги, печали и сомнений в себе. Они зачастую не переносят пустых сплетен и легкого разговора и могут говорить или вести себя так, что это подавляет, шокирует или оскорбляет других. Все эти несовершенства самоактуализи­рованных людей подтверждают наше предположение об отсутствии у них имиджа.


Эмпирические исследования, порожденные теорией Маслоу, сконцентрированы главным образом именно на концепции само­актуализации. «Опросник личностной ориентации» {Personal Orien-



Раздел II. Индивидуальный имидж

tation Inventory, POI) — это тест самоотчета, разработанный для измерения самоактуализации, концептуализированной в теории Маслоу. Многочисленные исследования показали, что тест имеет адекватную надежность и валидность и обладает прогностической ценностью в различении нормальных и аномальных групп. «Крат­кий индекс самоактуализации» также применим для исследова­тельских целей. И наконец, исследования, основанные на шкале вершинных переживаний, поддерживают концепцию Маслоу о вершинных переживаниях.

Тем не менее Маслоу рассматривал свое исследование как «пилотажную» работу, признавая, что данный предмет изучения оставляет желать лучшего в смысле подчинения требованиям стро­гого эмпирического исследования. «По обычным стандартам лабора­торного исследования, т.е. строгого и контролируемого эксперимен­та, это просто даже и не исследование», — писал он [163, 47].

Дальнейшая разработка «Опросника личностной ориентации» [198] дала исследователям возможность измерить ценности и по­ведение, связанные с самоактуализацией [153]. POI состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары утверж­дений респондент должен выбрать то, которое лучше его характе­ризует. Например:

1. а) у^живу по правилам и стандартам, принятым в обществе,
б) Яне вижу необходимости всегда подчиняться правилам и

стандартам, установленным в обществе.

2. а) Сделаю то, чего от меня ожидают другие.

б) Яне чувствую необходимости делать то, чего от меня ожи­дают другие.

3. а) Люди должны всегда контролировать свой гнев.

б) Люди должны выражать обоснованное негодование.

4. а) Для меня важно, как #живу здесь и сейчас.

б) Для меня не очень важно, как Я живу здесь и сейчас.

5. а) # чувствую себя виноватым, когда замечаю у себя эгоис-

тические побуждения, б) Яне чувствую себя виноватым, когда замечаю у себя эго­истические побуждения [198, 207-2Щ.

 

POI состоит из двух основных шкал и 10 субшкал. Первая ос­новная шкала («шкала поддержки») отражает то, в какой степени человек является направленным на себя, а не на других в поисках ценностей и смысла жизни. Люди, направленные на себя, стара-



§ 2. Имидж, ориентированный на самоощущение

ются использовать собственные принципы и мотивы в качестве основы для своих суждений и действий. Их жизнь отмечена авто­номностью, самоподдержкой и свободой. И наоборот, люди, на­правленные на других, стремятся зависеть от мнения других и от социальных норм как основы для своих суждений и действий. Их жизнь отмечена зависимостью, конформизмом и потребностью в одобрении и приятии. Очевидно, никто не может функциониро­вать эффективно в обществе без чувства направленности на дру­гих, но тем не менее от самоактуализирующихся людей следует ожидать большей направленности на себя, чем от людей, которые самоактуализируются в меньшей степени.

Вторая основная шкала называется «Компетентность во време­ни». Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем. Считается, что люди, компетентные во времени, могут размышлять о том, как прошлое относится к настоящему, и реалистично связывать долгосрочные планы с текущими задачами. У них есть чувство непрерывности этих трех аспектов времени. И наоборот, люди, некомпетентные во вре­мени, отделяют свое прошлое и будущее от настоящего. Их жизнь в настоящем основана на сожалениях и чувстве обиды, связанных с прошлым, и идеализированных целях или страхах, связанных с будущим. Они также испытывают трудности в связывании своих прошлых достижений с надеждами на будущее. Самоактуали­зирующиеся люди в основном компетентны во времени.

В дополнение к двум основным шкалам POI существует 10 до­полнительных субшкал, предназначенных для измерения концеп­туально важных элементов самоактуализации. Субшкалы включа­ют в себя ценности самоактуализации, экзистенциальность, эмо­циональную реактивность, спонтанность, заботу о своих интересах, самоприятие, природу человека, синергизм, приятие агрессии и способность к близким отношениям. Интерпретация POI включает в себя обследование системы показателей, полученных по двум основным шкалам и 10 субшкалам. Следует также заметить, что POI имеет встроенную шкалу определения лжи для оценки того, фальсифицируют респонденты ответы или нет.

POI — наиболее часто используемый инструмент для исследо­вания самоактуализации. Что касается валидности, исследования показывают, что тест действительно дифференцирует людей, отне­сенных персонологами к различным группам по критерию само­актуализации или несамоактуализации. Исследование МакКлэйна


 


Раздел П. Индивидуальный имидж


§ 2. Имидж, ориентированный на самоощущение


 


доказало, что POI оказался валидным для измерения уровня пози­тивного психического здоровья человека [168, 21 -22].

Единственным серьезным ограничением для использования POI, имеющего 150 пунктов, в исследовательских целях является его длина. Джоунс и Крэндалл разработали краткий индекс само­актуализации [148] в виде шкалы, состоящей из 15 пунктов.


Краткая шкапа измерения самоактуализации

1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций

2. Я чувствую, что должен делать то, чего ждут от меня другие (N)

3. Я верю, что по существу люди хорошие и им можно доверять

4. Я могу сердиться на тех, кого люблю

5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю (N)

6. Я не принимаю свои слабости (N)

7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять

8. Я боюсь неудач (N)

9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (N)

10. Лучше быть самим собой, чем популярным

11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N)

12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к нежела­тельным последствиям

13. Я не обязан помогать другим (N)

14. Я устал от страхов и неадекватности (N)

15. Меня любят, потому что я люблю

Примечание. Респонденты отвечают на каждое утверждение, ис­пользуя 4-значную шкалу: 1 — не согласен, 2 — не согласен отчасти, 3 — согласен отчасти и 4 — согласен. Значок «N», следующий за утвер­ждением, обозначает, что при подсчете общих значений оценка по это­му пункту будет инверсной (1 = 4, 2 = 3, 3 = 2, 4 = 1). Чем выше общее значение, тем более самоактуализированным считается респондент.

(Источник: Хьелл Л. А., Зиглер Д. Дж. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. С. 512.)

В ходе исследований было обнаружено, что значения индекса самоактуализации положительно коррелируют со всеми значения­ми гораздо более длинного POI и с измеренными величинами са­моуважения и «рационального поведения и убеждений». Шкала имеет приемлемую ретестовую надежность и, вероятно, не вос­приимчива к выбору ответов «социальной желательности». Также было показано, что студенты колледжа, принимавшие участие в тренировках уверенности в себе, значительно повысили степень самоактуализации, измеренную по этой шкале. Повышенные по­казатели сохранялись больше года.


Некоторые эмпирические исследования подтвердили и концеп­цию Маслоу о вершинном переживании. Например, интервьюиро­вание спортсменов, достигших выдающихся результатов в 12 раз­личных видах спорта, показало, что «звездные моменты» рекордов очень напоминают описание вершинного переживания, сделанное Маслоу [184]. Были обследованы 20 спортсменов, об отсутствии страха сообщили 100%, о полном внимании или погружении, чувстве совер­шенства, почти божественном чувстве контроля и самоценности — 95%, о чувстве исключительной легкости — 90%. Однако в отличие от описаний Маслоу переживания спортсменов скорее ограничива­лись важностью ближайших обстоятельств, чем послужили орудием достижения серьезных перемен в их жизни.

Для измерения склонности к вершинным переживаниям наи­более часто используют «Шкалу вершинных переживаний» [165]. В исследовании с использованием этого теста из 70 пунктов были получены некоторые данные в поддержку взглядов Маслоу. На­пример, люди, получившие высокие показатели по шкале, сооб­щали о случаях трансцендентных, мистических переживаний и ощущении большого счастья. Высокие показатели также соответ­ствовали образу жизни, ориентированному на «бытийные» ценно­сти, такие как истина, красота и справедливость.

В концепции Карла Роджерса также есть указания на существо­вание определенного типа личности, воплощающего в себе при­знаки, близкие тем, которыми характеризуются самоактуализиру­ющиеся люди в представлении А. Маслоу.

Вот как описывал К. Роджерс личностные характеристики, которые определяют «хорошую жизнь». Хорошая жизнь, по Род­жерсу, — это не фиксированное состояние бытия, не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе. «Полноценно функционирующий» — это тер­мин, употребляемый Роджерсом для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потен­циал и движутся к полному познанию себя и сферы своих пережива­ний. Роджерс установил пять основных личностных характерис­тик, общих для полноценно функционирующих людей [186].

Главной характеристикой полноценно функционирующего человека К. Роджерс считает открытость переживанию. Открытость переживанию не только нетождественна, но и противоположна беззащитности. Люди, полностью открытые переживанию, спо­собны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сен­сорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не


Раздел П. Индивидуальный имидж

испытывая угрозы. Они тонко осознают свои самые глубокие мыс­ли и чувства; они не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними; и даже действуя не в соответствии с ними, они способны осознать их. Фактически все переживания, будь то внутренние или внешние, точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь. Например, полноценно функциони­рующий человек может, слушая скучную лекцию, вдруг почув­ствовать желание публично упрекнуть профессора в том, что он такой скучный, однако, если он не лишен здравого смысла, он подавит в себе это желание, понимая, что подобная выходка со­рвет занятия и в конечном итоге не будет способствовать его тен­денции актуализации. Но это чувство не будет представлять для него угрозу, поскольку у него нет внутренних барьеров или тормо­за, мешающих сознательному восприятию своих чувств. Полно­ценно функционирующий человек достаточно благоразумен, что­бы осознавать свои чувства и действовать рассудительно в любой данный момент времени. Если он что-то чувствует, это еще не значит, что он будет поступать сообразно этому чувству. В приве­денном примере человек, вероятно, осознает, что не следует под­даваться своему желанию, поскольку это причинит вред ему и другим (в частности, профессору, который, сам того не зная, стал «мишенью»), и поэтому откажется от этой мысли и переключит свое внимание на другое. Следовательно, для полноценно функ­ционирующего человека нет внутреннего переживания или эмо­ции, которые угрожали бы ощущению собственной правоты — он действительно открыт для всех возможностей [59, 559].

Вторая характеристика оптимально функционирующего чело­века, отмеченная Роджерсом, — это экзистенциальный образ жиз­ни, при котором то, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий. Экзистенциальный образ жизни предполага­ет, что скорее «Я» человека и его личность проистекают из пережи­вания, а не переживание преобразовывается, чтобы соответствовать какой-то заранее заданной жесткой Я-структуре. Люди, живущие хорошей жизнью, гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. Они открывают структуру своего опыта в процессе его переживания.

Третьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека является то, что Роджерс назвал организмическим довери­ем. Это качество хорошей жизни лучше всего можно проиллюстри­ровать в контексте принятия решения. А именно в выборе дей­ствий, предпринимаемых в какой-то ситуации, многие люди по-


§ 2. Имидж, ориентированный на самоощущение

лагаются на социальные нормы, заложенные какой-то группой или институтом, на суждения других или на то, как они вели себя в подобных ситуациях раньше. Короче, на их способность прини­мать решение оказывают сильное, если не абсолютное, влияние внешние силы. И наоборот, полноценно функционирующие люди зависят от организмических переживаний, которые они рассмат­ривают как достоверный источник информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать. Как писал Роджерс: «Доказано, что внутреннее ощущение типа "я поступаю правиль­но" является значимым и заслуживающим доверия руководством для истинно хорошего поведения» [186]. Организмическое дове­рие, следовательно, означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как ос­нову для выбора поведения.

Четвертой характеристикой полноценно функционирующего человека, отмеченной Роджерсом, является эмпирическая свобо­да. Этот аспект хорошей жизни заключается в том, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запре­тов. Субъективная свобода — это чувство личной власти, способ­ность делать выбор и руководить собой. В то же время Роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно обус­ловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые фактически определяют сделанный выбор. Эмпирическая свобода, по Роджерсу, относится к внутреннему чувству: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия — это -Усам». Основываясь на этом чувстве свободы и силы, полноценно функционирующий человек имеет множество возможностей вы­бора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать!

Последняя, пятая, характеристика, связанная с оптимальной психологической зрелостью, — креативность. Для Роджерса про­дукты творчества (идеи, проекты, действия) и творческий образ жизни появляются у человека, который живет хорошей жизнью. Твор­ческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако, добавляет Роджерс, такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, почти несомненно, не являются конформистами. Их связь с обще­ством можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.

10-6675


 


Раздел II. Индивидуальный имидж


 


 


Как видим, полноценно функционирующие люди обладают двумя качествами, значимыми в контексте создания и восприятия имиджа. Они, с одной стороны, слабо подвержены или вовсе не подвержены воздействию чужих имиджей как средства социально­го влияния. С другой — они не склонны прилагать усилия к созда­нию собственного имиджа, поскольку не чувствуют в этом по­требности. Выходит, что с точки зрения этих двух направлений в психологической науке имидж выступает как негативная характе­ристика личности, деятельность по его восприятию и созданию свидетельствует о несовершенстве психической жизни индивида.

С этой позицией трудно согласиться без обсуждения, однако столь же трудно, без дополнительных углубленных исследований всего комплекса проблем, относящихся к имиджу, безоговорочно ее от­вергнуть. Остается заключить, что решение данной проблемы явля­ется одной из актуальных теоретических задач для будущих ученых.

Итак, имидж — это психологический феномен, имеющий свои границы, он не является универсальным свойством человека. Как было показано, возможны психические состояния, при которых создание имиджа не происходит либо происходит менее активно, чем в других состояниях. Среди этих состояний на одном полюсе находится психическая болезнь (состояние, при котором человек не способен к имиджеобразующей деятельности), на противополож­ном полюсе — высшая степень психического здоровья. Именно так характеризуются в рамках гуманистической психологии состояния самоактуализации и вершинные состояния, а в рамках феноменоло­гической психологии К. Роджерса люди, достигшие психологичес­кой зрелости и являющиеся полноценно функционирующими.

Вопросы к параграфу

1. Объясните механизм «вживания» в имидж, основанный на влия­нии поведения на установки.

2. Приведите свои примеры такого «вживания».

3. Объясните механизм «вживания» в имидж, основанный на ви­карном научении.

4.. Приведите свои примеры создания имиджа посредством подра­жания образцу.

5. Что такое эмпатия, как она используется в создании индивиду­ального имиджа?


§ 3. Имидж, ориентированный на восприятие

Говоря об особенностях создания имиджа, ориентированного на восприятие, необходимо в первую очередь выяснить, какие тре­бования предъявляются к имиджу его реципиентом (аудиторией). Существуют ли какие-то общие схемы восприятия имиджа?

Данные экспериментальных исследований показывают, что такие схемы существуют.

В содержании индивидуального имиджа проявляются не­которые устойчивые коммуникативные установки, ожидания и требования к партнеру по общению в соответствующей ситуации, присущие коллективному сознанию.

Из множества подходов к вопросу выявления таких общезна­чимых коммуникативных установок большинство авторов выделя­ют по крайней мере три наиболее популярные теории. Это кеттел-ловская теория «16 PF» [124], «Пятерка Нормана» [126] и система «PEN» Г. Ю.Айзенка[4].

Все три теории предлагают иерархически построенные модели на основе эмпирически измеренных черт. Так, Р. Кеттелл [124], разработавший «описание личности» в виде иерархии статисти­чески взаимозависимых факторов трех уровней, получил среди факторов высокого порядка факторы «тревожность» и «exvia—invia», которые очень близки айзенковским нейротизму и экстраверсии. В целом на уровне факторов более высокого порядка имелось много сходства. Другие англо-американские исследователи предложили структуру, в основе которой лежит 5 ортогональных (статистичес­ки независимых) факторов. Более того, при использовании кет- телловских переменных в ортогональном вращении получали 5 ус­тойчиво воспроизводимых факторов [23, 25\, которые получили название «Большая пятерка» («Big Five»):

ю*


Раздел II. Индивидуальный имидж

1) surgency, extroversion — пылкость, экстраверсия;

2) friendleness — дружественность, согласие;

3) conscientiousness — совестливость, сознательность;

4) emotional stability — эмоциональная стабильность;

5) intellect, culture — интеллект [23, 25—26].

Несмотря на некоторые различия в интерпретации этих факто­ров (например, пятый фактор называют иногда «opennes» — «откры­тость опыту» или «independence» — «независимость»), эти факто­ры признаются эквивалентными.

В конце 80-х годов Л. Гольдберг получил данные, подтвержда­ющие существование «Большой пятерки» как некоего шаблона в общественном сознании, задающего параметры восприятия чело­века [138]. Проведенное им исследование позволило выявить пять факторов, значимых для восприятия и оценки человека. Этот же феномен был исследован А. Шмелевым на материале русской лек­сики для русской выборки [20].

Результаты, полученные Шмелевым на русской выборке, по­зволили выявить четыре фактора, близких по содержанию факто­рам «Большой пятерки», но расположенных в несколько ином порядке по степени значимости:

1) альтруизм, дружелюбие (соответствует 2-му фактору, по Гольдбергу);

2) интеллигентность (соответствует 5-му, по Гольдбергу);

3) активность, экстраверсия (соответствует 1-му, по Голь­дбергу);

4) самоконтроль, сознательность (соответствует 3-му, по Голь­дбергу).

Различия в расположении факторов «Большой пятерки» мож­но рассматривать как следствие национально-культурных разли­чий в стереотипах восприятия.

Содержание категориальных шаблонов восприятия, влияющих на структуру имиджа, зависит и от социальной роли человека, которая в свою очередь во многом определяется деятельностной ситуацией. Например, в связи с развитием телевидения получили распространение исследования восприятия телезрителями телеве­дущего. Одной из самых первых значительных зарубежных работ по изучению имиджа телекоммуникатора стала работа Г. Гольдхабера [139], который ввел понятие «харизма личности» телекоммуника­тора. Были выведены типы «харизмы», существующие в коллек-


§ 3- Имидж, ориентированный на восприятие

тивном сознании телезрителей: «герой», «антигерой» и «загадоч­ная личность», — и определены ее характеристики: 1) внешний вид, 2) выраженность половой принадлежности, 3) динамичес­кие характеристики поведения, 4) способность говорить лично от себя и 5) профессиональные качества.

А. Степанов и Т. Беляева [10] изучали влияние стиля общения телеведущих на восприятие их зрителями и выявили такие основ­ные характеристики коммуникативного стиля ведущего, как ком­муникабельность, динамичность и выразительность.

Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева и Ю. В. Мочалова методами психо­семантического шкалирования изучали образы телевизионных веду­щих в восприятии разных групп телезрителей и описали категори­альную структуру образа телеведущего, инвариантную для различ­ных типов аудитории и видов передач [51]. Содержание категориальной структуры имиджа телекоммуникатора оказалось сопоставимым с факторами, выделенными Гольдбергом и Шмелевым:







Date: 2015-10-19; view: 561; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию