Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления
После установления предпочтительной структуры управления фирмой необходимо «наполнение» этой иерархической структуры блоками, ответственными за выполнения конкретных функций управления. Взаимодействие последних и должно обеспечить выполнение задач управления фирмой.
Единицей оргструктуры может являться структурный модуль. Основные требования к нему: - выполнение определенной цели; - совместимость с другими составными частями; - возможность использования в разных сочетаниях.
Моделирование взаимодействия структурных модулей предусматривает три среза: - по разнообразию результатов (промежуточный, замыкающий, исходный); - по видам деятельности (реконструкция функции, выбор режима, защита режима); - по элементам функционирования системы (вход, выход, процессор).
В результате получается некоторая структурная решетка размерностью , каждый узел которой - совмещение определенного вида деятельности, типы результата и элементы функционирования системы (не все они реально обязательно существуют).
В зависимости от вида деятельности решения и управление в процессе их реализации связаны с: - реконструкцией функции (инновационная деятельность), - с выбором режима (инфраструктурная деятельность), - с защитой выбранного режима (эксплуатационная деятельность).
Инновационная деятельность может быть связана с промежуточными полезными результатами, инфраструктурная деятельность - со всеми видами результатов, а эксплуатационная деятельность - только с исходными и замыкающими полезными результатами. В структурных модулях и системе можно выделить два типа входов - материальный и информационный и один тип выхода.
Группы структурных модулей, объединенных сильной зависимостью от одного фактора, составляют пять структурных блоков (табл. 17.7): У1 - привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям деятельности фирмы; У2 - реализация тиража продукции (услуг); У3 - синтез образцов изделий, услуг; У4 - обеспечение процесса создания тиража продукта; Z - общее руководство фирмой.
На основе структурных модулей можно построить контуры принятия решений для различных видов деятельности фирм. В общем виде такой контур представлен на рис. 59.
Рис. 59. Контур принятия решения
Таблица 17.7
Перечень структурных модулей, входящих в модель нормативной структуры системы
Тип структурного модуля
| Тип результата, обеспечиваемый данным модулем
| Характер принимаемых решений
| Направление деятельности
| Область ответственности
| Подразделения управления завода, реализующие модуль
| У1
| Промежуточный
| Выбор режима
| Привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям данной хозяйственной системы
| Уровень использования хозяйственного потенциала данной хозяйственной системы
| Главный экономист
| У11
| -"-
| -"-
| Привязка ограничений внешней инфраструктуры к элементам входа данной хозяйственной системы
| Соответствие установленных ограничений по элементам входа потребностям функционирования данной хозяйственной системы
| ПЭО
| У12
| -"-
| -"-
| Привязка ограничений инфраструктуры к элементам выхода данной хозяйственной системы
| Соответствие установленных ограничений по элементам выхода возможностям данной хозяйственной системы
| ПЭО, Финансовый отдел
| У13
| -"-
| -"-
| Привязка ограничений внешней инфраструктуры к элементам процессора данной хозяйственной системы
| Соответствие установленных ограничений по элементам процессора мощности данной хозяйственной системы
| ПЭО, ПДО, ОТЗ, ОГМ, ОГЭ
| У14
| -"-
| Защита режима
| Компенсация возможных изменений внешних и внутренних условий
| Соответствие установленного размера тиража изделий предъявляемому потребительскому спросу
| ПДО, Отдел маркетинга
| У15
| -"-
| -"-
| Компенсация возможных изменений внешних и внутренних условий
| Соответствие реализуемого размера тиража изделий (продуктов, услуг) предъявляемому потребительскому спросу
| ПДО, Отдел маркетинга
| У2
| Замыкающий
| -"-
| Реализация тиража изделий (продуктов, услуг)
| Размер тиража изделий (продуктов, услуг)
| Отдел маркетинга
| У21
| Замыкающий
| Защита режима
| Ограничение разнообразия образцов изделий (продуктов, услуг) в тираже (ограничение в разнообразии собственной технологии)
| Мера унификации образцов изделий (продуктов, услуг) в тираже
| КТОС, Отдел маркетинга
| У22
| -"-
| -"-
| Установление условий поставки образцов изделий (продуктов, услуг)
| Мера согласования хозяйственных интересов поставщиков и потребителей
| ОГК, Отдел маркетинга
| У23
| -"-
| -"-
| Создание условий эксплуатации данного образца изделий (продукта, услуги) у потребителя
| Соответствие условий эксплуатации данного образца изделия у потребителя его техническим характеристикам (авторский надзор)
| ОГК, Служба надежности
| У3
| Промежуточный
Замыкающий
| Реконструкция функции
| Синтез образцов изделий (продуктов, услуг)
| Соответствие образцов изделий (продуктов, услуг) структуре предъявляемых потребностей
| НИИ, КБ ОГК
| У31
| Промежуточный
| -"-
| Изменение элементов оснащения данной хозяйственной системы
| Мера приращения хозяйственного потенциала данной системы
| ОГТ, ОМА, ОИХ, ОГМ, ОГЭ
| У32
| -"-
| -"-
| Изменение элементов катализатора данной хозяйственной системы (изменение уровня и запаса квалификации)
| Мера приращивания хозяйственного потенциала данной системы
| Отдел подготовки кадров, отдел кадров
| У33
| -"-
| -"-
| Изменение элементов входа данной хозяйственной системы
| Мера приращения свойств образцов изделий (продуктов, услуг)
| ОГТ, ОГК
| У34
| Замыкающий
| -"-
| Изменение свойств образцов изделий (продуктов, услуг) для удовлетворения более эффективным образом возникших потребностей
| Соответствие потребительских свойств образца изделий (продукта, услуги) предъявляемым требованиям
| ОГК, Отдел маркетинга
| У4
| Исходный
| Защита режима
| Обеспечение условий реализации процесса преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия
| Мера обеспеченности процесса преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия
| ОГТ, ОИХ, ОГМ, ОМТС, Отдел кооперации
| У41
| -"-
| -"-
| Создание резервов ресурсов для обеспечения процессов преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия
| Уровень запасов ресурсов
| ОМТС, Отдел кооперации
| У42
| -"-
| -"-
| Регулирование ресурсов во времени
| Время пополнения (возобновления) запаса
| ОМТС, Отдел кооперации
| У43
| -"-
| -"-
| Обеспечение процессов преобразования образцов изделий (продуктов, услуг) в соответствующий тираж изделий (продуктов, услуг) элементами оснащения
| Изменение технических характеристик элементов оснащения во времени
| ОГТ, ОКС
| Z1
| Промежуточный
| Выбор режима
| Компенсация возможных возмущений по элементам входа и процессора
| Соответствие достигнутых результатов деятельности установленным ограничениям
| Руководство, финансовый отдел, бухгалтерия
| Z2
| -"-
| Защита режима
| Создание условий деятельности руководства в хозяйственной системе
| Качество обслуживания руководства
| АСУП, Канцелярия
|
Схема рис. 59 отражает организационно-экономические условия преобразования ресурсов в полезные результаты. Контур принятия решений позволяет выделить в каждом блоке базовой структуры классы непересекающихся решений и на этой основе установить группы подразделений, их взаимосвязь и подчиненность, полномочия и области ответственности. По отношению к конкретному виду деятельности этот контур принятия решения может быть видоизменен и детализирован.
Следующая задача модульного проектирования - установление области ответственности каждого структурного модуля и характера принимаемых им решений (типа деятельности). Устанавливая в контуре решений направления и содержание взаимодействия блоков на каждой фазе принятия решения, можно выделить внутри каждого блока структурные модули по признакам законченности фазы формирования полезного результата и однородности принимаемых решений (табл. 17.8).
Таким образом, в блоке У1 выделяются две группы структурных модулей: первая (У11, У12, У13) - привязки при планировании деятельности фирмы ограничений на деятельность блоков У2 и У4 в форме плановых заданий для них, вторая группа (У14, У15) на фазе выполнения плана компенсирует возможные изменения внутренней и внешней среды.
В блоке У2 - три типа структурных модулей (по назначению продукции и услуг, условиям их поставки и обеспечению устойчивости в эксплуатации).
Таблица 17.8
Соответствие структурных блоков и характера решений
Структурный блок
| Тип деятельности
| Характер принимаемых решений
| Фаза принятия решения
| Выбор и координация
| Выполнение плана
| У1
| Инфраструктурный
| Выбор режима
| У11, У12, У13
| У14, У15
| У2
| Эксплуатационный
| Защита режима
| У21, У22, У23
| -
| У3
| Инновационный
| Реконструкция функции
| У31, У32, У33
| У34
| У4
| Эксплуатационный
| Защита режима
| У41, У42, У43
| -
| Z
| Инфраструктурный
| Выбор режима
| Z1
| Z2
| В блоке У3 выделено две группы модулей: (У31, У32, У33) - формирование изделия и его техническое и организационное обеспечение, (У34) - изменение изделия и его ресурсного обеспечения (например, модернизация его).
В блоке У4 выделены три типа структурных модулей. На стадии планирования и координации модули У41, У42, У43 отвечают за распределение входных потоков, а на стадии выполнения плана резервируют продукты и оснащение, необходимые для функционирования системы.
По фазам принимаемых решений можно выделить два вида блоков, т.е. всего шесть видов структурных звеньев. Следовательно, в модели нормативной структуры управления выделены 17 типов структурных модулей, для каждого из которых теоретически можно установить основные направления деятельности, область ответственности и характер принимаемых решений.
Эта модель может быть использована для решения задач анализа и синтеза структур управления. В первом случае сопоставление модели с существующей структурой позволяет оценить полноту заполнения управленческими функциями областей ответственности каждого структурного элемента.
Алгоритм анализа состоит в следующем: 1. Анализируются функции управления, производится их разделение на группы в соответствии с перечнем структурных модулей нормативной модели. 2. Оценивается «представительность» каждой группы в соответственном нормативно выделенном блоке структуры. 3. Устанавливаются наименее охваченные сферы управления. 4. Дополняется список функций управления.
При синтезе модуль нормативной структуры - основа установления идентификационных характеристик, по которым проектируются новые подразделения в структуре.
1 7.6. Контрольные вопросы по разделу 17
17.0. Бинарные вопросы: если Вы согласны с утверждением или считаете, что нужно утвердительно ответить на вопрос, обозначьте ответ как «да». В противном случае – «нет». Постарайтесь обосновать свой выбор. 17.0.1. Проектирование структуры управления вновь создаваемым предприятием начинается с анализа существующих структур его управления. 17.0.2. При синтезе структуры управления следует учитывать цели фирмы, характер изменчивости внешней среды, уровень конкуренции и т.д. 17.0.3. Синтез системы управления начинается с выбора типа организационной структуры. 17.0.4. Режим стратегического управления требует большей гибкости от организационной структуры, чем режим оперативного управления. 17.0.5. Линейно-функциональная структура управления лучше всего подходит для стратегического управления. 17.0.6. Предпринимательский стиль управления основывается на использовании прошлых опробованных подходов. 17.0.7. Реакция фирмы на изменения в ее внешней среде должна оптимизироваться в зависимости от реального индекса нестабильности в отрасли. 17.0.8. Целью НИОКР при конкурентной реакции является минимизация текущих издержек фирмы. 17.0.9. При предпринимательской реакции целью фирмы обычно является обеспечение ее долгосрочного потенциала. 17.0.10. При стратегическом управлении власть в организации сосредоточена в сфере производства. 17.0.11. Стратегический менеджмент, как правило, более рискован, чем оперативный. 17.0.12. При предпринимательском стиле управления поощряются творчество и инициатива работников. 17.0.13. При синтезе структуры управления выделяют блоки, ответственные за конкретные решения, и обеспечивают из взаимодействие. 17.0.14. К инфраструктурным блокам управления заводом относят ОГМ, ОГЭ, ОИХ. 17.0.15. Отдел маркетинга представляет собою в основном замыкающий модуль. 17.0.16. К инновационным блокам относят отдел кадров и ОМТС. 17.0.17. Служба надежности предприятия действует только на этапе эксплуатации изделия потребителем. 17.0.18. Блок Уз (синтез изделия) характеризуют промежуточные и замыкающие результаты. 17.0.19. Подразделения снабжения обеспечивают защиту режима функционирования предприятия. 17.0.20. Нормативная структурная модель системы управления может быть использована только при синтезе структуры управления.
Date: 2015-10-19; view: 367; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|