Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления





 

После установления предпочтительной структуры управления фирмой необходимо «наполнение» этой иерархической структуры блоками, ответственными за выполнения конкретных функций управления. Взаимодействие последних и должно обеспечить выполнение задач управления фирмой.

Единицей оргструктуры может являться структурный модуль. Основные требования к нему:
- выполнение определенной цели;
- совместимость с другими составными частями;
- возможность использования в разных сочетаниях.

Моделирование взаимодействия структурных модулей предусматривает три среза:
- по разнообразию результатов (промежуточный, замыкающий, исходный);
- по видам деятельности (реконструкция функции, выбор режима, защита режима);
- по элементам функционирования системы (вход, выход, процессор).

В результате получается некоторая структурная решетка размерностью , каждый узел которой - совмещение определенного вида деятельности, типы результата и элементы функционирования системы (не все они реально обязательно существуют).

В зависимости от вида деятельности решения и управление в процессе их реализации связаны с:
- реконструкцией функции (инновационная деятельность),
- с выбором режима (инфраструктурная деятельность),
- с защитой выбранного режима (эксплуатационная деятельность).

Инновационная деятельность может быть связана с промежуточными полезными результатами, инфраструктурная деятельность - со всеми видами результатов, а эксплуатационная деятельность - только с исходными и замыкающими полезными результатами. В структурных модулях и системе можно выделить два типа входов - материальный и информационный и один тип выхода.

Группы структурных модулей, объединенных сильной зависимостью от одного фактора, составляют пять структурных блоков (табл. 17.7):
У1 - привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям деятельности фирмы;
У2 - реализация тиража продукции (услуг);
У3 - синтез образцов изделий, услуг;
У4 - обеспечение процесса создания тиража продукта;
Z - общее руководство фирмой.

На основе структурных модулей можно построить контуры принятия решений для различных видов деятельности фирм. В общем виде такой контур представлен на рис. 59.

Рис. 59. Контур принятия решения

Таблица 17.7

Перечень структурных модулей, входящих в модель нормативной структуры системы

Тип структурного модуля Тип результата, обеспечиваемый данным модулем Характер принимаемых решений Направление деятельности Область ответственности Подразделения управления завода, реализующие модуль
У1 Промежуточный Выбор режима Привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям данной хозяйственной системы Уровень использования хозяйственного потенциала данной хозяйственной системы Главный экономист
У11 -"- -"- Привязка ограничений внешней инфраструктуры к элементам входа данной хозяйственной системы Соответствие установленных ограничений по элементам входа потребностям функционирования данной хозяйственной системы ПЭО
У12 -"- -"- Привязка ограничений инфраструктуры к элементам выхода данной хозяйственной системы Соответствие установленных ограничений по элементам выхода возможностям данной хозяйственной системы ПЭО, Финансовый отдел
У13 -"- -"- Привязка ограничений внешней инфраструктуры к элементам процессора данной хозяйственной системы Соответствие установленных ограничений по элементам процессора мощности данной хозяйственной системы ПЭО, ПДО, ОТЗ, ОГМ, ОГЭ
У14 -"- Защита режима Компенсация возможных изменений внешних и внутренних условий Соответствие установленного размера тиража изделий предъявляемому потребительскому спросу ПДО, Отдел маркетинга
У15 -"- -"- Компенсация возможных изменений внешних и внутренних условий Соответствие реализуемого размера тиража изделий (продуктов, услуг) предъявляемому потребительскому спросу ПДО, Отдел маркетинга
У2 Замыкающий -"- Реализация тиража изделий (продуктов, услуг) Размер тиража изделий (продуктов, услуг) Отдел маркетинга
У21 Замыкающий Защита режима Ограничение разнообразия образцов изделий (продуктов, услуг) в тираже (ограничение в разнообразии собственной технологии) Мера унификации образцов изделий (продуктов, услуг) в тираже КТОС, Отдел маркетинга
У22 -"- -"- Установление условий поставки образцов изделий (продуктов, услуг) Мера согласования хозяйственных интересов поставщиков и потребителей ОГК, Отдел маркетинга
У23 -"- -"- Создание условий эксплуатации данного образца изделий (продукта, услуги) у потребителя Соответствие условий эксплуатации данного образца изделия у потребителя его техническим характеристикам (авторский надзор) ОГК, Служба надежности
У3 Промежуточный Замыкающий Реконструкция функции Синтез образцов изделий (продуктов, услуг) Соответствие образцов изделий (продуктов, услуг) структуре предъявляемых потребностей НИИ, КБ ОГК
У31 Промежуточный -"- Изменение элементов оснащения данной хозяйственной системы Мера приращения хозяйственного потенциала данной системы ОГТ, ОМА, ОИХ, ОГМ, ОГЭ
У32 -"- -"- Изменение элементов катализатора данной хозяйственной системы (изменение уровня и запаса квалификации) Мера приращивания хозяйственного потенциала данной системы Отдел подготовки кадров, отдел кадров
У33 -"- -"- Изменение элементов входа данной хозяйственной системы Мера приращения свойств образцов изделий (продуктов, услуг) ОГТ, ОГК
У34 Замыкающий -"- Изменение свойств образцов изделий (продуктов, услуг) для удовлетворения более эффективным образом возникших потребностей Соответствие потребительских свойств образца изделий (продукта, услуги) предъявляемым требованиям ОГК, Отдел маркетинга
У4 Исходный Защита режима Обеспечение условий реализации процесса преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия Мера обеспеченности процесса преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия ОГТ, ОИХ, ОГМ, ОМТС, Отдел кооперации
У41 -"- -"- Создание резервов ресурсов для обеспечения процессов преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия Уровень запасов ресурсов ОМТС, Отдел кооперации
У42 -"- -"- Регулирование ресурсов во времени Время пополнения (возобновления) запаса ОМТС, Отдел кооперации
У43 -"- -"- Обеспечение процессов преобразования образцов изделий (продуктов, услуг) в соответствующий тираж изделий (продуктов, услуг) элементами оснащения Изменение технических характеристик элементов оснащения во времени ОГТ, ОКС
Z1 Промежуточный Выбор режима Компенсация возможных возмущений по элементам входа и процессора Соответствие достигнутых результатов деятельности установленным ограничениям Руководство, финансовый отдел, бухгалтерия
Z2 -"- Защита режима Создание условий деятельности руководства в хозяйственной системе Качество обслуживания руководства АСУП, Канцелярия

 


Схема рис. 59 отражает организационно-экономические условия преобразования ресурсов в полезные результаты. Контур принятия решений позволяет выделить в каждом блоке базовой структуры классы непересекающихся решений и на этой основе установить группы подразделений, их взаимосвязь и подчиненность, полномочия и области ответственности. По отношению к конкретному виду деятельности этот контур принятия решения может быть видоизменен и детализирован.

Следующая задача модульного проектирования - установление области ответственности каждого структурного модуля и характера принимаемых им решений (типа деятельности). Устанавливая в контуре решений направления и содержание взаимодействия блоков на каждой фазе принятия решения, можно выделить внутри каждого блока структурные модули по признакам законченности фазы формирования полезного результата и однородности принимаемых решений (табл. 17.8).


Таким образом, в блоке У1 выделяются две группы структурных модулей: первая (У11, У12, У13) - привязки при планировании деятельности фирмы ограничений на деятельность блоков У2 и У4 в форме плановых заданий для них, вторая группа (У14, У15) на фазе выполнения плана компенсирует возможные изменения внутренней и внешней среды.

В блоке У2 - три типа структурных модулей (по назначению продукции и услуг, условиям их поставки и обеспечению устойчивости в эксплуатации).

Таблица 17.8

Соответствие структурных блоков и характера решений

Структурный блок Тип деятельности Характер принимаемых решений Фаза принятия решения
Выбор и координация Выполнение плана
У1 Инфраструктурный Выбор режима У11, У12, У13 У14, У15
У2 Эксплуатационный Защита режима У21, У22, У23 -
У3 Инновационный Реконструкция функции У31, У32, У33 У34
У4 Эксплуатационный Защита режима У41, У42, У43 -
Z Инфраструктурный Выбор режима Z1 Z2

В блоке У3 выделено две группы модулей: (У31, У32, У33) - формирование изделия и его техническое и организационное обеспечение, (У34) - изменение изделия и его ресурсного обеспечения (например, модернизация его).

В блоке У4 выделены три типа структурных модулей. На стадии планирования и координации модули У41, У42, У43 отвечают за распределение входных потоков, а на стадии выполнения плана резервируют продукты и оснащение, необходимые для функционирования системы.

По фазам принимаемых решений можно выделить два вида блоков, т.е. всего шесть видов структурных звеньев. Следовательно, в модели нормативной структуры управления выделены 17 типов структурных модулей, для каждого из которых теоретически можно установить основные направления деятельности, область ответственности и характер принимаемых решений.

Эта модель может быть использована для решения задач анализа и синтеза структур управления. В первом случае сопоставление модели с существующей структурой позволяет оценить полноту заполнения управленческими функциями областей ответственности каждого структурного элемента.

Алгоритм анализа состоит в следующем:
1. Анализируются функции управления, производится их разделение на группы в соответствии с перечнем структурных модулей нормативной модели.
2. Оценивается «представительность» каждой группы в соответственном нормативно выделенном блоке структуры.
3. Устанавливаются наименее охваченные сферы управления.
4. Дополняется список функций управления.


При синтезе модуль нормативной структуры - основа установления идентификационных характеристик, по которым проектируются новые подразделения в структуре.

 

1 7.6. Контрольные вопросы по разделу 17

 

17.0. Бинарные вопросы: если Вы согласны с утверждением или считаете, что нужно утвердительно ответить на вопрос, обозначьте ответ как «да». В противном случае – «нет». Постарайтесь обосновать свой выбор.
17.0.1. Проектирование структуры управления вновь создаваемым предприятием начинается с анализа существующих структур его управления.
17.0.2. При синтезе структуры управления следует учитывать цели фирмы, характер изменчивости внешней среды, уровень конкуренции и т.д.
17.0.3. Синтез системы управления начинается с выбора типа организационной структуры.
17.0.4. Режим стратегического управления требует большей гибкости от организационной структуры, чем режим оперативного управления.
17.0.5. Линейно-функциональная структура управления лучше всего подходит для стратегического управления.
17.0.6. Предпринимательский стиль управления основывается на использовании прошлых опробованных подходов.
17.0.7. Реакция фирмы на изменения в ее внешней среде должна оптимизироваться в зависимости от реального индекса нестабильности в отрасли.
17.0.8. Целью НИОКР при конкурентной реакции является минимизация текущих издержек фирмы.
17.0.9. При предпринимательской реакции целью фирмы обычно является обеспечение ее долгосрочного потенциала.
17.0.10. При стратегическом управлении власть в организации сосредоточена в сфере производства.
17.0.11. Стратегический менеджмент, как правило, более рискован, чем оперативный.
17.0.12. При предпринимательском стиле управления поощряются творчество и инициатива работников.
17.0.13. При синтезе структуры управления выделяют блоки, ответственные за конкретные решения, и обеспечивают из взаимодействие.
17.0.14. К инфраструктурным блокам управления заводом относят ОГМ, ОГЭ, ОИХ.
17.0.15. Отдел маркетинга представляет собою в основном замыкающий модуль.
17.0.16. К инновационным блокам относят отдел кадров и ОМТС.
17.0.17. Служба надежности предприятия действует только на этапе эксплуатации изделия потребителем.
17.0.18. Блок Уз (синтез изделия) характеризуют промежуточные и замыкающие результаты.
17.0.19. Подразделения снабжения обеспечивают защиту режима функционирования предприятия.
17.0.20. Нормативная структурная модель системы управления может быть использована только при синтезе структуры управления.

 

 







Date: 2015-10-19; view: 367; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию