Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеализм





Идеализм – общее обозначение философских учений, согласно которым утверждается, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно.

Рисунок 45– Гилозоизм в действии

Гилозоизм – представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании Мировой души. Гилозоистами, отождествлявшими живое и существующее, были Эмпедокл, Анаксагор, Анаксимен, Фалес, Гераклит. В «Тимее» Платона Космос предстает как живой организм. Элементы гилозоизма имеются у Аристотеля, позднее – у Дж. Бруно.

Мировая душа – (в философии) единая внутренняя природа мира, мыслимая как живое существо, обладающее стремлениями, представлениями и чувствами. Многие философские учения, выводившие единство мира из вечной области бытия идеального или умопостигаемого, признавали, однако, и живущую во всех явлениях Мировую душу как подчинённое начало, воспринимающее и осуществляющее в чувственной области и во временном процессе высшее идеальное единство, вечно пребывающее в абсолютном начале. Такой взгляд на Мировую душу был изложен в «Тимее» Платона и затем стал одним из основных пунктов в философии Платона и неоплатоников.

Предельным случаем гилозоизма можно считать гилоноизм (В. Вердениус, 1977) – учение о наделённости праматерии сознанием или о панестезии («всечувствительности»). Достижения биологии в XIX в. выявили несостоятельность гилозоизма и его идей о всеобщей одушевленности материи.

Панпсихизм приписывает определённую форму сознания или ощущения всей материи – это представление о всеобщей одушевленности, согласно которому все вещи, а может быть, даже мир в целом, одушевлены, обладают жизнью и психикой; это форма метафизического идеализма, утверждающего, что вся природа состоит из психических центров, подобных человеческой душе (примером может служить теория монад Г.В. Лейбница).

Ментализм – совокупность явлений человеческого духа.

Субъективный идеализм – группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира (Джордж Беркли). Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

 

 

Рисунок 46 – Иллюстрация субъективного идеализма. Дерево существует, ибо я его воспринимаю. Но оно существует и когда я его не воспринимаю, ибо тогда его воспринимает бог

 

Солипсизм – радикальная философская позиция в рамках философии субъективного идеализма, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности, и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм. Логическим основанием солипсизма, как и феноменологии, служит суждение, согласно которому единственная реальность, существующая достоверно, – это собственное сознание (которое доступно человеку непосредственно) и ощущения (которые также воспринимаются непосредственно). Вопрос адекватности отображения окружающего мира в нашем сознании всегда упирается в вопрос о достоверности восприятия; если ощущения достоверны, то мир таков, каким мы его видим, но достоверность ощущений мы не можем доказать бесспорно, ибо, кроме ощущений и сознания, нам ничего не доступно непосредственно. В таком случае можно предположить, что ощущения искажены либо порождены нашим же сознанием, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует. «Солипсизм, – утверждал А. Шопенгауэр, – может иметь успех только в сумасшедшем доме».

 

Рисунок 47 – Солипсизм в космическом пространстве. В рассказе

Рэя Брэдбери «То ли ночь, то ли утро» описывается постепенное схождение с ума космонавта от долгого полёта, проявляющееся в прогрессирующем солипсизме. Сначала исчезла Земля, потом пропал экипаж его ракеты, а в конце и он сам, когда вышел в скафандре в открытый космос

 

Почти в каждом произведении американского писателя Филиппа Дика главные герои сомневаются в существовании объективной реальности.

М.Гарднер в работе «Почему я не солипсист» отмечает, что солипсизм – это безумие, которое выражается в убеждении, что существую только я, какая-то одна личность. Все остальные части вселенной, включая других людей, являются несущественными вымыслами ума одного человека, который и есть единственно реальным. Это почти все равно, что полагать себя Богом, и, – пишет М.Гарнер, – насколько я знаю, ни одного настоящего солипсиста вне сумасшедшего дома нет». Декарт, выдвинувший тезис о том, что единственной самоочевидной истиной является утверждение «Я мыслю, следовательно, существую», с помощью онтологического доказательства утверждал существование Бога, который не может быть обманщиком и поэтому гарантирует реальность внешнего мира и других людей. Беркли, отождествляющий физические вещи с совокупностью ощущений, считал, что непрерывность существования вещей, т.е. невозможность их исчезновения тогда, когда они никем не воспринимаются, обеспечивается их постоянным восприятием Богом.

 

Рисунок 48 – Крайняя степень эгоизма

 

Объективный идеализм – совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной сущности. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). Гносеологический источник Объективного идеализма кроется в мистификации реальных отношений между мыслительными структурами и действительностью. Отторгая мыслительные структуры от познавательного процесса, объективный идеализм выносит их вовне, противопоставляет человеку и наделяет самостоятельным онтологическим статусом.

Рисунок 49 – Человек принимает взгляды объективного идеализма, когда кладет под подушку книги, думая, что знания, изложенные в них

«прийдут» к нему в голову как приходят из мира идей идеи

 

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений. Спиритуалисты полагают, что материализованные фантомы, являясь из «иного мира», тем самым доказывают факт существования «жизни после смерти».

Логический бихевиоризм – теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию (расположение) к такому поведению. Мышление, надежда, восприятие, воспоминание и т.д. – все это должно пониматься либо как поведение, либо как обладание сложной диспозицией или склонностью к поведению. Сознание не является чем-то иным, помимо поведения, где под «поведением» подразумевают доступное общему наблюдению телесное поведение. Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм понимается как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов как Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Некоторые основные предпосылки данной теории разделялись также Людвигом Витгенштейном.

Физикализм. Термин «физикализм» уже восемь десятилетий используется в англоязычной философии для обозначения материалистических позиций в философии сознания.

В общей форме можно сказать, что сторонников физикализма роднят следующие установки: 1) отказ от декартовского раскола мира на res extensa и res cogitas и применение принципа простоты («бритвы Оккама») – В кратком виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости»; 2) стремление доказать встроенность сознания в монистическую (материальную и каузальную) картину мира, то есть установка на закрытость Вселенной; 3) вера в возможность обоснования единства знания. Однако как только дело доходит до конкретного толкования этих общих установок, начинаются разночтения, зачастую выливающиеся в альтернативные позиции (максимальный и минимальный физикализм, редуктивный и функционалистский физикализм, стандартный и аномальный физикализм, и др.). Онтологический авторитет – эта дисциплина выступает авторитетом относительно того, что есть в мире, а ее законы предполагаются истинными по отношению ко всем объектам в пространстве и времени; во-вторых, приписывают физике эпистемологический авторитет: физика выступает стандартом получения объективного знания о мире. (см. Н.С.Юлина. Что такое физикализм? Сознание, редукция, наука //Философия науки. Вып. 12).

Наличие в феномене сознания природо-культурных компонентов, такие его качества, как феноменальность, интенциональность, самоактивность, свобода воли, моральность, ответственность, существенно ограничивали применение научных методов. Каким бы сильным не было давление когнитивных наук, нейробиологии, компьютерной психологии, физики, философии удавалось, пока удается, сохранять проблематику сознания в своей епархии.

Куайн полагает, что оптимальным объяснением сознания было бы нейрофизиологическое объяснение. Однако в нашем распоряжении нет какой-либо серьезной нейрофизиологической теории, способной это выполнить (см. Уиллард Ван Орман Куайн Две догмы эмпиризма).

2.5.1. Сознание и проблема идеального

Диалектический материализм четко декларирует идеальность сознания. Его позиция сводится к тому, что сознание есть идеальная реальность (субъективная), которая отражает материальную реальность (объективную). Идеальным содержанием сознания выступают в таком случае образы и идеи, в которых нет ничего от материальности отражаемых объектов (как природных, так и социальных). Также нет ничего от физиологической организации мозга и его материальных процессов при коммуникации с этими образами. Мир человеческого сознания выступает как мир идеально-сущей мысли (сфера работы с информацией в «чистом виде»).

Этот диалектико-материалистический тезис не признается многими философскими направлениями. Связь сознания с идеальной реальностью вызывает к жизни следующие вопросы:

– что такое идеальность сознания по своему существу?

– насколько обоснована квалификация явлений сознания как сугубо идеальных явлений, а вещей и процессов природного мира как сугубо материальных?

– насколько является обоснованной такая жесткая разорванность идеального и материального миров?

Предлагаем рассмотреть сознание и природный мир с противоположных традиционному взгляду позиций. Сознание рассмотреть с материальных позиций, а природу – с идеальных. Для Платона и его сторонников не вызывало сомнение того, что идеи «живут» объективно и в сверх временном режиме, и в то же время они «выступают» прототипами материально существующего мира вещей. Идея выступает в виде основы, порождающей многообразие физического мира. Чем ярче идея воплотилась в материальной форме, тем ближе вещь (носитель идеи) приближается к идеалу. Следовательно, и к истинному бытию. Первичный смысл категории «идеальное» – ideal – означает быть эталоном для материального носителя идеи. Г. Гегель рассматривая идеальное, стал продвигаться в своих размышлениях дальше, стараясь определить термин «идеальность» – ideele [11]. Он связывал идеальность с самополаганием одной вещи в другой или видимость одного через другое – материя и вещность оказывались при этом только лишь внешними средствами обнаружения существенного измерения материального мира – идеального. Сам человек манифестирует собой и своим поведением идеальность. Его внешний вид представляет собой реализацию его внутреннего вида. Его слова, речь передают смыслы как идеальное содержание сообщений, коммуникации, то есть внутреннее содержание сознания.

По Г. Гегелю, природа, процессы, история оказываются несущими образованиями: их цель и назначение – отсылка познающего мышления к идеальной мировой субстанции в виде Абсолютной идеи. Идеальность бытия есть производной и зависит от идеального как логически предзаданной схемы развития мира. Отсюда и вытекает задание разума, по Г. Гегелю, – изучать то, что лежит за видимым миром: природу, культуру, историю, изучать их настоящее идеально-логическое естество. Современным языком можно перефразировать Г. Гегеля следующим образом. Вся природа, все социальное, вся культура пронизаны идеальными информационными процессами и связями. Любой отпечаток, след несут в себе некие идеально-информационные потоки. Свет, например, может рассматриваться как материально несущее, протосимволическое образование, в чьей телесности идеально присутствует звездное тело. Следовательно, и идеальность, и протосимволизм – атрибуты самой природы, условие ее целостного бытия. В. Миронов считает, что они могут «рассматриваться в качестве онтологических предпосылок появления символических систем человеческой культуры и идеальности человеческого сознания» [23].

Рассматривая сознание, обязательно возникают вопросы, связанные с проблемами идеальности природных процессов и материальности сознания. Современные ученые высказывают мысль о том, что главным атрибутом живой материи является не его белково-нуклеиновое строение, а способность воспринимать, передавать и использовать полученную информацию в процессах самоорганизации [5]. Любой живой носитель материи обязательно на нескольких уровнях подразумевает включенность в идеально-информационные процессы: включенность в информационный обмен организма с окружающим миром, наличие информационной генетической памяти организма, способность перестраивать свое поведение в контексте возможных событий. Следовательно, жить и эволюционировать – значит находиться в универсальной стихии идеально-информационного сознания с окружающим миром, даже если факт укорененности в мире остается не фиксированным и не осознается. Человек качественно отличается от всех остальных видов живых существ: именно он способен преумножать свой качественный идеальный потенциал знания, то есть быть творческой и ответственной силой в Космосе.

Человек способен оперировать информацией в ее чистом виде. Наследственную генетическую информацию нельзя непосредственно обнаружить в сочетании четырех азотистых оснований ДНК, а в свете, идущем от далекой звезды, без теоретических идей и современных приборов невозможно получить сведения о ее химическом составе. Чтобы идеальные отношения, смыслы, которые несут все эти объекты, приобрели статус идеально-сущего, они должны быть проявлены человеческой (индивидуальной) психикой. Если же нет, то они остаются для сугубо материалистически ориентированного сознания парадоксальной потенциальной идеальностью или «материальной информацией». Основываясь на такой парадоксальности, Н. Винер дает свое определение информации: «Информация – это информация, а не материя и не энергия [9, с. 201]. В философском построении, опираясь на эту парадоксальность бытия информации, выделяют два направления понимания сознания: реалистическое и трансцендентально-конструктивистское. В первом – философы признают теорию отражения и считают, что все законы природы и информационные процессы существуют материально-объективно и лишь отражаются нашим идеальным сознанием в идеальных формах – смыслах, образах. Во втором направлении идеально-информационные структуры наделяются автономным и конструктивным существованием, но подчинены бытию индивидуального сознания (как в феноменологии). Никакое природное существование идеального здесь не признается.

Обе позиции достаточно конструктивны, но обе несут в себе и фундаментальные вопросы. В первой остается непонятным онтологический статус и происхождение идеально-информационных структур, находящихся в самой природе и вне «пространства» самой головы индивидуального человека. Во второй – генезис и природа конструктивных идеально-смысловых структур индивидуального сознания также остаются в режиме проблемных вопросов. Вероятно, мы отражаем нечто большее, чем сугубо материальные вещи и процессы и конструктивно оперируем в идеально-информационном плане чем-то большим, чем смысловыми продуктами нашей чистой человеческой субъективности. В таком контексте необходимо все же признать какое-то объективное существование как идеально-информационных структур в самом бытии (идеальное в смысле платоновских идей – idea), так и отношения объективной идеальной представленности одних материальных вещей и процессов через другие вещи и процессы (гегелевское –ideele). Говоря о сознании, необходимо учитывать не только его идеальность, но и его материальность. По сути можно поставить под сомнение «чистую» идеальность существования сознания, так же как и «чистую» материальность его существования.

Date: 2015-10-19; view: 695; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию