Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие сознания





Сознание – достаточно сложная категория. Немногие философские категории обладают такой противоречивой судьбой. Сознание предстает в качестве универсальной способности человека осмысливать реальность объективного мира, получать знания, хранить их и воспроизводить, передавать; обеспечивать ценностные ориентиры людей, передавать от поколения к поколению приобретенный человечеством опыт. Сознание дает возможность раскрывать такие феномены, как общение, коммуникация. Оно интегрирует творческие возможности человека, преобразуя жизнедеятельность человека, прогнозирует будущее и «несет» в себе интеллектуальный багаж человечества. Рациональное поведение отличает человека, носителя сознания, от всех остальных биологических видов. Сознание – высший уровень духовной активности человека, целенаправленное воздействие человека на мир. Это сложное системное образование, совокупность разнородных идеальных процессов – мыслительных, чувственных, эмоциональных, волевых, мнемических (процессов реализации памяти). Системное единство достигается за счет связности и согласованности сознания. Сознание имеет тенденцию проявляться в сомнениях, страхе, вере, радости, подавленности и т. п. Осознавая бытие, при этом сознание позволяет фиксировать его внутренние и внешние характеристики. Сознание активизирует такой процесс, как самосознание, самонаблюдение и самооценка.

Мы можем выделить три аспекта в изучении сознания. Первый аспект отражает познавательное значение сознания, которое раскрывает его инструментально-функциональные возможности. При этом сознание рассматривается как средство получения знаний, как средство осуществления практических действий, средство регуляции общения, коммуникации, средство передачи опыта.

Второй аспект связан с феноменологическим значением сознания, которое определяет специфику строения его внутреннего мира, представленного идеальными явлениями (феноменами) состояний, процессов.

Третий аспект связан со значением направленности (интенциональность) сознания. Оно охватывает собой ресурс сознания, который позволяет адресоваться в сторону как внешнего мира, так и внутреннего.

Итак, сознание есть всеобщий и необходимый способ организации и выражения человека к миру, к себе, к другому человеку и природе, репрезентированного конкретными и разнообразными значениями. Сознание предстает как своеобразная реальность, с помощью которой человек формирует и познает все окружающие его реальности.

 

2.1.2. Сознание и смежные с ним явления и понятия

Сознание – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Сознание – категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности. Оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия (познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира), как способ взаимоотношений с другими.

Сознание и мир – два полюса одной и той же единой соотнесенности сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно сознание рассматривать самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса – мира (психологизм), как и мир – в отрыве от его соотносительного полюса – сознания.

Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. По сути, мы тотально охвачены сознанием. Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле, сознание само есть некоторая соотнесенность, раздвоенность, разделенность внутри себя. Поэтому говорят, что сознание интенционально (Гуссерль Э. Картезианские размышления). Интенциональност ь – понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет. Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о чём-то.

Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр.

В противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить – фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль. Мысль — конечный или промежуточный результат мышления.

Вне опыта соотнесения с миром, сознание теряет свое самостоятельное значение и становится только способностью рефлексии относительно мыслимого содержания. Внутри мышления, субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности и как сам субъект этой деятельности (см. Лекторский В. А. Сознание // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН). Однако при этом сознание всегда присутствует как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент – как опыт возможной соотнесенности с миром.

К примеру, мы можем утверждать, что кошка Мурка не знает математического анализа, дифференциального исчисления. Откуда мы можем это знать? А вдруг она знает, просто сказать не может? Дело в том, что сознательные процессы мы можем рассматривать только в целостности внутри определенной системы. Например, дифференциальное исчисление — раздел математического анализа, в котором изучаются понятия производной и дифференциала и способы их применения к исследованию функций. Также мы знаем, что развитие дифференциального исчисления связано с развитием интегрального исчисления. Неразрывно и их содержание и вместе они составляют основу математического анализа, который имеет важное значение для естествознания и техники. Математический анализ широко применяется в физике, информатике, статистике, технике, экономике, бизнесе, финансах, медицине, демографии и других областях, в которых для решения проблемы может быть построена математическая модель, и необходимо найти её оптимальное решение. Таким образом, знание неразрывно соседствует с возможностью его использования.

Выделяют различные формы сознания.

Самосознание как осознание субъектом самого себя в отличие от иного – других субъектов и мира вообще.

Р ассудок. Рассудочная деятельность связана со строгим оперированием понятиями, классификацией фактов и явлений, систематизацией знаний, как способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения, как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка). Рассудок, согласно Канту – низшая ступень разума, применение которой ограничивается сферой опыта (см. И.Кант Критика чистого разума).

Разум – философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.

Ум – это познавательные и аналитические способности человека. Кант писал: «Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков… девиз Просвещения».

Интеллект – качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Существует мнение, что человеческий мозг задействуется нами только на 10%. Вероятно, именно поэтому человек не может придумать, как его развить на 100%. Вопрос: почему тогда так устроен мозг и как всё-таки можно заставить его работать на все сто? В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно — например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы.

Рисунок 34 – Биологический нейрон. Нейрон получает импульсы от аксонов других нейронов через дендриты (приемники) и передает сигналы, сгенерированные телом клетки, вдоль своего аксона (передатчика), который в конце разветвляется на волокна. На окончаниях этих волокон находятся специальные образования синапсы, которые влияют на величину импульсов

 

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует — значит, «ленится». Было решено проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое — нет. Нейронов в мозге несколько миллиардов, и их измерение заняло бы много лет. Поэтому ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков.

Оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только малый процент нейронов, а остальные — «молчат». Из этого был сделан прямолинейный вывод: молчащие нейроны — бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей (более подробно (см. Правда ли, что мозг задействуется нами только на 10%?// Элементы, http://elementy.ru/email/5021742). Вывод этот был абсолютно неправильный, а идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась. Однако мозг человека — структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными — туда поступает информация о том, что мы ощущаем (например, прикосновение к ладони). Другие области — моторные, они управляют нашими движениями. Третьи — когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью и т.д. Если представить на секунду, что мы можем возбудить одновременно все нейроны мозга, то получим человека, страдающего от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А еще такой мозг начнет думать сразу обо всем и испытывает при этом все возможные эмоции. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. Таким образом, необходимо различать утверждения: «активизация мозга» и «активизация интеллектуальных возможностей». Несмотря на пессимистические настроения по поводу всеобщей деградации, которую связывают с информационным обществом, распространением компьютерных игр и пр., уровень интеллекта в целом растет, этот факт иллюстрирует так называемый э ффект Флинна – статистический феномен, выражающийся в постепенном повышении показателей коэффициента интеллекта (IQ) с течением лет как в отдельных странах, так и в целом по миру.

Интеллект – это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели.

Говоря про развитие интеллекта, мы, прежде всего, имеем ввиду развитие таких качеств, как подвижность, логичность и доказательность, а также:

любопытство – стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

глубина ума – способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

логичность мышления – способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;

доказательность мышле ния – способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;

критичность мышления – способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

широта мышления – способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.

Существенное качество ума индивида – предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Достаточно сложно выяснить, у кого выше уровень интеллекта, а у кого ниже из-за многогранности личности, к примеру, как сравнить уровень интеллекта выдающегося художника и квантового физика? Все оценки будут достаточно условны. Существует такое понятие, как коэффициент интеллекта – количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Эту количественную оценку можно посчитать, например, с помощью теста Векслера (другие названия: шкала Векслера, тест интеллекта Векслера, WAIS, WISC), он является одним из самых популярных тестов исследования интеллекта на Западе.

 

Рисунок 35 – Выберите правильную фигуру из четырех пронумерованных. Пример задания из теста Векслера

 

В современной науке нет однозначного ответа на вопрос: влияют ли гены на уровень интеллектуального потенциала человека? За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов. Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта. Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения, так и среди детей. Однако было доведено, что умственные способности вообще достигают пика в 26 лет, после чего следует медленный спад (более подробно здесь «Genetic foundations of human intelligence». Human Genetics 126 (1): 215–232. DOI:10.1007/s00439-009-0655-4. PMID 19294424).

Отличительными качествами сознания выступают с пособность к рефлексии, креативность, способность к творчеству, активность (сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир), способностью к образно-понятийному осмыслению мира.

Образование и наука повышают нашу восприимчивость к внешним впечатлениям, создавая в нашем сознании созвучия с самыми разнородными впечатлениями внешнего мира – нам перестает быть скучно.

Человек, незнакомый с растительным миром, получит при рассматривании цветка скудное количество восприятий, сравнительно с ботаником. То же наблюдают на себе неспециалисты при посещении, например, выставки техники. Единичные впечатления могут проникать в сознание, но они в нём не задерживаются и не усваиваются, так как не вступают в связь с нашими представлениями и понятиями и остаются без последствий в смысле дальнейшей умственной переработки.

Расхожее представление, не связывающее развитие памяти с умственным развитием, основано на недоразумении.

Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Другим важным фактором, влияющим на течение умственной деятельности, является внимание. Оно оказывает влияние уже на процессы восприятия, повышаянашу восприимчивость к тем впечатлениям, на которые оно направлено. Важным моментом, определяющим течение умственной деятельности, является «утомляемость» личности. Она очень велика у слабоумных, при старческом распадении умственной жизни. Запоминание – это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей – результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Хранение – процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание – процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание – опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека. По сенсорной модальности выделяется память – зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память.

по содержанию – образная память, моторная память, эмоциональная память;

по организации запоминания – эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

по временным характеристикам – долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;

по физиологическим принципам – определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

по наличию цели – произвольная и непроизвольная;

по наличию средств – опосредованная и неопосредованная;

по уровню развития – моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая (более подробно см. здесь: Memory., Encyclopedia of Psychology: 8-Volume Set by Alan E. Kazdin – Oxford University Press March 16, 2000// http://plato.stanford.edu/entries/memory/). Чем более глубокий уровень переработки информации, тем более долгосрочный характер будет иметь хранение в памяти этой информации.

Совокупность методик, облегчающих запоминание, называется мнемоникой. Однако следует отметить, что существуют ограничения к запоминанию большого массива информации, связаны они, в основном, с физическими параметрами времени, так как, чтобы информация запомнилась, необходимо ее воспринять с помощью органов чувств, например, хотя бы увидеть текст, перелистать страницы книги, потом обработать информацию и т.п. Поэтому высказывания о том, что кто-то прочитал миллион книг – не соответствует действительности. Как и то, что можно выучить бесконечное количество языков. Ибо знание языка предполагает и знание культуры, где он формировался, приобщение к литературным источникам и т.д., а не просто механическое заучивание расхожих фраз типа: «как пройти к магазину». Далее грубое зазубривание не прибавляет знаний, ибо в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.

 

 

Рисунок 36– Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений)

Date: 2015-10-19; view: 709; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию