Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Хайдеггер⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Учение о смысле бытия человека Для выявления специфически человеческого бытия, сущность которого заключена в его экзистенции, он вводит экзистенциалы,- понятия, с помощью которых только и возможно приближение к сущности человека - экзистенции. Это - упоминавшееся "Вот-бытие" ("Dasein") и "Забота".
Басня: Забота, переходя реку, слепила из глины существо, которому Юпитер, по её просьбе даровал дух. Затем Забота, Юпитер и Земля начали спорить о том, чьим именем наделить слепленное существо. Они взяли судьёй Сатурна, который рассудил следующим образом: после смерти Юпитер должен получить дух, Земля – тело, а т.к. Забота первая образовала это существо, то, пока оно живёт, оно принадлежит Заботе. Забота представляет собой единство трёх моментов: бытия-в-мире, забегания вперёд и бытия-при-внутримировом-сущем. Хайдеггер провозглашает бытие-в-мире внутренним, априорным определением человека. Второй момент заботы как забегание вперёд (Vorweg-sein), означает, что человеческое бытие, постоянно убегающее от себя и ускользающее вперёд, всегда есть бытие, проектирующее само себя в нечто большее, чем есть в данный момент. Горизонт Определяя заботу как бытие-при-внутримировом-сущем Хайдеггер подчёркивает тем самым специфический способ отношения к вещам как к спутникам человека в его жизни.
"Dasein", или "Вот-бытие", понимаются как смысл человеческого бытия.
Раньше считалось, что человек живет в пространстве и времени. Но пространство человека может быть соотнесено лишь с человеческим пространством. "Вот" специфицирует место человека в экзистенциальном жизненном пространстве. Вторая часть термина "Вот-бытие" означает, что бытие человека - это не просто жизненное пространство, а культурно-историческое время.
В целом, заключает Хайдеггер, "Вот-бытие" означает место человека в его историчности, где пространство существует не параллельно со временем, но встроено в него, а значит, в экзистенциальном бытии бытием становимся мы сами. Поэтому центральной характеристикой "Вот-бытия" становится Забота, которая определяется следующим образом- "быть всегда впереди себя в мире". Онтология Ничто
В философской форме это выступает как раскрытие бытия через Ничто. Если традиционная метафизика – начиная с Платона и Плотина – исходила из понимания бытия как света, бога как солнца, то Хайдеггер считает высшим началом не то, из которого исходит свет, а то, которое вечно сокрыто от света, оно – своего рода чёрное солнце, благодаря которому становится видимым самый свет. Непосредственное,,соприкосновение? с Ничто, по Хайдеггеру, происходит в состоянии ужаса. Ужасу присущ какой-то оцепенелый покой. Без исходной открытости Ничто нет никакой самости и никакой свободы. Перед лицом открывшегося человеку Ничто его бытие оказывается пустым – или, что тоже самое освобождённым; и потому делается очевидной свобода человека.
Учение о языке как истине бытия
"бытие" с греческого "присутствовать" в нем потаенно правит время. Бытие открывает свою потаенность во времени. Время указывает на непотаенность, т.е. истину бытия".
Х по Гуссерлю, время как "протекание сущего" (явление) и время как "имя истины = смысл бытия" (феномен). Время раскрывается как “вечное присутствие” (бытие-при); Бытие, понятое в горизонте времени, это и есть история. "Человек... самим бытием "брошен" в истину бытия, чтобы экзистируя... беречь истину бытия, чтобы в свете бытия сущее явилось как сущее. Каково оно есть... Явится ли оно и как явится... решает сам человек". Смысл бытия в том, что бытие дано в его непотаенности, т.е. смысл непосредственно открыт человеку. Понимание - это открытость миру, это бытие-в-мире. "Единящим" началом является язык. "Мысль, ищет ему слово, в котором скажется истина бытия... Это - забота об употреблении языка.
"Человек - не только живое существо, обладающее... языком. Язык есть дом бытия, живя в котором, человек экзистирует”
Учение о герменевтичности бытия
Хайдеггер использует идею интерсубъективности, выраженную понятием "интенциональность". Язык как сказ о бытии есть первичный пласт. Язык, по Хайдеггеру, - не функция человека, не свойство бытия, но событие (субъект) бытия. Хайдеггер противопоставляет термин "событие" традиционному понятию философии "субъект": "событие" понимается как со-бытие, сосуществующее бытие - языка и человека во времени. Человек не создает слово каждый раз, когда говорит: слово есть вестник бытия-времени, с помощью слова человек прислушивается к бытию.
в древнегреческой мифологии Гермес – “вестник”. Поэтому и язык, по Хайдеггеру, герменевтичен. Язык приносит весть от самого бытия, язык говорит "на языке" бытия. Бытие дано услышать и понять только поэтам. Поэт не считает себя творцом, он, прислушиваясь к бытию, говорит от имени бытия.
Конституирующий момент бытия-в-мире - это речь.
Чтобы понять себя, свое бытие, которое только и может быть истиной бытия, необходимо прислушаться к языку, к речи.
Опять вслед за Гуссерлем, Хайдеггер различает явление и феномен молчания и ставит вопрос о диалектике молчания (феномен) и немоты (явление). Тот, кто молчит, может сказать больше, чем тот, который говорит много.
Бытие человека есть событие (со-бытие). Это - не изолированные миры-субстанции. Это - горизонты, в точке пересечения которых в каждый момент времени появляется просвет бытия как Истины. Бытие человека как Истины есть "Вот-бытие". _______________ Каким образом Dasein себя осуществляет (понимает)? Это основание определяется Хайдеггером как «забота» (die Sorge), а именно временность как ее смысл. Познание понимается им не как суждение, но как существующее поведение. В этом смысле забота является практической деятельностью, отличной от теоретической интенциональности сознания в феноменологии Гуссерля. Центральный вопрос фундаментальной онтологии о смысле бытия, а познание понимается Хайдеггером как образ действий (поведение) субъекта, который, следуя этому своему пониманию бытия, не субъект познания, но всегда уже действует. В этой связи тезис о «зависимости бытия от заботы». Забота как бытие фактического Dasein. Это принципиальный методологический момент. Переход к формально-онтологическому смыслу заботы (впереди–себя–бытие) - мы всегда заботимся. Превращение заботы в нечто всеобщее и является ее априорно-онтологическим смыслом. Априорность заботы становится очевидной. Cтановится ясной методологическая функция термина «забота». Онтологизируя заботe в виде структуры «бытие впереди себя» Хайдеггер и достигает темы конечности, бытия–к–смерти и страха. Тем самым, интерпретация бытия Dasein как заботы —центральная тема фундаментальной онтологии — как сущность экзистенции.Не теория познания и опыта, но сам опыт (опытом бытия). Это принципиальное отличие онтологии Хайдеггера от феноменологии Гуссерля в отношении проблемы природы суждения. Проблема не просто в обосновании опыта в кантовском смысле. Речь идет об обосновании того, что в классическом трансцендентализме основание. Тем самым мы не просто одно (предметное) познание обосновываем посредством другого (рефлексии). Проблема теперь гласит: если познание, как это показал Гуссерль, составляет собственно природу сознания как некоторой активности, то в чем сущность основания как такового? Какова та деятельность, которая предшествует самой временной длительности сознания, конституирующей его внутреннюю природу? Этот вопрос приводит нас к признанию онтологической (практической) границы интенционального (теоретического) анализа сознания. Dasein и есть нечто единичное, фактичное (и потому случайное), но понимаемое как действительное, минуя форму необходимости (сознания), что принципиально отличает Хайдеггеровскую герменевтику фактичности от Аристотелевско-Гегелевской традиции логического (необходимого) определения всякой единичной вещи через всеобщность рода. Этот смысл конкретности, кстати, не позволяет перевести Dasein как бытие или наличное бытие, как у Гегеля.
Завершение философии субъективности, поскольку Dasein как некоторая самость определяется из себя самого посредством заботы.
Date: 2015-10-19; view: 483; Нарушение авторских прав |