Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Врождённость и внеопытную данность идеи Бога, которая представлялась Спинозе основой всякой истинности
Учение о Боге – единственно существующая субстанция в которой он соединяет обе субстанции Декарта – протяженную и мыслящую. В субстанции сущность и существование совпадают. «Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя» по Спинозе взял у Декарта. Природу, а таким образом и субстанцию он не сводит к понятию материи, как это делает Гоббс. В своем учении о Боге Спиноза раскрывает Бога (как субстанцию) и его характеристики: абсолютность (единственность), вечность, бесконечность, неделимость, необходимость. Учение об атрибутах и модусах. Под атрибутом (субстанции) он понимает «то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность». Субстанция – абсолютно -бесконечное, атрибут – бесконечное в своём роде. С одной стороны, он утверждает бесконечность атрибутов бесконечной субстанции. С другой стороны, он утверждает, что фактически существует только два главных атрибута Бога, а именно: протяженность и мышление. Эти два главных атрибута как в определенном смысле категории. Модус есть «состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляются через это другое» через атрибуты субстанции. Данные модусы составляют чувственный мир. Бог, субстанция и природа суть одно - пантеизм. Спиноза все-таки рассматривал концепцию Бога как основу для своего этического учения и учения о предопределенности. Из постулатов о всемогуществе и бесконечности Бога Спиноза делает выводы: 1 - всемогущий Бог уже создал все, что он способен создать. Деизм у Декарта – Бог сотворив мир, больше участия не принимает. У Спинозы критика деизма?. Бог имманентен природе. Он не отдалённая причина всех вещей, а ближайшая причина. Отвержение креацианизма. “В природе нет творения, а только порождение”. Отсюда 2 вывод - его учение о предопределении, все в природе абсолютно детерминировано. Все, что происходит в мире есть бесконечная последовательность сцепления модусов, которые связываются в бесконечные цепочки причин и следствий, в которых нет и не может быть разрывов. Этот абсолютный детерминизм закономерно следовал традициям механистического детерминизма, которого придерживался в том числе Декарт. В отношении человека этот детерминизм выражался в фатализме. “ Свободной вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию”. Человека Спиноза рассматривает как один из модусов, который обладает повышенным содержанием разума, и единственный из модусов, может достигать определенной свободы путем осознания необходимости собственного поведения. Аналогично свободе, Спиноза трактует понятия цели природы - общее мнение людей, что как они сами, так и все прочие вещи имеют какую-то цель существования, ошибочно. Более того, и Бог также не имеет цели. Люди стремятся к своей личной пользе. Естественно, что они начинают считать такую личную пользу своей целью. Атрибут субстанции абсолютное мышление – а разум, воля, желание - модусы. Субстанция (а она и есть Бог) не наделена волей и, следовательно, не может иметь и цели. Движение (развитие) также модус атрибута – протяженности. Субстанция – неподвижна и неизменна. Механицизм – механическое движение понимание движения эпохи Нового времени. Естественным итогом неправильного представления о цели Бога и человека становиться, с точки зрения Спинозы, понятия добро-зло. Соответственно, каждое из этих понятий рассматривается в преломлении отношения к ним человека. Бессмысленно представлять человека местом встречи телесной и духовной субстанций, как это делал Декарт. Человек—целостное телесно-духовное существо. Никто из мыслителей не осознал с такой остротой, как Спиноза, что дуализм Декарта коренится во взгляде на организм как машинообразное устройство - механический детерминизм. Спиноза выделял три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение (оно есть “ничто иное, как самая сущность человека”), радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает. В качестве примера Декарт в своем последнем сочинении—письме шведской королеве Христине—объяснил сущность любви как чувства, имеющего две формы: телесную страсть без любви и интеллектуальную любовь без страсти. Причинному объяснению поддается только первая, поскольку она зависит от организма и биологической механики. Вторую можно только понять и описать. Тем самым Декарт полагал, что наука бессильна перед высшими и наиболее значимыми проявлениями психической жизни личности. Эта декартова дихотомия (разделение надвое). В учении Спинозы содержится единство причинного объяснения, единство описательной и объяснительной психологии чувства. Абсолютизация адекватное истины. Познание интуицией – естественный свет разума – наивысший тип знания. Как Декарт! Date: 2015-10-19; view: 422; Нарушение авторских прав |