Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законы современной общей риторики
Достичь понимания между говорящим и слушающим помогают четыре фундаментальных закона риторики.
1. Закон гармонизирующего диалога. Эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников общения, поэтому риторы советуют любой монолог превращать в диалог, чтобы пробудить мысли и чувства слушателей.
2. Закон ориентации и продвижения адресата. Он требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели. Для этого говорящий должен использовать в речи слова, указывающие на порядок событий (во-первых, во-вторых и т. д.), резюмирующие слова (следовательно, итак и т. д.), связочные предложения (Рассмотрим следующую проблему.Перейдём к следующему вопросу) и т. п.
3. Закон эмоциональности речи. Он требует, чтобы говорящий не только мыслил, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чём он сообщает, и умел выразить свои эмоции в речи.
4. Закон удовольствия. Он подразумевает, что речь действенна тогда, когда доставляет слушателю удовольствие.Мощными средствами выполнения этого закона являются богатство и выразительность речи.
Обратите внимание! Первый закон гармонизирующего диалога является самым главным. Три остальных закона раскрывают его и показывают, как он осуществляется в реальной риторической практике.
Тема 2. Основные направления общей риторики как дисциплины. Парадигмы общей риторики как науки. Парадигма - признанное всеми научное достижение, дающее логическую модель постановки и решения познавательной проблемы. Она дает направленность в исследовании. По всей вероятности, это далеко не полный перечень таких моделей, в любом случае, толковать ли понятие расширенно или узко. Такие знания нужны; и их отсутствие означает лишь то, что отсутствует попытка выйти за рамки собственных методов исследования и более широко взглянуть на ту или иную проблему. В парадигме выявляется связь науки с общефилософскими моделями мира, типами мировосприятия и понимания его. Исторически первой формой осмысления риторики была ее религиозно-мифологическая трактовка в Древней Греции. Судя по сохранившимся источникам, у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении риторики. Эта теологическая парадигма знания. · Софисты впервые обратили внимание на украшения речи и успешно их использовали (например, Горгий). · Платон первым заложил основы диалога, умения рассуждать и находить истину. · Аристотель трактует риторику как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и имеет своей целью общее благо. У Аристотеля, в отличие от Платона, божественное происхождение риторики не рассматривается, поэтому он стоит у истоков с оциально-этического происхождения науки.
На протяжении длительного исторического периода риторика находилась в рамках обыденных и религиозных представлений о речи, и позднее развивается в двух направлениях: как логическая, прежде всего, дисциплина, то есть на основе логических законов (и шире как философско-этическое знание), а также как филологическая дисциплина, связанная с тем или иным языком.
· Теологическая парадигма базируется на сверхъестественном объяснении риторики, видит ее истоки в Божественном происхождении науки у древних греков и римлян. У древних римлян Юпитер как главное Божество Римского пантеона будто бы призвал Меркурия, бога торговли, ремесел, и велел дать людям риторику. С этого момента и началось развитие цивилизации. Позднее, в эпоху Средневековья, риторика рассматривается как важное знание, которое должно быть основано на Божественной воле и религиозных правилах (святых писаниях, заветах пророков и т.п.). Факторы, объясняющие риторику сверхъестественными причинами: источник красноречия – в Боге. В Средние века наибольшее развитие получил такой вид речи, как проповедь.
· Натуралистическая парадигма ориентирует на рассмотрение человека (оратора) как части природы и объяснение риторики природной средой: географическими свойствами, биологической конструкцией, врожденными психическими качествами оратора и т.д. Важнее всего внесоциальные факторы: гео-, био- и психологические. Источник красноречия находится во внебожественном и внесоциальном факторах развития общества. Это – географическая среда, биологическое в человеке, психические характеристики. Эти факторы существования человека могли приобретать извращенное толкование сути личности. Ж. Боден рассматривал народы, живущие на юге, как более способными к философии, к наукам, а северные – как более храбрые, сильные и способные к войнам. В связи с такой характеристикой, по всей вероятности, можно предположить, что южные народы, склонные к созерцанию, более способны к занятиям риторикой.
· Социальная парадигма по существу совпадает с социологическим подходом и можно истолковать общую риторику через влияние на нее других сфер общества: экономики, политики, культуры, права, этики, социальной структуры и т.д. В наибольшей степени влияние, например, можно проследить со стороны политики. Особенно это связано с развитием демократии. Ведь именно это тот строй, которому присущи такие характеристики как две важнейшие политические традиции - свобода и народовластие (или самоуправление), которые и ведут к развитию такого знания как общая риторика. Объяснить существование и развитие общей риторики можно именно через механизм общего правления. Демократия стала известна в истории раньше, чем, например, монархическая форма политической организации общества. То есть - прямая первобытная, демократия предгосударственных этапов политического развития человечества, демократия греческих полисов, общинная, военная и др. Современная демократия как форма правления связана с основными источниками политической демократии - рыночной экономикой, высоким уровнем развития культуры и т.д. Также можно объяснить и влияние экономики, культуры, права на развитие общей риторики.
· Рационально-критическая парадигма связана с раскрытием внутренней природы риторики, ее важнейших составляющих и их взаимодействие, на выявление лежащих в основе ораторики функций и т.д. Факторы, объясняющие риторику изнутри: внутренняя природа взаимосвязи оратора и аудитории. Основная целевая установка современного оратора такова: главное – убедить аудиторию в своих идеях и др. Рационально-критическая парадигма - очень современный взгляд на общую риторику. Можно даже сказать, что это «модное» течение в науке. При этом нужно заметить, что здесь кроется и очень большая опасность в развитии дисциплины. Возникают всевозможные «черные» технологии и многие другие отклонения в пользу псевдонаук. Понятие парадигмы отражает связь риторики как науки с типами миросозерцания, с общими философскими картинами мира, господствовавшими в те или иные исторические эпохи.
Действительно, человек все более связывает свою жизнь с компьютером, все более отчуждается от своей сущности. Вместо него теперь может писать и говорить машина. Но заменит ли механизм живое общение? Уже появились всевозможные «болезни» компьютеризации, которые лечат, подобно лечению от наркозависимости: психотропными средствами. Да и нормально развитые люди в эру компьютеризации говорят гораздо меньше: виртуальное общение в течение суток занимает все больше времени. Последствия дальнейшего развития техники, когда во многих странах, а особенно в России, практически отсутствуют какие-либо важные этические нормы и принципы, не позволяет рассчитывать на использование этих достижений на благо человеку. Уже в ХХ столетии наука становится во многом пагубной для человечества. Например, черная риторика, нейролингвистическое программирование (технологии НЛП), черный гипноз (искусство скрытого воздействия на человека) и др. Нужны революционные перемены в знании. Это настоящая проблема. И непраздный вопрос, который она поднимает, требует ответа. Проблема (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем.
Тема 3. Возникновение риторики как науки в Древней Греции.
Date: 2015-10-19; view: 1837; Нарушение авторских прав |