Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когниции и эмоции (роль настроения)





Другой актуальной проблемой, разрабатываемой при анализе связи когниций и эмоций, является проблема настроения.

Основная идея подробно разраба­тывается А. Айзеном, предложившим принцип «конгруэнтности настроения», суть которого заключается в следующем: человек, находящийся в хорошем настроении, более эффективно воспри­нимает, кодирует и воспроизводит позитивную информацию, чем негативную, а находящийся в плохом настроении отдает преиму­щество информации негативной. Содержание этого принципа может быть хорошо объяснено при помощи схемы, изоб­ражающей наличие сети ассоциативных связей, возникающих вок­руг состояний хорошего и плохого настроения. На схеме показано, как хорошее настроение как бы продуци­рует «соседство» с другими приятными вещами или явлениями (здоровьем, весельем, любовью, друзьями и др.), в то время как плохое настроение вплетено в сеть неприятных обстоятельств (бо­лезни, смерти, ненависти, страха и др.). Ассоциативные связи, возникающие в памяти, как бы облегчают направление размыш­ления в сторону «конгруэнтности настроения». Особенно нагляд­но действие этого принципа проявляется в случаях патологии, когда, например, депрессия сопровождается возникновением пес­симистических суждений, касающихся самых различных сторон социальной реальности, что может привести к асоциальному по­ведению.

Более детально роль настроения была выявлена на примере анализа фундаментальной ошибки атрибуции Дж. Форгасом. Воз­вращаясь к первым исследованиям атрибутивного процесса Ф. Хай-дером, Форгас полагает, что атрибуция, трактованная как «хо­лодный, логический и рациональный процесс, посредством кото­рого люди бесстрастно открывают истину о диспозициях других», представляет собой далекий от жизни идеал логичес­кого вывода. В действительности реальный человек всегда включа­ет в атрибутивный процесс эмоции, что ярче всего и проявляется в той роли, которую в познавательном процессе играет настрое­ние. Опираясь все на тот же принцип «конгруэнтности настрое­ния», Форгас вводит понятие «депрессогенный когнитивный стиль». Им обладает человек, который в случае своего неуспешного дей­ствия всегда винит себя, а в случае успеха не находит оснований приписать причину себе.

В экспериментах Форгаса было установлено, что счаст­ливые люди (или просто находящиеся в хорошем настроении) склонны чаще совершать такую ошибку, т.е. приписывать причину деятелю, а не вникать в детали обстоятельств. Люди, обладающие плохим настроением, имеют склонность более тщательно анали­зировать внешние обстоятельства, что ведет к уменьшению вели­чины фундаментальной ошибки атрибуции.

Некоторые из конкретных эмоциональных элементов познавательной ситуации исследованы особенно подробно. К ним, в частности, относятся социальные установки (аттитюды) и психологическая защита.

 







Date: 2015-10-19; view: 578; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию