Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Основные этапы эволюции теории менеджмента
История управленческой мысли уходит своими корнями в глубь веков. Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов, что было связано не в последнюю очередь со строительством пирамид … Вавилонский царь Хаммурапи (1792-50 до н.э.) создал свод законов управления государством, выработал собственный лидерский стиль, установил юридические нормы определения минимальной заработной платы. Ассирийский царь Навуходоносор II (604-562 до н.э.) разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных предприятиях и в зернохранилищах. Ее инструментом были разноцветные ярлыки, которыми помечались ежедневно поступающие партии сырья, что позволяло определить сроки их нахождения. В 500 г. до н.э. в произведении китайского ученого Сан Цу «Искусство войны» признается необходимость иерархической организации, кадрового планирования. Платон (427-347 до н.э.), видимо, первый в истории высказал научные идеи о разделении труда, т.к. человек не может везде преуспеть. Сократ (469-399 до н.э.), анализируя обязанности хорошего торговца, военачальника…, показал, по сути дела, они у всех одинаковы и главная состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний. Так он сформулировал идею об универсальном характере управления. В Средние века многие мыслители пытались ответить на вопрос: что же движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичане Т.Гоббс в 1651 г. и Дж.Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Их соотечественник И.Бентам в книге «Введение в принципы морали и законодательства» считал, что мотивами человеческого поведения являются польза и удовлетворение. Великий англ. экономист А.Смит сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. Дальнейшие исследования показали, что исключительно к обогащению стремится лишь около 12% людей, в то время как к славе – почти 40%. Условно «днем рождения» менеджмента (М) считается 1886 год, когда президент мануфактурной компании Г.Таун на ежегодном собрании «Американского общества инженеров-механиков сделал доклад «Инженер как экономист». Основные положения доклада: - менеджмент – самостоятельная область знаний, - значимости труда менеджера и инженера эквивалентны, - менеджер должен опираться на 2 области знаний: профессиональные знания инженера и экономиста, организатора производства. Первые попытки привнесения в М социально-психологической направленности даны в работе Гуго Мюнстерберга (1813-1916) «Психология и индустриальная эффективность», в которой рассматриваются подходы к управлению, призванные повысить производительность труда.
Классификация подходов и школ менеджмента. Школа научного управления Основатель школы Фредерик Тейлор (1856-1915). В своих работах «Сделочная система», «Управление фабрикой», «Принципы научного менеджмента» доказал, что менеджмент – это наука. В основе его теории лежит постулат о том, что главная цель управления – обеспечить повышение производительности труда рабочих. При этом менеджеры должны думать, а рабочие – работать. Вместе с тем, он рассматривал менеджмент как совместную деятельность управляющих и рабочих, основанную на общности интересов. Основные положения теории Тейлора:
Основные положения своей теории Тейлор сформулировал в виде 4 «великих основных принципов»: 1) Выработка истинных научных основ производства, т.е. - анализ трудового процесса, - расчленение на отдельные операции, - выбор лучшего способа выполнения этой операции, - оплата по результатам труда, - штраф за непродуктивный труд; 2) Научный подбор исполнителей; 3) Их научное обучение и тренировка; 4) Тесное дружеское отношение между администрацией и исполнителями.
Его последователи: Г. Гантт, Ф.Гилберт и Л.Гилберт, Г.Эмерсон, Г.Форд. Генри Гантт (1861-1919) в работе «Организация труда» регламентировал производственный процесс в целом. В основу своих преобразований положил оптимизацию планирования и расширения задач работников. Ввел в систему зарплаты элементы повременной и сдельной форм оплаты, с помощью карты-графика определял план работы рабочего. Фрэнк и Лилиан Гилберты в 20-х годах ХХ столетия применяли фотоаппарат и кинокамеру для измерения движений работников. Инженер-механик Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) в своем труде «Двенадцать принципов производительности» сформулировал знаменитые 12 принципов управления: 1) отчетливо поставленные цели – исходный пункт управления 2) здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске причин 3) компетентная консультация на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления 4) дисциплина обеспеченная четкой регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением 5) справедливое отношение к персоналу 6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет 7) диспетчирование 8) нормы и расписание, способствующие поиску и реализации резервов 9) нормализация условий труда 10) нормирование операций, состоящее в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени 11) письменные стандартные инструкции 12) вознаграждение за производительность Генри Форд (1863-1947) дополнил систему Тейлора рядом правил: - при выполнении работы следует избегать ненужных формальностей, - необходимо хорошо оплачивать каждому работнику и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не более, - приучить людей уважать свои орудия труда, окружающую обстановку и самих себя. Заслуга Тейлоризма, как первого научного направления М в том, что было практически доказано: управление, основанное на научных принципах рационализации труда ведет к значительному увеличению производительности труда, чем управление, основанное на здравом смысле и опыте. Это породило «движение за научное управление». Однако к недостаткам следует отнести механические модели организации, в которых человек «винтик», обеспечивающий выполнение заданной операции.
Бюрократическая школа управления Ее основатель Макс Вебер (1864-1920). Основные положения его теории: - непрерывность управленческой деятельности, - установление границ власти и компетенции каждого менеджера, - иерархия образует основной принцип контроля на менеджерами (чиновниками), - менеджер отделен от собственности на средства производства, а должность отделена от индивида, выполняющего административные функции, - менеджмент становится особой профессией, предусматривающей систему образования, - управленческие функции документируются, - управление использует принцип безличности, - права и обязанности работников определены системой правил и норм, - продвижение внутри организации (карьера) на основе компетентности и стажа работы, - стратегия к пожизненному найму. Его главная идея – четкое разделение задач, обязанностей, регламентация числа управленцев в организации. Принцип безличности явился движением вперед, так как человек рассматривался теперь по его способностям, а не по его приведениям. Однако негативные черты данной модели проявились не только в социально-психологических установках менеджера (внутренней несвободе, безынициативности, негибкости), но и в технических вопросах. Так, важное положение его системы – регламентация функций и количества управленцев – опровергает закон С.Н.Паркинсона «количество служащих и объем работы совершенно не связаны между собой».
Классическая или административная школа управления Анри Файоль (1841-1925), французский горный инженер, в книге «Общее и промышленное управление» (1916) дал первую целостную теорию управления, которая в дальнейшем получила название «классическая». Его главная цель была – оптимизировать деятельность менеджера-администратора. Основные положения его теории:
Структура организации Управление как универсальный процесс
Виды деятельности Функции управления
Техническая, коммерческая, финансовая, Планирование, организация, координация, безопасности, эккаутинг, управление. мотивация, контроль.
Он выдвинул 14 принципов управления: 1) Разделение труда (обеспечить повышение качества и роста объема производства). 2) Власть и ответственность – право отдавать распоряжения и нести ответственность за результаты. 3) Дисциплина. Предполагает уважение к правилам и договоренностям, существующих в организации. Ее состояние исходит от руководителей. 4) Единоначалие, т.е. распоряжение от одного руководителя и одному подотчетность. 5) Единство руководства – два приказа может отдавать один начальник. 6) Подчиненность личных интересов общим. 7) Вознаграждение персонала – справедливое и стимулирующее. 8) Централизация – управление зависит от конкретного предприятия. 9) Цели взаимодействия – должна быть четкая иерархия должностей в руководстве предприятием. 10) Порядок – каждая должность соответствует работнику, а работник – конкретной должности. 11) Справедливость, как сочетание благожелательности и законности. 12) Стабильность. Текучесть персонала – причина и следствие плохого состояния дел. 13) Инициатива, как свобода предложения и выполнения производственного плана должна поощряться. 14) Корпоративный дух. Необходимо развивать бригадную форму работы.
Заслуга Файола – в представление управления универсальным процессом и определении его обязательных функций, в изложении основных принципов управления, разделении видов деятельности, что позволило распределять полномочия и ответственность, определяя и совершенствуя формальную структуру организации. К недостаткам – невнимание к вопросам развития организации и к роли человека в организации.
Школа человеческих отношений Данное направление называется «неоклассической школой М». Его родоначальником является социолог и психолог Элтон Мэйо (1880 –1949). Его основные выводы: 1) Человек – существо социальное. 2) Жесткая иерархия и формализация организационных процессов несовместимы с природой человека. 3) Решение проблемы человека в организации – дело предпринимателей.
Мэри Фоллет (1868-1933), первая в США женщина – доктор социологии, считала, что для успешного управления менеджер должен быть признанным рабочим, а не опираться на формальную власть, исходить из ситуации, а не из того, что предписано функцией управления (книга «Новое государство» 1920 г.). Заслуга Мэйо и его последователей в том, что они первыми увидели, что прежние методы управления, направленные на достижение материальной эффективности, себя исчерпали. Они увидели необходимость перехода к сотрудничеству между людьми и наметили пути этого перехода. Недостаток – в ограниченности, односторонности, подобно классической теории, так как основное внимание уделялось лишь отношениям в малых неформальных группах.
Поведенческий подход к управлению В 60-е и последующие годы были проведены исследования различных мотивационных механизмов поведения человека. Последователи бихевиористской или поведенческой школы менеджмента изучали различные аспекты мотивации, характера власти, лидерства, коммуникаций. Натюбольший вклад в развитие этого направления внесли Р.Лайкерт, Д.Мак Грегор, Ф.Герцберг, Р.Блейк, Я.Мутон, Ф.Фидлер. Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал пирамиду потребностей, лежащую в основе многих современных моделей мотивации труда. Мотивы поступков определялись их потребностями, которые иерархичны и лишь частично удовлетворяются материальными стимулами. Большое значение имеют нематериальные мотивы: признание со стороны коллег и т.д. Автор работы «Человеческая сторона предприятия» Дуглас Мак Грегор (1906-1964) разработал теорию «ХУ» («икс-игрек»). В основу своей концепции он положил дихотономию теорий, условно обозначив их «Х» и «У».
Каждому типу работника соответствует и свой тип управленческих отношений. Теория «Х» воплощает автократичный тип управления с жестким контролем и централизацией власти. Теория «У» обосновывает более эффективный демократический тип управления. Менеджер должен распознать к какому типу работника соответствует данный исполнитель. Эту теорию развивает теория «Z» Уильяма Оучи. В книге «Методы организации производства. Теория «Z». (1981) он выделил следующие позиции: - Желания людей не могут быть полностью оценены в денежной форме. - Работа становится неприятной лишь тогда, когда она ограничивает человека в его способностях. - Между предпринимателем (работодателем) и работником должны быть установлены отношения партнерства. - Развитие предприятия, введение инноваций требуют широкой информации рабочих о положении дел в фирме. Основоположники производственной демократии как системы управления, американские социологии Д.Коул и А.Горц, в своей концепции пытались вывести демократические процессы из политической сферы в сферу экономики. Это возможно, по их мнению, путем следующих преобразований: - Представительство рабочих в администрации предприятия. - Включение рабочих в систему менеджмента за счет уменьшения количества вертикальных ступеней иерархи и увеличения числа горизонтальных связей между исполнителями. - Менеджеры из управленцев превращаются в координаторов трудового процесса, а работники становятся активными участниками принимаемых решений. - Участие рабочих в прибыли предприятия. - Рабочие берут на себя наиболее трудоемкие, повседневные функции по контролю за качеством продукции и состояние трудовой дисциплины. Достижение поведенческого подхода – в разработке конкретных рекомендаций для руководителей, получивших широкое распространение в практике менеджмента. Однако эта система лишь отчасти опирается на формальную структуру и достижения других методов управления и в это ее ограниченность.
Семинар 1. Связь прошлого опыта с требованиями общества – основа развития управленческой мысли. 2. Основные «школы управления», их сущность. 3. «Одномерные» и «синтетические» учения, их общность и различия.
Литература & Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента в управленческой практике. – М., 1996. & Ермаков В.В. Менеджмент организации: Учеб пособие. – М., 2005. & Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие. – М., 2000. & Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М., 1993. & Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. – М., 1999.
Date: 2015-10-19; view: 535; Нарушение авторских прав |