Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. Россия в XVIII веке
План. 1. Подготовка условий для проведения реформ в XVII веке. 2. Преобразования Петра I. 3. Рождение империи. Политика «просвещенного абсолютизма». Екатерина II. Основные понятия: империя, сенат, коллегия, синод, губерния, дистрикт, рекрутчина, Устав о престолонаследии, «птенцы гнезда Петрова», Верховный Тайный Совет, гвардия, «кондиции», «бироновщина», Просвещение, «просвещенный абсолютизм», «Наказ» Екатерины II, Уложенная комиссия, Жалованная грамота дворянству, Акт о порядке престолонаследия.
Даты и события: 1682 -1725 гг. - царствование Петра I. 1700-1721 гг. - Северная война. 1703 г. - основание Петербурга. 1709 г. - Полтавская битва. 1721 г. - церковная реформа. Провозглашение России империей. 1724-г. учреждение Академии наук. 1725-1727 гг. - царствование Екатерины I. 1727-1730 гг. - царствование Петра II. 1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны. 1740-1741 гг. - Иван VI и Анна Леопольдовна. 1741-1761 гг. - царствование Елизаветы Петровны. 1761-1762 гг. - Царствование Петра III. 1762-1796 гг. - царствование Екатерины II. 1767-1768 гг. - деятельность Уложенной комиссии. 1773-1775 гг. - крестьянская война Е. Пугачева. 1796-1801 гг. - царствование Павла I.
XVIII век в мировой и российской истории ознаменовался созданием империй нового типа, возникновением и укреплением абсолютизма, который во второй половине столетия начал активно эксплуатировать входившие в моду идеи Просвещения. Отвечая на первый вопрос, необходимо сконцентрировать внимание на всем комплексе проблем, вставших перед Россией еще при предшественниках Петра I, начиная с правления его отца Алексея Михайловича (1645-1675 гг.). Ведь, недаром, по образному выражению В.О. Ключевского, «самая программа Петра была вся начертана людьми XVII века». Но «реформы Петра направлялись условиями его времени» в отличие от задач века минувшего. Россия снова, как и в ХVI веке, встала перед выбором: продолжать социально-экономическое, политическое и духовное развитие на традиционных основах или осуществить переход на ускоренный прогрессивный путь, усиленно перенимая соответствующий опыт и навыки с Запада. То, что жить по-старому стало невозможно, со всей наглядностью доказало так называемое Смутное время, когда под вопрос был поставлен сам государственный суверенитет России. Сторонники цивилизационного метода справедливо начинают подготовку петровских реформ с раскола русской православной церкви. Когда и при каких обстоятельствах произошло это событие? Историки, стоящие на позициях формационного подхода, не связывают реформы патриарха Никона с преобразованиями начала XVIII века, сводя первые к незначительным изменениям в обрядности и к исправлениям богослужебных книг. При этом забывается, что около одной трети населения России оказалось объектом жестоких преследований со стороны победивших церковников и правительства. Достаточно вспомнить, что попытки некоторых радикальных изменений, подобных петровским были предприняты за сто лет правительством Бориса Годунова. Однако они провалились, так как российское общество не было готово к такому масштабному проникновению западных ценностей. Следовательно, раскол русской православной церкви явился прямой идеологической и духовной подготовкой реформ Петра I. Еще со времен Ивана III, (если не раньше) московские князья, а затеем и цари, стремились к абсолютизации самодержавной власти. Однако никому из предшественников Петра Великого не удалось этого сделать. В чем заключается коренное различие между сословно-представительной и абсолютной монархиями? Почему абсолютная монархия не была установлена при Иване Грозном, при Алексее Михайловиче? Сторонники формационного подхода справедливо указывают на приоритет экономических преобразований во всяких крупных реформах. Одной из существенных черт раннекапиталистического производства во всем мире были мануфактуры. Историки считают, что на протяжении XVII века в России появилось от 15 до 30 с лишним таких предприятий. О чём свидетельствует такой факт? Ещё при Михаиле Федоровиче (1613-1545 гг. правления) были организованы первые регулярные полки «нового» или «иноземного» строя, которые заложили основу для будущей практики рекрутских наборов при Петре I. Правда, в XVIII веке правительство еще не могло содержать такого рода армию. В 60-х гг. XVIII века была предпринята попытка создания русского флота в селе Дединове под Коломной. Строившиеся корабли были предназначены для плавания по Волге в Каспийское море. Еще в 1669 г. был построен первый русский военный корабль «Орел» – «дедушка русского флота», - который был сожжен по приказу Степана Разина на Каспии. Какие выводы можно сделать на основе приведенных фактов? Попытки каких преобразований, предпринятых «людьми XVII века» вы можете назвать еще? Приступая ко второму вопросу, следует вначале перечислить основные реформы, проведенные правительством Петра I. Один из дореволюционных историков-исследователей К.Валишевский считал, что Северная война (1700-1721 гг.) естественным образом выдвинула в первую очередь военные реформы, те вызвали финансовые меры, потребовавшие, в свою очередь, экономических мероприятий. При всей очевидности и верности данная постановка вопроса не исчерпывает тех преобразований, которые были проведены в России главным образом в первой четверти XVIII века. Начало реформ следует отнести к концу XVII века. В 1699 г. был создан Главный магистрат, ставший впоследствии одной из 12 коллегий, образованных в 1717 -1718 гг. вместо приказов. Чем была вызвана эта замена? Почему Боярская дума была заменена Сенатом? Когда это произошло? Когда и почему была проведена военная реформа? В чем заключалась ее основная сущность и каковы были результаты? Что нам известно о реформе органов местного управления? Когда она была проведена? В 1700 году умер патриарх Адриан, противившийся преобразованиям Петра I в быту. Царь запретил выбирать нового главу русской православной церкви. В 1721 г. патриаршество почти на два века (до 1918 г.) было ликвидировано и заменено Духовной коллегией или «Святейшим правительствующим синодом», во главе которого стоял назначавшиеся царем обер-прокурор. Так была доведена до логического конца церковная реформа, начатая в середине XVII века патриархом Никоном. Этот акт российской истории поставил течку в вопросе складывания абсолютной монархии. После окончания Северной войны, в октябре 1721 г., Сенат преподнес царю титул Петра Великого, отца отечества и императора Всероссийского. При его жизни (он умер в январе 1725 г.) новый статус императора признали только Швеция, Дания, Пруссия, Голландия и Венеция. Так Россия стала империей. Что означал этот факт в то время? Какое значение имело данное событие? Когда и какие преобразования были проведены в области культуры и быта? Каково было их значение? Реформы и личность Петра 1 неоднозначно оцениваются не только по линии продолжающейся до сих пор полемики в духе западников и славянофилов. Даже последователи формационного подхода разделились на две группы. Сторонники раннего развития капитализма в России рассматривали петровские реформы в контексте буржуазного развития. Те историки, которые не признают эти доводы, оценивают преобразования Петра I в контексте развития феодального строя. Так, Н.И. Павленко видит в реформах первой четверти XVIII века крупный шаг по пути прогресса. В этом с ним солидарны и сторонники цивилизационного подхода. В противоположность этой точке зрения Е.В.Анисимов считает, что петровские преобразования объективно вели к консервации самодержавно-крепостнической системы в России. В любом случае, в стране произошли колоссальные изменения. Во второй половине XVIII века в результате промышленного переворота и революций ускорилось экономическое и социально-политическое развитие западных стран. На авансцену мировой историк выходят Соединенные Штаты Америки. Серьезные испытания и кризисы поразили восточные государства, что наглядно выразилось в резком ослаблении Турции. Россия, пройдя через «эпоху дворцовых переворотов» (1725-1741гг.), правление Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.), вступила в новый этап своего развития при Екатерине II (1762-1796 гг.). С ее именем связана попытка проведения политики «просвещенного абсолютизма» в России. Это явление было распространено и в некоторых крупных странах Западной Европы: в Австрии, Пруссии, Швеции и некоторых других. Суть его заключалась в соединении идей Просвещения, о подробное внимание которым в уделяется в курсе культурологии и философии, с задачей сохранения абсолютизма, приспособления его к изменившимся условиям. Что вам известно о концепциях просветителей? Кого из наиболее известных деятелей французского Просвещения вы знаете? С кем из них вела активную переписку Екатерина II? Коренное отличие политики «русского просвещенного абсолютизма» от аналогичных мер на Западе заключается в том, что в европейских странах уже не существовало крепостного права в такой же форме, как в России. Как оценивала это явление Екатерина II? Какую задачу она поставила перед Уложенной комиссией 1767-1768 гг.? Что из этого получилось? У историков нет единства при анализе политики «просвещенного абсолютизма». Сторонники цивилизационного подхода считают, что этот период охватывает собой время с 60-х годов XVIII века до 1815 г. и «характеризуется попытками провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия». Основывающиеся на формационном методе исторического исследования ученые считают, что эта политика осуществлялась в 60 – начале 70-х годов XVIII в. Но даже у них нет единого мнения в оценке ее характера, причин и целей. Одни оценивают данную эпоху «как одну из ступеней на пути эволюции самодержавия в сторону буржуазной монархии». Другие рассматривают политику «просвещенного абсолютизма» как систему мер, направленных «…на сохранение и укрепление самодержавно-крепостнического строя, сословной структуры общества, господства дворян во всех сферах экономической и политической жизни страны». Завершить обсуждение третьего вопроса можно характеристикой личных и политических качеств Екатерины II. Для этого следует заслушать одного из студентов, подготовившего соответствующий доклад.
Date: 2015-10-19; view: 624; Нарушение авторских прав |