Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Россия в XVIII веке





 

План.

1. Подготовка условий для проведения реформ в XVII веке.

2. Преобразования Петра I.

3. Рождение империи. Политика «просвещенного абсолютизма». Екатерина II.

Основные понятия: империя, сенат, коллегия, синод, губерния, дистрикт, рекрутчина, Устав о престолонаследии, «птенцы гнезда Петрова», Верховный Тайный Совет, гвардия, «кондиции», «бироновщина», Просвещение, «просвещенный абсолютизм», «Наказ» Екатерины II, Уложенная комиссия, Жалованная грамота дворянству, Акт о порядке престолонаследия.

 

Даты и события:

1682 -1725 гг. - царствование Петра I.

1700-1721 гг. - Северная война.

1703 г. - основание Петербурга.

1709 г. - Полтавская битва.

1721 г. - церковная реформа. Провозглашение России империей.

1724-г. учреждение Академии наук.

1725-1727 гг. - царствование Екатерины I.

1727-1730 гг. - царствование Петра II.

1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны.

1740-1741 гг. - Иван VI и Анна Леопольдовна.

1741-1761 гг. - царствование Елизаветы Петровны.

1761-1762 гг. - Царствование Петра III.

1762-1796 гг. - царствование Екатерины II.

1767-1768 гг. - деятельность Уложенной комиссии.

1773-1775 гг. - крестьянская война Е. Пугачева.

1796-1801 гг. - царствование Павла I.

 

XVIII век в мировой и российской истории ознаменовался созданием империй нового типа, возникновением и укреплением абсолютизма, который во второй половине столетия начал активно эксплуатировать входившие в моду идеи Просвещения.

Отвечая на первый вопрос, необходимо сконцентрировать внимание на всем комплексе проблем, вставших перед Россией еще при предшественниках Петра I, начиная с правления его отца Алексея Михайловича (1645-1675 гг.). Ведь, недаром, по образному выражению В.О. Ключевского, «самая программа Петра была вся начертана людьми XVII века». Но «реформы Петра направлялись условиями его времени» в отличие от задач века минувшего.

Россия снова, как и в ХVI веке, встала перед выбором: продол­жать социально-экономическое, политическое и духовное развитие на традиционных основах или осуществить переход на ускоренный прогрессивный путь, усиленно перенимая соответствующий опыт и на­выки с Запада. То, что жить по-старому стало невозможно, со всей наглядностью доказало так называемое Смутное время, когда под вопрос был поставлен сам государственный суверенитет России.

Сторонники цивилизационного метода справедливо начинают под­готовку петровских реформ с раскола русской православной церкви. Когда и при каких обстоятельствах произошло это событие? Истори­ки, стоящие на позициях формационного подхода, не связывают ре­формы патриарха Никона с преобразованиями начала XVIII века, сводя первые к незначительным изменениям в обрядности и к исправлениям богослужебных книг. При этом забывается, что около одной трети населения России оказалось объектом жестоких преследований со стороны победивших церковников и правительства.

Достаточно вспомнить, что попытки некоторых радикальных изменений, подобных петровским были предприняты за сто лет правительством Бориса Годунова. Однако они провалились, так как российское общество не было готово к такому масштабному проникновению западных ценностей. Следовательно, раскол русской православной церкви явился прямой идеологической и духовной подготовкой реформ Петра I.

Еще со времен Ивана III, (если не раньше) московские князья, а затеем и цари, стремились к абсолютизации самодержавной власти. Од­нако никому из предшественников Петра Великого не удалось этого сделать. В чем заключается коренное различие между сословно-представительной и абсолютной монархиями? Почему абсолютная мо­нархия не была установлена при Иване Грозном, при Алексее Михайловиче?

Сторонники формационного подхода справедливо указывают на при­оритет экономических преобразований во всяких крупных реформах. Одной из существенных черт раннекапиталистического производства во всем мире были мануфактуры. Историки считают, что на протяжении XVII века в России появилось от 15 до 30 с лишним таких предприятий. О чём свидетельствует такой факт?

Ещё при Михаиле Федоровиче (1613-1545 гг. правления) были организованы первые регулярные полки «нового» или «иноземного» строя, которые заложили основу для будущей практики рекрутских наборов при Петре I. Правда, в XVIII веке правительство еще не могло содер­жать такого рода армию.

В 60-х гг. XVIII века была предпринята попытка создания русского флота в селе Дединове под Коломной. Строившиеся корабли были предназначены для плавания по Волге в Каспийское море. Еще в 1669 г. был построен первый русский военный корабль «Орел» – «дедушка русского флота», - который был сожжен по приказу Степана Разина на Каспии. Какие выводы можно сделать на основе приведен­ных фактов? Попытки каких преобразований, предпринятых «людьми XVII века» вы можете назвать еще?

Приступая ко второму вопросу, следует вначале перечислить ос­новные реформы, проведенные правительством Петра I. Один из дореволюционных историков-исследователей К.Валишевский считал, что Северная война (1700-1721 гг.) естественным образом выдвинула в первую очередь военные реформы, те вызвали финансовые меры, по­требовавшие, в свою очередь, экономических мероприятий. При всей очевидности и верности данная постановка вопроса не исчерпывает тех преобразований, которые были проведены в России главным об­разом в первой четверти XVIII века.

Начало реформ следует отнести к концу XVII века. В 1699 г. был создан Главный магистрат, ставший впоследствии одной из 12 колле­гий, образованных в 1717 -1718 гг. вместо приказов. Чем была вызвана эта замена? Почему Боярская дума была заменена Сенатом? Когда это произошло? Когда и почему была проведена военная рефор­ма? В чем заключалась ее основная сущность и каковы были резуль­таты? Что нам известно о реформе органов местного управления? Ког­да она была проведена?

В 1700 году умер патриарх Адриан, противившийся преобразованиям Петра I в быту. Царь запретил выбирать нового главу русской право­славной церкви. В 1721 г. патриаршество почти на два века (до 1918 г.) было ликвидировано и заменено Духовной коллегией или «Святейшим правительствующим синодом», во главе которого стоял на­значавшиеся царем обер-прокурор. Так была доведена до логического конца церковная реформа, начатая в середине XVII века патриархом Никоном. Этот акт российской истории поставил течку в вопросе складывания абсолютной монархии.

После окончания Северной войны, в октябре 1721 г., Сенат пре­поднес царю титул Петра Великого, отца отечества и императора Все­российского. При его жизни (он умер в январе 1725 г.) новый ста­тус императора признали только Швеция, Дания, Пруссия, Голландия и Венеция. Так Россия стала империей. Что означал этот факт в то время? Какое значение имело данное событие?

Когда и какие преобразования были проведены в области культуры и быта? Каково было их значение?

Реформы и личность Петра 1 неоднозначно оцениваются не только по линии продолжающейся до сих пор полемики в духе западников и славянофилов. Даже последователи формационного подхода раздели­лись на две группы. Сторонники раннего развития капитализма в России рассматривали петровские реформы в контексте буржуазного развития. Те историки, которые не признают эти доводы, оценивают преобразования Петра I в контексте развития феодального строя.

Так, Н.И. Павленко видит в реформах первой четверти XVIII века крупный шаг по пути прогресса. В этом с ним солидарны и сторонни­ки цивилизационного подхода. В противоположность этой точке зре­ния Е.В.Анисимов считает, что петровские преобразования объективно вели к консервации самодержавно-крепостнической системы в России. В любом случае, в стране произошли колоссальные изменения.

Во второй половине XVIII века в результате промышленного перево­рота и революций ускорилось экономическое и социально-политиче­ское развитие западных стран. На авансцену мировой историк выходят Соединенные Штаты Америки. Серьезные испытания и кризисы поразили восточные государства, что наглядно выразилось в резком ослабле­нии Турции.

Россия, пройдя через «эпоху дворцовых переворотов» (1725-1741гг.), правление Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.), вступила в новый этап своего развития при Екатерине II (1762-1796 гг.).

С ее именем связана попытка проведения политики «просвещенного абсолютизма» в России. Это явление было распространено и в некото­рых крупных странах Западной Европы: в Австрии, Пруссии, Швеции и некоторых других. Суть его заключалась в соединении идей Просве­щения, о подробное внимание которым в уделяется в курсе культуроло­гии и философии, с задачей сохранения абсолютизма, приспособления его к изменившимся условиям. Что вам известно о концепциях просветителей? Кого из наиболее известных деятелей французского Просвещения вы­ знаете? С кем из них вела активную переписку Екатерина II?

Коренное отличие политики «русского просвещенного абсолютизма» от аналогичных мер на Западе заключается в том, что в европейских странах уже не существовало крепостного права в такой же форме, как в России. Как оценива­ла это явление Екатерина II? Какую задачу она поставила перед Уложенной комиссией 1767-1768 гг.? Что из этого получилось?

У историков нет единства при анализе политики «просвещенного абсолютизма». Сторонники цивилизационного подхода считают, что этот период охватывает собой время с 60-х годов XVIII века до 1815 г. и «характеризуется попытками провести либеральные рефор­мы при сохранении неограниченного самодержавия». Основывающиеся на формационном методе исторического исследования ученые считают, что эта политика осуществлялась в 60 – начале 70-х годов XVIII в. Но даже у них нет единого мнения в оценке ее характера, причин и целей. Одни оценивают данную эпоху «как одну из ступеней на пути эволюции самодержавия в сторону буржуазной монархии». Другие рас­сматривают политику «просвещенного абсолютизма» как систему мер, направленных «…на сохранение и укрепление самодержавно-крепостни­ческого строя, сословной структуры общества, господства дворян во всех сферах экономической и политической жизни страны».

Завершить обсуждение третьего вопроса можно характеристикой личных и политических качеств Екатерины II. Для этого следует за­слушать одного из студентов, подготовившего соответствующий доклад.

 

Date: 2015-10-19; view: 594; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию