Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7. Советский Союз в период «сталинского Большого скачка» (1929-1941)
План 1. Индустриализация страны. Стратегия и практика. 2. Коллективизация в СССР – порабощение или развитие села? 3. Итоги социально-экономического развития страны к 1941 г. 4. Социально-политические истоки тоталитаризма. 5. Командно-административная система: её проявления и последствия.
Основные понятия: индустриализация, коллективизация, тоталитарный режим, командно-административная система, тоталитаризм, национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП), фюрер, фашизм, «политика умиротворения».
Даты и события: Ноябрь 1929 г. - статья Сталина «Год великого перелома». Провозглашение отказа от нэпа и перехода к «форсированному социалистическому строительству». 5 декабря 1936 г. - принятие Конституции СССР («победившего социализма»). Сентябрь 1938 г. - выход в свет «Краткого курса истории ВКП(б)».
При ответе на первый вопрос раскройте суть понятия «индустриализация». Охарактеризуйте изменения, которые произошли в этот период в экономической и социальной сферах. Какие отрасли и почему приобрели первостепенное значение в эпоху индустриализации? Обратите внимание на трудности и проблемы, которые встали перед страной при осуществлении курса на индустриализацию. Остановитесь на источниках финансирования, выборе темпов индустриального развития страны. Освещая вопросы накопления, рекомендуем обратить внимание на перекачку средств из сельского хозяйства в промышленность. Как это происходило? Было ли это оправдано? Анализируя проблему темпов, выясните, почему Советское руководство ориентировалось на ускоренное промышленное строительство? В современной историографии нет однозначных оценок, связанных с выполнением довоенных пятилетних планов. По официальным данным того времени первые пятилетки были выполнены досрочно. Согласны ли Вы с этим утверждением? Выполнение первых пятилетних планов во многом определялось героическим трудом советских людей во всех сферах народного хозяйства. Используя местный материал, приведите примеры самоотверженной работы жителей Сталинграда и области на строительстве первенцев отечественной промышленности. Обратите внимание на диспропорции в развитии промышленности и социальной сферы. Освещение второго вопроса надо начать с проблемы хлебозаготовительного кризиса, возникшего в стране в конце 1920-х годов. В чем суть кризиса? Каковы его причины? Следует отметить, что поиск путей преодоления кризиса вызвал разногласия в руководстве страны. Подумайте, какие решения данной проблемы предлагало сталинское большинство и группа Бухарина? Вторую половину 1929 г. Сталин назвал годом великого перелома. Был взят курс на осуществление сплошной коллективизации. Почему? Раскройте социальную политику руководства страны в ходе коллективизации. Особое внимание обратите на политику ликвидации кулачества как класса. В процессе коллективизации выявились значительные факты произвола со стороны центральных и местных властей (выражаясь языком того времени – «перегибов»). В чем суть этих явлений? Каковы их причины? При ответе на третий вопрос семинара определите значение индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в дальнейшем развитии нашего государства. Охарактеризуйте итоги социально-экономического и политического развития страны в 1930-е годы. Прежде всего следует отметить, что произошла реконструкция всех отраслей промышленности и транспорта на основе передовой техники, резко возросла механизация производства, В строй вступили более 6 тысяч новых предприятий. Назовите промышленные предприятия Сталинграда, построенные в 1930-е годы. Привадите примеры героизма советских людей в период довоенных пятилеток. Важным результатом было преодоление качественного отставания промышленности СССР. Рекомендуем обратить внимание на то, что в конце 1930-х годов наша страна стала одной из передовых государств, способных производить любой вид промышленной продукции. Говоря о коллективизации сельского хозяйства, подчеркните, что она завершилась к концу второй пятилетки, т.е. к 1937 г. Какие социальные изменения произошла в советской деревне к этому времени? Несмотря на серьезные просчеты в колхозном строительстве, во второй половине 30-х годов производство сельскохозяйственной продукции увеличилось в среднем на 50% (по сравнению с 1913 годом), а товарность зерновых культур - на 65%. Подводя итоги экономического развития страны, обратите внимание на тo, как решились социальные проблемы в 1930-е годы (ликвидация безработицы, переход на 7-часовой рабочий день, отмена карточной системы распределения продуктов). К этому периоду в стране сложилась административно-командная система, укрепился режим личной власти Сталина. Чтобы уяснить феномен Сталина, режима личной власти (четвертый вопрос), мы должны понимать, что командно-административная система, сформировавшиеся в 1930-е годы, зародилась в рамках предшествовавшей новой экономической политики 1920-х гг. Она, с одной стороны, продолжала традиции «военного коммунизма», ибо не была демонтирована оформившаяся в тот период чрезмерно централизованная система управления народным хозяйством, но с другой – зрела в рамках самого «общества НЭП». Каким же образом из НЭПа, с его демократическим потенциалом, ориентацией на личный интерес вырастает его отрицание – командно-административная система? Несмотря на трестовский хозрасчет, без сильных административных подпорок не могла существовать государственная промышленность. С момента введения НЭПа партия сознательно избегала использования рыночных механизмов во взаимоотношениях между тяжелой и легкой промышленностью. Подумайте, с чем это было связано? Взаимоотношения между рабочими и администрацией на заводах и фабриках регулировались не работой на конечный результат, а системой норм, тарифов и расценок. Была слабо материальная заинтересованность рабочего в конечном результате. Для рабочих переход от одной системы управления (хозрасчет) к другой (командно-административной) ничего не менял. Более того, создавал для рабочего класса систему социальных гарантий от последствий неизбежного в условиях хозрасчета хозяйственного риска. Было ли привязано к НЭПу крестьянство? 35 % крестьян, освобожденных от уплаты сельхозналога, пролетарские, полупролетарские, люмпен-пролетарские и бедняцкие элементы деревни - были ли они заинтересованы в сохранении НЭПа? Те льготы, классовые гарантии, которыми пользовалась деревенская беднота в 20-е годы, гарантировались ей непосредственным вмешательством государства в экономику. Каково отношение середняка к государственному регулированиию? Необходимо также выяснить, было ли готово общество для восприятия командно-административной системы, культа личности? Одной из причин становления тоталитарной системы являлось не только мелкобуржуазность страны, но и наличие в ней в тот период так называемого маргинального слоя населения, то есть людей, вырванных, обстоятельствами из сложившегося веками уклада жизни и не успевших еще прорасти корнями в новую почву. Покажите, чем это было вызвано? Как растет численность рабочего класса в годы первых пятилеток и как это влияло на маргинализацию в обществе. Большое количество людей было поставлено на непривычную для них работу: партийную, административную, хозяйственную. Не обладая необходимым жизненным или трудовым опытом, этот слой терял уверенность в завтрашнем дне, что порождало необходимость в руководителе, который бы четко и ясно определил правило жизни и поведения, суждения которого были бы безгрешными и требовали бы только одного – неукоснительного их исполнения, по возможности, без всякого раздумья. Надо учесть и уровень образования слоя, волею обстоятельств поставленного к управлению страной. Более 70 % секретарей райкомов и горкомов партии к началу 1940-х годов имели лишь начальное образование, а среди секретарей обкомов, крайкомов, ЦК компартий республик таких было 40%. Естественно, что большинство этих людей испытывали большие затруднения в работе и нуждались в инструкциях сверху. Общий уровень культуры у рабочих и крестьян был ещё ниже, ведь пятая часть населения все еще оставалась неграмотной. Низкая общая культура способствовала формированию потребности в идеале, обладающем если не божественными, то близкими к нему качествами, что очень рельефно пронзилось в культе личности Сталина. Подумайте, какую роль в становлении командно-административной системы сыграла мелкобуржуазность общества? Был ли культ личности неприемлемым явлением в истории советского общества? Рассмотрение пятого вопроса надо начать с рассмотрения роли партии в командно-административной системе. Становление командно-административной системы требовало от партии иных качеств, чем в годы НЭПа. Проследите, как вместо аморфной, выросшей в атмосфере острых, внутрипартийных дискуссий организации, создаемся нерассуждающая, дисциплинированная, ориентированная на неукоснительное выполнение директив центра монолитная партия. Выросшая численно, партия стремится подчинить своему тотальному контролю все общество. В 1930-1932 гг. на всех промышленных предприятиях, где работало более 500 коммунистов, создаются парткомы, цеховые ячейки и партийные группы в бригадах, образуются партийные ячейки в колхозах, совхозах и машинно-тракторных станциях. Под строгим партийным контролем действовал комсомол, который служил ВКП(б) эффективным орудием влияния на молодежь. Другой «приводной ремень» от партии к массам – профсоюзы. Отсутствие горизонтальных связей и крайняя их дробность облегчили партийный контроль над рабочими. Покажите, как в условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах, чрезвычайных и карательных органах Советы отходят на второй план, которые занимаются теперь хозяйством и ведут культурно-организаторскую работу. В такой ситуации участив населении в избирательном процессе все больше становилось не выражением его политической воли, а тестом на политическую лояльность. Докажите, что в условиях фактического безвластия Советов, свертывания демократии, принятая 5 декабря 1936 г. Конституция СССР была не более, чем демократическим фасадом тоталитарного государства. Об этом ярко свидетельствуют серии судебных процессов 1930-х годов, всесилие НКВД. Подумайте, почему мощным фактором, определившим психологию масс в период командно-административной системы, является террор? Приведите конкретные примеры. Какие цели преследовала система тотального страха? Необходимо также показать, каков же результат утверждения командно-административной системы в стране. Как тоталитаризм отразился в политике, экономике, культуре и, конечно же, на судьбах советских людей?
Date: 2015-10-19; view: 927; Нарушение авторских прав |