Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Водяной





 

В древнерусских памятниках сведений о водяном встречается мало. Восточные славяне верили, что в каждом водоеме – реке, озере, пруду – живет свой «хозяин», которого обычно называли водяной, водяник, водяной хозяин, водяной черт, дедушка водяной. Еще его называли то́пельник: считали, что он топит людей, затягивая и заманивая их в воду. В народе верили, что люди тонут не из‑за неумения плавать, а потому что водяной хватает их за ноги и утягивает на дно.

Поверья о водяном имели распространение в богатых водоемами и болотистых местах – преимущественно в Белоруссии и северо‑западных районах России. В них водяной – злобный и враждебный людям демон. Из всех «хозяев» пространств он ближе всех стоит к черту и часто смешивается с ним.

Поверья о водяном связаны с древними языческими представлениями об утопленниках, которые продолжают доживать в воде свой век. Поэтому в поверьях облик водяного напоминал облик утопленника. Это худой посиневший старик, облепленный речными водорослями. Также его могли представлять в виде старого плешивого деда, горбатого, облепленного грязью и тиной. У него вытянутая остроконечная голова, длинная седая борода и большое брюхо.

Довольно часто в легендах в его облике присутствовали звериные или рыбьи черты: рыбий или коровий хвост, гусиные лапы с перепонками или коровьи копыта, кожа как у налима, рог на голове. Водяной может оборачиваться кем и чем угодно: женщиной, ребенком, рыбой, птицей или любым животным. Водяной живет в омутах, водоворотах, на старых водяных мельницах, в местах под шлюзами, на дне реки, где у него есть свой дворец. Он может показываться ночью на берегу, на прибрежных камнях, мельничных колесах, на мосту.

По мифологическим представлениям, наиболее опасен он в полдень, после захода солнца, в полночь и при луне. Особенно активно водяной вредит людям накануне больших праздников: в ночь на Ивана Купалу, в Троицкую субботу, а также в период цветения ржи, когда души мертвых находятся на земле. Поэтому в эти дни запрещалось купаться.

Украинцы рассказывают о сезонных переходах водяного. Он не все время живет в воде, так как его гоняет Бог. До Крещения водяной сидит в воде, а потом переходит в лозу, отчего зовется лозовиком, потом он переходит на сушу, в прибрежную траву, и только после праздника Преображения (19 августа) снова попадает в воду. По поверьям белорусов, водяной накануне Крещения приходит к крестьянам и просит у них сани, чтобы вывезти своих детей из воды перед ее освящением. Поэтому перед Крещением все сани и телеги нужно было перевернуть, чтобы водяной не мог ими воспользоваться. Русские полагали, что зимой водяной спит на дне реки. Просыпается он 1 апреля голодным и злым, поэтому ведет себя очень бурно: ломает лед и мучает рыбу.

В белорусских поверьях водяные подразделяются на отдельные виды в зависимости от того, где они обитают. Тот, кто живет в омуте, называется о́мутником. Водяной, обитающий в водовороте, именуется ви́рником (от белорус, слова вир – «водоворот»). Тот, кто находится в стоячих водах, зовется тихоней. По севернорусским поверьям, над водяными царствует водяной царь – старик с палицей, который может подниматься к небу в черной туче, создавать новые реки и озера. Его называют царь Водяник или Водян‑царь. Иногда наряду с ним упоминаются и царица Водяница или царица морская.

О семейной жизни водяного в народной традиции существуют противоречивые сведения. По одним представлениям, он холост, по другим – у водяного есть семья и дети, а его жена – водяниха, или водяница, – утопленница или про́клятая девушка. Дети водяного – водянёнки – забавляются тем, что обрывают сети у рыбаков. Считалось, что если поймать ребенка водяного и вытащить на берег, отец даст за него богатый выкуп рыбой. Свадьбами водяных обычно считали весенние разливы рек, половодья и наводнения, во время которых новобрачные переезжали на местожительство в новый водоем. В легенде XIX века рассказывается, почему небольшой остров на одном из карельских озер назвали «зыбкой водяного».

 

В одном из озер жил водяной, и, поскольку он слишком часто топил людей, перестали окрестные жители из этого озера воду брать, а стали думать, как бы от этого водяного избавиться. Нашелся один мудрый отшельник, который подал добрый совет: «Надо иконы на берегу поднять, Николе‑угоднику помолиться, молебен заказать и побрызгать озеро святой водой». Послушались мужички и отслужили молебен всем селом.

Поднялся буйный ветер, всколыхнулось озеро, помутилась вода, и все поняли, что водяной собрался уходить. Думал, думал водяной, хлопал руками по голым бедрам – все это слышали – и наконец решил пуститься в соседнюю реку Шокшу.

Он плывет, а за ним из озера целый поток устремился и превратился в приток реки Шокши. Плывет себе водяной тихо и молча, и вдруг услыхали все его окрик: «Зыбку забыл, зыбку забыл!» И в самом деле, увидели все в углу озера небольшой продолговатый островок. Пробираясь к реке Шокше, водяной схватил этот островок, тащил его за собой пять верст и бросил лишь на середине реки, а сам ринулся дальше и, по рассказам, ушел в Онежское озеро. Тот островок и сейчас не смыт, а приток, проведенный водяным, называют Крестным.

 

Наводнения часто объясняли еще и так: водяные играли в карты, и водяной одного озера или реки проиграл в карты рыбу другому водяному. Проигравший перегоняет рыбу в другой водоем, и поэтому случаются разливы. В одной из быличек рассказывается, как водяные поссорились из‑за подводных владений и один из них обратился за помощью к священнику.

 

Приходит водяной к попу и просит об одной вещи, а какой – выговорить не может, обещает только шапку золота. Поп догадался, что у него просят, взял крест и отправился к озеру. Пришли на самую середину озера и стали спускаться в водяное царство. Тут водяной указал попу на крест и велел выпустить его из рук. Лишь только тот выпустил, поднялся крик, шум, визг. Загорелось все водяное царство и сгорело дотла. Разбежались все тамошние жители. Водяной велел опять взять крест, дал попу шапку золота и сказал: «Ну, спасибо, поп. Сюда переселился водяной из соседнего озера и совсем выгнал меня из моего жилища. Сжег ты его водяное царство, а я вновь его построю. Если тебе что понадобится, приходи. Я буду твоим вечным слугой».

 

Водяной часто пытается перевернуть, затопить лодку с людьми. Об этом рассказывается в севернорусском Житии Иова Ущельского (середина XVII в.).

 

Ехали через Мезень‑реку в лодке… Фока с братьями, Петровы дети, на пашню свою и переправляли лошадь. И выехали до половины реки, и нашел на них дух нечистый, водный и начал лошадь топить. Они же лошадь держали, а нечистый дух въяве ходил волнами, как большая рыба, и нападал на лошадь и за лодку хватал, потопить хотя. Они же веслами его отогнали…

 

 

По поверью, чтобы заманить человека в реку, водяной может пойти на хитрость – притвориться тонущим человеком или плачущим ребенком. А может и поглумиться над человеком. К примеру, попадется человеку на глаза утка, гусь или крупная рыба, близко плавающая около берега. Наивный человек думает, что их очень легко поймать. И невдомек ему, что это коварный водяной обернулся этой рыбой или уткой. Человек пытается поймать, например, такую утку. Но она упорно не дается в руки, а под конец смеется в лицо человеку. Всякий раз непонятным образом такой «утке» или «рыбе» удается избежать сетей, и измученный человек начинает понимать, что дело нечисто.

Утопленники считались добычей водяного, которую у него никто не мог отобрать. Об утопленнике говорили, что «у него на плечах водяной сидит». Во многих быличках отмечалось, что водяной часто сидит на утопающем в виде гуся, петуха или барана. Если тонущему человеку удавалось выплыть, говорили, что он спасся потому, что «водяного не было дома». Поэтому когда человек заходил в воду, он должен был «попроситься» у водяного: «Хозяин, хозяюшка, спасите меня».

Наши предки верили, что водяной владеет всем, что живет в воде и на воде. Он охраняет водоплавающих птиц и рыбу и переманивает ее из других водоемов. Рыба считается его скотом. Сом, налим и угорь в некоторых местах называются «рыбой водяного» и поэтому не употребляются в пищу. Кроме рыбы у водяного в подводном царстве имеется другой скот. Стада коров и лошадей лунными ночами он выгоняет на прибрежные заливные луга. Коровы водяного всегда черные, без единого белого пятнышка, но очень молочные.

Плотогоны и рыбаки почитали и боялись водяного. Проплывая над тем местом, где находилось жилище водяного, они снимали шапки. Почитающих его рыбаков и моряков водяной спасает во время бури, помогает при ловле рыбы. Чтобы задобрить водяного, рыболовы приносили ему в жертву первую пойманную рыбу, бросали в воду соль, табак и лапти с портянками и кричали: «На́, тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!» Некоторые рыбаки бросали водяному часть своей еды и даже, когда пили чай, отливали часть в воду. Верили, что после этого водяной обеспечит им богатый улов. Если же его не угостить, он будет рвать сети и уводить из них рыбу. Там, где водяного ублажали, он стерег в водоемах рыбу и даже переманивал ее из других рек. Рыбак мог заключить договор с водяным, по которому тот обязывался доставлять человеку много рыбы и вообще служить ему. По условию договора человек должен был бросить в воду нательный крест и отречься от родни. Рыбак, заключивший договор с водяным, рано или поздно тонул, а его душа поступала в распоряжение нечистой силы.

В восточнославянской мифологии водяной играл большую роль в крестьянском хозяйстве. В хороших отношениях с водяным должны быть мельники. От этого зависела успешная работы мельницы. Если мельник жил в дружбе с водяным, тот ему помогал, пускал воду на мельничные колеса во время засухи и даже ремонтировал мельницу. Если же водяной обижался на мельника, то мстил за обиду: открывал шлюзы, портил жернова, разрушал мельницы, плотины, запруды. В таких случаях мельники кидали в омут хлеб и лили водку, а осенью опускали под колеса мельницы кусок сала, чтобы водяной не слизывал смазку с мельничных колес. При сооружении новой мельницы также приносили дар водяному. Об этом свидетельствует русская пословица: «С каждой новой мельницы водяной свою подать возьмет».

 

 

Обереги, защищающие человека при встречах с враждебной нечистой силой – банником, водяным, болотником и т. п.

 

Пасечники считали водяного покровителем пчел. Поэтому при выемке нового меда они «кормили» водяного медом и дарили воск – понемногу от каждого улья. Это совершалось ночью накануне Медового Спаса (14 августа), когда начинали вынимать соты. В этот же день первый рой пчел и первые соты топили в ближайшем пруду в дар водяному.

Водяного считали причиной несчастий, болезней и стихийных бедствий. Полагали, что он устраивает водовороты, наводнения, поднимает сильный ветер, а также наносит вред посевам и часто губит скотину, особенно лошадей, заманивая их в топкие места.

Чтобы он не топил людей и был милостив к рыболовам, ему приносили подарки. На Русском Севере весной в реку бросали муку и еду и просили водяного: «Храни, паси нашу семью». В других областях России жертву водяному приносили в день святой Марии Египетской (14 апреля), когда водяной якобы пробуждается от зимней спячки. За несколько дней до этого дня рыболовы покупали, не торгуясь, самую негодную лошадь и откармливали ее. В день жертвоприношения лошадь намазывали медом, украшали ей гриву красными лентами и топили посредине реки. При этом старший рыболов выливал в реку масло и говорил: «Вот тебе, дедушка, гостинца на новоселье, люби и жалуй нашу семью».

По поверью, чтобы уберечься от водяного, нужно заходить в воду с крестом и молитвой, просить у водяного разрешения искупаться и набрать воды.

 

Date: 2015-10-19; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию