Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие подходы в формировании исторического содержания
Историческая пропедевтика. Характеристика содержания первого концентра. Содержание предмета во втором концентре. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в нашей стране вводятся образовательные стандарты по истории. Стандарт образования является федеральным нормативным документом, в обяза-тельном порядке определяющим минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки учеников. Стандарт образо-вания призван обеспечить учащимся равные возможности для получения исторического образования, стимулировать более высокий результат и на этой основе индивидуализировать обучение. В настоящее время утвержде-ны обязательные минимумы образования начальной и основной школы. Базисный учебный план, обязательные минимумы образования и пример-ные учебные программы формируют содержание предмета. Школьный курс истории призван решать триединую задачу: дать цело-стную систему знаний, обеспечив их глубину и прочность; обеспечить формирование научного понимания истории и уважительного отношения как к отечественной истории, так и истории зарубежных стран и народов; развить историческое мышление школьников и научить учащихся само-стоятельному приобретению и применению знаний. При этом историче-ское мышление школьников рассматривается в органическом единстве с общим развитием их мышления. Особо хочется подчеркнуть, что истори-ческое образование должно помочь каждому человеку освоить три круга ценностей: этнокультурных, общенациональных (российских) и общечело-веческих (планетарных). При конструировании содержания школьного исторического образова-ния необходимо обеспечить баланс политических, культурных, этнонацио-нальных и иных ценностей при доминанте общенациональных (государст-венных) ценностей. Современная концепция исторического образования сохраняет систематическое изучение истории. История не может быть за-менена каким-либо набором антроповедческих или обществоведческих курсов. Эта учебная дисциплина составляет стержень гуманитарных кур-сов в основной и полной средней школе. Основные содержательные линии школьного исторического образова-ния включают в себя историческое время, историческое пространство, ис-торическое движение. Историческое время характеризуется не только сче-том лет и периодизацией событий и процессов (год, век, тысячелетие, эпо-ха), но и цикличностью в истории, синхронностью и асинхронностью ис-торического движения. Историческое пространство содержит карты ло-кально-исторических цивилизаций, динамику географических, экологиче-ских, этнических факторов развития человека и общества, изменение гео-политической карты своей страны и мира. Историческое движение дает понимание развития человека в различные исторические эпохи (потреб-ности, интересы, мотивы действий, восприятие мира, ценностей, условия жизни и быта человека); эволюции трудовой деятельности человека, исто-рии человеческих общностей в разные эпохи; процессов образования и развития государств, их исторических форм, основных вех политической истории стран и народов мира; истории познания человеком окружающего мира, развития идеологии (религиозные и светские учения), общественной мысли, научных идей; истории культуры народов мира, истории отноше-ний между народами, обществами и цивилизациями (соседство, преемст-венность, завоевания и др.). В соответствии с названными линиями формируется содержание пол-ного предметного цикла, представляющего собой изложение истории с древности до наших дней. Существуют разные уровни представления ис-тории – история всемирная, история государств и народов, история отече-ственная и история региональная. Содержание образования отражают учебные планы и программы сред-ней школы. Учебный план – это обязательный для школы документ. В нем указаны предметы, подлежащие изучению, последовательность их распределения по годам обучения, количество учебных часов, отводимых на год, чет-верть, неделю. На основе государственного стандарта разрабатываются программы и учебники, которые представляют материал истории в хроно-логической последовательности событий, явлений, процессов. Учебные программы содержат объяснительную записку о целях изучения истории и основных требованиях, показывают объем знаний, перечень умений и на-выков, которые подлежат усвоению. В них последовательно представлена тематика учебного предмета, указан главный фактический материал, ос-новные теоретические положения, умения и навыки, которые формируют-ся у учащихся в процессе обучения, указана рекомендуемая литература. Программа по истории для основной и средней школы определяет содер-жание обучения истории. В связи с углублением процессов дифференциации образования разра-батываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно не-сколько вариантов программ по истории, которые предлагаются для усвое-ния учащимся в соответствии с их интересами и возможностями. Решение о введении дифференцированных программ и создании классов с углуб-ленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы. Современные программы (Программно-методические материалы. Ис-тория. 5-9-й классы и 10-11-й классы. М., 1999) предлагают концентриче-скую модель и структуру исторического образования: сочетание двух ли-нейно-параллельных курсов отечественной и всеобщей истории (с 5-го по 9-й класс), а также углубленных курсов «История мировых цивилизаций» и «История России» (10-11-й классы). Базовое содержание исторического образования в школе подразумевает ступенчатую структуру. В начальной школе введен пропедевтический курс истории с основной задачей пробуждения интереса к предмету и усвоения яркого, объемного образа человеческой истории. Историческая пропедевтика (предварительное обучение) обеспечивает переход от интегративной начальной ступени образования к предметной в основной школе. Оптимальную основу для введения в историю составляет история Отечества. Возможны различные подходы к модели пропедевти-ческого курса истории. В начальной школе идет процесс создания системы пропедевтических знаний о человеке и обществе, истории России и мира. В содержание обучения входят элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, включенные в курсы «Окружающий мир», «Народове-дение» и др. В школах преподаются курсы: «Рассказы по родной истории», «Введение в историю», «Великие люди и события», «История края» и др. Содержание пропедевтического курса включает в себя, во-первых, по-нятие о времени, единицах измерения исторического времени (год, век), представления о последовательности и длительности событий во времени (раньше, позже, насколько), соотношение года и века. Во-вторых, знаком-ство с исторической картой Отечества (территории и границы государств, расположение городов, мест сражений и др.). В-третьих, характеристики образа жизни людей в различные периоды отечественной истории (как вы-глядели, чем занимались, каков был круг их повседневных забот). В-чет-вертых, знакомство с наиболее важными событиями в истории Отечества, родного края, с яркими историческими личностями. В-пятых, первона-чальные сведения из специальных исторических дисциплин: знания об от-дельных исторических источниках, сведения по исторической метрологии, геральдике, нумизматике и др. О.Ю. Стрелова предлагает учителям еще один вариант исторической пропедевтики – «Науки – помощницы истории», – содержанием которого являются вспомогательные исторические дисциплины. Здесь исторические примеры, упражнения и практические задания приводятся исключительно на фактах отечественной истории и российском фольклоре, что позволяет младшим школьникам получить первые яркие и разнообразные представ-ления о прошлом своей Родины. Знакомство с новым предметом начинается для ребенка с открытия собственной причастности к истории: я – часть истории. Каждый раздел программы, каждая учебная проблема обязательно обращены непосредст-венно к ученику, к его жизненному опыту, к его домашнему архиву. Со-ставляя летопись своей жизни, узнавая происхождение своего имени и фа-милии, восстанавливая свою родословную, разрабатывая семейный герб и личную печать и т.п., ребята поймут главное: нельзя прошлое восприни- мать отвлеченно, равнодушно, тысячами нитей оно связано с настоящим, с нашим образом жизни и т.д. Целью пропедевтического курса является также развитие широкого круга учебных умений, необходимых для активного и творческого изуче-ния истории [4, с. 189-193]. В основной школе преподавание истории должно быть в первую оче-редь ориентировано на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур. В процессе обучения школьники должны усвоить важнейшие факты, характеризующие исторический процесс в целом и различные стороны общественной жизни на последовательных ступенях исторического разви-тия. Отбор фактов преследует цель вызвать у учащихся личное отношение к тому или иному историческому событию, явлению, раскрыть его кон-кретное значение, влияние на жизнь и судьбы людей изучаемой эпохи. Программа по истории определяет и теоретическое содержание учеб-ного материала. В процессе его изучения школьники овладевают системой научных оценок, понятий, выводов, законов и закономерностей общест-венного развития. Теоретический материал включает в себя понятия раз-ной степени обобщения, существенные причинно-следственные связи. Изучение доступных теоретических вопросов начинается в первом концен-тре. В курсе истории древнего мира (5-й класс) вводится первоначальное определение таких понятий, как «религия», «закон», «мифология», «фило-софия», «государство», «демос», «рабство», «республика», «империя». В курсе истории Средних веков учащиеся подводятся к пониманию за-кономерностей исторического процесса. У них формируются понятия об основных признаках феодализма, о сущности феодального общества и го-сударства и т.д. Углубление теоретических знаний происходит в курсах истории 7-8-х и 9-х классов. Вместе с тем некоторые учителя и авторы учебников для первого кон-центра отказываются от использования многих теоретических понятий, привычных учителю истории. Они считают, что изучение истории строит-ся преимущественно на эмпирическом уровне с использованием приемов образного изложения и изобразительных наглядных средств. В процессе обучения у школьников формируются целостные, эмоционально окрашен-ные образы и представления о странах и народах, основных событиях, о выдающихся исторических деятелях и памятниках культуры. По мере на-копления знаний и овладения элементарными умениями школьники при-учаются выделять особенности конкретных обществ, своеобразие различ-ных регионов в определенные периоды, направления и последствия исто-рических процессов, выражать собственное отношение к исторических фактам. Современная программа предоставляет возможность всем учащимся получить необходимый российскому гражданину минимум исторических знаний к концу 9-го класса. Концентрические курсы в настоящее время в целом обеспечены новыми учебниками и пособиями, содержание и поло-жительные особенности которых учтены в новых программах. Вместе с тем программы выявляют недостатки существующей учебной литературы и привлекают внимание преподавателей, авторов и издателей к необходи-мости совершенствования учебных пособий. К программам прилагается список новых учебников, которые вышли в последние годы. Курс истории древнего мира (5-й класс, 68 часов) охватывает периоды истории первобытного и рабовладельческого обществ. Курс знакомит уче-ников с жизнью первобытных людей, народами и государствами Древнего Востока, Греции и Рима. История Средних веков (6-й класс, 34 часа, первое полугодие) включа-ет раннее и классическое Средневековье в Европе, а также Азию, Африку и Америку в Средние века. Курс заканчивается темой «Доколумбова Амери-ка», в которой подчеркиваются особенности политического и обществен-ного устройства индейских этносов Америки в канун вторжения европей-цев. На итоговом занятии выявляется общечеловеческая значимость круп-нейших научных и культурных достижений народов Азии, Африки и Аме-рики в Средние века. В 6-м классе во втором полугодии изучается курс истории Древней Росси (34 часа). Особое внимание уделяется древнейшим предкам народов России, а также истории Киевской Руси, периодам раздробленности и борьбы за объединение Руси. Важное место в курсе отводится проблемам культуры. При подведении итогов курса, обращается внимание не только на испытания, выпавшие на долю Руси, цену, заплаченную за образование единого Московского государства, но и на усилия по преодолению отста-вания России от Запада на пороге нового времени. Курсом истории новой России XVI-XVIII вв. в первом полугодии на-чинается преподавание истории в 7-м классе (40 часов). Курс включает следующие основные разделы: Московское государство; Великая, Малая и Белая Россия; Российская империя. В курсе подчеркиваются проблемы, связанные с изменениями геополитического положения России, источни-ками и движущими силами прогресса, взаимоотношениями между властью и народом. Особое место отводится проблемам культуры в целом. В част-ности, изучаются вопросы формирования великорусской культуры, новое в русской культуре XVII в., основные черты русской культуры в XVIII в. В 7-м классе во втором полугодии изучается курс Новой истории – ко-нец XV-XVIII вв. (28 часов). В курсе вводится понятие «Новое время», да- ется характеристика основных этапов Нового времени, политического и экономического состояния Европы. Программа состоит из трех разделов. В первом представлена Европа и мир в конце XV-XVIII вв., во втором – Ев-ропа, Восток и Америка в XVI-XVIII вв., в третьем – «Век Просвещения и перемен». Заканчивается курс историей Великой французской революции. В первом полугодии в 8-м классе изучение истории начинается с курса Новой истории – XIX в. (28 часов). Курс начинается с характеристики по-литической карты мира к началу XIX в.; в первом разделе рассматривается мир в первой половине XIX в. Во втором разделе рассматривается мир в середине и второй половине XIX в., и заканчивается курс рассмотрением проблем европейской культуры рубежа веков. Во втором полугодии изуча-ется история России XIX в. (40 часов). Сначала речь идет об истории Росси в 1801-1825 гг., затем рассматривается николаевская Россия (1825-1855 гг.), а затем Россия в правление Александра II (1855-1881 гг.) и Алек-сандра III (1881-1894 гг.). В 9-м классе преподавание истории ведется в рамках курса Новейшей истории XX в. (40 часов). Начинается курс с Первой мировой войны, затем рассматривается мир от Первой до Второй мировой войны, затем «холод-ная война» и ее место в мировой истории; и заканчивается глобальными социальными и политическими проблемами современности. В заключение курса речь идет о прогнозах и надеждах человечества в XXI в. Во втором полугодии изучается история России в XX в. (62 часа) Этот курс включает три раздела: Россия в 1900-1917 гг., история СССР и Россия на перепутье. Большое значение придается вопросам социально-экономического разви-тия России после распада СССР, общественно-политическому развитию и месту России в современном мире. Таким образом, проанализировав последние программы общеобразова-тельных школ для первого концентра, можно сделать вывод, что большое значение придается проблемам синхронизации и межкурсовым связям. Ис-тория России рассматривается как часть мировой истории. В представлен-ной характеристике изучение истории предполагается раздельными син-хронизированными, параллельными курсами отечественный и всеобщей истории, но может быть представлено и интегративным курсами «Россия и мир». И в том и другом случае курсы истории дают возможность лучше увидеть общее и особенное в развитии России и мира, их взаимосвязь и взаимовлияние, рассматривать историю России в контексте всемирной ис-тории. В целом на изучение истории России тратится примерно 60% учеб-ного времени в первом концентре. Во втором концентре идет углубленное изучение предмета в 10-11-х классах школ, гимназий и лицеев на основе полученных знаний, что позво-ляет учащимся в дальнейшем легко перейти к работе по вузовским про- граммам. Во втором концентре также предусматривается изучение курсов отечественной и всеобщей истории. В непрофилированных школах могут изучаться курсы общекультурного профиля: «История России с древней-ших времен до наших дней», «Основные вехи в истории человечества», «История мировой культуры» и др. Данные курсы предполагают изучение нового материала и углубление на более высоком проблемно-теоретичес-ком уровне ранее изученного. В гуманитарных школах могут быть предложены профессионально ориентированные курсы «Российская цивилизация», «История мировых цивилизаций», курсы по отдельным разделам истории, по философии ис-тории, по вспомогательным историческим дисциплинам. Учитывая совре-менный интерес к религии как важнейшему культурологическому феноме-ну, рекомендуются факультативные курсы «История религий», «Мировые религии» и т.д. Курсы, которые ведутся во втором концентре, могут быть основаны на различных подходах. Так, курс «История мировой цивилизации» (68 часов) программы 10-11-х классов основан на социокультурном подходе к рас-смотрению исторического процесса, на выделении наиболее характерных тенденций в развитии различных народов. Его особенностью является от-каз от европоцентризма, характерного для программ культурологического цикла. Каждая цивилизация исследуется по четырем крупным блокам: гео-политика, социум, экономика и культура. Вводится ознакомление с источ-никами и историографией, что призвано смягчить идеологические трак-товки тех или иных проблем преподавателями, показать спектр различных мнений. Делается акцент на проблемном подходе к изучению тем, исполь-зуются знания, полученные в первом концентре. Первостепенное значение придается человеку и его духовному развитию в историческом процессе. В программу вводятся два раздела: мир в доиндустриальную эпоху и индустриальная, постиндустриальная, технотронная эпоха. В первый раз-дел входят темы: мир накануне возникновения древних цивилизаций; ци-вилизационные центры, основные этапы и особенности их развития; чело-век, пространство и время в древности, генезис цивилизации европейского варианта развития, проблема преемственности и влияния социокультурных традиций в контактных цивилизационных зонах и др. Второй раздел пред-ставлен следующими темами: на пороге индустриального общества; рево-люционная волна середины XIX в. в развитии мировых цивилизаций; ци-вилизационные зоны и тенденции их развития на рубеже эпох; Первая ми-ровая война 1914-1918 гг. – крупнейшая цивилизационная катастрофа ин-дустриальной эпохи; Вторая мировая война и мировое цивилизационное пространство; постиндустриальное (технотронное) общество и страны за-паздывающего развития в конце XX в. Во втором концентре предлагается несколько вариантов изучения ис-тории России. Так, один из вариантов предполагает прохождение в 10-м классе (68 часов) истории России с древнейших времен до конца XVIII в., а в 11-м классе (68 часов) – истории России XIX-XX вв. Другой вариант про-граммы предлагает изучение в 10-м классе (102 часа) истории России с древнейших времен до 1917 г., а в 11-м классе – с 1917 г. до конца XX ве-ка. Анализируя предложенные программы, хочется подчеркнуть стремле-ние авторов осуществить многофакторный подход к истории. Он позволяет показать учащимся всю сложность и многомерность истории нашего Оте-чества, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период. Содержание программ направлено на развитие патриотических чувств школьников, воспитание у них гражданских качеств. Много внимания уделяется лично-стно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии персоналий. Важны акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашего Отечества, с аналогичными явлениями в зарубежных странах, ориентация на проблемное изложение курса. Хочется еще раз подчеркнуть: если изучение истории в первом концен-тре вынуждено направляет учителя к «истории фактов», то обращение к историческому материалу в ходе второго концентра предполагает более высокий уровень теоретических рассуждений и обобщений. Этим объясня-ется включение в программу дискуссионных вопросов истории России, предложение учителю раскрыть элементы историографии по тем или иным темам. Современные программы рассчитаны на их творческое применение. Очень многое в их реализации зависит от того, насколько хорошо школь-никами усвоен материал первого исторического концентра, какие теорети-ческие вопросы и в какой степени уже получили свое освещение. В зависимости от уровня развития учащихся, тех задач, которые ставит перед собой учитель, интересов школьников и самого педагога материал, предложенный программами, может быть сокращен или расширен. При этом важное значение имеет формирование умений и навыков, помогаю-щих понять историю. Не разрушая традиции российской школы, можно сочетать системати-ческие курсы истории с курсами по выбору, причем в старших классах уместно продумать их соотнесенность с обществоведческими курсами. Модульные курсы по истории в последние годы активно разрабатываются. Имеющиеся сегодня учебно-методические комплексы уже позволяют учи-телям, а отчасти самим учащимся, участвовать в выборе курсов по собст-венным склонностям и пристрастиям. Date: 2015-10-19; view: 819; Нарушение авторских прав |