Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформа исторического образования





Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных, изменений. Все эти процессы не могут не за-трагивать сферу образования и воспитания. Образование и общество неот-делимы. Это – одна система, поэтому любые проблемы, с которыми сталки-вается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказываются на состоянии сферы образования. Вместе с тем именно сфера образования спо-собна оказывать существенное влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе. Отсюда вытекает необходимость приоритетного развития обра-зования для России и российского общества, для каждого человека. Вполне естественно, что, обсуждая стратегические вопросы образования, необходи-мо учитывать всю совокупность проблем, в том числе социально-экономических. Вступая в новое тысячелетие, образование требует неорди-нарных идей и смелых, принципиально новых подходов.

Любые реформы и преобразования могут быть успешными лишь в том случае, если они будут подкрепляться четкой программой реализации. Не являются исключениями и наиболее важные документы о реформировании образования, принимаемые на самом высоком государственном уровне.

Основополагающим документом, определяющим политику в сфере об-разования, является Закон Российской Федерации «Об образовании». За-кон ориентирует все звенья образования (обучения и воспитания) не толь-ко на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и государст-ва, но и прежде всего на удовлетворение образовательных запросов лично-сти. При всех различиях, гибкости, динамичности и вариативности органи-зационных форм получения образования того или иного уровня как в госу-дарственных, так и в альтернативных (негосударственных, частных) учеб-ных заведениях именно государство устанавливает образовательный стан-дарт. Стандарт должен быть обеспечен учебным заведением и достигнут личностью для получения соответствующего документа об образовании.

Важнейшим направлением развития образования в России является со-хранение единства федерального культурного и образовательного простран-ства. Эта проблема, требующая дальнейшей разработки, пока только декла-рируется и опирается на инвариантную часть Базисного учебного плана.

Успех реформ в обществе во многом зависит от образовательной поли-тики, ее системности, последовательности и результативности. От эффек-


тивности образовательно-воспитательного процесса в школах России во многом зависит преодоление кризисных процессов становления нового демократического государства. Важное место в этом процессе занимает стратегия развития исторического образования школьников как фактора, влияющего на менталитет молодых граждан России.

В системе образования происходят серьезные изменения, смысл и зна-чение которых обусловлены поиском новых образовательных парадигм, соответствующих новым тенденциям развития общества.

В конце 80-х – начале 90-х гг. образование вступило в период кризиса, который носил системный характер. В 1991-1992 гг. стало очевидно, что государство утеряло контроль за профессиональной педагогической дея-тельностью; понизился престиж педагогической профессии и науки, из сферы стали уходить кадры; новые учебники были эклектичны; высшие учебные заведения отделились от школ, утратила свое значение преемст-венность образования.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Закон Российской Федера-ции «Об образовании» (1992 г.) положил начало преодолению хаоса в сфе-ре образования, когда старые нормативные акты не исполнялись, а новых не было. Этот Закон сыграл положительную роль в построении новой сис-темы образования. В нем были юридически закреплены обязательный го-сударственный минимум содержания образования в форме временных го-сударственных стандартов, вариативность, право на самостоятельное педа-гогическое творчество преподавательских коллективов и педагогов, что отражено в Базисном учебном плане РФ.

Появились и успешно развиваются новые виды и типы образователь-ных учреждений – колледжи, гимназии, лицеи, инновационные и автор-ские школы, школы-комплексы, коррекционные классы и общеобразова-тельные муниципальные школы.

В основу процесса реформирования системы образования положен принцип приоритета личности, а средствами достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной полити-ки в целом и образовательных систем, создаваемых в конкретных образова-тельных учреждениях. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность образования на овладение достижения-ми отечественной и мировой культуры, духовным опытом человечества, на восприятие целостной картины мира и формирование у учащихся системно-го мышления – вот практические ориентиры реформы образования.

Реформа школы не заканчивается. Она продолжается в связи с перехо-дом на двенадцатилетнее обучение. Анализируя сегодня ситуацию в сис-теме образования, легко обнаружить, что абсолютное большинство наших детей обучается в десятилетней, а не в одиннадцатилетней школе. Пере-


грузка детей колоссальная. Можно говорить, что у нас самая жестокая школа в мире. Содержание образования основной школы (с 5 по 9 класс) показывает, что уровень образования российских школьников сравним с качеством образования всех высокоразвитых стран мира, которые дости-гают его за значительно больший промежуток времени обучения. К обяза-тельной девятилетней школе надо добавить еще один год. Сегодня возни-кают проблемы с трудоустройством пятнадцатилетних подростков, чем затрудняется для них реальный выбор жизненного пути. Школа – это и со-циальный институт. Выпускники должны выходить из школы не моложе 18 лет. Основную школу необходимо территориально отделить от старшей (средней) школы. Перечисление проблем дальнейшего реформирования системы среднего образования можно продолжить. Здесь указаны только некоторые вопросы, которые находятся на стадии поиска их разрешения.

Перспективы развития школьного образования связаны со стремлением многих педагогов выйти за рамки традиционной предметной образова-тельной системы, базирующейся на идеях Я.А. Коменского.

В настоящее время идет процесс самореорганизации массовой школы в новые образовательные учреждения. Правда, надо отметить, что нерешен-ность принципиальных вопросов философии и методологии образования затрудняет достижение в школах ощутимых положительных результатов.

Процесс реформирования системы образования во многом определяет-ся принятием педагогическим сообществом целей и приоритетов образова-тельной политики, в том числе политики исторического образования. Можно полностью согласиться с тем, что сохранение, развитие и обогаще-ние национальных ценностей и традиций образования и воспитания акту-альны для реформы школы с ориентацией на укрепление ее своеобразия и самобытности на основе единства национальных и общечеловеческих идеалов педагогики [см. 24].

Нам представляется, что одной из главных теоретических и практиче-ских проблем построения современной системы исторического образова-ния является поиск оптимального баланса между либеральными и нацио-нальными ценностями. Их столкновение сегодня ведет к расколу в общест-ве. Необходимо сформулировать национальные приоритеты и ценности исторического образования и общественного воспитания. Необходимо воспитание граждан России, осознавших свою роль и место в стране и в современном мире.

Важным звеном реформы образования стал вопрос о том, какие образо-вательные приоритеты наиболее полно соответствуют долговременным интересам российского общества и государства. Одно из центральных мест в реформе школы занял вопрос сохранения истории как предмета. История как предмет уникальна, она не может быть заменена ни одной другой дис-


циплиной. В чем же состоит особая важность истории на современном эта-пе, которая и определяет ее ценность?

Прежде всего, эта дисциплина влияет на формирование системы мыш-ления, она дает возможность человеку свободно передвигаться в историче-ском пространстве, вооружает его знанием исторического опыта, что в итоге позволяет правильно оценивать современные политические и соци-альные процессы.

Кроме того, исторические знания способствуют формированию собст-венной точки зрения личности, ее независимых оценок, но вместе с тем учат ценить и уважать мнения других.

История является во многом основой для преподавания других дисцип-лин (обществознания, государства и права), создавая базу для понимания и реализации таких основополагающих принципов жизнедеятельности, как права человека и демократия.

Исторические дисциплины воспитывают в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и миро-воззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение.

В итоге исторические знания подготавливают молодежь к самостоя-тельной жизни в полном противоречий современном мире, создают благо-приятные условия для взаимопонимания между людьми, представляющи-ми различные культурные, этнические, лингвистические и религиозные традиции, помогают человеку осознать себя не только представителем оп-ределенной страны и региона, но и гражданином Европы и мира.

Кардинальные перемены в конце 1980-х – начале 1990-х гг. поставили историков перед необходимостью серьезного пересмотра давно устояв-шихся исторических представлений. Причем это распространилось и на преподавание предмета.

В России в это время начался так называемый переходный период, по-влекший за собой полный пересмотр подходов к преподаванию истории. Этот пересмотр связан не только с изменением трактовки тех или иных фак-тов, но и с глубинным процессом восстановления полного контекста исто-рического повествования без идеологических искажений и купюр, который в конечном счете является составляющей частью общего крайне болезнен-ного процесса, охватившего все общество, процесса смены ценностей.

Сложность ситуации, связанной с преподаванием истории в средней школе, усугублялась еще и тем, что кардинальный пересмотр историче-ских категорий шел на всех уровнях одновременно – в средней и высшей школе, а также и в академической науке.

Реформирование системы преподавания истории в средней школе должно было отреагировать на эти идущие в России изменения.

Историческое образование сегодня – один из наиболее сложных и про-тиворечивых элементов федеральной системы образования. В процессе его


реформирования условно можно выделить следующие этапы, которые сов-падают с реформой школы.

Первый этап (1988-1992 гг.) характеризуется процессами распада прежней, существовавшей в СССР системы исторического образования и поисками подходов к построению новой системы в Российской Федерации. Границей этапа можно условно считать принятие летом 1992 г. Закона РФ «Об образовании».

Второй этап (1992-1996 гг.). Качественные изменения этого этапа свя-заны с дополнениями Закона РФ «Об образовании», разработкой стандар-тов исторического образования, переходом на концентрическую систему образования, принятием идеи вариативного образования.

В целях реализации стратегии развития исторического и обществовед-ческого образования Министерство образования РФ подготовило и напра-вило в регионы ряд информационно-методических писем: 1) «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования» от 11.05.93 г., 2) «О структуре исторического и обществоведческого образо-вания на 1993/94 и 1994/95 уч. г.» от 05.07.93 г., 3) «О преподавании кур-сов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Рос-сийской Федерации в 1994/95 уч. г.» от 21.06.94 г.

Состояние и пути совершенствования исторического и обществоведче-ского образования были рассмотрены на коллегии Министерства образова-ния РФ (см. приложение). Принципиальные положения и выводы в отноше-нии стратегии развития исторического и обществоведческого образования, сформулированные в решении коллегии Минобразования РФ, были допол-нены и конкретизированы в приказе МО РФ «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях» от 09.12.94 г. № 479 и в письмах МО РФ «О гражданском образовании и изучении Консти-туции Российской Федерации» от 06.02.95 г., «О повышении правовой куль-туры и образования учащихся в сфере избирательного права и избиратель-ного процесса» от 07.04.95 г. и «О гражданско-правовом образовании уча-щихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 19.03.96 г. Перечисленные документы заложили основу для реализации стратегии развития исторического и обществоведческого образования.

Третий этап (с 1996 г. до настоящего времени) характеризуется даль-нейшим поиском модели стандарта исторического образования, принятием концентрической структуры исторического образования и вовлечением педагогов в разнообразные механизмы международного сотрудничества в области исторического образования (фонд Сороса, программы по инициа-тиве Совета Европы, сотрудничество с европейской ассоциацией учителей истории «Евроклио»).


Таким образом, в системе российского исторического образования произошла смена парадигм. Историческое образование стало личностно-ориентированным, плюралистическим и многообразным.

Большая часть учителей осознает, что традиции российского историче-ского образования столь глубоки и самоценны в культурном отношении, что без их учета нельзя создать современную и вместе с тем национально ориентированную (не в этническом плане) систему школьного историче-ского образования. Необходим поиск оптимального соотношения между традициями, преемственностью и новациями в построении современной системы.

Построение эффективной современной системы исторического образо-вания предполагает определение оптимального баланса между историей всеобщей, отечественной, региональной и местной (локальной).

Для Калининградской области это имеет особо важное значение. Осо-бенности исторического развития области, ее геополитическое положение, усиление ее роли как субъекта федерации позволяют включить историю края в систему исторического образования. Краеведение помогает устанав-ливать и поддерживать живую связь времен, поколений, их преемствен-ность в родном селе, городе, крае. Региональный компонент государствен-ных образовательных стандартов реализуется педагогическими коллекти-вами школ г. Калининграда и области.

Date: 2015-10-19; view: 835; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию