Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации для работы на учебных занятиях





Общие методические рекомендации для работы на лекциях.

Эффективность освоения слушателями учебных дисциплин зависит от многих факторов, и, прежде всего, от работы на лекциях.

Слово «лекция» имеет латинский корень «lection» - чтение. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность восприятия слушателями[1]. Поэтому по дисциплине «криминалистика» лекции, в соответствии с тематическим планом, предусмотрены по базовым темам. Слушателям, в первую очередь следует понять, что лекция не является учебником. Каждая строится на основе изучения и анализа преподавателем многочисленной литературы, судебно-следственной, экспертной, уголовно-исполнительной и иной практики. Каждая лекция по дисциплине является авторской разработкой, которая отражает опыт преподавателя его представления о том, что слушатель должен знать. На лекции преподаватель может кратко осветить наиболее важные и проблемные вопросы, либо наоборот дать максимум информации по изучаемой теме. Может быть всесторонне рассмотрена как одна тема, соответствующая одному вопросу экзамена, или зачета, так и несколько смежных тем.

Слушатель должен помнить, что на лекциях работает не только педагог, но и обучающийся. Поэтому лекции могут быть разнообразны, например, на лекциях преподаватель может спрашивать мнения обучающихся по каким либо вопросам, ставить их, выполнять задания. Слушатель не должен удивляться и бояться таких лекций, высказывать свое мнение, если даже оно будет ошибочным, он просто должен работать.

Методика и тактика проведения лекций по дисциплине у каждого преподавателя своя, поэтому слушатель должен правильно уметь конспектировать лекционный материал и выполнять рекомендации преподавателя. Лекционный материал слушатель может конспектировать в рабочей тетради, а также с помощью технических средств фиксации (диктофона, ноутбука и др.)

Восприятие лекции и ее запись – это процесс постоянного сосредоточенного внимания, направленного на понимание рассуждений лектора, обдумывание полученных сведений, их оценку и сжатое изложение на бумаге или ином носителе в удобной для восприятия форме. То есть, самостоятельная работа слушателя на лекции заключается в осмыслении новой информации и ее краткой рациональной записи.Правильно записанная лекция позволяет глубже усвоить материал, успешно подготовиться к семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам.

Некоторые слушатели пытаются записывать все содержание излагаемого материала. Это приводит к тому, что они автоматически выключаются из числа активно мыслящих лиц. Вся их энергия и внимание направлены на то, чтобы записать все услышанное. В результате на осмысление лекционного материала не остается времени. Воспринять и понять записанный, но не осмысленный, материал впоследствии гораздо труднее и может привести к затруднениям при подготовке к зачетам и экзаменам. Для выполнения слушателем сразу двух видов работы, то есть осмысленного прослушивания лекции и ее правильной записи, нужно сосредоточиться на содержании излагаемого материала и овладеть навыком быстрого письма.

Методические рекомендации для фиксации лекции:

1. Слушая лекцию, нужно из всего получаемого материала выбирать и записывать самое главное. Следует знать, что главные положения лекции преподаватель обычно выделяет интонацией или повторяет несколько раз. Именно поэтому предварительная подготовка к лекции позволит слушателю уловить тот момент, когда следует перейти к конспектированию, а когда можно просто внимательно слушать лекцию. В связи с этим нелишне перед началом лекции бегло просмотреть учебники или прежние конспекты по изучаемым предметам. Это станет первичным знакомством с тем материалом, который прозвучит на лекции, а также создаст необходимый психологический настрой.

2. Эффективность конспектирования зависит от умения владеть правильной методикой записи лекции. Конечно, способы конспектирования у каждого человека индивидуальны. Однако существуют некоторые наиболее употребляемые и целесообразные приемы записи лекционного материала.

2.1. Запись лекции можно вести в виде тезисов – коротких, простых предложений, фиксирующих только основное содержание материала. Количество и краткость тезисов может определяться как преподавателем, так и слушателями. Естественно, что такая запись лекции требует впоследствии обращения к дополнительной литературе.

2.2. Запись примеров, схем, рядом с конспектированным текстом. Хорошо если конспект лекции дополняется собственными мыслями, суждениями, вопросами, возникающими в ходе прослушивания содержания лекции.

2.3. Важно и то, как будет расположен материал в лекции. Если запись тезисов ведется по всей строке, то целесообразно отделять их время от времени красной строкой или пропуском строки. Примеры же и дополнительные сведения можно смещать вправо или влево под тезисом, а также на поля. Имеет значение и то какую тетрадь использует слушатель. Так, наличие полей в тетради позволяет не только получить «ровный» текст, но и дает возможность при необходимости вставить важные дополнения и изменения в конспект лекции.

2.4. Научиться уметь сокращать слова (у каждого данная схема индивидуальна).

2.5. Обращаться к лектору с просьбой о повторении предложений.

Важно помнить, что преподаватель может проверить, как записана лекция, а также требовать использовать ее при подготовке к семинарским и практическим занятиям, зачету и экзамену. Таким образом, правильно составленный конспект лекции это демонстрация компетентности и интеллектуальной зрелости слушателя.

 







Date: 2015-10-19; view: 303; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию