Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Криминалистическая техника





Тема № 3.4. Общие положения криминалистической техники, ее использование в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в учреждениях УИС. Криминалистическая фотография, видео и звукозапись.

 

Учебные вопросы для самостоятельного изучения темы:

1. Понятие, система и значение криминалистической техники в деятельности УИС.

2. Понятие, система и виды криминалистической фотографии.

3. Методы криминалистической фотографии и их использование в деятельности УИС.

4. Приемы фотосъемки при производстве осмотра места происшествия в ИУ. Правила оформления фототаблиц.

 

Содержание заданий, подлежащих выполнению в часы самостоятельной подготовки:

1. Воспользовавшись лекционным материалом, рекомендуемыми источниками изучить, предложенные выше учебные вопросы.

2. По завершению изучения учебных вопросов, составить письменно в рабочей тетради схемы, демонстрирующие применение криминалистической фотографии сотрудниками исправительных учреждений и уголовно исполнительных инспекций.

3. Законспектировать правила применения опознавательной фотосъемки осужденных лиц.

4. Законспектировать правила фотографирования трупа.

5. После проведения практического занятия оформить в соответствии с уголовно-процессуальными и криминалистическими требованиями ориентирующую, обзорную, узловую, детальную, опознавательную фотосъемку.

Примерный план проведения практического занятия:

1. Ознакомиться с содержанием судебно-оперативной, судебно-исследовательской фотографии.

2. Используя практико-ориентированный метод и ситуационный подход рассмотреть учебные вопросы с помощью выполнения практических заданий:

- проанализировать криминалистические фотографии, предложенные преподавателем, выявив ошибки;

- отработать практические навыки по применению и использованию криминалистических методов и приемов фотографирования.

 

Материальное обеспечение:

1. Криминалистические фотографии.

2. Манекен, предметы для осуществления узловой и детальной съемки.

3. Фотоаппараты.

4. Масштабные, измерительные линейки.

5. Материалы судебно-следственной и экспертной практики: фототаблицы к протоколам осмотра места происшествия, заключения экспертов.

 

Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы:

Для изучения темы слушателям необходимо воспользоваться лекционным материалом и основными рекомендуемыми источникам. Каждый учебный вопрос следует разбирать последовательно и системно, используя логические методы мышления и анализ своей практической деятельности и коллег в уголовно-исполнительной системе. Слушатели должны помнить, что криминалистическую фотографию условно можно разделить на две части: судебно-оперативную и судебно-исследовательскую. Судебно-оперативная фотография обобщает группу методов, именуемых запечатлевающими. К ним относятся: панорамная, стереоскопическая, измерительная, макросъемка, опознавательная. Слушателям рекомендуется изучить каждый метод в отдельности, усвоив отличие между ними и ситуации их применения. Например, панорамный метод используется для запечатления объектов большой протяженности (в качестве ориентирующей ли обзорной съемки здание исправительного учреждения в качестве объекта в котором произошло преступление). Опознавательный метод, при фотографировании осужденных лиц, сотрудниками исправительных учреждений и уголовно-исполнительными инспекциями.

В связи с тем, что в исправительных учреждениях зачастую проводятся такие следственные действия, как осмотр места происшествия, осмотр трупа, слушателям необходимо усвоить приемы фотосъемки осмотра места происшествия: ориентирующая, обзорная, узловая, детальная, а также правила фотографирования трупа. В связи с этим обучающимся в обязательном порядке следует выполнить в письменном виде задания, предложенные выше в часы самостоятельной подготовки.

 

Рекомендуемые источники:

Основные:

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

2. Кабанова Ж.Ю., Кремлев М.В. Работа со следами на месте происшествия преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях.- Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2012.- 58с.

 

 

Тема № 5. Криминалистическое следоведение.

 

Учебные вопросы для самостоятельного изучения темы:

1. Понятие и классификация следов правонарушений и преступлений в исправительных учреждениях.


2. Следы кожного покрова человека (рук, босых ног, ушных раковин и др.): способы их выявления, обнаружения, изъятия, фиксации и упаковки.

3. Следы обуви, транспортных средств: диагностика данных следов; способы их обнаружения, изъятия, фиксации и упаковки.

4. Криминалистическая характеристика следов орудий взлома и инструментов.

5. Криминалистическая характеристика следов – предметов, нарушающих режим в исправительных учреждениях.

 

Содержание заданий, подлежащих выполнению в часы самостоятельной подготовки:

1. Изучить учебные вопросы.

2. Законспектировать письменно по предлагаемой в методических рекомендациях схеме, алгоритм действий сотрудника при работе со следующими следами:

- транспортных средств;

- обуви;

- орудий взлома и инструментов.

3. После проведения первого практического занятия по теме зафиксировать и описать в рабочей тетради в соответствии с уголовно-процессуальными и криминалистическими правилами обнаруженные (выявленные) на учебном занятии следы.

4. После проведения второго практического занятия вынести соответствующие постановления о назначении судебно-криминалистических экспертиз по следам рук, транспортных средств, обуви, орудий взлома и инструментов.

 

Примерный план проведения практических занятий:

Практическое занятие №1.

1. Ознакомление с дактилоскопическими картами.

2. Определение видов папиллярных узоров.

3. Отработка навыков и практических умений по выявлению, обнаружению, фиксации и изъятия типичных следов.

4. Отработка навыков и практических умений по описанию следов – предметов, нарушающих режим в исправительных учреждениях.

 

Практическое занятие № 2.

1. Ознакомление и анализ материалов судебно-экспертной деятельности.

2. Отработка навыков и практических умений по назначению судебно-криминалистических экспертиз по следам рук, ног, транспортных средств и др.

 

Материальное обеспечение:

1. Дактилоскопические порошки, кисти.

2. Дактилоскопические пленки, скотч.

3. Гипс, песок.

4. Криминалистические лупы.

5. Криминалистический чемодан.

6. Измерительные, масштабные линейки.

7. Макеты протекторов шин, обуви.

8. Фотоаппараты.

 

Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы:

При изучении учебных вопросов слушателям рекомендуется использовать практико-ориентированный подход, анализируя типичные следы правонарушений и преступлений в исправительных учреждениях. К числу типичных следов следует отнести: следы обуви, транспортных средств, орудий взлома и инструментов, следы предметы, нарушающие режим в исправительных учреждениях. Помимо этого, обучающие должны знать общую классификацию следов правонарушений (преступлений), в зависимости, от которой применяется тот или иной способ выявления, изъятия и фиксации следов. В зависимости от объекта восприятия следа их можно подразделять на идеальные и материальные.

По характеру изменений, возникающих на следовоспринимающем объекте, следы делятся на объемные и поверхностные. В зависимости от места расположения изменений следовоспринимающей поверхности, за счет которых образуются следы, они делятся на локальные и периферические. Кроме этого, все следы в трасологии бывают видимыми, невидимыми и маловидимыми.


К примеру, обнаруженный видимый, объемный след обуви изымается с помощью наливного или насыпного способа (гипса). Невидимый поверхностный след пальца руки (босой ноги, ушных раковин, губ) может быть выявлен с помощью окрашивания физическим (с помощью дактилоскопических порошков), физико-химическим, химическим и др. способами. Изымаются перечисленные следы с помощью липких лент, скотча, дактилоскопческим пленок.

Слушатели должны четко усвоить алгоритм действий сотрудника при работе со следами в исправительных учреждениях, который состоит в следующем:

- выявление, обнаружение следа;

- проведение криминалистической диагностики следа;

- фиксация следа (его зарисовка в виде схемы, фотографирование с помощью узловой и детальной съемки);

- изъятие следа;

- упаковывание следа;

- фиксация в протоколе соответствующего процессуального действия.

Сотрудники исправительных учреждений могут работать со следами ни только при производстве процессуальных действий, но и режимных мероприятий, результаты которых могут служить доказательствами при расследовании преступлений и в ходе процесса доказывания правонарушений, совершенных осужденными лицами. Поэтому, каждый сотрудник должен быть компетентным при работе со следами преступлений и правонарушений.

 

Рекомендуемые источники:

Основные:

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

3. Кабанова Ж.Ю., Кремлев М.В. Работа со следами на месте происшествия преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях.- Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2012.- 58с.

 

Тема № 6. Криминалистическая габитоскопия и ее значение в деятельности УИС.

 

Учебные вопросы для самостоятельного изучения темы:

1. Понятие, методы и значение криминалистической габитоскопии в деятельности УИС.

2. Понятие и признаки словесного портрета. Его использование в деятельности УИС.

3. Понятие и признаки субъективного портрета. Его использование в правоохранительной деятельности.

Содержание заданий, подлежащих выполнению в часы самостоятельной подготовки:

1. Изучить учебные вопросы.

2. Письменно, в рабочей тетради описать живое лицо по методу словесного портрета.

Примерный план проведения практического занятия:

1. Отработка практических навыков описания живых лиц, трупов методами словесного и субъективного портретов.

Материальное обеспечение:

1. Основная литература.

2. Материалы розыскной деятельности: ориентировки, справки разыскиваемого лица и др.

 

Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы:

Владения навыками в области криминалистической габитоскопии сотрудники УИС могут применять в ходе розыскной деятельности осужденного лица, составления ориентировок при взаимодействии с сотрудниками МВД в ситуации: «совершен побег осужденным лицом из исправительного учреждения», описании трупа и других видах деятельности. Поэтому при изучении темы, слушатели должны усвоить, что в качестве носителей информации о человеке существует множество объектов, которые способствуют установлению конкретного лица. Это:


- материальные носители отображений идентификационных признаков человека: слепки и оттиски признаков внешности головы, других частей тела, видеозаписи, фотографические изображения др.;

- биологические вещественные доказательства особого рода: трупы, скелетированные останки, черепа, пучки волос и т.д.;

- идеальные носители отображений идентификационных признаков человека, т.е. мысленные образы, запечатлевшиеся в памяти людей.

Из всей этой массы объектов-носителей информации о внешнем облике человека можно выделить:

- субъективные отображения, методами которого являются: словесный и субъективный портреты.

-объективные отображения, к которым относят: фотографические изображения, флюорограммы, ренгеноснимки, слепки лица умершего, предметы, следы.

При изучении темы слушатели должны знать отличие словесного и субъективного портретов и их применение в конкретной области. Так, словесный портрет – это систематизированное, научно обоснованное описание внешнего облика человека по конкретной методике при помощи специальной стандартизированной терминологии. В качестве субъективных портретов могут выступать рисованные портреты (штриховые и полутоновые рисунки лица, фигуры), созданные художником со слов очевидца; фотокомпозиционные (фотороботы); композиционно-рисованные (изороботы).

 

Рекомендуемые источники:

Основные:

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

 







Date: 2015-10-19; view: 824; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию