Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка модульно-рейтинговой технологии подготовки специалиста экономического направления





Необходимость применения интерактивных форм обучения в преподавании экономических дисциплин потребовали разработки технической модели внедрения модульно-рейтинговой технологии в образовательный процесс кафедры экономической теории Института экономики и управления Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. При этом техническая модель рассчитывалась в соответствии с теоретическими разработками в области модульно-рейтинговой системы в высшей школе.

Рейтинг (RД) студента по каждой учебной дисциплине, изучаемой в данном семестре, вычисляется преподавателем и доводится до сведения обучающихся 4 раза в семестр: во время 1-й и 2-й аттестаций, перед началом сессии и после приёма экзамена (зачёта). Следует различать текущее (RДтек) и итоговое (RДитог) значения рейтинга.

Исходными данными для вычисления текущего рейтинга студента по дисциплине являются:

– рейтинговые оценки студента по запланированным модулям (Ri);

– весовые коэффициенты этих модулей (pi), зафиксированные в стандарте дисциплины, семестровом графике учебного процесса студентов.

Текущий рейтинг студента по дисциплине вычисляется по формуле:

,

где суммирование проводится по модулям, запланированным в стандарте дисциплины с начала семестра до момента вычисления рейтинга. Именно это значение рейтинга используется для аттестаций текущей успеваемости.

Значение RДтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым (базовым) и обозначается RДсем. Рейтинговые оценки RДсем и RДэкз(зач) (рейтинговая оценка экзамена или зачёта) и их веса являются исходными данными для вычисления итогового рейтинга по дисциплине.

Итоговый рейтинг студента по дисциплине за семестр вычисляется в соответствии со следующей таблицей возможностей.

Таблица 1 – Правила вычисления итогового рейтинга

Ситуация Правило вычисления итогового рейтинга Примечания
  Студент допущен, RДсем любое   RДэкз (зач) ³ 25   RДитог = =(1-p)RДсем + p RДэкз (зач)     p – вес экзамена (зачёта)    
RДэкз (зач) < 25 RДитог = RДэкз (зач)
Студент не допущен или не явился RДитог = 0 -
экзамен-«автомат» RДсем ³ 75   RДитог = RДсем Если соблюдены требования к выставлению «автоматов»
зачёт-«автомат» RДсем ³ 50

 

В экзаменационную (зачётную) ведомость в случае экзамена или дифференцированного зачёта преподавателем выставляются значения RДсем, RДэкз, RДитог, а также оценка традиционной шкалы (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), соответствующая RДитог. В случае недифференцированного зачёта выставляются RДсем, RДзач, RДитог, а также оценка «зачтено» (при RДитог ³ 25) или «незачтено» (при RДитог < 25).

Если, кроме зачёта по данной дисциплине, в этом же семестре предусматривается и экзамен, то зачёт рассматривается как внутрисеместровый модуль. В зачётную ведомость выставляются RДзач и RДсем, а также оценка «зачтено» (при RДсем ³ 25) или «незачтено» (при RДсем < 25). В этом случае применяется форма зачётной ведомости. Все рейтинги округляются до целого значения в соответствии с правилами округления. Рекомендуется в качестве RДитог не использовать граничные значения – 24, 49, 74.

Допускается в периоды между представлениями в деканаты информации о рейтинге студентов использование преподавателями своей, индивидуальной тактики контроля уровня подготовленности студента (в частности, учитывающей посещаемость и нарушения сроков выполнения заданий). Однако такая тактика должна быть понятна студентам и зафиксирована в Памятке для студентов. Во всех случаях в формуле п. 4.2 используются рейтинги Ri, назначенные исключительно из диапазона [0;100]. Ни оценки за отдельные испытания, ни рейтинги по дисциплине и далее комплексные рейтинги не могут превышать 100 баллов, что является высшим, трудно достижимым значением рейтинга.

Правила допуска к экзамену. Безусловным основанием для недопуска студента к экзамену по дисциплине является зафиксированное в зачетно-экзаменационной ведомости на этот счёт решение деканата (при несданном зачете по данной дисциплине или из-за других существенных причин: наличие академических задолженностей за предыдущую сессию, дисциплинарные нарушения и т.п.).

Рекомендуется допускать студента к экзамену даже при низком (RДсем < 25) значении семестрового рейтинга в том случае, если задолженности по внутрисеместровым модулям могут быть ликвидированы во время экзамена. В этом случае студент выполняет расширенное экзаменационное задание с увеличением времени на его выполнение, а итоговый рейтинг по дисциплине RДитог определяется с учетом скорректированного во время экзамена семестрового рейтинга RДсем до уровня, не превышающего значения RДсем =25.

Основанием для недопуска могут являться задолженности по фундаментальным модулям дисциплины, какими по решению кафедры могут быть курсовой проект (работа) по дисциплине, цикл предусмотренных рабочим учебным планом лабораторных работ или расчетно-графических заданий, и т.п. Для студентов, не допущенных к экзамену или не явившихся на итоговое испытание (в том числе по уважительной причине), кафедра должна представить график ликвидации задолженностей с указанием времени и аудитории.

Повторное решение о допуске и повторный приём экзамена проводятся после окончания сессии, в соответствии с Положением о зачётах и экзаменах. Заключительное испытание организуется деканатом и должно быть комиссионным с условием, чтобы один из членов комиссии являлся представителем деканата или профилирующей кафедры.

На заключительном комиссионном испытании тактика определения итогового рейтинга может быть скорректирована по сравнению с используемой ранее, но она должна быть прозрачна для всех членов комиссии и студента и объявлена до проведения испытания. Рекомендуемая форма заключительного испытания – письменная. Проведение дополнительного испытания после указанного выше возможно только при наличии уважительных причин с разрешения ректора, проректора по учебной работе в сроки, указанные ими.

Правила допуска к зачёту разрабатываются аналогичным образом. Если по дисциплине в семестре предусмотрены и зачёт, и экзамен, то допуском к экзамену является получение зачёта. Правила допуска студентов к зачёту или экзамену обязательно доводятся до сведения студентов.

Пересчёт (повышение) рейтинга осуществляется по формуле:

.

Здесь RД* – новое, улучшенное значение рейтинга, RД – текущий рейтинг по дисциплине, R* > 50 – оценка дополнительного задания. При R* < 50 рейтинг повышать не следует.

Для фиксирования уровня качества образования в любой момент времени используются следующие виды рейтинговых оценок:

· входной рейтинг;

· рейтинг по данной дисциплине, изучаемой в текущем семестре;

· комплексный (семестровый) рейтинг, учитывающий рейтинги по всем дисциплинам текущего семестра, кроме факультативных;

· обобщённый рейтинг, учитывающий входной рейтинг и успехи за всё время с начала обучения в вузе до момента аттестации;

· обобщённый рейтинг по циклам дисциплин;

· выходной рейтинг, определяемый с учетом результатов государственного экзамена и защиты дипломного проекта (дипломной работы).

Каждый вид рейтинговой оценки применяется для одного студента, академической группы, групп одного курса данной специальности (направления), курса факультета, курса университета, факультета и дневного отделения университета в целом.

Входной рейтинг студента RВХОД определяется как среднее значение результатов вступительных испытаний (ЕГЭ). Для вычисления рейтингов по циклам дисциплин используются также RЕНВХОД, RГСЭВХОД – средние значения результатов ЕГЭ по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам соответственно.

Входные рейтинги группы (GВХОД), специальности (SВХОД), факультета (FВХОД), университета (UВХОД) вычисляются как средние значения входных рейтингов всех студентов данных совокупностей. Если дисциплина изучается в нескольких семестрах, то после завершения её изучения вычисляется финальное значение рейтинга по дисциплине RДфин:

,

где RД(i) – итоговый рейтинг по данной дисциплине в семестре, Ti – трудоёмкость этой дисциплины в семестре. Это значение используется только при заполнении приложения к диплому и при решении вопроса о выдаче диплома с отличием.

Рейтинги по данной дисциплине для академической группы (GДтек, GДитог), специальности (SKДтек, SKДитог, K – номер курса) вычисляются как средние значения соответствующих рейтингов всех студентов указанных совокупностей.

Комплексный (семестровый) рейтинг студента (RСЕМ) учитывает успехи студента по всем дисциплинам текущего семестра. Комплексный рейтинг, как и рейтинг по дисциплине, вычисляется после каждой аттестации и после сессии и может быть как текущим, так и итоговым.

Комплексный рейтинг студента вычисляется по формулам:

, ,

где Тi – трудоёмкость дисциплины, а суммирование проводится по всем дисциплинам данного семестра. Комплексный рейтинг вычисляется в деканате, с помощью установленного программного обеспечения.

В соответствии с Положением итоговый комплексный рейтинг студента является определяющим фактором при решении вопроса о назначении стипендии.

Комплексные (семестровые) рейтинги, как текущие, так и итоговые, могут вычисляться для академической группы (GСЕМтек, GСЕМитог), специальности или направления (SKСЕМтек, SKСЕМитог) как средние значения соответствующих рейтингов всех студентов совокупности. Комплексные рейтинги групп и специальностей должны учитываться преподавателями при выборе педагогических технологий.

Предусматривается вычисление итоговых комплексных (семестровых) рейтингов курса факультета FKСЕМитог, курса университета UKСЕМитог. Эти показатели также являются средними значениями, формулы для их вычисления имеют следующий вид:

, .

Здесь nG – число студентов в группе G, суммирование распространяется на все группы курса данного факультета или университета в целом.

Обобщённый рейтинг студента RОБ, учитывающий входной рейтинг и успехи студента за всё время с начала его обучения в университете до момента его аттестации, вычисляется в деканате после окончания учебного семестра. Исходными данными для вычисления обобщённого рейтинга после n-го семестра RОБ(n) являются итоговый комплексный рейтинг этого семестра RСЕМитог и обобщённый рейтинг после (n-1)-го семестра RОБ(n-1). Вычисление проводится по формуле:

.

До окончания 1-го семестра обобщённым рейтингом студента является его входной рейтинг:

RОБ(0) = RВХОД.

Обобщённые рейтинги академических групп GОБ, курсов специальностей (направлений) SKОБ, курсов факультета FKОБ, курсов университета UKОБ вычисляются как средние значения обобщённых рейтингов всех студентов соответствующих совокупностей. Например, , суммирование по всем студентам группы, nG – число студентов в группе; , суммирование по всем группам факультета.

Обобщённые рейтинги студентов используются при решении вопроса о назначении именных стипендий, при конкурсном приёме и переводе на вакантные места на второй и последующие курсы, при командировании студентов на учёбу в зарубежные вузы. Обобщённые рейтинги студента по циклам дисциплин RГСЭ, RЕН, RОПД, RСД, учитывающие успехи студента по дисциплинам соответствующих циклов за всё время с начала обучения в университете до момента аттестации, вычисляются в деканате после окончания каждого учебного семестра.

До окончания 1-го семестра обобщёнными рейтингами студента по циклам ЕН и ГСЭ являются входные рейтинги:

RЕН(0) = RЕНВХОД, RГСЭ(0) = RГСЭВХОД.

Начальные значения обобщённых рейтингов по циклам ОПД и СД вычисляются по завершении семестра, в котором впервые встречаются дисциплины соответствующего цикла. Используются формулы:

, ,

суммирование проводится по дисциплинам соответствующего цикла.

В дальнейшем обобщённый рейтинг по каждому циклу вычисляется как среднее арифметическое семестровых рейтингов по этому циклу – по всем семестрам, где изучаются дисциплины этого цикла, включая 0 семестр для циклов ЕН и ГСЭ (входные значения RЕНВХОД, RГСЭВХОД ).

Обобщённые рейтинги по циклам дисциплин для академических групп, специальностей (направлений), курсов факультета, курсов университета вычисляются как средние значения обобщённых рейтингов по циклам дисциплин всех студентов соответствующих совокупностей. Например, , суммирование по всем студентам группы, nG – число студентов в группе; , суммирование по всем группам данного факультета.

После завершения очередной сессии в течение трёх дней производится автоматизированный расчёт рейтингов студентов, студенческих групп, специальностей (направлений), факультетов. Затем эта процедура актуализации базы данных повторяется через каждую декаду, при этом за счет ликвидации задолженностей и отчисления студентов происходит коррекция рейтингов. Через месяц после завершения сессии определяются университетские рейтинги учебной работы студентов, далее они ежемесячно уточняются.

Выходной рейтингстудента определяется формулой:

RВЫХОД = 0,8 RОБ + 0,1 RГОС + 0,1 RДИПЛ,

где RОБ – обобщённый рейтинг студента после преддипломного семестра, RГОС – рейтинговая оценка результатов государственного экзамена, RДИПЛ – рейтинговая оценка дипломного проекта (дипломной работы).

Выходные рейтинги академических групп, специальностей (направлений), факультетов, университета в целом вычисляются как средние значения выходных рейтингов всех студентов соответствующих совокупностей.

Анализируя итоги опыта введения рейтинговой системы в некоторых вузах нашей страны, можно отметить, что организация процесса обучения в рамках рейтинговой системы обучения с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяет получить более высокие результаты в обучении студентов по сравнению с традиционной вузовской системой обучения.

Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Однако такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.

Для студентов экономического направления содержание учебной работы представлено на портале ХГУ им. Н.Ф. Катанова.


2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента.

Date: 2015-10-19; view: 654; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию