Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по организации модульно-рейтинговой системы в учебном процессе





Модульно-рейтинговая система обучения – это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основной образовательной программы по направлению (специальности) высшего профессионального образования с использованием модульного принципа построения учебного процесса.

Целью внедрения модульно-рейтинговой системы организации в учебный процесс можно определить, как повышение качества обучения на основе:

• активизации работы профессорско-преподавательского состава по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;

• усиления регулярного контроля за работой студентов при освоении ими основной образовательной программы по специальности (направлению подготовки);

• повышения мотивации студентов к освоению образовательных программ;

• усиления учебной дисциплины студентов;

• активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов.

В Институте экономики и управления на кафедре экономической теории имеется достаточный опыт работы по модульно-рейтинговой системе. По нашему мнению, экономическое образование занимает особое место в сфере профессионального образования. Причины его «сверхпопулярности» вполне очевидны, а роль трудно переоценить. Большая часть студентов связывает свое будущее с экономикой. Специфика преподавания экономики выражена в излишнем академизме и оторванности от реалий социальной жизни. К этим проблемам добавлялся разрыв между гуманитарными предметами и профессиональными знаниями. Гуманитарный блок не всегда учитывал специфику будущей профессии (при преподавании, например, философии). В итоге развивается непрофессиональное мышление. Формирование мышления и мировоззрения – одна из важнейших задач высшего образования.

С применением модульно-рейтинговой системы обучения мировоззрение будущего экономиста становится более целостным. Решение на занятиях ситуативных, арифметических задач, написание студентами эссе и другие методы позволяют выразить свою точку зрения и оформить собственные мысли в письменной форме с применением научной терминологии и экономическим обоснованием. Такой способ обучения позволяет составлять основу системы миропонимания, а самое главное - экономического понимания различных категорий и процессов.

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями студентов, система поощрения хорошо успевающих студентов. Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний включает следующие действия:

1) весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;

2) по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний студента с оценкой в баллах;

3) в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая оценка.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений студентов. По результатам деятельности студентов преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы студентов, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Рейтинговая система позволяет самим учащимся оценивать свои способности и возможности, тем самым стимулируя на добросовестную работу в течение полугодия, года. Использование рейтинговой системы контроля в учебном процессе создает следующие преимущества в обучении: расширяется компетентность студентов в области изучения дисциплины; повышается познавательная культура учащихся; снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для студентов, так и для преподавателей; обучение становится личностно-ориентированным; обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как студентов, так и преподавателей.

При этом может осуществляться структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводиться систематизированный текущий контроль успеваемости студентов по каждому дисциплинарному модулю и дисциплине в целом.

Целью внедрения модульно-рейтинговой системы является формирование альтернативной формы контроля учебного процесса путем создания системы внутреннего контроля успеваемости студентов университета, а также интенсификация учебного процесса, активизация работы студентов при освоении образовательных программ.

Основные принципы модульно-рейтинговой системы:

· структурирование – эторазделение каждой учебной дисциплины на обособленные части – дисциплинарные модули;

· интенсификация самостоятельной работы студентов за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов;

· рейтингование (оценивание по уровням) достигнутых результатов обучения для повышения мотивации студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования;

· регулярность и объективность оценки результатов работы студентов.

Содержание модульно-рейтинговой технологии в высшей школе складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей: модульной и рейтинговой, которые могут функционировать и по отдельности.

Необходимым элементом модульного обучения выступает рейтинговая система оценки освоения студентами учебной дисциплины. Рейтинг – индивидуальная (накопительная) оценка учебных достижений студента. Модульная система имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего семестра. Это достигается делением преподаваемой дисциплины на ряд дисциплинарных модулей в со­ответствии со структурно-логи­ческой схемой, представленной в модульной программе и техно­логической карте дисциплины. Технологическая карта дисцип­лины (рейтинг - карта) – документ, определяющий количество баллов и формы рабо­ты в дисциплинарных модулях.

В структуре изучения дисциплины, как правило, могут быть представ­лены следующие дисциплинарные модули: входной, несколько (но не более 3) базовых, итоговый и дополнительный. Дисциплинарный модуль – часть учебной дисциплины, по оконча­нии изучения которой осуществля­ется контроль знаний студентов. Количество дисциплинарных модулей определяется в зависимос­ти от содержания и трудоемкости дисциплины.

Дисциплинарные модули могут быть следующих ви­дов: входной, базовый, итоговый, дополнительный. Входной модуль – часть време­ни, отводимого на изучение дис­циплины и используемого для определения уровня остаточных знаний по предыдущим смежным дисциплинам. Базовый модуль – часть учебной дисциплины, содержащая ряд ос­новных тем или разделов дисцип­лины. Итоговый модуль – часть учеб­ной дисциплины, отводимой на ат­тестацию и подготовку к ней в це­лом по дисциплине. Дополнительный модуль – ряд дополнительных заданий, предна­значенных для добора недостаю­щих баллов по дисциплине в це­лом.

Входной рейтинг-контроль – это выявление остаточных знаний по ранее изученным смежным дис­циплинам, которые необходимы для успешного усвоения данной дисциплины. Рейтинг-контроль текущей рабо­ты – все виды аудиторной и внеаудиторной работы студентов по дан­ному дисциплинарному модулю, результаты которой оцениваются до промежуточного контроля. Промежуточный рейтинг-конт­роль – это проверка полноты зна­ний по освоенному материалу дис­циплинарного модуля.

Модульный рейтинг – сумма баллов (с нарастающим итогом), полученная студентом по результатам изучения дисциплинарного модуля. Модульный рейтинг складывается из баллов, полученных студентами за выполнение всех видов учебной работы, предусмотренных модулем, на основе следующих форм контроля:

- устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях;

- выполнение письменных домашних заданий, расчетно-графических заданий, эссе, рефератов;

- защита лабораторных работ;

- защита курсовых работ;

- выполнение контрольных работ;

- тестирование (письменное или компьютерное);

- контроль самостоятельной работы студентов (в письменной или устной форме) и т.д.

Конкретные сроки проведения и виды контрольных мероприятий в рамках освоения модуля студентом устанавливаются преподавателем при разработке модульной рабочей программы дисциплины.

Участниками модульно-рейтинговой системы являются: учебно-методичес­кое управление, деканаты, кафедры, преподаватели, студенты.

Учебно-методическое уп­равление:

- организует методическое обес­печение учебного процесса в усло­виях модульно-рейтинговой систе­мы;

- разрабатывает инструктивно-методические материалы по мо­дульно- рейтинговой системе;

- осуществляет обучение пре­подавателей основам организа­ции модульно- рейтинговой сис­темы;

- осуществляет контроль за организацией учебного процесса.

Деканаты факультетов:

- организуют учебный процесс на основе модульно-рейтинговой системы;

- используют различные формы организации учебного процесса (методом погружения, по индивидуальному плану и т.д.);

- осуществляют контроль свое­временности и полноты внесения преподавателями всех необходи­мых данных в рейтинговые ведомости оценки успеваемости студентов;

- проводят индивидуальную работу со студентами на основе анализа

данных об успеваемости;

- собирают, обрабатывают и анализируют информацию о ре­зультатах

рейтингового контроля успеваемости и посещаемости студентов.

Кафедра:

- утверждает модульные программы дисциплин в рамках учебно-методических комплексов;

- утверждает технологические карты дисциплин в соответствии с модульными программами, в которых определяет количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях;

- систематически анализирует результаты применения рейтинговой системы, по окончании учебного года вносит коррективы в содержание и методику преподавания дисциплины;

- обобщает опыт работы пре­подавателей по модульно-рейтинговой системе с целью активного внедрения инновационных под­ходов к учебному процессу.

Преподаватели:

- разрабатывают рабочие модуль­ные программы дисциплин в рамках учебно-методических комплексов;

- разрабатывают технологичес­кую карту дисциплины, в которой самостоятельно выбирают формы и методы работы и контроля качества знаний студентов;

- формируют пакеты необходимых учебно-методических материалов для обучения и контроля знаний студентов;

- знакомят студентов в начале каждого семестра с содержанием технологической карты учебной дисциплины на данный семестр;

- по окончании дисциплинарного модуля в течение трех дней вносят информацию об итогах промежу­точного контроля по преподавае­мым дисциплинам в информацион­ную систему;

- своевременно передают в дека­нат информацию о результатах рей­тинга студентов по преподаваемым дисциплинам;

- по окончании учебного года вносят коррективы в содержание и методику преподавания дисциплины.

Студенты:

- знакомятся с содержанием мо­дульных программ учебных дис­циплин и других организационных документов с целью организации своей учебной работы по изучению дисцип­лины;

- выполняют все виды учебной работы (включая самостоятельную) в течение семестра и отчитываются об их выполнении в сроки, уста­новленные в соответствующих до­кументах.

Обязательными являются только базовые модули, наличие или отсутствие других модулей определяется специфи­кой дисциплины и утверждается кафедрой. Ограничение числа дис­циплинарных модулей в семест­ре лимитируется практическими затруднениями при проведении большого числа промежуточных контролей, что, несомненно, отрицательно скажется на процессе ус­воения материала студентами.

Студент своевременно ин­формируется преподавателем об изменении своего рейтинга, что является одним из основных фак­торов активизации его самостоятельной работы.

Результаты всех видов учебной деятельности студентов оцениваются рейтинговыми баллами. Количество баллов по дисциплине в целом и по отдельным формам работы и аттестации ус­танавливается ведущим преподавателем и утверждается кафедрой. В каждом модуле определяется мини­мальное и максимальное количес­тво баллов. Сумма максимальных баллов по всем модулям равняется 100 %-ному усвоению материала. Минимальное количество баллов в каждом модуле является обязатель­ным и не может быть заменено на­бором баллов в других модулях, за исключением ситуации, когда минимальное количество баллов по модулю определено как нулевое. В этом случае модуль является необязательным для изучения, и общее количество баллов может быть на­брано за счет других модулей.

Для получения положительной оценки необходимо набрать не менее 60 % баллов, предусмотренных по дис­циплине (при условии набора всех обязательных минимальных бал­лов). Перевод баллов в академи­ческую оценку осуществляется по следующей схеме: оценка «удовлет­ворительно» - 60-72 % баллов, «хо­рошо» - 73-86 % баллов, «отлично» - 87-100 % баллов. Сумма минимальных границ диапа­зонов всех дисциплинарных моду­лей должна составлять 60 % баллов, а максимальных – 100 % баллов.

Для исключения дробных процентных значений баллов и связанных с этим затруднений при суммировании результатов различ­ных форм контролей общее коли­чество баллов по всей дисциплине должно быть кратным 100 (100, 200, 300). Рейтинговые баллы рас­пределяются по дисциплинарным модулям в зависимости от их зна­чимости и трудоемкости.

Результат входного рейтинг-контроля по вводному модулю вклю­чается в рейтинговую оценку по дис­циплине по решению кафедры. Количество баллов по допол­нительному модулю не включается в общую максимальную сумму бал­лов, распределяемых по модулям, и не может превышать 10 % от этой суммы для исключения возможнос­ти «перешагивания» через оценку за счет добора баллов.

При защите курсовых и вы­пускных квалификационных работ и отчетов о практике учитывается содержание и оформление работ (отчета о практике), качество докла­да, уровень защиты. Баллы устанав­ливаются по усмотрению кафедры в соответствии с требованиями к кур­совой и выпускной квалификацион­ной работе, отчету о практике.

В технологической карте дис­циплины определяются виды теку­щей работы и формы проведения промежуточных рейтинг-контролей, диапазоны рейтинговых баллов дис­циплинарных модулей с выделением баллов за текущую работу по видам и промежуточные рейтинг-контроли. При распределении баллов по видам текущей работы необходимо учитывать количество практических (семинарских, лабораторных) заня­тий, степень сложности учебного материала.

В течение обучения по дис­циплинарному модулю препода­ватель проставляет баллы за все виды текущей работы в журнале оценки знаний студентов по модульно-рейтинговой системе. Пос­ле окончания дисциплинарного модуля преподаватель выставляет суммарные баллы за текущую ра­боту и промежуточный рейтинг-контроль в единой ведомости оценки успеваемости студентов. Дисциплинарный модуль считает­ся изученным, если студент набрал количество баллов в рамках уста­новленного диапазона.

Преподаватель имеет право по своему усмотрению добавлять студенту определенное количество баллов (но не более 5 % от общего количества) в каждом дисципли­нарном модуле за:

- активность на занятиях;

- выступление с докладом на научной конференции;

- научную публикацию;

- иные учебные или научные достижения.

Студент, не набравший ми­нимального количества баллов по текущей и промежуточной аттес­тациям в пределах первого базо­вого модуля, допускается к изуче­нию следующего базового модуля. Ему предоставляется возможность добора баллов в течение двух пос­ледующих недель (следующих за промежуточным рейтинг-контро­лем) на ликвидацию задолженнос­тей.

Студентам, которые не смог­ли набрать промежуточный рей­тинг или рейтинг по дисциплине в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам (документально подтвержденным соответствую­щим учреждением), декан факуль­тета устанавливает индивидуаль­ные сроки сдачи. Если после этого срока за­долженность по неуважительным причинам сохраняется, то назна­чается комиссия по приему акаде­мических задолженностей с обязательным участием заведующего кафедрой и декана (его заместите­ля). По решению комиссии неуспе­вающие студенты по представле­нию декана отчисляются приказом ректора из университета за невы­полнение учебного графика.

В особых случаях декан име­ет право установить другие сроки ликвидации студентами академи­ческих задолженностей.

Неявка студента на итоговый или промежуточный рейтинг-контроль отмечается в рейтинг-листе записью «не явился». Если неявка произош­ла по уважительной причине (под­тверждена документально), деканат имеет право разрешить прохожде­ние рейтинг-контроля в другие сро­ки. При неуважительной причине неявки в статистических данных деканата проставляется «0» баллов, и студент считается задолжником по данной дисциплине.

Рейтинговая система оцен­ки качества учебной работы рас­пространяется и на студентов, пе­реведенных на индивидуальное обучение. Если студент желает повы­сить рейтинг по дисциплине после итогового контроля, то он должен заявить об этом в деканате. Дополнительная проверка знаний осуществляется преподавателем по направлению деканата в течение недели после итогового контроля. При этом преподаватель должен ориентироваться на те темы дисциплины, по которым студент на­брал наименьшее количество баллов. Полученные баллы вносятся в единую ведомость оценки успе­ваемости студентов (графа «Добор баллов») и учитываются при опре­делении рейтинговой оценки в це­лом по дисциплине. Если студент во время дополнительной проверки знаний не смог повысить рейтинго­вую оценку, то ему сохраняется ко­личество баллов, набранных ранее.

По дисциплине, изучение которой производится в течение нескольких семестров, итоговая рейтинговая оценка за каждый семестр выставляется в обычном порядке и заносится в единую ведомость оценки успеваемости студентов. По итогам изучения всей дисциплины определяется процент общего количества бал­лов от максимально возможных, набранных по результатам всех семестров, которое определяет оценку в приложении к диплому как результат работы по всей дис­циплине в целом.

Таким образом, можно выделить основные принципымодульно-рейтинговой системы:

§ модульная организация образовательного процесса: итоговая оценка (рейтинг) по всякой учебной дисциплине за семестр формируется по средневзвешенному принципу на базе полученных в течение семестра оценок (рейтингов) за освоение модулей программы дисциплины и оценки (рейтинга), полученной при сдаче экзамена или зачета по дисциплине;

§ унификация рейтинговых оценок: для всех видов рейтинговых оценок учебной деятельности студентов и их совокупностей (групп, специальностей, курсов, факультетов) используется единая 100-балльная шкала;

§ вариативность: предоставляет следующие возможности: кафедре – максимально учитывать специфику преподавания своих дисциплин; преподавателю – применять различные технологии обучения и тестирования; студенту – распределять время самостоятельной работы в соответствии со своими способностями и предпочтениями;

§ стабильность: регламент деятельности преподавателей и структурных учебных подразделений по реализации модульно-рейтинговой системы формируется до начала учебного года и после его утверждения не допускает изменений в течение учебного года;

§ открытость: все участники образовательного процесса регулярно и всесторонне информируются об организационных основах модульно-рейтинговой системы и интересующих их данных о рейтинговых оценках.

 

Date: 2015-10-19; view: 1213; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию