Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни научного познания: эмпирический и теоретический





В методологии науки принято различать два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания непосредственно связан с предметом исследования и включает два компонента – чувственный опыт (ощущения, восприятия, представления) и их первичное теоретическое осмысление, первичную понятийную и терминологическую обработку. Теоретический уровень научного познания заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала, выведении новых понятий, идей, концепций. Эмпирический и теоретический уровни познания различаются:

· по предмету. Исследователь на обоих уровнях может изучать один и тот же объект, но представляется этот объект на каждом уровне по-разному. На эмпирическом уровне субъект занят наблюдением явлений, фиксирует их отношения-зависимости между ними. На теоретическом уровне могут быть высказаны гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления. Это уже раскрывает сущность предмета исследования;

· по средствам познания. На эмпирическом уровне исследователь-субъект непосредственно взаимодействует с изучаемым объектом, наблюдая за ним или измеряя его параметры. Используются способности зрения или слуха, оснащенные соответствующими приборами. На теоретическом уровне субъект судит об объекте познания опосредованно, на основании результатов, полученных в опыте;

· понятийными средствами и языком. Содержание эмпирических терминов-понятий формируется на основе систематизации (описания) признаков наблюдаемых явлений. Полученные понятия (термины) упорядочиваются в виде высказываний, образующих систему эмпирического описания. Такие эмпирические высказывания поддаются непосредственной проверке (например, «стрелка динамометра установилась около деления шкалы 100» = истинно, если это действительно так). Статус теоретических высказываний в значительной мере отличается от эмпирических. Термины – понятия теории, представляющие собой высокие абстракции, идеализации тех объектов, природу которых изучают средствами теоретического уровня познания (например, «материальная точка», «абсолютно твердое тело»). Теоретические высказывания также поддаются проверке на истинность. Он предполагает весьма сложную последовательность операций по обоснованию как внутри теории, так и с привлечением эмпирических высказываний.

Однако перечисленные различия между двумя уровнями научного познания не исключают их взаимосвязи и взаимообусловленности. В методологии науки обычно указывают на то, что эмпирические высказывания нагружены теоретическими значениями, а теоретические высказывания подразумевают эмпирическую нагрузку. Без теории исследователь не знал бы, что он собственно наблюдает и для чего он проводит эксперимент, т.е. что он ищет и что изучает. Однако история науки показывает, что результаты эмпирического познания могут длительное время сохранять свое автономное значение, а спустя определенное время оказывают свое воздействие на теоретическое знание. Например, великие события в биологии начались в 1665 г., когда англичанин Роберт Гук сообщил о существовании клетки. Но прошло полтораста лет, и только в 1838-1839 гг. М. Шлейден и Т. Шванн сформулировали концепцию, известную теперь как клеточная теория.

Таким образом, эмпирический и теоретический уровни научного познания имеют как различия, так и взаимосвязь и взаимообусловленность.

Date: 2015-10-19; view: 428; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию