Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и философия. Наука и антинаука





На первый взгляд может показаться, что между наукой и философией нет ничего общего. Однако решение ученым любой конкретной проблемы обусловлено его мировоззренческими и методологическими установками, которые в свою очередь и оказываются под непосредственным воздействием философии. Например, решая задачу о движении конкретного объекта, физик основывается на общих представлениях о природе движения. Языковед, изучая особенности отдельного национального языка, основывается на общих представлениях о природе языка и его роли в общении людей. Уже эти примеры показывают, что философия не просто оказывается в основаниях науки, но и ее идеи, рассуждения и обобщения органично вплетаются в ткань научного познания.

Философия науки – это целостно-связная совокупность знаний, цели и задачи которой определяются как особенностями познавательной деятельности людей в самых различных областях науки, так и характером познавательной деятельности людей в целом. Для современной науки присущи дифференциация и специализация знаний, что отражается и на философии науки. Например, сейчас можно говорить о философии физики, или философских вопросах физики, о философии биологии и т.д.

Рассматривая сущность науки, следует учитывать два момента. Во-первых, наука определяется как совокупность весьма разнородных знаний и процессов их получения, т.е. процессов познания. Во-вторых, наука является социальным институтом, т.е. определенной организацией, сформировавшейся в культуре и обществе такими учреждениями, как университеты, научно-исследовательские институты, академии наук, кафедры и лаборатории и т.п. конечно, работающие в них ученые не только производят знания, но и участвуют в разных формах научного общения (дискуссии, конференции, симпозиумы), публикуют результаты своих исследований, читают лекции и т.п.

Критерии научности:

1. Принцип верификации (позднелат. verificatio — доказательство, подтверждение, от лат. verus — истинный и facio — делаю). Принцип употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Различают:

· непосредственную верификацию – как прямую проверку утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента;

· косвенную верификацию – как установление логических отношений между косвенно верифицируемыми утверждениями.

Принцип верификации позволяет в первом приближении ограничить научное знание от явно вненаучного. Однако он не может помочь там, где система идей скроена так, что решительно все возможные эмпирические факты можно истолковать в ее пользу - идеология, религия, астрология и т. п.

2. Принцип фальсификации (позднелат. falsificatio, от falsifico – подделываю). Его суть: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, или опровержимость, то есть только, то знание может претендовать на звание "научного", которое в принципе опровержимо. Принцип фальсификации делает знание относительным, лишая его неизменности, абсолютности, законченности.

3. Рациональный принцип является основным средством обоснованности знания. Он выступает в качестве ориентира на определенные нормы, идеалы научности, эталоны научных результатов. В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии:

· универсальность, то есть исключение любой конкретики - места, времени, субъекта и т. п.;

· согласованность, или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания;

· простота; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество принципов;

· объяснительный потенциал;

· наличие предсказательной силы.

В целом выделяют следующие характерные черты науки:

· универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком;

· фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины;

· общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей;

· обезличенность - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания;

· систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей;


· незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать;

· преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями;

· критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие результаты;

· достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным требованиям;

· внеморальность - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению;

· рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня;

· чувственность - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанных пар:

· универсальность - фрагментарность,

· общезначимость - обезличенность,

· систематичность - незавершенность,

· преемственность - критичность,

· достоверность - внеморальность,

· рациональность - чувственность.

Говоря о науке, следует выделить такое понятие, как сциентизм - это устойчивая ориентация на знание, своеобразная вера, что наука может решить все существующие проблемы. Возник сциентизм как реакция на бурное развитие науки в XIX-XX вв.

Вненаучные знания могут быть:

1. Паранаучными — знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (para от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности. Например, астрология, алхимия.

2. Лженаучными — сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное.

3. Квазинаучными — они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.д.

4. Антинаучными — как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может.


5. Псевдонаучными — представляют собой интеллектуальную активность, осознанно или неосознанно спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

6. Обыденно-практическими — доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств. Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер.

7. Личностными — зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.







Date: 2015-10-19; view: 1093; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2025 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию