![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Наука и философия. Наука и антинаука
На первый взгляд может показаться, что между наукой и философией нет ничего общего. Однако решение ученым любой конкретной проблемы обусловлено его мировоззренческими и методологическими установками, которые в свою очередь и оказываются под непосредственным воздействием философии. Например, решая задачу о движении конкретного объекта, физик основывается на общих представлениях о природе движения. Языковед, изучая особенности отдельного национального языка, основывается на общих представлениях о природе языка и его роли в общении людей. Уже эти примеры показывают, что философия не просто оказывается в основаниях науки, но и ее идеи, рассуждения и обобщения органично вплетаются в ткань научного познания. Философия науки – это целостно-связная совокупность знаний, цели и задачи которой определяются как особенностями познавательной деятельности людей в самых различных областях науки, так и характером познавательной деятельности людей в целом. Для современной науки присущи дифференциация и специализация знаний, что отражается и на философии науки. Например, сейчас можно говорить о философии физики, или философских вопросах физики, о философии биологии и т.д. Рассматривая сущность науки, следует учитывать два момента. Во-первых, наука определяется как совокупность весьма разнородных знаний и процессов их получения, т.е. процессов познания. Во-вторых, наука является социальным институтом, т.е. определенной организацией, сформировавшейся в культуре и обществе такими учреждениями, как университеты, научно-исследовательские институты, академии наук, кафедры и лаборатории и т.п. конечно, работающие в них ученые не только производят знания, но и участвуют в разных формах научного общения (дискуссии, конференции, симпозиумы), публикуют результаты своих исследований, читают лекции и т.п. Критерии научности: 1. Принцип верификации (позднелат. verificatio — доказательство, подтверждение, от лат. verus — истинный и facio — делаю). Принцип употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Различают: · непосредственную верификацию – как прямую проверку утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента; · косвенную верификацию – как установление логических отношений между косвенно верифицируемыми утверждениями. Принцип верификации позволяет в первом приближении ограничить научное знание от явно вненаучного. Однако он не может помочь там, где система идей скроена так, что решительно все возможные эмпирические факты можно истолковать в ее пользу - идеология, религия, астрология и т. п. 2. Принцип фальсификации (позднелат. falsificatio, от falsifico – подделываю). Его суть: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, или опровержимость, то есть только, то знание может претендовать на звание "научного", которое в принципе опровержимо. Принцип фальсификации делает знание относительным, лишая его неизменности, абсолютности, законченности. 3. Рациональный принцип является основным средством обоснованности знания. Он выступает в качестве ориентира на определенные нормы, идеалы научности, эталоны научных результатов. В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии: · универсальность, то есть исключение любой конкретики - места, времени, субъекта и т. п.; · согласованность, или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания; · простота; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество принципов; · объяснительный потенциал; · наличие предсказательной силы. В целом выделяют следующие характерные черты науки: · универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком; · фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины; · общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей; · обезличенность - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания; · систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей; · незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать; · преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями; · критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие результаты; · достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным требованиям; · внеморальность - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению; · рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня; · чувственность - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными. Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанных пар: · универсальность - фрагментарность, · общезначимость - обезличенность, · систематичность - незавершенность, · преемственность - критичность, · достоверность - внеморальность, · рациональность - чувственность. Говоря о науке, следует выделить такое понятие, как сциентизм - это устойчивая ориентация на знание, своеобразная вера, что наука может решить все существующие проблемы. Возник сциентизм как реакция на бурное развитие науки в XIX-XX вв. Вненаучные знания могут быть: 1. Паранаучными — знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (para от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности. Например, астрология, алхимия. 2. Лженаучными — сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное. 3. Квазинаучными — они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.д. 4. Антинаучными — как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может. 5. Псевдонаучными — представляют собой интеллектуальную активность, осознанно или неосознанно спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс. 6. Обыденно-практическими — доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств. Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер. 7. Личностными — зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Date: 2015-10-19; view: 1093; Нарушение авторских прав |