Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие истины





Истина является непосредственной целью познания. Т.е. в процессе познавательной деятельности субъект стремится получить действительное знание о мире и человеке. Уже в античной философии сложились две основные традиции в понимании истины: онтологическая (Платон) и гносеологическая (Аристотель). Платон понимал истину как нечто, принадлежащее самому бытию, тогда как Аристотель рассматривал ее как характеристику познавательного содержания нашего сознания, выраженного в суждении. У Платона истина есть то, что есть само по себе бытие, у Аристотеля истина заключена в суждении, в котором утверждается или отрицается что-либо о действительности, существующей независимо от суждения.

Суть аристотелевского определения истины выражается в следующем:

· внешняя действительность как объект познания существует до познания и не зависит от наличия или отсутствия знания о нем (знание зависит от объекта, т.к. знания ни о чем не бывает);

· «истина» и «бытие» - это не тождественные понятия, ибо истина относится к суждению;

· истинность суждения выясняется в соотнесении его с предметом познания.

Эту теорию также можно назвать теорией корреспондентной истины (соответствие). Однако уже Аристотель видел трудности в данной теории:

1) нет прямого соответствия между суждением и предметным миром (этого не может быть в принципе, ибо число понятий намного меньше предметного многообразия);

2) абстрактные суждения или концептуализированные представления чему могут соответствовать? Поэтому критерий соответствия сам должен быть обоснован;

3) требование соответствия является парадоксальным, ибо полного соответствия быть не может, тогда необходимо допустить градацию истинности, а как можно быть истинным наполовину?

4) «парадокс лжеца»: высказывание «то, что я говорю, - ложно» оказывается ложным, если исходить из его истинности, и наоборот: оказывается истинным, если исходить из его ложности.

Эти трудности порождают, с одной стороны, попытки усовершенствовать классическую теорию истины, а с другой, - сформулировать иные теории. Первый вариант был у Декарта (ясность и отчетливость идей – критерии истины), у Лейбница (должна быть внутренняя непротиворечивость, которая обнаруживается либо в тождестве субъекта и предиката суждения, либо в согласии всех феноменов) – когерентная теория. Второй вариант представлен программой «логического атомизма» (Рассел, Витгенштейн - верификация) или, например, прагматической концепцией истины (Пирс, Джеймс – полезность результата).

Однако что же такое истина? Истина – это адекватное отражение действительности. Ее содержание не зависит от субъекта познания, что свидетельствует о ее объективности, а не субъективности. Т.е. она существует вне человека или человечества. Всякая объективная истина конкретна, т.е. не абстрактна. Конкретность истины проявляется в том, что в ее содержании заключена действительность во всем ее многообразии. Поскольку познание есть процесс, то постижение истины как его цели является постепенным. Здесь обратимся к Гегелю, который указывал на то, что процессуальность предполагает поэтапное восхождение к истине, т.е. мы, осваивая относительные истины как неполное знание о мире, бесконечно приближаемся к абсолютной истине, которая в пределах конечного человеческого существования недостижима. Так относительная истина – это достоверное знание конечного, а абсолютная истина – знание о бесконечном мире. Таким образом, получается, что все наши знания преходящи и недостоверны. Однако коренной особенностью человека является его стремление к познанию бесконечного, поэтому он всегда будет стремиться постичь абсолютную истину.

В самом общем виде критерием истины является практика. Практика – это материальная преобразующая целенаправленная деятельность. Сущность критерия практики: на основе имеющихся у нас представлений, мы воздействуем на объект. Если результат воздействия, совпадает с ожидаемым, значит, наше представление было истинным. В науке форма существования практики – это опыт. Но в конкретном применении критерий практики ограничен существующим исторически уровнем развития практики, абстрактным характером некоторых теоретических областей. Поэтому различные философские направления предлагают и обосновывают еще ряд дополнительных критериев истины.

Логические критерии истины: соответствие законам логики, внутренняя непротиворечивость, целостность и системность теории, соответствие общим принципам и законам науки. Всю эту группу обосновывает философское направление – теория когеренций.

Ценностные критерии истины:

1. Истина – это то, с чем все согласны, или согласно большинство, то, что объединяет людей. (Теория общезначимости).

2. Истина – это то, что принято в результате договоренности, как удобная система описания. (Конвенционализм).

3. Истина – это то, что помогает человеку, приводит к практическому успеху. (Прагматизм).

4. Истина – это то, что важнее всего для человека, его жизненные ценности. (Экзистенциализм).

Эти критерии истины могут характеризовать не только истину, но и заблуждение.

 







Date: 2015-10-19; view: 364; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию