Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шуликун
Святочная маска из д. Фыкалка Томской губернии. Конец XIX в. Вот и наступило Рождество. Впереди, до самого Крещенья, двенадцать дней святок. Святки – особое время. Веселое и страшное одновременно. Веселое – потому что все рядятся кто во что горазд: в козу, в журавля, в медведя. Выворачивают кожухи мехом наружу, лица закрывают берестяными масками или мажут сажей. В руки берут огромную восьмиконечную звезду, сделанную из цветной бумаги, и ходят по домам, поют хозяевам колядки. А за это хозяева дарят им пироги, калачи, сало и всякие вкусные вещи. Потом колядующие собираются в чьей‑нибудь избе и устраивают пир из собранной снеди. Еще на святках девушки гадают о женихах. Молодежь устраивает в чьей‑нибудь избе вечерки. На вечерки парни приносят девушкам конфет, пряников, каленых орешков. Потом устраивают танцы до упаду. Весело на святках. Но и страшно тоже. Потому что святки – граница года. Между Рождеством и Крещеньем – Новый год. Старый год кончается и начинается новый. Святки совпадают с зимним солнцеворотом. А это «нечистое» и опасное для человека время. Потусторонний мир, невидимый человеку в обычное время, открывается на стыках, границах, «поворотах» времени, когда старый период уже кончился, а новый еще не начался. Поэтому такие временные «стыки», как зимний и летний солнцеворот, – это открытая граница между «тем» и этим миром. И в такие вот пограничные моменты вылезает на землю разная нечистая сила. В это время ей самое раздолье. Откуда же она берется, интересно? Давайте посмотрим. На землю опустилась морозная ночь. Через несколько дней начнутся святки. На реке виднеется прорубь, затянутая тонким льдом. Если подойти поближе к реке, можно услышать, как лед в проруби кто‑то снизу долбит чем‑то острым. Как будто много мелких гвоздиков вбивают: тюк‑тюк. Вот лед треснул, и множество маленьких острых шапочек показалось из проруби. А в шапочках – какие‑то странные маленькие существа, одетые в пестрые одежды. Это они своими шапочками лед снизу продолбили. Выскочили они на берег, сели кто на рогожу, кто на бычью шкуру, кто на сани с одним полозом и поехали по дорогам, по перекресткам людей пугать, детей в прорубь утаскивать. Это святочные демоны шуликуны. На Русском Севере (а именно там этот персонаж известен) их еще называют шулюкунами, шилиханами, реже – кулешами и кулешатами. Эти маленькие человечки держатся всегда стайками. Появляются они на земле только раз в году – на святках, все это время только и делают, что вредят людям, а в последний день святок, на Крещенье, пропадают до следующего года. Шуликуны происходят из умерших некрещеными и погубленных матерями детей. *** Шуликуны‑то появляются за пять дней до Рождества. Шум стоит – шуликуны понаехали. Головы остры, зады пестры. Да скажут: на коже, на коже шуликуны те едут. У них глаза светят, зубы светят, они в ступе летают, и шапки у них остры, долги шапки у них. Во Святки выезжают, во Святки прясть нельзя, шуликуны придут, веретен тебе много принесут. Они в реке живут и сами уедут накануне Крещенья (Архангельская обл., Черепанова 1996, 62). *** Откуда происходит слово шуликун, точно неизвестно. Некоторые ученые считают, что оно связано с тюркским словом шулюк – «пиявка». Другие уверены, что оно происходит от татарского шульган – «злой дух, подводный царь, имеющий под водой бесчисленные стада скота». Третьи полагают, что это слово славянского происхождения и связано с древнерусским прилагательным шуй – «левый». Ведь в славянской мифологии мир нечистой силы всегда связан с левой стороной. Кроме шуликунов, в русской традиции есть и другие специальные «святочные» демоны, появляющиеся только в это время: святке – нечистый дух в облике человека или животного; свя‑точницы – некрасивые, покрытые волосами духи, появляющиеся на Святках в банях и неосвященных избах; святоша и святеха – нечистые духи, показывающиеся тому, кто рядится на святки. Шуликуны вылезают на землю из воды – из речной проруби или болота. Размером они с кулачок. У них заостренная голова, похожая на конус, или острые железные шапочки. Ими они долбят лед в проруби, когда выбираются из водоема на землю. Те, кто видел шуликунов, утверждают, что у них нет пяток (вспомним, что черт тоже беспятый), а изо рта пышет огонь. Одеты они в пестрые, разноцветные одежды. *** До Рождества за неделю шуликуны поедут по деревням. Шапки у них остры, а копья длинны, повозки большие, и огонь в них – лампочки там горят (Архангельская обл., АА). *** На земле они толкутся на перекрестках, подстерегая людей, а также ездят по деревням. А какие у них транспортные средства! Чаще всего они ездят без саней, просто на одном полозе. По другим свидетельствам, у шуликунов есть сани, железные повозки и кони. Но они могут ездить и на шкурах животных, на рогожах, на печи, в железных и медных ступах. В руках у них железные крюки, которыми они ловят людей. Схватив человека, они затягивают его в прорубь.
Святочная маска из д. Кежемская Заимка Енисейской губернии. Начало XX в.
*** Шуликуны в воде живут. Когда Святки – на сушу вылезают. Шапки остры, имеют коней, сани. Человека заберут в воду да говорят: «До воды пихай, до воды пихай». К себе возьмут. Шапками долбят лед и человека в прорубь пихают. Боялись выйти на Святки – шуликуны возьмут (Архангельская обл., АА). *** Шуликуны делают людям разные мелкие пакости – заманивают пьяных в сугробы, ходят ночью по деревне, заглядывая в окна и пугая детей. Появление большого числа шуликунов считается плохим предзнаменованием – год будет несчастливым. *** Они, шуликуны, из проруби вылезут, у них все железное – и сани, и повозка, и кони железные. В повозку складут человека, вокруг дома объедут, на прорубь увезут. Нас раньше стращали все. 25 декабря – Игнатов день, говорят, сегодня выходят шуликуны. Говорили детям: «Спи, а то шуликуны придут». На Рождество они выезжают из воды на ступах, на медных ступах, а во рту – огонь. Они по улице едут, в окошки смотрят (Архангельская обл., Черепанова 1996, 62–63). *** Единственное спасение от шуликунов – крест и освящение воды на Крещенье. Шуликуны не могут вынести освященной воды и исчезают из земных вод. *** На Святки на реку с крестным ходом ходят, а потом говорят: теперь всех шуликунов в речке потопили, некого бояться (Архангельская обл., Черепанова 1996, 62). *** Но были и другие способы борьбы с этими демонами. В сочельник во время водосвятия устраивали езду на тройках по льду реки и вокруг деревни, чтобы «давить шуликунов». В других деревнях шуликунов выгоняли из села в последний день перед Великим постом. *** Великий пост подойдет, будет заговенье. Кругом деревни гоняют тройки, шуликунов топчут. Это будто черти, а потому их и топчут, чтоб они не остались (Коми, Черепанова 1996,63). *** Позднее шуликунами стали называть не только демонов, но и ряженых на святки, которые группами бегали по селу и пугали прохожих. Часто шуликунами рядились только парни, которые одевались в рваную одежду, вывернутые тулупы, закрывали себе лица и пугали девушек, стараясь догнать их и вывалять в снегу.
ЧЕРТ
Черт, держащий в руках человека. Рисунок из рукописи XVI в.
Черт вездесущ, хитер и многолик. Что только ни делает, какие только личины на себя ни надевает, чтобы только погубить человека и заполучить себе его бессмертную душу. Человеческая душа – вот главная цель черта. Ради нее он готов на все – обманывать, изворачиваться, притворяться, угождать, даже служить человеку всю жизнь, лишь бы в конце этой жизни забрать себе его душу. А какой он артист! – даст фору самым талантливым актерам всех прославленных столичных театров. Как никто другой, он умеет перевоплощаться, лишь бы ввести в заблуждение человека. Обман и притворство – его главное оружие. Охотнику он покажется подбитой уткой, которая, кажется, сама идет в руки. Но не пытайся такую утку поймать – измучаешься и потратишь уйму времени, а утка ускользнет у тебя из рук и рассмеется человеческим голосом. Солдатом в шинели он сторожит клад. Усталому путнику, бредущему по дороге, он показывается ямщиком на лихой тройке и предлагает подвезти. Плохо придется тому, кто обманется и сядет в эту тройку, – больше не увидит он родимого дома. Женщине, тоскующей об умершем муже, черт является в его облике. И только копыта выдают в нем нечистого. К девушкам на молодежных посиделках он приходит в виде гуляки‑парня, щедро угощающего всех пряниками и конфетами. Только сласти эти к утру превращаются в мусор и нечистоты. Вот и на последних святках собрались девушки на вечёрки в доме, снятом у одной вдовы. Принесли с собой прялки, веретена – как и положено на посиделках, сидят, прядут, перебрасываются шуточками. В окошко поглядывают – поджидают парней. А те, по канонам сельского этикета, всегда приходят позже. Вот на дороге к дому показались парни, только почему‑то подошли они не из села, а со стороны леса. Вваливаются шумной гурьбой в избу. Да все они какие‑то незнакомые. Видно, из соседнего села. Но девушки только рады – парни веселые, шутят, смеются. И щедрые – вытаскивают из карманов всякую всячину для угощения: леденцы, и орехи, и семечки, и пряники медовые, и засахаренные фрукты. И ну за девушками ухаживать. Гармониста с собой привели, танцы начались. Потом за стол все сели. Одна из девушек привела с собой на вечёрки младшую сестренку – не с кем было дома оставить. Девочка уронила пряник и полезла под стол, чтобы его поднять. Глянула – а у кавалеров‑то вместо ног лошадиные копыта и хвосты из‑под одежды торчат. Она догадалась, старшей сестре на ухо шепнула. Та сообразила, что это нечистая сила парнями прикинулась. Сказала, что ей с сестренкой на двор надо выйти по нужному делу. И как только они вышли из избы, сразу со всех ног домой побежали. Сначала все было тихо. Потом послышался топот – нагоняет их нечистый. А по дороге чья‑то баня, где был разложен лен. Лен‑то раньше в банях сушили. Заскочили они скорей в баню, на засов закрылись, двери и окна перекрестили. Слышат, а черт к ним ломится. Но внутрь он попасть не может. Во‑первых, все закрещено, а во‑вторых, в бане лен лежит. А льна нечистая сила боится, потому что лен – святой. Черт никогда не пойдет туда, где есть лен. Так и просидели сестры до утра в холодной бане. Зато живые и здоровые оттуда вышли. Тогда они и узнали, что их подруг, которые на посиделках остались, утром мертвыми нашли. Это их черти задушили. Черт – самый загадочный из всех русских мифологических существ. У других мифологических существ есть свои места обитания. Домовой живет в доме, водяной – в водоеме, полевой – в поле. И только черт везде окружает человека. Он может проникать и появляться повсюду – в лесу, в овраге, в болоте, на дороге, в бане. Особенно черти любят толочься на перекрестках дорог, на границах селений, на полевых межах – в пространстве, которое считается пограничным между «тем» и этим миром. Поэтому они с удовольствием селятся в заброшенных и развалившихся домах и устраивают там пляски. Даже собственное жилье человека не свободно от присутствия черта. Ему ничего не стоит пробраться в дом через печную трубу или через окно, которое забыли закрестить. Тогда хозяину придется забыть о спокойной жизни – черти будут по ночам топать по потолку, стучать в стены, плевать в воду, которую на ночь оставили открытой. В народных поверьях черт – это самостоятельный персонаж, не имеющий ничего общего с дьяволом, или сатаной. Этот персонаж пришел в славянскую культуру из библейских текстов вместе с христианством. Дьявол, или сатана, в традиции связан с довольно узким кругом христианских легенд о сотворении мира и природы. Со временем эти легенды стали частью традиционной культуры. Зато черт – персонаж собственно славянский и, как полагают исследователи, возникший еще до принятия христианства. Потом его образ несколько изменился под влиянием христианских представлений о бесе. Бесами в древнерусской литературе назывались злые духи, демоны и, прежде всего, языческие боги, идолы. Строительство храмов на месте языческих капищ воспринималось книжниками как очищение нечистого места и изгнание оттуда бесов. Бес – исключительно книжный персонаж. Впервые он встречается в древнерусских житиях святых и нравоучительной литературе. Обычно бес искушает святых и пустынников, уговаривая их совершить грех. Но это искушение всегда кончается победой святого, поруганием и изгнанием беса. В древнерусских повестях бесы вызывают болезни и подбивают людей на грехи и пороки. Все эти мотивы сближают беса, как героя древнерусской литературы, с народным образом черта.
Искушение старца‑пустынника бесом. Миниатюра XVII в.
Черта в народной культуре представляют по‑разному. Он может принимать облик любого человека, животного или предмета. Чаще всего он принимает вид человека с хвостом и конскими копытами или куриными лапами, которые старательно прячет. На голове у него шляпа, чтобы скрыть от посторонних глаз рожки. Любит он одеваться в черный кафтан с блестящими пуговицами или в солдатский мундир. Особенно часто он принимает вид знакомого или родственника того человека, с которым вступает в контакт. Из животных он особенно любит оборачиваться черной кошкой или черной собакой, свиньей, бараном, вороном или филином. Но не всегда его образ имеет конкретную форму: одно из наиболее любимых воплощений черта – вихрь. В виде вихрей черти летают, танцуют, женятся. Чтобы увидеть в мчащемся вихре черта, нужно, нагнувшись, посмотреть на него между ног, через рукав рубашки или плюнуть три раза и сказать: «Черт, черт, покажи хвост!» Тогда в вихре можно увидеть чертей с куриными лапами вместо ног. Если бросить в вихрь освященный нож, то он окровавленный упадет на землю, ранив черта. *** Мы когда пацанами были, нас бабки пугали: смерч, вихрь – бегите, бойтесь! Это свадьба черта. Черт, дескать, женится на утопленнице. Мы с ребятами решили проверить. И как не проверишь?! Взяли нож. Когда вихрь поднялся, мы бросили прямо в середку этот нож. Все исчезло. Нож взяли в руки – он в камельках крови. Как это было? (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 107) *** Черт всегда делает только зло. В отличие от других мифологических существ, он принципиально не способен помочь человеку. Например, леший может завести человека в чащу, но он же может и помочь набрать ягод, найти дорогу домой. Водяной, несмотря на все его коварство, может нагнать рыбы в сети рыбаков или помочь мельнику следить за мельницей. Даже злобный и агрессивный банник, если вежливо его попросить, даст человеку возможность переночевать в бане и защитит от других банников. У черта одна задача – как можно быстрее погубить человека, довести его до смерти и забрать его душу. Черт является олицетворением абсолютного зла. Еще одно отличие черта от других персонажей заключается в том, что у него нет характерных только для него функций. Он легко может принимать на себя функции других персонажей, часто дублируя их. Например, он сбивает человека с дороги, как леший. Обменивает детей, как банник. Топит человека в реке, как водяной. Все эти действия лишь проявления его основной и универсальной функции – творить зло и глумиться над человеком. Но есть некоторые действия, которые в традиции закреплены только за чертом. Только он может вселиться в человека, в результате чего человек становится бесноватым, кликушей. Только черт толкает человека на самоубийство. И к нему поступает душа погибшего. Только черт поступает к человеку в качестве слуги, чтобы потом забрать его душу. Непосредственно с чертями общаются ведьмы и колдуны, к которым нечистая сила по договору поступает в услужение. У таких людей черт живет постоянно в виде работника, помогающего по хозяйству. Тот, кто занимается колдовством, может сам вывести себе такого черта, который в виде змея будет приносить ему богатство. Выводят такого змея из петушиного яйца, которое якобы сносит петух, когда достигает семи лет. Найдя такое яйцо, человек должен спрятать его под левую мышку и носить семь, девять или сорок дней. После чего из яйца вылупится маленький чертик или маленький змееныш, который и будет служить человеку. Человек, задумавший вывести себе черта‑слугу, должен отречься от Бога, он не должен посещать церковь, молиться, креститься, мыться, стричься, обстригать ногти и расчесываться. На протяжение всего процесса выведения черта он должен сохранять молчание. Место, где высиживают черта‑слугу, символизирует потустороннее пространство – это пустой дом, место за печью, иногда это место, где не слышно звона колоколов. Представления о том, что петух может снести яйцо, которое пригодно для различных магических целей, были в Европе достаточно давно. В сочинении средневекового европейского ученого Теофила Персверита (конец XI – начало XII в.) содержится описание выведения из петушиного яйца василиска – мифического существа с туловищем петуха и змеиным хвостом. У славян представления о петушином яйце известны довольно широко. Обычно считается, что снести яйцо может старый петух, достигший трех, пяти, семи или девяти лет. Хорваты верили, что для этой цели пригоден петух, вылупившийся в день святого Бенедикта. На Западной Украине полагали, что черный петух, доживший до семи лет, сам превращается в черта. Черт, выведенный из яйца, живет в доме и принадлежит обычно одному из членов семьи. Но эта подчиненность только кажущаяся, и носит она временный характер: человек, имеющий черта‑слугу, не знает покоя – черт все время требует работы. Черт, не занятый работой, может убить своего хозяина или кого‑либо из домашних. Избавиться от такого демона достаточно трудно. Ведь он старается довести до смерти своего хозяина и заполучить его душу. Поэтому черта‑слугу заставляли делать невыполнимую работу, например считать песок или иголки на ели, собирать рассыпанную крупу. *** На другой улице жили Демины. У них был старик. И вот он ляжет на печку и кричит кому‑то: «Ну, ребята, давайте, влезайте на полати». А невестке: «Авдотья, принеси соломы побольше». Эта Авдотья рассказывала. Вот он лежит, а я, говорит, слышу, как они просят работы. А он ревет: «Ну, какую вам, ребята, работу дать? Молотите солому‑то!» И вот они начнут! Мужик спит, а у меня, говорит, с ребятишками волосы дыбом. А они и начинают молотить! И он в потемках к ним сядет и разговаривает. А потом спрашивает: «Ну, что ребята, наработались? Бегите на покой и мне покою дайте». Утром встану – мякина одна. «Дедушка, ты что сегодня дурел‑то? – Девка, ведь не дают покоя, работы просят» (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 113). *** Ведьмы и колдуны специально обзаводятся помощниками‑чертями. А обычные люди из‑за своего неправильного поведения, сами того не подозревая, могут оказаться в лапах у черта. Черти чаще всего подкарауливают людей на дорогах и перекрестках. Там под видом случайных прохожих, путников или солдат, идущих на побывку домой, пристают к человеку, уговаривают его выпить, а потом заводят в непроходимую чащу, на обрыв или в болото. Если человек вовремя перекрестится или вспомнит о Боге, черт оставляет такого человека, в противном случае того ждет смерть. Прикидываются они и возницами, любезно предлагающими подвезти человека. Но в такую повозку лучше не садиться. Черт увезет человека за тридевять земель. И возвращаться домой придется очень долго. *** У меня дедушку раз увезли недобрые. Вот там около Медведкова озера. И вот [дедушка] погостил в Вязовке, пошел домой вечерком – это мне бабушка рассказывала моя. И вот я ходила к ней часто, пришла, а она рассказывает: «Дедушка у меня вчера чуть было не утонул». – «Как утонул?» – «Вот шел‑шел, идет и говорит: „Господи, да что это как долго я не дойду". И слышит, за ним лошади едут. Останавливают: „Дед, далеко идешь?" – „Вот туда‑то". – „Садись, мы тебя подвезем". И он сел. Сел, едут, едут, едут, едут… „Да что это, – говорит, – так долго‑то". Потом говорит: „Господи, да что это так долго‑то". И он в это время ух – и в воду. И они его вот… Господа‑то Бога они не признают, боятся эти нечистые‑то духи, и они его ухнули в это озеро. <…> Пришел, и полна обувь у него воды, брюки‑то, штаны, все мокры» (Нижегородская обл., Корепова 2007, 125). *** Очень любит черт проделывать шутки с музыкантами, которые возвращаются с деревенской свадьбы. Их он заводит в лес и заставляет играть на поляне для ведьм и своих товарищей – чертей. *** Там был дедка Проня, скрипач. А раньше, знаешь, где свадьба, музыкант – первая фигура. Так вот в Глинкине свадьба была, его увезли на эту свадьбу. Ну вот, он там свадьбу отыграл, а утром хватились: дедки Порни нету. Что такое? Куда делся старик? Где‑нибудь бы не замерз. Пошли. А пороша пала утром, и на след напали: ага, пошел старик. И вот семнадцать километров прошел, и там его нашли в лесу. Сидит на пне и наяривает, на скрипке играет. «Дедка Проня, что ты тут?» – «Не мешайте, видите, ребята только растанцевались!» Это черти, наверно. «Крестись. Что ты тут? Что с тобой?» – «Они меня за руки держат!» Ну, насилу его уговорили. Все же взяли этого деда Проню. Он после‑то рассказывал: «Незнакомые какие‑то ребята нарядные: „Пойдем, нам поиграй." Вот я только пришел, только устроился, они танцуют, я играю» (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987,114). ***
Сказка, как портной с чертями распоряжался, по‑свойски с ними дрался. Лубок.
Часто черт глумится над человеком, встречаясь с ним на дороге в виде какого‑либо животного, чаще всего ягненка или барана. При попытках его поймать и взвалить на телегу мнимый ягненок разражается хохотом и исчезает. *** Дед Иван ставил сети рыбачить. Ехал домой вечером. А за ним ягненок увязался. Бежит и бежит. «Наверное, отстал», – подумал дед. Положил на телегу, пологом прикрыл. Смотрит: а лошадь‑то вся в иене! «Что ж это такое? Неужели ты так тяжело везешь пустую телегу? Бог с тобой!» А ягненок как соскочит да захохочет! И побежал вперед, в речку упал. А деду речку переезжать надо. Пока ехал, все молитвы вспомнил. Сильно испугался (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 104–105). *** Черт не любит креста, молитвы, святой воды и упоминания имени Божьего. Поэтому он не может находиться в доме, где все окна и двери закрещены, а стены окроплены святой водой, – черта жжет, и он стремится убежать из такого помещения. Но если по неосторожности выругаться «черным» словом или упомянуть черта – он уже тут как тут. Поэтому нельзя ругаться, поминая черта, – он это все слышит и может прийти, чтобы потребовать «свою» вещь. Однажды черт пришел к старику за лаптем, который тот под горячую руку ему пообещал. *** Мама рассказывала. Раньше в лаптях‑то ходили, бедно народ жил. Ну и старик сидит, заплетает лапоть. И пришел сосед‑старик: «Ты кому это такой большой лапоть заплетаешь?» – «Черту», – говорит. Ну и засиделся до двенадцати. Двенадцать часов уже подходит. Подъезжает на сивой лошади человек. Высокий, прямо под окно, и говорит: «Ну‑ка, дедушка, ты мне пообещал лапти сплести. Так давай!» А он уже у последнего лаптя концы обрезает. «Сейчас, – говорит, – готов будет второй лапоть». Закончил, обрезал концы, связал парой и в окошко подал. Тот забрал и поехал. Слышно было, как конь топает ногами. Это, говорят, сущая правда. Черт! Он его помянул, тот и приехал (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 112–113). *** Чем только черти не занимаются! Бродят по свету, подбивают людей на плохие дела, глумятся над людьми и пугают их, подменяют маленьких детей и даже работают по ночам в кузнице. Есть у них еще одно важное дело – они охраняют цветок папоротника, чтобы он не достался человеку. «Какой еще цветок папоротника? – спросит недоверчивый читатель. – Всем известно из школьного учебника ботаники, что папоротник никогда не цветет!» В учебнике написано, что папоротник никогда не цветет. А вот в народной традиции издавна рассказывается о цветущем папоротнике. И многие свято уверены, что так оно и есть. И немногие счастливцы даже уверяют, что видели его цветение собственными глазами. И даже чуть было не сорвали этот волшебный цветок. Но охраняющие его черти помешали это сделать.
А.Н. Бенуа. Эскиз занавеса к опере И.Ф. Стравинского "Петрушка". 1911 г.
Говорят, что цветок папоротника обладает чудесными свойствами. Тот, кто сумеет его сорвать, должен разрезать ладонь и зашить его себе под кожу. Тогда он станет великим волшебником. Он начнет понимать язык всех зверей, птиц и трав. Каждая трава расскажет ему, от какой болезни она помогает. Поэтому он сможет лечить людей. Но главное – он обретет неслыханное богатство, ведь он будет способен видеть все спрятанные клады, даже если они зарыты глубоко в землю. Многие пытались добыть цветок папоротника, но почти никому это не удавалось. Потому что сделать это очень трудно. Папоротник цветет раз в году – в ночь на Ивана Купал у (24.06/7.07). Цветок раскрывается всего на одно мгновение и тут же пропадает. Цветет он в глухой чаще леса, и не всякий смельчак решится пойти ночью в лес на поиски папоротника. Но самая большая трудность в том, что черти, стерегущие папоротник, сделают все, чтобы не дать человеку завладеть его цветком. Тот, кто все же решил его добыть, должен быть готов к любым трудностям. Он должен в ночь на Ивана Купалу заранее прийти в чащу леса и найти там папоротник. Уже на пути через лес человеку будут мерещиться всевозможные ужасы – ему будут слышаться дикий хохот, жалобный плач младенцев, завывания, душераздирающие крики. Его будет кто‑то окликать по имени голосами родных, звать с собой, хватать за руки, сбивать с пути – это черти будут пугать человека, чтобы заставить его вернуться назад. Но отвечать на эти призывы и оглядываться нельзя ни в коем случае. Нужно молчать и идти вперед, что бы ни мерещилось. Придя к папоротнику, нужно ножом очертить вокруг себя круг – за этот охранительный круг не сможет переступить нечистая сила. Разумеется, такой человек должен быть с крестом – это главное оружие против всевозможных чертей. Некоторые предусмотрительно надевают даже два креста – один на грудь, другой на спину, чтобы защитить себя со всех сторон.
И.Я. Билибин. Петух, несущий яйца. 1911 г.
Человек должен сидеть в очерченном им кругу и терпеливо ждать полуночи – тогда на одно мгновение вспыхнет на кусте папоротника ослепительно яркий цветок. В тот же миг нужно успеть схватить его и со всех ног бежать домой, потому что всевозможная нечисть ополчится на человека и будет преследовать его. Но донести цветок до дома почти никому не удается. Не сумев напугать человека, черти обычно действуют хитростью. Они выманивают этот цветок, прикинувшись женой этого человека или кем‑то из близких. Так и остается человек ни с чем. *** Не было счастья в жизни: то лошади пропадали, то коровы. Мужику никак не зажить. Он и говорит: – Ой, до чего же я несчастный, живу, тружусь я, а ни себе, ни на себе. Хоть с голоду умирай. А этот, кум, и говорит: – Знаешь что, на Ивановскую ночь не спи. Да там черна папороть‑то расцветет, вот ты не зевай, цветок ты этот сорви. И принеси его. И храни его за пазухой. И будет тебе счастье валиться, куда ты ни пойдешь и ни поедешь. Все везде тебе будет хорошо! Он пошел за черной папоротью ночью. Ну, там пришел в лес. <…> Себя очертил и сел. Так ему чего‑чего черт‑то не подкидывал! Не хотел, чтобы он дождался цветка! За черту‑то его кидают, и по рукам, и гадов‑то подпускают, вот змей этих! Но я, говорит, все сидел. Уж пусть – а высижу я! Досидел до двенадцати часов. А в двенадцать часов уж эта черная папороть расцветает. И такой, говорят, цветок – глаз не оторвешь! Ну, вот он дождался. Расцвел. Это чудеса все: и покойники всякие тут, и привидения, и что только не было, чем‑чем его не соблазняли! Расцвела черная папороть, он сорвал этот цветок, завязал его в платочек и едет домой. А черт – там не сумел он его напугать ничем, не соблазнил… Тут он подходит к деревне. И вдруг кум попадается ему навстречу. В точности кум да кум. – Ну как, кум, дела? А это черт‑то, вот там он его не сумел, упустил цветок этот, дак пришел в деревню, ему навстречу попал в деревне. Мужик ему говорит: – Все в порядке! – А покажи, никогда не видывал, что за цветок! Он взял, развернул цветочек так ему. А он – раз с платком! И ветер вздунулся! Он захлопал в ладоши, захохотал – и улетел этот черт. А мужик остался стоять у деревни, счастья не получил (Новгородская обл., Традиционный фольклор, 295–296).
КЛАД
Клад. Из лубочной книги XIX в.
Если кто‑нибудь думает, что спрятанные сокровища тихо и неподвижно лежат где‑ни‑будь в земле или под полом старого дома, то он ошибается. Клады ведут себя как живые существа. Они могут подниматься из земли и снова прятаться под землю, могут ходить по земле, как животные, принимать вид людей и даже разговаривать. Однажды клад выходил из‑под земли около дороги в виде сопливого старика и просил прохожих утереть ему нос. Ну кому охота вытирать нос сопливому старику! И напрасно они проходили мимо. Один из прохожих не побрезговал, вынул платок и вытер старику нос. Смотрит – а никакого старика нет. Вместо него на обочине дороги лежит куча золота. Это клад рассыпался золотыми монетами. Видно, пора ему пришла. Вот как хитро могут вести себя клады! Не каждому человеку клад дается в руки, а только тому, кто обладает специальным знанием. Бывают «чистые», то есть незаклятые клады, которые может забрать любой человек без вреда для себя. Но большинство кладов «нечистые», заклятые, охраняемые нечистой силой. О заклятом кладе говорят, что он положен «со словом», «со свинцом», «с зароком». Иногда считается, что любой клад сначала бывает «чистым», но если владелец не заберет его после установленного им срока, то клад переходит к черту и становится «нечистым». Существуют особые демоны, охраняющие клад. У русских это кладенец, кладовик, лаюн, щекотун, копша, кладовые бесы, которых на Ивана Купал у выбирают черти из своей среды. Чтобы сохранить клад в неприкосновенности, хозяин, когда его прячет, прибегает к магическим приемам. Он «кладет зарок», то есть произносит заклинание, где определяет условия, при которых можно овладеть кладом. Например, выдержать семидневный пост или принести жертву. Часто клад бывает положен «на чью‑либо голову» (например, на гусиную, собачью, бычью). Это значит, что забрать богатство может только тот, кто убьет это животное на месте нахождения клада. Сокровище может быть заклято на голову отца или матери того, кто попытается взять клад; на сорок человеческих голов – тогда должны умереть сорок человек, попытавшихся овладеть кладом, и только сорок первый сможет его забрать. Чтобы овладеть кладом, нужно знать условия, на которых он зарыт. Бывает полезно подслушать, как хозяин клада произносит слова заклятия, когда его зарывает. В этот момент можно изменить условие заговора – нужно самому произнести другое, более легкое, поскольку действительным является последнее заклятие. Один бродяга подслушал владельца клада, который заклинал его «на сто голов». Он изменил заклинание, сказав «на сто колов». Когда владелец ушел, срубил сто колов и забрал сокровище. Согласно легендам и преданиям, хранителями кладов часто являются знаменитые разбойники, атаманы и короли: у русских – Степан Разин, Емельян Пугачев, Кудеяр. По преданиям, сохраняющим память о польско‑литовском нашествии, клады зарывали иноземцы – паны, литовцы, шведы.
Ларец. Северная Россия, конец XVII в.
*** Говорят, в старину жили у нас какие‑то паны и наезжали грабежом на наши деревни. Наедут они в деревню все больше по праздникам, когда люди разойдутся к церкви или на базар, очистят все, что получше, да и деревню зажгут. Невмоготу стало православным терпеть это лихо от разбойников, принялись ловить их три волости. Окружили их в притоне на Марьине, некуда им стало деваться. Видят они: дело худо. Вот и стали они награбленное добро в землю зарывать в большой кадке и зарывать не спроста, а с приговором, чтобы не досталось никому. Атаман их ударился о землю, обернулся вороном и улетел, а разбойников всех тут схватили и казнили. С тех пор лежит в Марьине клад. Много народу пытались его добыть, да нет – не дается: наговор такой! Есть еще у нас клад – на пустоши, тоже паны зарыли. Лежит он под треугольной плитой. Годов пятнадцать назад собрались человек до пятидесяти этот клад добывать… да видно тоже был положен с приговором, а отговора никто не знает. Копали, копали… запустят щуп – слышно, как бы в дерево ударяется и близко, покопают еще – все столь же глубоко, потому что клад в землю уходит. Помучились, да так и отступились (Карелия, Криничная, 84). *** Места, в которых спрятаны клады, – лес, поле, пещеры, горы, подземелья старых замков. Клады часто зарывали под камнем, корнями дерева. Клад может быть сокрыт во дворе и даже в пределах дома, например в стене, в погребе, под печкой. *** Раз тоже кладь положили. Сделали маленький ящичек и где‑то под матицу [матица – главная балка, на которой держится потолок в избе] в доме затолкнули. Вот эта старуха умерла, сын вырос, женился. И как уедет сын, молодуха останется, спит спокойно, вдруг орет кто‑то: «Отойди – упаду! Отойди – упаду!» Она спичкой чиркнула, подошла – свешивается гробик. Когда муж приехал, она рассказала: «Так и так, третью уж ночь гроб выпадает». Страшно им стало, перекочевали в другую избу. Тут соседи собрались, с ружьями покараулили, но ничего не вышло. Как‑то осенью зашел к ним мужчина: «Пустите ночевать, весь перемок». Они и говорят: «Вон, иди, у нас изба соседняя, там ложись на печку, а у нас тут ребятишек полно». Он на печку лег. Вот подошла полночь. Кто‑то и заревел: «Отойди – упаду!» А он не сробел и говорит: «Падай!» Ну, упал этот гробик, он посмотрел: ага, самородки золота. Он сказал хозяину: «Вот какое чудо‑то было. Это был клад положен на вас, а вы боялись» (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 288). *** Клады, закопанные в земле, поднимаются на поверхность, открываются или светятся из‑под земли – тогда их можно увидеть и забрать. Считается, что в эти минуты они «пересушиваются» или «горят». Такое бывает раз в десять или пятнадцать лет или раз в году. Обычно это случается в ночь накануне Ивана Купалы, в Вербное воскресенье или полночь перед большими праздниками: перед Рождеством, Новым годом, Благовещеньем, Юрьевым днем, Пасхой. Клады ищут в день апостола Симона Зилота (10/23.05), имя которого ассоциируется с золотом. Отправляясь за кладом, нужно снять с себя крест и пояс – ведь клад связан с нечистой силой. Когда вынимаешь клад, нельзя разговаривать, иначе он исчезнет. Иногда клад заклинается на какой‑то определенный срок (например, на 500 лет), после которого любой может его забрать. По истечении срока «чистые» клады постепенно поднимаются на поверхность, а «нечистые» уходят в глубь земли. Если срок клада истек, он сам показывается людям. Но показывается он не в виде денег, а в виде животного и даже человека. Клад может показаться в виде старика, часто сопливого, красивой девушки, а также медведя, лошади, барана, собаки, волка, козленка, котенка, петуха, голубя или даже предмета, например клубка. *** «Раньше все клали клады. На ребятишек клали деньги. Одна бабушка и положила деньги на внучку: вот вырастет внучка, пусть ее будут деньги. И никто не знал. Старуха умерла. Внучка выросла до трех лет. Мать вернется с поля, а она ей: «Мама, ты мне оставила молочко, а у меня его кошечка пестренькая вылакала!» А мать закрывала ее в доме, а кошечек никаких не было. Женщина начала бояться, спрашивала старух: де, у меня девочка обижается, что кошечка какая‑то ходит и ест ее молочко. А я с подворья окошки замкнула, не должна бы кошка быть. А одна старуха знахаркой была, она и говорит: «Ты купи ленточку метра три. И накажи дочке: как прибежит кошка да станет молоко лакать, пусть она ей покрепче завяжет ленточку на шею. Вот она так и сделала и наказала: «Если будет кошечка молочко лакать, ты ей ленточку на шею завяжи». Закрыла дверь и на работу ушла. Приходит вечером: «Ну что, дочка, завязала?» – «Завязала». Женщина снова пошла к старухе: «Что ж теперь делать‑то? Завязала дочка, а кошки нету». – «А пойдем посмотрим». Пришли, залезли в подполье и посветили. А эта ленточка свисает из‑под балки. Потянули – а там деньги (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 189–190). *** Нужно только догадаться, что это клад, и правильно себя вести – выполнить просьбу, с которой клад обращается к человеку. И уж конечно, не жадничать и не просить большего. Иначе он снова уйдет в землю. *** В наших лесах разбойничали много, а при разбоях клады часто оставались. Когда награбленное деть было некуда, мать сыра земля укрывала. Наши мужички все поискивали эти клады – хотели обогатиться. И вот мужик один – Васька Косой с Красного Усада – нашел‑таки клад. Только до одной денежки дотронулся, как вышел из земли солдат в шинели длинной и с винтовкой. И самородок с целую солдатову голову подает Ваське. Васька остолбенел, конечно, но подарочек прихватил. А солдат его и спрашивает: «Ну, хватит ли тебе, мужичок?» А Васька – хват, своего не упустит. «Нет, – говорит, – мне бы еще чуток!» Солдат вздохнул тяжело и говорит: «Тридцать лет лежал‑лежал, только свет увидал, а теперь по твоей жадности назад идти – клад стеречь». Только сказал и исчез. И клад пропал, как будто его и не было. И самородок исчез. Как мужики тут все ни перекопали, клада не нашли. Сквозь землю ушел (Нижегородская обл., Корепова 2007, 285). *** Место, где находится клад, можно определить по характерным признакам: когда сокровища поднимаются на поверхность земли, на этом месте виден огонь, отблески света или бледные огоньки. По ночам там горит свечка. *** Пугало меня около часу дня. Сначала показалось как белая собачка под кустом, потом она обернулась белой птичкой… Ночью мне приснилась моя умершая бабка, которая сказала, что это золото сушилось. Нужно было его чем‑нибудь ударить и сказать: «Что ни есть – мое» – и тогда в руки брать. Раньше заклятье делали и закапывали золото. Так через десять или пятнадцать лет оно сушится, пересушивается, горит красным огнем и пугает. Нужно было сказать: «Что ни есть – мое», тогда оно бы на месте осталось. В Глухове около реки закопаны деньги, но никто их не может найти, потому что их черт стережет и прячет в землю и только издевается над людьми. Ночью часто блестит огонь и перемещается по нолю, а баран бегает и блеет. Баран‑то – это черт. Кто пойдет искать деньги, то баран и огонь исчезают. Говорят, что если бы найти то место, где баран прячется, и кинуть на землю шапку, кушак или сапог, то деньги можно бы найти. Если шапку кинуть, то нужно копать в рост человека, если кушак – то по пояс, а если сапог – то по колена (Новгородская губ., Максимов I, 171). *** Тот, кто пытается забрать клад, не зная магических приемов, подвергает себя и своих близких опасности тяжелой болезни и даже смерти. Демоны, стерегущие богатства, пугают, отгоняют и убивают неосведомленного человека. Клад «не дается» ему, а лишь глубже уходит в землю или из золота превращается в черенки. Если сокровище показывается в виде животного, птицы или предмета, нужно ударить по нему наотмашь и сказать: «Аминь, аминь, рассыпься!» или бросить на него что‑либо из одежды – сапог, пояс или шапку. Если бросить шапку, нужно копать в человеческий рост, пока не доберешься до клада, если пояс – в половину человеческого роста, а если сапог – по колена; иногда, наоборот, нужно бросить шапку или часть своих волос – тогда клад окажется у поверхности земли. Прежде чем раскапывать клад, это место нужно зааминить, то есть сказать: «Аминь, аминь, аминь». Потом обвести вокруг него зажженной лучиной или восковой свечей, а во время добывания клада нужно сохранять молчание, что бы ни грезилось. Универсальным средством для поиска и овладения зарытым сокровищем считаются цветок папоротника и плакун‑трава. Папоротник показывает то место, где зарыт клад, а плакун‑трава прогоняет стерегущую его нечистую силу.
Клад. Из лубочной книги XIX в.
Несмотря на принятые меры предосторожности, человек, нашедший клад, часто бывает несчастлив, тяжело болеет и преждевременно умирает. Потому что эти деньги несчастливы и закляты чертом. Часто проклятие падает на семью кладоискателя и его потомков. Чтобы обретенное богатство пошло впрок, нужно часть денег отдать в церковь или разделить с бедняком, иначе клад убежит. *** Дедушке сон приснился, как кто‑то говорит ему: «Будешь ехать, найдешь клад на Денежной горке. Тогда позови бедную вдову и вместе с ней выроете сундучок с деньгами». Поехал он на Денежную горку и нашел клад, да только вдову жалко звать, позвал сына, чтобы все деньги им достались. Пришли – а там одна ямочка пустая (Новгородская обл., Черепанова 1996, 104).
Люди, побывавшие в «ином мире»
Date: 2015-10-19; view: 585; Нарушение авторских прав |