Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Люди с демоническими свойствами





 

КОЛДУН

 

 

 

 

Заключение договора с дьяволом. Из лубочной книги XIX в.

 

Про бывшего мельника деда Игната все говорят, что он колдун. А что такое «колдун» – никто толком объяснить не умеет. Но повторяют, что все мельники – колдуны, потому что с чертями да водяными знаются. Живет дед Игнат один в крепкой просторной избе на краю деревни и слывет богачом. Говорят, что у него в услужении есть черти‑помощники, которые приносят ему что он ни пожелает: денег, молока, масла, зерна. Это богатство они воруют в других домах, где все входы и выходы, вплоть до печной трубы, беспечные хозяева забыли осенить крестным знамением. Семьи у него нет. Друзей‑приятелей тоже. Общаться с ним никто не хочет. Но все его боятся и стараются с ним не ссориться. Поговаривают, что он знает «черные» заговоры и может легко напустить на человека порчу. А порча – страшная вещь.

Это такие чародейские приемы и средства, с помощью которых можно навредить человеку и его хозяйству. И дед Игнат таких вредоносных средств знает множество. Например, он может сделать так, что в семье будут болеть и умирать дети, ссориться супруги, коровы не будут давать молока, сдохнет весь скот, на поле будет плохой урожай, на пасеке переведутся пчелы, а в доме внезапно заведется большое количество тараканов, змей, лягушек и прочей гадости. Рассказывают, что дед Игнат умеет наговаривать злые слова на хлеб, пряник, чай или водку. Если человек съест наговоренный хлеб или выпьет такой чай, то будет болеть, бледнеть и чахнуть, на его теле появятся болезненные опухоли и наросты, называемые в народе «хомутами». Если не обратиться к знахарю и не предпринять срочных магических мер, то такой человек вскоре умрет и никакие врачи ему не помогут.

Очень любит дед Игнат портить свадьбы. Особенно те, на которые его не приглашают в качестве дружки. Дружка – это главный распорядитель на свадьбе со стороны жениха. Он ведет свадьбу от начала до конца, знает все свадебные обычаи, охраняет жениха и невесту от других колдунов. Вот и на прошлой неделе была в селе свадьба – сын местного пасечника женился на первой деревенской красавице Маше. А пасечники, как известно, люди зажиточные и себе на уме – чтобы пчелы велись и давали много меда, тоже кое‑какие чары знать нужно. Свадьбу устроили с размахом, гостей пригласили много. Но деда Игната на нее не позвали. «Без него обойдемся, мы и сами с усами, у нас свой дружка есть», – дошли до старого мельника слова отца жениха. «Ну, что же, попомнишь ты мне эти слова. Больно гордые стали, старым Игнатом брезгуете», – пробурчал про себя колдун.

Это сейчас жених и невеста едут в загс на роскошных лимузинах. А в старину молодые ехали венчаться в церковь на лошадях – конскую упряжь и гривы украшали цветами и разноцветными лентами, к дуге прикрепляли звонкие бубенцы и колокольчики, чтобы за версту было слышно – свадебный поезд едет. На первой тройке – жених и невеста с дружкой и первой подругой невесты, на второй – родители молодых и их крестные, на третьей – подружки невесты, а дальше – остальные гости. Если свадьба большая, повозки растягивались по дороге в церковь иногда на полкилометра. Утром в воскресенье, как и положено, свадебный поезд остановился у крыльца невесты – пора ехать венчаться. Кони горячие, колокольцы звонкие, кучер лихой, повозка богато украшена вышитыми рушниками и лентами. Не свадьба – а загляденье. Одно нехорошо – дорога в церковь идет мимо дома деда Игната. И никак нельзя объехать – другой‑то дороги нет. Осторожные люди еще накануне стали перешептываться, что пасечник погорячился, не позвав колдуна. Конечно, он и сам много тайного знает – и заговоров, и молитв, но против старого мельника ему нипочем не устоять – испортит тот молодых.

Резво тронулся свадебный поезд через все село. А вот и околица видна, и дом деда Игната. Подъехали кони к его дому – а дальше ни с места. Не идут, и все. Кучер их и уговаривает, и вожжами охаживает – все бесполезно. Стоят кони как вкопанные. Конфуз, да и только. Отец жениха понял, что надо идти на поклон к старому колдуну. Не отменять же венчание. Вылез он из повозки, зашел в дом, поклонился в пояс: «Прости меня, Игнат, забыли мы тебя пригласить в спешке. Дай молодым проехать, не губи свадьбу. А уж после венчания милости просим за свадебный стол – и накормим, и напоим допьяна». Посмотрел на него дед Игнат сурово, помолчал для важности, потом говорит: «Ладно уж, прощаю. Не страдать же молодым из‑за твоей глупости». Махнул он платком в окно – и кони взяли рысью с места, как будто и не останавливались. А как колдун остановил коней – никто не знает. Из дома‑то он не выходил. Правда, одна старая бабка, которая в молодости тоже колдовством грешила, объяснила. Чтобы остановить свадебный поезд, нужно положить на дороге, где он проедет, стручок гороха с девятью горошинами и сказать: «Девять горошин, десятая невеста, кони ни с места!» И на этом месте кони остановятся. Вот какой человек этот дед Игнат.


Функции колдуна универсальны, ему приписывается возможность влиять на все сферы жизни, нарушать и восстанавливать их, творить добро и зло. Он влияет на здоровье людей, плодородие полей, приплод скота, удачный брак, на явления природы – погоду, животных, насекомых. Слово колдуй, по мнению исследователе]'! родственно слову колтун. Колтуном в народной традиции называют «спутанные волосы» и «спутанные с целью порчи колосья в поле». Если эта версия верна, то колдун – это тот, кто наводит порчу, делая колтуны – заламывая колосья на чужом поле. Во многом колдун занимается тем же, что и ведьма. Поэтому для колдуна и ведьмы часто существуют парные названия, подчеркивающие сходство этих образов. Например: ведьма – ведьмак, трубалетка – труболет. В разных областях России колдуна еще называют: волховник, опасный, порченик, чаровник, чародей – ник, чернокнижник. В одних местах способность к колдовству приписывают преимущественно мужчинам, в других считают, что колдовством могут заниматься и женщины‑колдуньи.

В Древней Руси способность к колдовству приписывалась волхвам. Так назывались жрецы, совершавшие языческие культы и обряды. Слово волхв происходит от праславянского глагола со значением «говорить сбивчиво, неясно». Из чего можно заключить, что первоначально волхвы рассматривались как прорицатели, чьи туманные и неясные предсказания нуждаются в истолковании. После принятия христианства волхвы стали нежелательными персонами. А их деятельность с точки зрения христианских книжников рассматривалась исключительно как связь с бесами. Однако, несмотря на протесты и разъяснения церкви, волхование оставалось частью народной культуры, а сами волхвы, как носители тайного знания, еще долго пользовались вниманием не только со стороны народа, но и со стороны знати. Сюжет своего знаменитого стихотворения о вещем Олеге Пушкин взял из древнерусской летописи. В ней рассказывается о том, как великий князь Олег узнавал у волхвов причину своей смерти. Один волхв отвечал ему: «Князь, ты умрешь от любимого коня». Рассказав, как сбылось это предсказание, летописец добавляет: «Это же дивно, как от волхования сбывается чародейство». Привычка народа обращаться к колдунам и чародеям по любому поводу, особенно в случае болезни, не была искоренена и позже даже активной агитацией церкви. Христианские богословы досадовали, что «если кто заболеет, его к волхвам несут, а не к попам на молитву».

В русской традиции считается, что колдун получает свои демонические свойства по‑разному. Есть урожденные, или «природные», колдуны (урожденного колдуна называют рожак) – они обладают сверхъестественными качествами с рождения. А есть колдуны ученые – те, кто получает колдовскую силу при заключении договора с нечистой силой или от других колдунов. Среди ученых колдунов есть добровольные, ставшие колдунами по желанию, пройдя определенные ритуалы посвящения, и невольные, получившие колдовство вопреки желанию.


 

Книжка заговоров и молитв XVIII в., находившаяся в руках деревенского колдуна.

 

Для того чтобы стать колдуном, нужно отречься от Бога и заключить договор с чертом. Он будет служить колдуну при его жизни. Но после смерти душа колдуна поступит в его распоряжение. Договор обычно заключается ночью на перекрестке и пишется кровью на коже висельника. От грамотного человека требуется его подпись кровью, безграмотный должен перекувырнуться через несколько ножей, воткнутых остриями вверх. Иногда для этого необходимо выполнить определенное условие, часто кощунственное. Например: отречься от родителей; снять с шеи крест и спрятать его под правую пятку; встать на икону, положенную на перекрестке вниз ликом. Лучшими местами для совершения всех этих действий и заключения договора с чертом считаются перекрестки и бани. Колдовскому знанию также можно научиться у опытного колдуна.

***

Дед мой шел наниматься в работники, попросился ночевать у старика. А тот его накормил и говорит: «Ты молодой, возьми от меня колдовство, будешь барином жить». Дед говорит: «Я боюсь». Но потом старик рассказал, как всех портить, чтобы все тебя боялись, все слова ему сказал. «Теперь, – говорит, – иди на гумно, влезай в дверь, и будет все хорошо. А не сделаешь, ты меня погубишь». Дед пошел, открыл ворота, а там свинья страшная, пламень изо рта. Страшно ему стало, и не стал он входить, пошел оттуда. Пришел, а колдун‑то стонет, криком кричит, ругается. Дед мой так и ушел (Новгородская обл., Черепанова 1996,80–81).

***

В другом случае опытный колдун предлагает ученику прийти ночью на перекресток, сесть на перевернутую икону и ждать, когда придет черт. При виде собаки с разинутой пастью, в которую обернулся черт, новичок помянул имя Божие. Нечистая сила сразу исчезла, но колдун не стал учить такого человека.

Колдовство можно получить по наследству от умирающего колдуна. Ведь колдун, когда умирает, должен перед смертью передать другому свое знание и власть над нечистой силой, которая находится у него в подчинении. Часто он передает колдовство вместе с какой‑либо вещью – платком или веником, чтобы тог, кому передают, ничего не заподозрил. Таким образом невольно получить чародейское знание может ничего не подозревающий человек, к которому переходят и все черти, находившиеся в услужении у прежнего колдуна. Такой человек становится невольным колдуном, который колдует, потому что черти, перешедшие к нему в услужение, требуют от него работы. А если он не дает им работы, они начинают мучить самого колдуна. Поэтому такой невольный колдун, чтобы не вредить людям, насылает порчу на лес, на растения, на деревья. Иногда в лесу можно видеть деревья с наростами, с дуплами или совсем кривые и согнутые. Это результат деятельности таких невольных колдунов.


 

«Собирались на игрища, да пляски и на все бесовские песни». Миниатюра из Радзивилловской летописи.

 

***

Шли однажды старушки Богу молиться. Вдруг догоняет их женщина, плачет, убивается: «Избавьте, – говорит, – от недобрых. Совсем замучили, просят: работай, вреди людям». А она раньше‑то не умела колдовать, а сейчас умеет. Но людям ей вредить не хочется, жалеет она людей. <…> Эта женщина колдуньей раньше не была. Чертей‑то ей передали. И вот как это было. В одной деревне жил один дед со снохой. Про него говорили, что он колдун. Сам он тяжело хворал. И вот уж смерть подходит. Лежит он на постели, а перед смертью‑то всегда пить хочется. Вот и просит он у снохи попить. А она боится, не подходит к нему, знает, что он колдун. Он просит, а она стоит около двери и не подходит. А в это время мимо дома шла женщина. Услышала старика и в дом‑то вошла. Она спросила у снохи (та у двери стояла): «Что воды‑то ему не дашь?» А она сказала: «Да ну его». Ну, женщина налила в кружку и подала ему. А он взял кружку, поднес ко рту, а пить‑то не стал. Только в руку чертей себе всех собрал да со стаканом‑то ей передал. Вот с тех пор ее мучают они. Ей хоть чашку‑то от старика не надо было брать, тогда бы она не'взяла чертей (Нижегородская обл., Корепова 2007, 263).

***

Если человек получил колдовское знание помимо своего желания, его можно избавить от этой доли – отмолить в монастырях. Для добровольных колдунов путей к отступлению не существует, и они вынуждены помимо своей воли всю жизнь находиться во власти мучающих их бесов.

По внешнему виду колдуна не всегда можно отличить от обычных людей. Часто они обладают какими‑нибудь физическими недостатками – они горбатые, кривые, слепые, хромые, имеют одну левую руку. Колдуном становится ребенок, родившийся в «сорочке» или с двумя рядами зубов. Колдуном может быть только человек, у которого целы все зубы, – колдун, V которого начали выпадать зубы, теряет свою магическую силу. Поскольку, по славянским верованиям, жизненная сила заключается не только в зубах, но и в ногтях, колдун не должен стричь ногти. Все колдуны – оборотни, они способны превращаться в различных животных, чаще всего в коня, волка или мотылька.

Чаще всего колдовские способности приписывают людям определенных профессий: пастухам, кузнецам, мельникам, пасечникам, охотникам, музыкантам. То есть тем, кто обладает ремеслом, требующим специального знания, недоступного обычному человеку.

Сила колдуна заключается в том, что у него в услужении находятся черти, переданные ему дьяволом при оформлении договора. Помощники колдуна имеют вид маленьких человечков в синих или красных рубашках и шапках и носят названия: шутыки, кузутики, работники, сотрудники, красные шапочки, шишки. По условиям договора колдун должен все время занимать их работой, преимущественно направленной во вред человеку. Если такой работы нет, колдун посылает своих помощников совершать бессмысленную, но трудоемкую работу, лишь бы занять их на какое‑то время. По его приказанию черти вьют из песка веревки, пересчитывают хвою в еловом лесу, собирают рассыпанный мак, носят воду решетом, взвешивают дым, ломают деревья. Если колдун не будет загружать работой своих помощников, они будут мучить его и даже могут довести до смерти. Часто считается, что колдун неволен в своих действиях и вынужден вредить людям даже помимо своей воли, поскольку находящиеся в его услужении черти требуют от него работы.

***

На горе жила старушка Зубкова. Черти у нее работали. Она пойдет за дровами. Вязанка дров – не унести, а она несет. Они ей помогают во всем. Черти просили у нее работы. Один раз она ушла из дома, а они все в доме перевернули вверх ногами. Это им не хватило работы, и они поработали. И потом стали ей вредить. А перед смертью их нужно кому‑нибудь передавать. Но их не каждый примет. Но чего‑то у нее было колдовское. Соседи замечали, что с ней что‑то неладно: разговаривала сама с собой, но на самом деле с ними. Их никто не видит, а она видит. Замучили они ее, умерла она (Нижегородская обл., Корепова 2007, 224).

***

Чаще всего колдун занимается тем, что портит людей, насылая на них несчастья, болезни и смерть. Порчу он насылает разными способами. Например, он может пускать порчу по ветру – бросать по ветру песок, щетину, шерсть, сухие листья, спутанные волосы. А иногда может просто пустить по ветру недобрые слова на чье‑либо имя. Попав на человека с таким именем, они вызывают его болезнь и смерть. Напускание порчи по ветру называется вётренку посылать.

***

Витренку посылают, по ветру пускают колдуны, зубы болят или чего другое, так ходят за заговором. Витренка, она пойдет по нутру, если вовремя не захватят. Врачи ни один не могут вылечить, только отговор. И задохнется человек, бывает, а то прорывается внутрь, человек умирает. От этого отговор только и помогает. Которые витренку ту напускают, с одного имени сговаривают, а на другое наговаривают. Она по ветру и летит. Где вот она летит, не найдет такого имени – направо упадет и выжжет круг. Ты вот встанешь на этом круге – она на тебя сядет (Нижегородская обл., Корепова 2007, 231).

***

Колдун может передать порчу вместе с едой или питьем, наговорив на них вредоносные слова или бросив туда колдовское зелье. Выпив или съев это, человек вскоре умирал. В другом случае колдуй, замышляющий зло против кого‑либо, идет в поле и начинает заламывать стебли, приговаривая: «Всякая болезнь, приступи до врага моего, и до детей, и до дому, беда случись».

Колдунов часто еще называют хомутниками, потому что они могут «надеть хомут» человеку или животному. А в других местах их называют килятниками, потому что могут «пустить килу». «Хомут» и «кила» – одно и то же, это разновидность порчи. Это очень болезненная опухоль, чирей или опоясывающий красный рубец на теле, действительно напоминающий по форме хомут. Тот, на кого «надели хомут» или «пустили килу», испытывает внезапную острую боль, у него невероятно быстро распухает рука, нога или другая часть тела. Человек или животное быстро слабеет и умирает. Излечить болезнь, или, как говорят в народе, «снять хомут», может или сам колдун, или опытный знахарь с помощью специальных заговоров. Врачи с такой болезнью ничего сделать не могут, и никакие лекарства не помогают.

***

Ой, кила. Это не то что одна кила. Это несколько кил. Такие были колдуны раньше! Если, например, вы на меня злые, пустите килу, эти килы тебя облепят, неизлечимы врачами. И пойдешь в сырую могилу. Страшное дело!

Опускали килы и камчуги, это вот такие шишки, что нарвет и в гроб загонит. А кила тоже такой будет воспалительный процесс. Такая шишка, эту шишку прорвет, оттуда кровь и гной, и будут приступы, адские боли. Да мою двоюродную‑то сестричку, Иринушку, испортила соседка. Насадила кил и камчугов по ветру. И в семнадцать лет вогнала в сырую землю. А кила еще покруче камчуга. А вообще, страшная боль. А лечат те же знахарки. Соседка была, <…> Матрена Кирильевна, у нас так корову испортила! Корова тоже была, по двадцать пять литров доила, доить совсем не стала и ревет, день и ночь ревет. И высохла вся. И ветврач сказал: «Испорчена старухой, никто не вылечит, колите, а то околеет». Закололи. Сушат и скотину, и людей. А вот по ветру пускают, по зорям. Или по вечерней зоре, или по утренней зоре. По ветру пускают, и ветер поймает в любую минуту. <…> На определенного человека килы‑те пускают. А если не на определенного человека, то они даже к ограде прививаются, к полу, к березе, вот такой шишкой, как пена. А эту пену‑то так и не вылечишь, умирать будешь… (Нижегородская обл., Корепова 2007, 228)

***

Раньше без колдуна у русских не обходилась ни одна свадьба. Колдуна приглашали на свадьбу, потому что боялись, что он навредит молодым, и надеялись, что он защитит свадьбу от других колдунов. Поэтому колдун часто исполнял почетную роль старшего дружки и в некоторых областях России назывался бережным. Колдун, обиженный за то, что его не позвали дружкой, мог испортить свадьбу – остановить свадебный поезд, наслать на молодых болезнь или обернуть свадьбу волками. Мог он и зло «подшутить»: поссорить жениха и невесту, разогнать гостей со свадьбы, заставить коней свадебного поезда распрячься и разбежаться в разные стороны. Но если у него попросить прошения и хорошо угостить, колдун исправляет положение.

***

Дело было в Шеметово. Был там Евлентий Матвеев… Все про него говорили: очень плохой старик, и хомуты всем надевал, свадьбы портил. Помню, здоровый такой старик, лысый. И вот мне мать рассказывала. В Шеметово один женился. А венчаться ездили в другое село. Все собрали, коней запрягли, гостей назвали – все по‑хорошему. Собратись, а Матвеева не пригласили. И пожалуйста. Обвенчатись, все но согласию. Вернулись, за столы садятся, а невеста сдурела – он чего‑то наделал, дед. Невеста кричит: «Не хочу! Не пойду!» Что делать? Все поняли – это Евлентий. К нему поехали. – «А вот вы меня не пригласили». Его позвали, он поладил, свадьбу отыграли. И стали жить. А был и дружка у молодых, но ничего немог сделать, Евлентий, видно, сильнее был (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987,198–199).

***

 

В.М. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875 г.

 

У колдунов есть своя внутренняя иерархия в зависимости от их магической силы и возможностей. Сильные, пли, как их еще называют, крепкие, колдуны обладают неограниченными способностями и могут как делать зло, так и исправлять содеянное. Слабые колдуны сильны в лишь в отдельных сферах колдовства. Например, могут приворожить парня к девушке или насылать порчу на скотину и не способны исправлять причиненное зло. Если на свадьбе роль дружки исполнял хороший, сильный колдун, муж с женой будут жить счастливо и в согласии, в противном случае брак будет неудачным.

Часто рассказывают о соперничестве двух колдунов (или ведьмы и колдуна) на свадьбе.

Чтобы испортить свадьбу, в дом является пришлый, чужой колдун (или ведьма), который совершает различные зловредные действия (например, подкладывает молодым под ноги мусор, останавливает коней и т. п.). Пришлый колдун куражится, считая, что никто не сможет ему перечить. Но, как правило, колдун, охраняющий молодых, на деле показывает, что он сильнее пришлого, и заставляет того признать свое поражение. Например, сильный колдун может продержать своего соперника неподвижным в течение всего свадебного обеда, заставить стоять на коленях или на одной ноге, без конца подметать пол или при всех снять штаны.

***

Вот, говорят, двух колдунов на свадьбу пригласили, а они между собой поссорились. Один знает много, другой говорит: «Я больше». Один другому говорит: «Я сейчас устрою над тобой. Ну‑ка рюмочку выпей». – «Давай». Тот не трус, не боится. Выпил все зубы до единого выпали. Он их положил на стол. «Ну, – говорит, – теперь ты от меня выпей». Тот рюмку только выпил, как раз его к окну и к потолку ногами подвесило. Подвесило к потолку ногами, вот он лягается и кричит: «Мне тяжело, сними меня, я не могу больше». А тот говорит: «Наперво зубы вставь, а потом сниму я тебя». Тот, подвешенный к потолку, говорит: «Наливайте рюмку». Рюмку ему наверх подали, наговорил он какие‑то слова и говорит: «На, пей. Положи туда зубы и пей». Зубы встали на место. Другой говорит: «Сейчас я тебя сниму». Тоже рюмку подали, и он очутился за столом (Архангельская обл., Черепанова 1996, 86–87).

***

Колдун ворожит, гадает, предсказывает будущее. С помощью находящихся в его услужении чертей он может указать человеку на вора, укравшего ту или иную вещь. Иногда, чтобы погубить человеческую душу, черти советуют колдуну возвести напраслину на неповинного человека, обвинив его в воровстве.

***

В Андронове‑то колдовали. Это рассказывал дедушка. Вот его отец взял какую‑то вещь из дому и продал, пропил. А у них была невестка, так он все свалил на невестку, мол, это все она. А мать и поехала к колдуну разгадывать и взяла с собой маленького мальчика. Ну, приехали к колдуну. А мальчик незаметно на печку влез, может, Бог того хотел. Ну, колдун‑то выгнал всех на улицу, а мальчик‑то и остался на печке. Открыл колдун подвал и кричит: «Ты и ты, поди сюда! Ну, что мне сказать, кто это сделал?» А из подвала отвечают, что, мол, все продано и пропито хозяином, а ты скажи на невестку, она повесится, нам свадьба будет. А мальчик лежит и все слушает. Закрыл он подвал, позвал мать, она ему денег дала испрашивает, на кого, мол, думаете. Он говорит: невестка украла. Мальчик слез с печки и пошел. Мать домой приехала, отцу не сказала, а сказала своему сыну, на жену которого думали: так, мол, и так, она украла. А мальчик‑то говорит: «Нет, дядя Вася, бабушка врет». Тут он и рассказал все. Невестка‑то сказала, что, если бы не оправдали, она бы повесилась, а чертям только того и надо. Вот на что черту это нужно, ему душа нужна (Новгородская обл., Черепанова 1996, 77).

***

Колдун может приворожить парня и девушку, то есть сделать так, что они полюбят друг друга даже против своей воли. Но он может отворожить друг от друга мужа и жену, или, как это еще называют, «кинуть остуду». То есть сделать так, что супруги перестанут любить друг друга, начнут ссориться и разойдутся.

Любимое развлечение колдуна – «морочить» людей. Помимо воли человека заставляет совершать его различные действия, например часами ходить по кругу или сидеть у плетня. Колдун может «отводить глаза», то есть заставляет увидеть то, чего нет в действительности. Например, заставляет поверить, что он пролезает внутри бревна или внутри стены или что горит воз с сеном и пр. Может колдун показываться одновременно в двух разных местах.

Колдун губит посевы, отнимает урожай с чужих полей и вредит их хозяевам с помощью заломов и пережимов. Залом, или, как его еще называли, закрутка, – это пучок колосьев, надломленных на корню, закрученных в узел и прижатых колосьями к земле или просто спутанных между собой. Такой залом не просто уменьшает урожай хлеба, но и опасен хозяевам поля – они могли тяжело заболеть и даже умереть. Если во время жатвы жнец, не заметив залома, случайно заденет спутанные колосья, то у него может отняться рука, его может разбить паралич или же он умерст на месте. Пережпн – сжатая с такой же вредоносной целью узкая полоска колосьев в поле. В результате чего хозяин поля лишается большей части своего урожая, который переходит к колдуну или ведьме, сделавшим такой пережим.

***

Колдуны и скотину травят, и людей. Колдуны были, выходили на поле, где яровые, ржаное поле, делали заломы. На каждой полосе ржи один колос заламывали. Кто увидит его – залом, так борону на него кидали и огнем зажигали. Так вот, кто сделал, прибежит туда. Заломы лучше не трогать. Если ты не заметишь, сожнешь, то тебя заломит, руки, ноги перекорежит (Новгородская обл., Черепанова 1996, 83).

***

Колдун повелевает всеми животными и насекомыми, особенно змеями, с которыми может делать все, что захочет, – брать их голыми руками, накручивать на колышек. Он может собрать всех змей округи в одном месте или наказать змею за то, что она укусила человека или скотину, заставляет змей сторожить дом. Он может за нанесенную обиду напустить змей на луг или поле обидчика или наводнить ими всю деревню, но после того, как у него попросят прощения, заставляет змей покинуть это место. За обиду он может напустить на дом обидчика тараканов, клопов и других вредных насекомых, а также увести их, когда его об этом попросят. Колдун может напустить на дом кикимору, подложив туда какую‑нибудь вещь (например, клок волос), после чего в доме становится неспокойно.

Узнать, является ли данный человек колдуном, довольно легко. Если он придет к кому‑либо в дом, нужно незаметно от него воткнуть иголку, нож или ножницы в стол с нижней стороны столешницы или в стену между бревен. Можно еще поставить ухват и кочергу не так, как они обычно стоят, а наоборот: ухват – рогами кверху, а кочергу – кверху загнутой частью. Тогда колдун не сможет уйти из дома, пока не вынут иголку и не перевернут ухват с кочергой.

***

«Идет колдун по деревне. А мой брат да давай скорей ножи в сучки вкалывать и ухваты – опрокидывать и стал читать задом наперед молитву. Колдун и давай беситься:

«Ой, Тимошенька, отпусти меня». – «Иди, я тебя не держу». А он не может. И встанет, и сядет. Брат говорит нам: «Вы не бойтесь». Чтобы колдун убежал, брат стал читать молитву прямо. Он как побежал, как побежал, только пятки сверкают. Мой отец тоже проверял, молодой еще был. Рассказывал: «Пришел один старик, а я возьми да и нож воткни. А старик просить стал: «Хватит тебе хулиганить». – «А я ничего», – отвечаю. «Ну, пусти меня домой», – так и просился, пока я нож не убрал. Больше в дом он к нам не заходил. За воротами разговаривал, боялся» (Нижегородская обл., Корепова 2007, 270).

***

От колдунов существует много оберегов – специальных магических средств защиты от нечистой силы. При встрече с колдуном нельзя смотреть ему в глаза, а нужно сложить кукиш. Охраняют от колдуна и специальные заговоры, а также трава одолень (под которой часто понимают валериану). Лишить колдуна магической силы можно, если бить его до крови, или сбрить ему бороду, или выбить зубы. По другим поверьям, колдуна можно обезвредить, если ударить наотмашь левой рукой. Считалось, что колдуна можно убить медной пуговицей или пулей, сделанной из медного креста. Обезвредить колдуна можно, если бить осиновым поленом его тень.

Смерть колдуна тяжела и мучительна. Чтобы облегчить его агонию, в потолке или крыше выламывали доску – тогда душа быстрее и легче покинет тело. Он не может умереть, не передав своего знания и подвластной ему нечистой силы другому человеку. Если не находится добровольца, готового принять у умирающего его магическую силу, колдун находится в состоянии агонии очень долго – иногда до трех лег. В тело умершего колдуна залезают черти. Это можно увидеть, если ночью забраться на печку и смотреть через дырку в доске от выпавшего сучка, через хомут пли через дырку, проделанную в новом горшке.

***

Мне дед рассказывал. Умирал один старик, который умел колдовать, так говорит сыну: «Когда ты меня похоронишь, ночуй на кладбище. Возьмешь скатерть, которую освящали на Пасху, свечку, которую освящают на Сретенье, зажжешь эту свечку и будешь читать псалтырь. Что бы ни случилось, ни во что не вмешивайся, только читай псалтырь». Сын так и сделал. Сидит он ночью около могилы, вдруг пришли черти и стали раскапывать могилу колдуна. Раскопали, залезли в могилу, вытряхнули из кожи кости, а кожу выбросили наверх. А сын сидит, читает псалтырь. Черти вылезли из могилы, закопали ее, стали искать кожу колдуна – а найти не могут, не видят ее.

Они же залезают в кожу колдунов, ходят по ночам и вредят людям. Тут запели петухи, и чертей не стало. Сын взял кожу отца и пошел домой. Снится ему отец и говорит: «Похоронишь мою кожу второй раз. Тогда я уже не буду ходить и вредить людям». Сын так и сделал, и колдун никогда не выходил из могилы (Максимов 1, 125).

***

Смерть и похороны колдуна сопровождаются бурей, вихрем, непогодой. Считается, что это нечистая сила прилетает за душой колдуна.

Из умерших колдунов и колдуний получаются упыри и упырицы. Это разновидность ходячих покойников, которые встают по ночам из могил и грызут людей, преследуют их, пьют кровь, изводят скот и вообще делают разные пакости. Упырями у восточных славян называются вампиры. Слово «вампир» вообще неизвестно в русской народной традиции, оно употребляется у западных и южных славян. А слово «упырь» встречается, но не очень часто – оно больше характерно для украинской мифологии. Русские таких опасных покойников из колдунов чаще всего называют еретиками (или еретниками), а из колдуний и ведьм – еретицами. Особенно опасны они ночью до пения петухов. Они наделены длинными острыми зубами, способными перекусывать сталь. Еще они могут стремительно бегать – наравне с мчащейся лошадью. Иногда они бегут, не разжимая сложенных на груди крестом рук – как их складывают покойнику в гробу.

***

Раньше, говорят, худо от еретиков было, сохрани Бог, как худо. Давно это было… После того как Христос по земле прошел, еретикам ход усекло, вся нечисть разбежалась. А то было время: только солнце за лес село – не оставайся один на улице: беда! Да и в избу ползут. <…>

Этак один раз мужик не поспел днем домой попасть. Идет по лесу, глядь – а из‑за сосен еретик‑то и выглядывает. Вот он скорее на сосну да к самой вершине… А еретик под сосну: не лезет, а ухватился да зубами подгрызает – только зубы щелкают, только щепки летят… Сидит мужичок на сосне, на самой вершине, да молитвы читает, всех святых перебирает, а еретик грызет сосну – только щепы летят. Долго мужик сидел на сосне, долго плакал и молился, а еретик не уходил, все сосну подгрызал. Уж сосна закачалась – не толсто, стало быть, грызть оставалось… Запел петух где‑то – и еретик убежал или сквозь землю прошел. А мужик уж утром слез с сосны. Вот какое тогда времечко было! (Архангельская обл., Едемский 1908, 214).

***

Чтобы умерший колдун после смерти не стал еретиком, его хоронят, соблюдая меры предосторожности, чтобы после смерти он не вредил людям, для этого тело выносят из дома головой вперед, переворачивают в гробу и подрезают пятки и подколенные жилы. Если подозревают, что какой‑то умерший колдун «ходит», его могилу разрывают и поворачивают тело лицом вниз. В могилу забивают осиновый кол, а саму могилу и вокруг дома колдуна обсыпают освященным маком.

 

ВЕДЬМА

 

 

 

Колдунья. Из лубочной книги XIX в.

 

Какое главное событие в деревенской жизни? Вечёрки. Это что‑то вроде деревенского молодежного клуба. На вечёрки собирается вся молодежь деревни. Устраиваются они по вечерам, поэтому и называются вечёрками. Летом – под открытым небом, где‑нибудь у околицы. Зимой – в избе, снятой у какой‑нибудь старушки. Ведь ни кино, ни дискотек раньше в деревне не было. Хочешь веселиться и развлекаться – весели и развлекай себя сам. Зато и весело на вечёрках! Чего только не придумают – играют в жмурки, в прятки, в лапту, танцуют до упаду под гармонь, песни ноют – аж стены дрожат, летом хороводы водят из конца в конец деревни. Девушки приходят в лучших нарядах. Парни приносят на вечёрки пряников, конфет, орешков каленых, угощают девушек, присматривают себе невест.

На вечёрках время летит незаметно. Уже ночь на дворе, надо расходиться. Вот и припозднился один парень, возвращаясь с вечёрок, – девушку до дому провожал на другой конец деревни. Идет к себе в самом романтическом настроении, песню под нос напевает. Деревенская улица пуста, в домах огни уже погашены. Лишь луна дорогу освещает. Вдруг откуда ни возьмись – огромная черная кошка бросилась ему под ноги. Он думал – чья‑то кошка приблудилась. Отодвинул ее. Она отбежала – и снова ему под ноги. Не дает идти, просто с ног сбивает. Парень ничего понять не может, кое‑как от нее отбивается. Потом видит, что она не отстает, да еще норовит сзади забежать и на плечи ему прыгнуть. Он прибавил ходу и быстрей домой, дверь закрыл, отдышался. А утром рассказал бабушке, как за ним ночью какая‑то странная кошка гналась. Бабушка быстро поняла, что тут дело нечисто. И говорит ему: «Пойдешь следующий раз на вечёрки, запасись хорошей палкой. Когда будешь возвращаться, не теряйся – привяжется к тебе эта кошка, размахнись да наотмашь ее и ударь посильнее. Только помни – бей один раз, но наотмашь. Потому что это не кошка – это ведьма в виде кошки на тебя набросилась. А ведьму наотмашь бьют, иначе от нее не отвяжешься».

Пошел парень опять на вечёрки, но бабушкины слова не забыл – прихватил крепкую палку. Проводил свою девушку, возвращается домой.

И снова у нему черная кошка бросается да все старается сзади на спину прыгнуть. Исхитрился парень и наотмашь эту кошку со всего размаху и ударил. Попал по левой передней лапе. Взвизгнула кошка от боли и, поджав лапу, скрылась в ближайшей подворотне. Пришел парень домой. Бабушка его ждет, не спит. Рассказал ей внук, как ударил кошку, как попал по левой передней лапе. Бабушка только головой кивнула: «Молодец. Иди теперь спать». На следующий день пошла бабушка по делам, а в деревне только и рассказов, что ее соседка по прозвищу Василисиха неизвестно как ночью левую руку искалечила. Лежит дома с перебитой рукой, стонет от боли. Смекнула тут бабушка, в чем дело, возвратилась домой, сказала внуку: «Эта кошка, которая на тебя бросалась, не кошка, а наша соседка Василисиха. Недаром про нее молва идет, что она ведьма. Ведьма и есть. Теперь мы это проверили. Видно, не понравилось ей, что ты не за ее дочерью ухаживаешь, а за той девушкой с другого конца деревни. Вот она и решила тебе напакостить. А теперь не бойся. Теперь она тебе ничего не сделает». И правда, с тех пор Василисиха стала тише воды, ниже травы. И больше на этого парня не нападала, а кошкой не оборачивалась.

Ведьма, как и колдун, обладает колдовским знанием и использует его во вред людям и на пользу себе. Представление о ведьме очень древнее и сложилось у славян задолго до принятия христианства. Само слово ведьма означает «та, что обладает ведовством, знанием» и происходит от славянского глагола ведать – «знать». Ведовством на Руси называлось любое тайное магическое знание, независимо от того, использовалось ли оно для излечения болезней или для наведения порчи. В разных местах ведьму называют вештицей, волшебницей, колдуньей, чаровницей. Ведьмы – обычные на вид женщины. Некоторые говорят, что у каждой ведьмы есть небольшой хвостик.

Магическая сила и демонические свойства ведьмы могут быть врожденными – доставшимися ей от рождения – и приобретенными в результате обучения и договора со злым духом. В зависимости от способа приобретения знаний ведьмы делятся на «рожденных» и «ученых». «Рожденная» ведьма знает больше и может творить и плохое и хорошее, а «ученая» делает только зло и не может исправить вред, причиненный ею же самой. «Рожденными» считались ведьмы, родившиеся от матери‑ведьмы.

«Обученные» ведьмы – это женщины, которые добровольно поступили в обучение к ведьме, отреклись от Христа и совершили кощунство. Например, сняли с себя крест и положили его в башмак под пятку или проткнули хлеб ножом. Эти и подобные им действия совершаются обычно на берегу реки, около водяных мельниц или на перекрестках дорог. При этом нужно трижды прочитать «Отче наш» наоборот, от конца к началу. В услужение к ведьме поступает черт, с которой он заключает договор. Цена этого договора – душа ведьмы, которая достается черту после ее смерти. Ведьмой невольно становится женщина, по неведенью принявшая колдовское знание от умирающей ведьмы. Например, если она приняла из рук умирающей ведьмы какой‑либо предмет (веник или клубок), на который были нашептаны знания.

Любимое занятие ведьмы – оборотничество. Она может превращаться в любое существо и в любой предмет. При желании она может становиться невидимой. Охотнее всего ведьмы оборачиваются кошками, собаками, свиньями, зайцами, а чаще всего большими жабами, из птиц – воронами, совами или сороками. Согласно русской легенде, когда при Иване Грозном сжигали женщин, заподозренных в колдовстве, две из них вылетели в трубу сороками, и их пытался заклясть сам царь. По свидетельству историка Татищева, в 1714 г. одну женщину приговорили к смерти за колдовство и за то, что она оборачивалась сорокой. Ведьма любит оборачиваться и различными предметами – колесом, клубком ниток, стогом сена, палкой, корзинкой. И в таком виде пугает людей.

***

Говорили, что в деревне есть ведьма, а никто ее не видел. Один парень дружил с одною девушкой, ну ходил к ней поздними вечерами на свиданье. Идет оттуда в два часа ночи: катится навстречу колесо. Большое такое, прямо ему под ноги. Он взял то колесо, как дал по нему топором, колесо покатилось домой к соседям. Он пришел домой, а у соседки все пальцы перебиты. Была соседка и сделалась колесом. Это такая была в деревне ведьма. Просто старуха волосы распустит, сорочку длинную белую наденет и встречается на дороге – если ночью кто ходит. Пугала, пугала, чтоб ночью не ходили.

Коров ходила доить, чтоб не мешали ей. Вот если корова у кого ночует в загороде, не в сарае, а просто во дворе – хозяин заснет, а она возьмет ведро, пойдет ее ночью подоит (Новгородская обл., Традиционный фольклор, 334).

***

Ведьмы бывают наиболее активными в полнолуние, в грозовые ночи, а также накануне больших праздников, особенно накануне Ивана Купалы – так в народе называется праздник Рождества Иоанна Крестителя (24.06/7.07). Еще он называется Иван Ведьмарский или Ведьмин Иван из‑за того, что именно в этот день ведьмы были очень опасны для окружающих. Наибольшая деятельность ведьм падала также на Юрьев день (23.04/6.05), Петров день (день апостолов Петра и Павла – 29.06/12.07), Троицу, Рождество. В пределах суток самыми опасными представлялись ночь и особенно полночь, которая считалась «самым ведьмарским временем», реже – полдень и время перед восходом солнца.

 

Н.К. Рерих. Ведунья. 1916 г.

 

Главная вредоносная деятельность ведьмы – порча скота и отнимание молока у чужих коров. Совершает она это разными способами. Например, рано утром, еще на рассвете, в Петров день она залезает куда‑нибудь повыше – на копну сена или на крышу и начинает громко кликать – перечислять по имени всех коров, имеющихся в деревне. После этого корова ведьмы начинает давать очень много жирного молока. Зато коровы соседей теряли молоко, пли же оно становилось водянистым и больше не содержало сливок. Такой способ называется заклинивать молоко, а сама ведьма называется закликухой.

***

А закликухи, они просто женщины были. В нашей деревне одна такая была, я помню, я еще маленькая была. Вот на Петров день она выходит, она и кликает, коровушек всяких называет. Вот все бывало, говорили, что не называйте коров Воскресёха, Понядёха, Вторёха. [Коров часто называют по дню недели, в который они родились. Если корова родилась в воскресенье, ее называют Воскресёха, во вторник – Вторёха.] Вот она так их рано и кликает. Закликивает молоко. Молоко отнимает. <…> Рано‑рано, до рассвета утром, она все кричит. <…> На Петров день надо во дворе семя, которое сеют, ну, лен. И вот его около порога надо посыпать крест‑накрест. И никакая закликуха ничего не возьмет. В хлеве вот так: дверь откроешь и сразу вот так в хлеве и около хлева и потруси это семя. На ночь, как коровушку загонишь. И поленом осиновым дверь подпирают <…> (Новгородская обл., Традиционный фольклор, 335).

***

Для отбирания молока у чужих коров ведьма использует и другие приемы: перекатывается по росе на Ивана Купалу до восхода солнца, бьет розгами по траве. Ведьма может отобрать молоко у чужой коровы, попросив что‑нибудь у хозяев этой коровы – кусок хлеба, соли, ниток, чего угодно. Тогда молоко с этой вещыо перейдет ведьме. Особенно опасно давать что‑нибудь чужим людям в день отела и при первом выгоне скота весной – тогда у коровы молока точно не будет.

***

Лично у меня корову испортили. Мы выгнали корову, я вывела ее на веревке. А одна женщина говорит: «Дай мне веревку‑то. У тебя хорошо корова ходит, а у меня, боюсь, не убежала бы». Я отдала спроста, и у коровы отнялось молоко. Корова не стала домой ходить. Мычит и в поле, и дома, и кричит, и кричит. Пошли тоже к старушке одной. Она и говорит: «Ты с веревкой отдала молоко свое» (Нижегородская обл., Корепова 2007, 237).

***

Молоко, сметану, зерно, деньги ведьме могут приносить помощники – ужи, жабы или мелкие демоны коловерти, похожие на грязных зайцев или кошек с большим зобом. Эти помощники забираются в чужие погреба и хлева и там выпивают сметану, съедают творог, высасывают молоко, а вернувшись к хозяйке, срыгивают набранную пищу в приготовленные ведьмой сосуды. Добро и богатство ведьмам и колдунам таскает из чужих домов летающий змей. Он прилетает по ночам к ведьме и приносит ей то, что она просит.

***

Мама говорила, гостила у подружки. [Рассказывала: ] Прихожу спать в клетушку. <…> В клетушке много горшков наставлено, больших, глиняных, и в каждый горшок влито по две ложки молока и не прикрыто. А мама говорила, на ночь нельзя открытую еду оставлять – черти едят, домовые обедают. Плохие они, после них нельзя есть, заболеешь. Ну вот, а мама подружки была колдунья. Мама моя этого не знала. Но она удивилась, она взяла соломки с крыши натаскала, и покрыла все горшочки, и говорит: «Господи, благослови», и легла спать. Часов в двенадцать как зашумело под окном, затемнело и как что‑то вылилось, опять просвистело, как змея, которая молоко у чужих коров доит и колдунам носит. Она у них на службе. После этого мама встала, а пол весь молоком залит. Змея молоко ей принесла, а горшки‑то закрыты, вот она и пролила его (Новгородская обл., Черепанова 2007,83–84).

***

Ведьма любит отбирать у других не только молоко, но и урожай с чужих полей. Для этого она вытягивает из хлебных колосьев «спор», «спорину» – жизненную силу, заключенную в хлебе, то, что делает хлеб сытным. Если хлеб «спорый», можно насытиться даже маленьким кусочком. А если хлеб пустой, сколько ни съешь, все равно будешь голодным. Чтобы отобрать спорину у хлеба, ведьма в ночь на Ивана Купалу идет на чужое поле и делает на нем залом или выстригает на нем узкую полоску колосьев – пережин, а собранные пучки колосьев забирает себе. Из‑за этого ведьму в некоторых областях России называют пережинщицей, или стригой, потому что она стрижет колосья. Три колоса, сжатые на чужом поле, ведьма вешает у себя в амбаре, чтобы зерно от соседей перетекало к ней. С этими колосьями ведьма забирает себе урожайность хлеба со всего поля. С такого поля намолот будет маленьким, а хлеб – пустым и несытным. Говорят, что ведьма, совершая пережин, ходит по полю вверх ногами или ездит на кочерге, ухвате или помеле, а перед выходом из дома переворачивает вверх ногами все иконы в доме.

 

Ведьма. Из лубочной книги XIX в.

 

***

В поле, где рожь растет, иногда появляются дорожки – как будто колоски сострижены. Это колдуньи были, выряжались во все белое и ночью переходили поле крест‑накрест и состригали верхние колоски. И после этого вся рожь, которую сожнут в первый день, должна была перейти в амбар к этой колдунье‑стрижке. И вот, чтобы зерно к стрижке не перешло, тот, кто начинает жать, сострижет две первые горстки колосьев и положитсверху на скрещенные кисти рук, чтобы зерно не переходило к колдунье. В селе Богородском была такая женщина – пережинаха, или стрига. В определенный день и час, говорят, на Иван‑цветник | Иван Купала], она наряжается в смертное платье (саван надевает), отворяет на этот день клеть и идет в поле. Она идет задом поперек поля, что остается между ногами, то и пережинает, а сусеки заполняются зерном. Говорят, их засыпают черти… (Нижегородская обл., Корепова 2007,244)

***

Об этой деятельности ведьмы повествует русский духовный стих, в котором душа умершей ведьмы кается в своих грехах:

 

От коровушек молочко отдаивала,

Промеж межи полоску прожиновала,

От хлебушка спорынью отымывала.

 

Ведьма портит людей и скот самыми разнообразными способами. Она насылает болезни, пугает и душит людей, расстраивает свадьбы, вносит раздоры в семью. В народной традиции известны многочисленные способы, с помощью которых ведьма насылает порчу на окружающих, отнимает у человека жизненную силу и приводит его в такое состояние, при котором он становится вялым, слабым, апатичным, болезненным, а в тяжелых случаях может и умереть.

Чтобы навредить людям, ведьма, как и колдун, посылает порчу «на ветер» – пускает по ветру клочки шерсти, стружки, щепки, обрывки ниток, пыль, нашептывая при этом вредоносные заговоры. Тог, на кого попадет такой порыв ветра, тяжело заболевает. Одним из наиболее распространенных способов наведения порчи считалось вынимание следа у человека. Для этого ведьма ждала, когда человек ступит на такое место, где его след четко отпечатается на земле. Тогда она незаметно вынимает кусок почвы с отпечатком следа и подкладывает его в чей‑нибудь гроб или кладет в печь, чтобы он там высох. Человек, которому этот след принадлежат, скоро умрет или будет долго сохнуть, как сохнет в печи отпечаток его стопы.

Для наведения порчи ведьма подбрасывает людям в дом или в хлев (чаще всего под столб, на котором держатся ворота, под порог, под печь или в хлев) различные предметы, нашептав на них вредоносный заговор: разбитые, тухлые яйца, пустую скорлупу, змеиную кожу, дохлых животных, кости, запутанные нитки, сломанные иглы, то есть все, что символизирует собой пустоту, смерть и несчастье. После этого в доме начинают болеть и умирать люди, в семье начинаются раздоры и неурядицы. В хлеву, где была положена порча, болеет и переводится скот. Ведьма может испортить человека с помощью сглаза, то есть посмотреть на кого‑либо с недобрыми мыслями – и человек заболеет. Как и колдун, ведьма может «хомут надеть».

***

И вот значит, одна была – портила. Хомуты надевала. <…> Вот она даже по ветру пускает. Ветер дунет внезапно, и ты попадешь под него, только бы на твое имя она вздумала наслать. Значит все! По ветру порчу пустит, ты идешь, на тебя нанесло – все! Было у меня, на отца надевала хомут Феня Полищукова была старуха, портила. Ну, например, надела хомут на живот, так посинеет все и рубец, и потом – смертельно, если не хватишься, то все. А одни наденут, а другие снимают эти хомуты. Тоже шепчут, на масло ладят. Отца глянули: «Ага, хомут!» – Бегут к знахарю ладить. Он изладил, пошептал на масло – легче стало (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 129).

***

Раньше ведьмам приписывалась способность воровать с неба звезды, вызывать град, наводнения, пожары, дожди, моровое поветрие. Древнерусские документы свидетельствуют, что во время эпидемий и стихийных бедствий их причину видели в деятельности ведьм и сжигали женщин, заподозренных в ведовстве. В Уставе князя Владимира о церковных судах была отдельная статья, по которой судили за «ведьмовство и зелейничество» (то есть приготовление волшебных напитков из трав). В первой половине XV в. во время моровой язвы во Пскове сожгли живыми двенадцать женщин, обвиненных в чародействе. Во времена царя Алексея Михайловича некую старицу Олену сожгли в срубе вместе с обнаруженными у нее чародейскими бумагами и кореньями за то, что она портила людей и некоторых учила ведовству. В Тотьме в 1674 г. по сходному обвинению была сожжена женщина Федосья. В 1730 г. сенат издал указ, подтверждающий, что за волшебство закон определяет сожжение, а еще через сорок лет после этого епископ Устюжский доносил правительству о появлении колдунов и волшебников мужского и женского пола, которые портят людей, насылая на них червей.

Один из наиболее известных мотивов в славянских поверьях о ведьмах – их полеты на шабаш. Сборища ведьм бывают накануне больших церковных праздников, обычно перед Пасхой и Воздвиженьем. Начинаются они, когда все люди уснут, и продолжаются до первых петухов. Этот мотив больше характерен для западнославянской мифологии, заимствовавшей этот сюжет из средневековых поверий. Среди восточных славян рассказы о полетах ведьм известны преимущественно у украинцев. В русской традиции они встречаются гораздо реже.

***

У нас солдатик со службы шел. Переночевать зашел к старушке. А она сама‑то летала. Вот солдатик‑то спать лег, но не заснул, а из‑под одеяла выглядывал одним глазом. Вот старуха подошла к печи, горшочек поставила на шесток, руки помочила и фырк! – в трубу. А солдатику интересно. Он возьми да так же и сделай. И в бане очутился! А там старух полно. Хозяйка его увидела и говорит: – А ты зачем здесь? Давай домой! Дали ему коня красивого, быстрого. Солдатик сел на коня – и вмиг очутился в хате. Глядь: а под ним вместо коня помело оказалось! (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 176)

***

Уметь вовремя распознать ведьму – жизненно важно для человека. Поэтому известно множество способов, как это делать. Как и колдуна, ведьму можно «запереть» в доме, в который она придет в гости. Если воткнешь иголку, нож или ножницы в порог или в стол с нижней стороны, ведьма так и не выйдет из дома, пока этот острый предмет не уберешь. Будет сидеть, как привязанная.

***

У нас механиком здесь Миша Димов. Он как‑то ко мне забегает и смеется, значит.

– Данила, ты знаешь у нас Розаниху‑то?

– Знаю. – Старуха.

– Она колдунья.

– Откуда ты знаешь?

– Испытал, – говорит.

– Да чем ее испытать‑то надо?

– А мне, – говорит, – там один старичок: «Вот если кто колдун придет гостить, ты, говорит, возьми ножницы в порог воткни. И он не уйдет, пока эти ножницы не вытащишь». А я, – говорит, – захожу домой, на обед приехал. Ага, Розаниха сидит. А слыхал, что она колдунья‑то. Я, – говорит, – потихоньку у жены там ножницы взял и в порог воткнул. Воткнул и забыл. Уехал опять на работу. Это в четыре часа. Он до шести часов работал. Приезжаю, она, сидит. Жена‑то говорит:

– Старуха‑то сдурела ли, что ли? Одно ревет: «Отпустите меня!» – да и только. А я ее что, привязала, что ли?

Он потом:

– Я, – говорит, – вспомнил: да ведь я ножницы‑то не убрал. Только, – говорит, – их вынул, так она – только задница мелькнула – убежала (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 183).

***

Есть проверенный, но жестокий способ, чтобы распознать ведьму, если она обернулась каким‑нибудь животным – кошкой или жабой, например. Повстречавшись с подозрительной кошкой, жабой или лягушкой, ее стараются искалечить – перебить лапу или выколоть глаз. Если на следующий день окажется, что одна из женщин в селе захромала или окривела, значит, она и есть ведьма.

***

В одной деревне одна бабка жила, она такая старая. Дом у нее стоял далеко от других, ниже от деревни. Говорили люди, что ведьма. Ну вот, раз с танцев шел парень с девушкой, ночь уже, за полночь. Вдруг бежит на них большая свинья, такая здоровая. Девчонка‑то испугалась, а парень и ударь ее пряжкой от ремня прямо в лоб. Ну, испугалась свинья, захрюкала и убежала. На другой день парень‑то в магазине это и рассказал. Вдруг входит туда эта ведьма‑то, а у нее на лбу сияет отпечаток от пряжки (Новгородская обл., Черепанова 1987, 83).

***

Чтобы отогнать от себя ведьму, нужно бить не по ней самой, а по ее тени, потому что ведьма может «отводить глаза» – на самом деле она находится на том месте, где ее тень, а не там, где кажется. Бить ее, как и любую нечистую силу, нужно только один раз и наотмашь, потому что от второго удара любая нечисть приобретает еще большую силу. По другим представлениям, нечистой силе можно наносить много ударов, но при каждом следует говорить: «Раз!» Ведьма будет просить: «Скажи „два"!» Но этого делать не следует, так как она приобретет прежнюю силу и погубит человека.

Ведьма за свои грехи и связь с нечистой силой наказывается тяжелой смертью. Она не может умереть, пока не передаст кому‑нибудь свои знания, или пока не разберут в доме потолок, или не выломают одну доску из крыши. После смерти тело ведьмы распухает так, что не вмещается в гроб, а изо рта или из одежды у нее течет молоко. Хоронить ведьму необходимо вниз лицом. Гроб с ее телом нельзя нести дорогой, а следует двигаться к кладбищу в обход – задворками и огородами. После смерти ведьмы не знают покоя на том свете и выходят из могил вредить людям. Как и колдуны, ведьмы превращаются в нечистых покойников, опасных для человека, – упыриц и еретиц.

 

 

Притча из "Зерцала вельми страшна и ужасна" о девушке, певшей бесовские песни. Гравюра XVII в.

 

 







Date: 2015-10-19; view: 760; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.079 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию