Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игровые методы развития эмпатии
Внешний признак
... Участникам необходимо поздороваться друг с другом (каждый с каждым), при этом увидеть как можно больше внешних изменений в каждом, никого не пропуская. В этом упражнении учитывается только внешний признак (новая кофта, прическа и т. д.).
Это упражнение уместно проводить утром или после достаточного долгого перерыва между занятиями. Оно позволяет участникам сосредоточиться друг на друге и наладить то взаимодействие, которое необходимо для эффективного проведения занятия. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Что нового появилось в облике другого человека (высказывается каждый, продолжает тот, о ком говорили)? • Насколько то, что вы услышали о себе, соответствует вашим собственным впечатлениям? Вслепую
... Группа встает, один участник (доброволец) становится в угол, спиной к остальным. Группа придумывает какой‑либо жест, и все вместе его показывают. (Должно сопровождаться звуком.) Стоящий в углу должен догадаться, что показывает группа.
Ведущему необходимо быть готовым к тому, что группе может быть нелегко прийти к единому мнению – что показывать, каким звуком сопровождать выбранный жест. Особенно необходимо поддержать добровольца, ведь по звуку – «вслепую» – не так‑то просто угадать, какой жест показывает группа. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Сколько звуков вы угадали? • Сложно ли было их угадывать? Где мужчины, а где женщины?
... Один из участников выходит за дверь. В это время все остальные делятся на 2 группы: «мужчин» и «женщин». В каждой из них могут находиться представители обоих полов. Каждой группе нужно будет выбрать движение, которое они будут выполнять все вместе. Группы выполняют свои движения одновременно, а вошедший участник должен определить, где «мужчины», а где «женщины».
В течение этой игры участники должны не только внимательно всматриваться друг в друга, но и увидеть и понять движения, характерные для мужчин и для женщин, посмотреть на себя «со стороны». Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Удалось ли вам определить, где «мужчины», а где «женщины»? • На что вы ориентировались, когда пытались понять, где кто? • Какие характерные движения делали «мужчины», а какие «женщины»? Четыре позиции
... Группа делится пополам (участников должно быть четное количество). Ведущий говорит: «Посмотрите на своих соседей слева и справа, запомните то место, на котором сидите, и тех, кто являются вашими соседями. То положение, которое вы сейчас занимаете, обозначим цифрой 1. На счет 2 все должны поменяться местами, но только не с соседями, и снова постарайтесь запомнить своих соседей». Это будет положение 2, так же находятся положения 3 и 4. Все они должны быть разными. После этого ведущий называет любую из цифр, задача участников – занять соответствующее место.
Это упражнение достаточно сложное для выполнения, поэтому проводить его необходимо в хорошо подготовленной группе после уже проведенного ряда занятий, когда сформировался достаточно высокий уровень групповой сплоченности. Иначе оно станет просто невыполнимым и нарушит динамику развития группы, создаст напряжение, с которым будет сложно справиться. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Какие ощущения вы испытываете после выполнения этого упражнения? • Насколько вам удалось справиться с заданием? • У всех ли получилось занять свое место? • На что вы ориентировались, когда выполняли задание? • Как вы запоминали свое место? Круг
... У участников есть одна минута, чтобы внимательно посмотреть друг на друга. Далее все разворачиваются спиной в круг. После этого одному из участников задается вопрос, например: «Кто сидит пятым слева от тебя?» А затем целый ряд вопросов, например: «Есть ли часы?», «Накрашены ли ногти?» и т. д. Если участник дает неправильный ответ, необходимо повторить вопрос до правильного ответа. В конце упражнения все поворачиваются и ведущий просит еще раз всех посмотреть друг на друга.
Это упражнение уместно проводить утром или после достаточно долгого перерыва между занятиями. Оно позволяет участникам сосредоточиться друг на друге и наладить то взаимодействие, которое необходимо для эффективного проведения занятия. Возможно провести его в конце сбора‑знакомства, что позволит участникам целенаправленно «вглядеться» друг в друга. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Какие ощущения вы испытываете после выполнения этого упражнения? • Насколько вам удалось справиться с заданием? • На что вы ориентировались, когда выполняли задание? Летающие
... Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия летающих животных (птицы, насекомые). Названия повторяются на двух карточках, то есть если у кого‑то есть карточка «стрекоза», то у него обязательно есть пара. Участники читают свои карточки так, чтобы никто больше этого не видел. Задача каждого – найти свою пару. Можно использовать любые невербальные приемы (жесты, мимику и т. д.), но нельзя называть и издавать характерные звуки животного. Когда участники находят свои пары, они остаются рядом, но продолжают молчать. Когда все пары образованы, ведущий проверяет, что получилось. Варианты животных: аист, воробей, дятел, орел, стрекоза, комар, муха, оса и т. д.
Это игра на всматривание, в которой, исключая речь, мы оставляем возможность взаимодействия с использованием только визуального канала восприятия. Это дает возможность диагностики уровня развития визуального канала восприятия и его развития. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Легко ли вам было найти свою пару? • На что вы ориентировались, когда искали свою пару? • Удалось ли вам найти свою пару? • Удалось ли вам изобразить точно именно то животное, которое было нужно? • Какими средствами выражения вы пользовались? Наблюдение за движением
... Ведущий раздает каждому участнику по карточке, на которой написано имя одного из участников группы. Никто, кроме него, не должен знать имени, которое там написано. На счет «раз» участник начинает незаметно наблюдать за тем человеком, чье имя написано на карточке, так, чтобы тот не догадался. При этом, не переставая вести наблюдения, каждый время от времени (только не очень часто) делает два каких‑либо выбранных движения. Например, качает головой, потирает руки и др. Когда ведущий говорит «два» (скажем, через 3 минуты), участникам нужно будет ответить на вопросы, кто наблюдал за ними и какие два движения делал человек, за которым они наблюдали.
Это упражнение достаточно сложно для выполнения, поэтому проводить его необходимо в хорошо подготовленной, уже сплоченной группе. Группе необходимо четко объяснить, что нужно отслеживать: взгляд, позу, чтобы участники могли научиться это не только отслеживать, но и интерпретировать. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Кто наблюдал за вами? • Какие два движения делал человек, за которым вы наблюдали? • Комфортно ли вам было, когда вы чувствовали, что за вами наблюдают? Найди 10 отличий
... Для этого упражнения необходим один доброволец. Он внимательно смотрит на группу: кто в какой позе сидит, на каком стуле и т. д. Затем он выходит за дверь, а ведущий изменяет несколько поз участников, может быть, меняет их местами. Вернувшись в комнату, водящий должен восстановить все по памяти.
Это упражнение позволяет определить, насколько у участников игры, вызвавшихся добровольцами, развита визуальная память. Это упражнение можно проводить несколько раз для развития памяти и сравнивать индивидуальные результаты, которые были достигнуты участниками раньше и есть сейчас. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Удалось ли вам определить, какие изменения произошли в группе? • На что вы ориентировались, когда пытались понять, что изменилось? Покажи глазами
... Один желающий выходит за дверь. В это время группа загадывает 2–3 простых действия, например, взять ручку у одного участника и передать другому. Группа также выбирает человека, который будет показывать вошедшему, что нужно делать, но показывать это он должен только с помощью глаз, без жестов и звуков. Задание считается выполненным, если вошедший правильно выполнил все инструкции.
Это упражнение позволяет развить визуальную сенситивность. Главное условие – «инструкцию» давать только глазами! Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Удалось ли вам выполнить задание? • Что вызывало трудности? Разделитесь по признаку
... Один доброволец выходит за дверь. В это время все остальные делятся на 2 группы по какому‑то одному выбранному признаку (например, у кого‑то есть часы, а у кого‑то нет). Группы рассаживаются так, чтобы вошедший участник мог понять, где группа № 1 и где группа № 2. Его задача – определить признак, по которому они разделились.
Можно выбирать достаточно простые признаки (например, наличие или отсутствие часов, шнурков, сережек и т. д.), а можно выбрать более сложные признаки (например, четко очерченная мочка уха или «приросшая», дугообразные брови или «домиком» и т. д.). Однако стоит помнить о том, что это обязательно должен быть четкий признак, поэтому, например, длина волос или цвет глаз могут не подойти, если только ваша группа четко не делится на две подгруппы. Пусть водящий ведет свои рассуждения вслух – это поможет вам отследить его стратегию наблюдения и повысит динамику проведения упражнения. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Удалось ли вам определить признак? • Какую стратегию вы использовали, чтобы определить этот признак: сравнивали двух человек из разных групп или пытались найти общий признак в участниках одной группы? • Ориентировались ли вы на реакции членов группы на ваши предположения? Рассказ охотника (рыбака)
... Первый участник начинает рассказ охотника (рыбака) и в любой момент может прервать свой рассказ и попросить другого продолжить, и так до последнего участника. Задача ведущего – постараться отслеживать динамику, чтобы рассказ получился интересным. Можно изменить условия, чтобы не сам рассказчик прерывал свой рассказ, а ведущий.
Это упражнение поможет повысить уровень концентрации внимания и поможет участникам вслушиваться и следить за логикой развития рассказа. Оно также благоприятно отразится на групповой сплоченности. Позже этот рассказ можно записать и повесить в вашей комнате для занятий – он будет напоминать о сотрудничестве и совместной творческой деятельности. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Удавалось ли продолжить рассказ в логической последовательности? • Как он менялся в зависимости от автора? • Возникало ли у кого‑нибудь желание продолжить рассказ? Сад‑огород
... Участники сидят в кругу. Ведущий просит всех загадать про себя какой‑нибудь цвет (из радужного спектра). Затем он начинает называть овощи и фрукты, а участники, чей цвет присутствует в названном предмете, встают. Например: «Яблоко» – встают: красный, желтый, зеленый. В ходе упражнения участники внимательно наблюдают и стараются понять, у кого какой цвет. В конце упражнения ведущий просит участников молча объединиться с теми, у кого такой же цвет. А потом все вместе проверяют, насколько они были внимательны.
Это упражнение дает участникам группы возможность внимательно понаблюдать и увидеть, кто выбрал один и тот же цвет, но с этим связаны определенные трудности – при названии одного фрукта могут встать участники, загадавшие разные цвета, например яблоко – красный, зеленый и желтый. Поэтому здесь каждому нужно очень внимательно наблюдать на протяжении всего упражнения за всеми участниками. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Удалось ли правильно объединиться по группам? • Что помогало и что помешало в выполнении упражнения? • Вы сами наблюдали за другими участниками или ждали, что кто‑нибудь позовет вас в вашу подгруппу? с чем это было связано? Сантики‑фантики‑лимпомпо
... Играющие стоят в кругу. Один – водящий – выходит за круг и отворачивается. В кругу выбирается тот, кто будет задавать определенные движения. После этого все начинают хлопать в ладоши и говорить: «Сантики‑фантики‑лимпомпо». Водящий встает в центр круга и старается понять, кто задает движения. Тот, кто задает движения, периодически начинает новое движение, скажем, крутить пальцем у виска, притопывать ногой. Все быстро повторяют за ним. Если водящий находит «лидера», то последний становится водящим, старый водящий встает в общий круг и игра начинается сначала.
Эта игра дает возможность сконцентрировать внимание и всмотреться в движения всех участников группы. А также одновременные и ритмичные движения создают эффект групповой сплоченности. Себе – соседу
... Играющие стоят в кругу, их руки вытянуты в центр. В центре стоит водящий. Одна рука неподвижна, другой рукой играющий передает монетку в любую сторону по кругу, кладя ее на ладонь соседа. Но все одновременно делают характерное движение другой рукой, имитируя передачу монеты, со словами «себе – соседу». Задача водящего – «поймать» монетку. Тот участник, в чьих руках в этот момент оказалась монетка, становится водящим, а он, в свою очередь, становится на его место.
Эта игра также дает возможность сконцентрировать внимание и создает эффект групповой сплоченности. Кроме того, позволяет преодолеть тактильные барьеры в общении, особенно в подростковых группах. Три музыкальных слога
... Один – водящий – уходит. Все выбирают какое‑то слово из трех слогов. Потом делятся на 3 команды, сидя в кругу. Например, это слово «ма‑ши‑на». Когда водящий возвращается, одна команда поет слог «ма» на мотив, скажем, «Пусть бегут неуклюже…», вторая, одновременно, поет слог «ши» на мотив, допустим, «Подмосковных вечеров», а третья – слог «на» на мотив «Отчего на голове не растут цветочки». Водящий прислушивается и пытается отгадать, какое слово загадано. На это ему дается 3 попытки по 10 секунд.
Эта игра позволяет развить умение выделения из общего звукового фона, к которому мы так быстро привыкаем, определенной информации. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • На что вы ориентировались, выполняя задание? • Что помогло некоторым участникам услышать именно то слово, которое было загадано? • Что помешало и вызвало затруднения у тех участников, кто выполнил его медленнее? Узнай меня
... Один из участников садится на стул в угол, спиной к группе. Участники по очереди задают вопросы. Задача участника, который сидит на стуле, – назвать имя человека, который задает вопросы. Ведущий сам назначает людей, которые будут задавать вопросы. Можно усложнить это задание следующим образом: та же инструкция, только теперь люди, которые задают вопросы, пытаются изменить голос или интонацию.
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • На что вы ориентировались, выполняя задание? • Сложно ли было угадывать голоса, не видя людей? Цепочка фигур (телеграф)
... Участники становятся в шеренгу спиной к ведущему. Ведущий хлопает первого по спине, тот поворачивается, и ведущий показывает ему продолженное действие, например: вытаскивает пистолет из кобуры – крутит барабан – достает из кармана пули – заряжает – прицеливается и стреляет. Участник, увидев все это, без слов и каких‑либо звуков, хлопает по спине следующего и передает ему все, что понял и запомнил, и так далее, как во всем известном «испорченном телефоне».
Это упражнение позволяет развить также творческое мышление, отслеживать невербальные проявления и развивает креативность. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы: • Удалось ли вам сохранить первоначальный вариант? почему? • Что помогало вам? • Что мешало?
Date: 2015-10-19; view: 374; Нарушение авторских прав |