Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 14 Дополнительные материалы к параграфу 3.3.1. Актуализирующие, мотивирующие игры





 

Черный ящик

 

 

...

Ведущий достает большой черный ящик (в преддверии какого‑нибудь праздника это может быть большая подарочная коробка). Дав участникам возможность пофантазировать, ведущий спрашивает группу: «Что там лежит?». Все высказывают мнения. Затем ведущий достает оттуда маленькую скрепку или пуговицу… Вряд ли у группы будут версии, что в этом огромном ящике лежит такая маленькая вещь.

Такой поворот часто вызывает удивление и разочарование – чувства, сопровождающие нас в те моменты, когда наши стереотипы неуместны. У каждого есть свой жизненный опыт, из него складывается определенный образ мира и окружающих людей. Наше восприятие таких образов – образа самого себя, другого человека, другой группы, своей собственной группы – значительно влияет на эффективность всего, что мы делаем. Как вы думаете, какие бывают проблемы в восприятии людьми друг друга? Что влияет на восприятие? Были ли похожие ситуации в вашей жизни, работе? (фиксировать ответы надо на большом листе ватмана). Интересно, если кто‑то из участников предположит именно маленький предмет. Важно узнать, что именно навело его на такую мысль. Вполне может оказаться, что и тут сработал стереотип, например, готовность видеть подвох во многих ситуациях. Упражнение прекрасно актуализирует тему стереотипов и прочих проблем восприятия.

 

Сценарий фильма

 

 

...

Сейчас мы с вами проведем небольшой эксперимент, в результате которого может измениться ваша личная установка на собственную жизнь. Для этого нам потребуется бумага и ручки.

Условия эксперимента: внимательно слушать то, что требуется делать, не задавать лишних вопросов. Все, что будет происходить, будет происходить только «здесь и сейчас», а главное, для чистоты эксперимента выполняйте все самостоятельно. Договорились? Вопросы? Готовы? Хорошо.

Итак:

• напишите на листках любое существительное;

• теперь запишите, какую ассоциацию оно вызывает;

• напишите любой глагол;

• теперь запишите, какую ассоциацию он вызывает;

• напишите любое слово, которое приходит вам в голову;

• составьте предложение из записанных слов (можно использовать и другие слова);

• что получилось? (быстрый опрос).

Теперь усложняем задачу:

• напишите продолжение к полученному предложению в виде еще двух предложений (развитие сюжета).

Теперь самое главное:

• придумайте и напишите сценарий фильма, опираясь на уже написанное, по схеме: жанр фильма (мелодрама, мыльная опера, триллер, фильм ужасов, детектив, комедия и т. п.), главные действующие лица, время и место действия и сам сюжет (что будет происходить) с финалом.

ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ: обязательно использовать слова, ассоциации и предложения, которые вы записали в начале.

• что получилось? (быстрый опрос).

ОБСУЖДЕНИЕ: Итак, мы получили N сценариев с разными сюжетами, по мотивам которых можно снять множество фильмов. Как мы начинали писать эти сценарии? Правильно, просто из ничего, даже не зная, что мы, собственно, делаем. Но тем не менее получили очень, скорее всего, неплохие результаты.

• Что вы испытывали, выполняя это задание?

• Что оказалось трудным/легким в этом процессе?

• На что похож этот процесс?

Согласитесь, очень часто мы так же относимся и к своей жизни: не задумываемся над тем, как проживем день, не планируем дела, а просто живем.

Такая установка на жизнь довольно распространена!

В итоге день проходит, и мы откладываем еще один снятый мини‑фильм (триллер, комедию, драму и т. п.) «День сегодняшний» в свой Жизненный архив и продолжаем жить так же дальше, повторяя этот процесс изо дня в день.

А ведь мы в состоянии изменить собственную установку на свою же жизнь.

Для этого надо постараться заранее «написать сценарий дня», определить «главные роли», «место и время действия», «сюжет» («завязку» и «финал»), стремиться четко следовать этому продуманному заранее сценарию, планировать не только следующий день, но отчетливо понимать, чего добиваться в ближайшую неделю, месяц, год.

Как вы на это смотрите?

Это означает не «жизнь по плану», но запланированную жизнь, где мы заранее ставим перед собой цели (установка на получение результата) и стремимся их достигнуть.

Мы можем составить индивидуальный план нашей жизни – «Личный жизненный план».

Ведь для начала все, что от нас требуется, – это уделить ВРЕМЯ на его разработку (составление), уже потом находить ВРЕМЯ на его переосмысление и, если необходимо, внесение поправок, ВРЕМЯ от ВРЕМЕНИ проверять его соответствие нашей жизни и соответствие нашей жизни составленному личному жизненному плану. Конечно, важно оставить место спонтанности и сюрпризам, но двигаться все же по спланированному пути!


 

Это упражнение‑метафора подходит как для тренингов личностного роста, в рамках которых исследуются особенности отношения к собственной жизни, установки, ценности, так и для бизнес‑тренингов, где необходимо совершенствовать навыки тайм‑менеджмента, целеполагания и расстановки приоритетов. Используя это задание даже в рамках бизнес‑обучения, ведущему важно быть готовым к различным эмоциональным реакциям участников, так как упражнение актуализирует неосознанные «фигуры», значимые для человека темы. Поэтому обратите внимание на содержание получившихся сценариев и корректно ведите обсуждение данного упражнения, регулируя «глубину» исследования этой темы.

Мы ищем таланты

Данная игра мотивирует участников на целенаправленное наблюдение, активность, включенность в тренинговый процесс. Она достаточно универсальна для любого тренинга.

 

 

...

Каждый человек уникален и безгранично талантлив. Важно уметь видеть таланты других людей. Для того чтобы узнать таланты друг друга, мы с вами будем пристально наблюдать друг за другом в течение всех дней тренинга.

Инструкция (поэтапная, дословная):

Имя каждого участника есть на бумажке в «шапке». Сейчас каждый из вас вытянет бумажку с чьим‑то именем. Прочитайте имя, но НИКОМУ его не показывайте. Проверьте, чтобы вы не вытащили себя! Запомните того человека, имя которого вам досталось. В течение следующих дней ваша задача – наблюдать за поведением этого человека и заметить его таланты! У каждого из вас будет вот такой бланк (на бланке обозначены дни и вопрос «В каких действиях проявился талант?»); в нем вы запишете, какой талант вы нашли и как КОНКРЕТНО он проявился в этот день. Напишите на нем свое имя, НО не пишите имя того, за кем вы наблюдаете! Ваша задача – заполнить бланк полностью к… (обозначьте время!).

По истечении времени тренер организует сессию обратной связи. Подойдите к тому человеку, за которым вы наблюдали все эти дни, и поделитесь с ним своими наблюдениями. Какие таланты вы увидели в нем? Как они проявлялись? Каковы ваши впечатления от них?

 

Игра может длиться несколько дней. Для жребия нужно написать имена всех участников на отдельных листочках и сделать бланк (по необходимости), в котором участники смогут фиксировать свои наблюдения.

• Какие у вас впечатления от игры?

• Что вы услышали о себе нового?

• Как вы сможете использовать те сильные стороны и таланты, которые видят в вас другие?

Варианты игры.

Изменяя игровую метафору и фокус наблюдения, можно использовать эту игру в различных тренингах: по эффективной презентации, актерского мастерства и т. д. Количество участников может быть от 10 до 300 человек.

Объединяющие различия

 

 

...

Все участники разбиваются на четыре микрогруппы и ищут как можно больше различий друг в друге. Затем устраивается символическое соревнование между группами: каждая группа называет по одному различию по очереди.


Обсуждение:

• Поделитесь своими эмоциями по поводу упражнения.

• Различия были скорее объединяющими или разделяющими?

• Что в них было объединяющего?

Комментарий ведущего:

Мы искали различия, но!.. В результате чего было больше – общего или различного? Общего! Вот! В любом ДРУГОМ человеке, даже очень на нас непохожем, есть много общего с нами, надо только это увидеть. И вы удивитесь, когда поймете, что у совсем другого, казалось бы, человека, оказывается, такие же мысли, мечты, страхи… только он проявляет и формулирует их по‑другому. Поэтому проще и успешнее в общении тот человек, который: 1) видит уникальность другого, 2) но при этом ищет и видит общие с собой черты, позитивное в другом. Можно сказать: «Вот он – богатый, а я – бедный. Вряд ли мы поймем друг друга!», а можно сказать: «Да, он добился большего финансового успеха, чем я, но при этом и я, и он родились в Свердловской области, в одном году, и мы оба любим рыбалку! Поговорить уж точно найдется о чем!»

Давайте смотреть друг на друга, как в стихотворении Расула Гамзатова:

– Вот человек. Что скажешь ты о нем?

Ответил друг, плечами пожимая:

– Я с этим человеком незнаком,

Чего о нем хорошего я знаю?

– Вот человек. Что скажешь ты о нем? –

Спросил я у товарища другого.

– Я с этим человеком незнаком.

Что я могу сказать о нем плохого?

 

Это упражнение актуализирует потребность в объединении, более тесном общении. Актуально на этапе знакомства тренинговой группы, а также как актуализация потребности поиска общего с другим в рамках коммуникативного тренинга (найти общее со своим клиентом, подчиненным, начальником, свекровью и т. п.).

 







Date: 2015-10-19; view: 302; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию