Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенствование голоса и дикции





Эффективному восприятию содержания выступления способствуют также особенности речи оратора, связанные с такими ее свойствами, как хороший, гибкий и звучный голос, ясная дикция. К характеристикам голоса относятвысоту, громкость, темп речи и качество (интонацию, тембр или звучание голоса).

Людям «речевых профессий» необходимо бережно относиться к своему речевому аппарату и систематическими тренировками укреплять и развивать его, «совершенствуя тот инструмент, на котором предстоит играть в течение всей жизни».

Мастера в области ораторского искусства, а также театральные педагоги в области сценической речи считают, что самое «дорогое и прекрасное в человеческом голосе – это его естественное звучание. Звучность, гибкость, красоту голоса они связывают с неповторимостью индивидуального тембра (независимо от того, низкий он или высокий) и правильной постановкой фонационное (речевое) дыхание.

Речевое дыхание – это дыхание произвольное, управляемое оратором. Суть его состоит в том, что на короткий вдох приходится длинный выход, на котором включаются в работу голосовые связки (соотношение вдоха и выдоха составляет примерно 1:15). Для формирования такого дыхания существует комплекс упражнений, которые необходимо делать как ежедневно во время самостоятельной работы, так непосредственно перед выступлением.

Упражнение 1. Сделайте 5-8 коротких (но глубоких) вдохов и длинных выдохов. Следите за тем, чтобы процесс вдоха и выдоха регулировался только диафрагмой и нижнебрюшными мышцами.

Упражнение 2. Вдохните быстро (через нос) воздух, используя только диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а затем сделайте как можно больше коротких выдохов (представьте, что вам нужно погасить на одном выдохе 6, 7 свечей). Проделайте это упражнение 5-8 раз.

Упражнение 3. Сделайте вдох. На длинном выдохе через нос включите в работу голосовые связки. Делая данное упражнение, меняйте высоту звука. При этом опору звука следует делать не на голосовые связки (они должны быть свободными), а на диафрагму. Предлагаемое упражнение выполняется несколько раз в течение 3-5 минут.

Упражнение 4. Делайте все то же, что и в предыдущем упражнении, только звучание осуществляется не через нос, а через открытый, слегка округленный рот.

Также влияет на восприятие нашей речи и дикция. Она связана с точной артикуляцию всех звуков речи и помогает доносить смысловое значение слова, его выразительность и красоту, уточнять нюансы голоса. Основой ясного и четкого произношения каждого звука является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Специальные упражнения дают возможность развивать и сохранять их эластичность и подвижность.

Упражнение 1. Произнесите четко сочетания всех согласных алфавита с гласными - А, Э, О, У, Ы, И. Например, Ба, Бэ, Бо, Бы и т. д. Не забывайте при этом о правильном речевом дыхании. Опору звука делайте на диафрагму. Стремитесь к тому, чтобы звуковые сочетания произносились «округленно», то есть нерезко.

Упражнение 2. Если вы нечетко произносите какой-либо звук, скажем, «Р», то включайте в артикуляционную гимнастику сложные звукосочетания с этим звуком, например, зра, зрэ, зро и т. д.

Упражнение 3. Для тренировки звуков можно использовать пословицы, поговорки. Произносить их надо четко, осмысленно. Многие опытные педа-гоги, актеры, лекторы «разогревают» голос громким произнесением люби-мых стихов и монологов. Некоторым актерам, обладающим вокальными данными, помогает «распевание» перед репетицией или спектаклем.

Полезным считается и произнесение скороговорок. Известные дикторы телевидения постоянно пользовались скороговорками перед своим выступлением. Одним из главных условий является необходимость четкого проговаривания каждого звука в словах, а каждую скороговорку при этом надо повторять минимум 3 раза подряд и добиваться безошибочности произношения. Конечно, при этом нельзя забывать о правильном речевом дыхании.

Скороговорки для тренировочных упражнений:

· Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскорогово-ришь.

· Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.

· От топота копыт пыль по полю летит.

· Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

· Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

· Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю». Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай!».

· Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.


· На дворе растет трава, на траве стоят дрова. Не руби дрова на траве двора.

· На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора. Раз – дрова, два – дрова, три – дрова.

· Ехал Грека через реку, видит Грека в реке - рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!

· Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: "Грабь граблями гравий, краб".

· Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.

· Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

· Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

· Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

· Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

· Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

· Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

· Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

· Везет Сеня Саню с Соней на санках. Санки скок! Сеню – с ног, Саню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугроб – хлоп!

· Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

· Перепелка перепелят прятала от ребят.

· Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

· Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

· Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

· Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

· Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

· На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

· Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

· Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

· Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

· Рододендроны из дендрария.

· Талер тарелка стоит.

· Осип охрип, Архип осип.

· Ткет ткач ткани на платок Тане.

· Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовал да зарапортовался.

· Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.

· Добрый Демид на худых не глядит.

· Дятел и дуб продалбливает.

· Без труда нет добра.

· На меду медовик, а мне не до медовика.

· Не изведан – друг, а изведан – два.

· Долго не рассуждай, да скорее делай.

При проговаривании скороговорок убедитесь, что вы не допускаете двух наиболее распространенных артикуляционных ошибок: нечеткого произношения звуков (слияние звуков и слов) и отбрасывания окончаний слов.







Date: 2015-10-19; view: 472; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию