Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Совершенствование голоса и дикции
Эффективному восприятию содержания выступления способствуют также особенности речи оратора, связанные с такими ее свойствами, как хороший, гибкий и звучный голос, ясная дикция. К характеристикам голоса относятвысоту, громкость, темп речи и качество (интонацию, тембр или звучание голоса). Людям «речевых профессий» необходимо бережно относиться к своему речевому аппарату и систематическими тренировками укреплять и развивать его, «совершенствуя тот инструмент, на котором предстоит играть в течение всей жизни». Мастера в области ораторского искусства, а также театральные педагоги в области сценической речи считают, что самое «дорогое и прекрасное в человеческом голосе – это его естественное звучание. Звучность, гибкость, красоту голоса они связывают с неповторимостью индивидуального тембра (независимо от того, низкий он или высокий) и правильной постановкой фонационное (речевое) дыхание. Речевое дыхание – это дыхание произвольное, управляемое оратором. Суть его состоит в том, что на короткий вдох приходится длинный выход, на котором включаются в работу голосовые связки (соотношение вдоха и выдоха составляет примерно 1:15). Для формирования такого дыхания существует комплекс упражнений, которые необходимо делать как ежедневно во время самостоятельной работы, так непосредственно перед выступлением. Упражнение 1. Сделайте 5-8 коротких (но глубоких) вдохов и длинных выдохов. Следите за тем, чтобы процесс вдоха и выдоха регулировался только диафрагмой и нижнебрюшными мышцами. Упражнение 2. Вдохните быстро (через нос) воздух, используя только диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а затем сделайте как можно больше коротких выдохов (представьте, что вам нужно погасить на одном выдохе 6, 7 свечей). Проделайте это упражнение 5-8 раз. Упражнение 3. Сделайте вдох. На длинном выдохе через нос включите в работу голосовые связки. Делая данное упражнение, меняйте высоту звука. При этом опору звука следует делать не на голосовые связки (они должны быть свободными), а на диафрагму. Предлагаемое упражнение выполняется несколько раз в течение 3-5 минут. Упражнение 4. Делайте все то же, что и в предыдущем упражнении, только звучание осуществляется не через нос, а через открытый, слегка округленный рот. Также влияет на восприятие нашей речи и дикция. Она связана с точной артикуляцию всех звуков речи и помогает доносить смысловое значение слова, его выразительность и красоту, уточнять нюансы голоса. Основой ясного и четкого произношения каждого звука является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Специальные упражнения дают возможность развивать и сохранять их эластичность и подвижность. Упражнение 1. Произнесите четко сочетания всех согласных алфавита с гласными - А, Э, О, У, Ы, И. Например, Ба, Бэ, Бо, Бы и т. д. Не забывайте при этом о правильном речевом дыхании. Опору звука делайте на диафрагму. Стремитесь к тому, чтобы звуковые сочетания произносились «округленно», то есть нерезко. Упражнение 2. Если вы нечетко произносите какой-либо звук, скажем, «Р», то включайте в артикуляционную гимнастику сложные звукосочетания с этим звуком, например, зра, зрэ, зро и т. д. Упражнение 3. Для тренировки звуков можно использовать пословицы, поговорки. Произносить их надо четко, осмысленно. Многие опытные педа-гоги, актеры, лекторы «разогревают» голос громким произнесением люби-мых стихов и монологов. Некоторым актерам, обладающим вокальными данными, помогает «распевание» перед репетицией или спектаклем. Полезным считается и произнесение скороговорок. Известные дикторы телевидения постоянно пользовались скороговорками перед своим выступлением. Одним из главных условий является необходимость четкого проговаривания каждого звука в словах, а каждую скороговорку при этом надо повторять минимум 3 раза подряд и добиваться безошибочности произношения. Конечно, при этом нельзя забывать о правильном речевом дыхании. Скороговорки для тренировочных упражнений: · Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскорогово-ришь. · Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа. · От топота копыт пыль по полю летит. · Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели. · Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. · Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю». Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай!». · Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. · На дворе растет трава, на траве стоят дрова. Не руби дрова на траве двора. · На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора. Раз – дрова, два – дрова, три – дрова. · Ехал Грека через реку, видит Грека в реке - рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап! · Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: "Грабь граблями гравий, краб". · Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали. · Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. · Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. · Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. · Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. · Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп. · Шла Саша по шоссе и сосала сушку. · Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня. · Везет Сеня Саню с Соней на санках. Санки скок! Сеню – с ног, Саню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугроб – хлоп! · Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. · Перепелка перепелят прятала от ребят. · Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша. · Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку! · Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. · Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла. · Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон. · На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор. · Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. · Бомбардир бомбардировал Бранденбург. · Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. · Рододендроны из дендрария. · Талер тарелка стоит. · Осип охрип, Архип осип. · Ткет ткач ткани на платок Тане. · Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовал да зарапортовался. · Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты. · Добрый Демид на худых не глядит. · Дятел и дуб продалбливает. · Без труда нет добра. · На меду медовик, а мне не до медовика. · Не изведан – друг, а изведан – два. · Долго не рассуждай, да скорее делай. При проговаривании скороговорок убедитесь, что вы не допускаете двух наиболее распространенных артикуляционных ошибок: нечеткого произношения звуков (слияние звуков и слов) и отбрасывания окончаний слов. Date: 2015-10-19; view: 472; Нарушение авторских прав |