Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Манера поведения оратора в аудитории





Оратор – одновременно и автор своего выступления, и его исполнитель, и импровизатор. Он – и просто человек, который делится с другими людьми своими знаниями и мыслями, объясняет другим то, что им трудно понять самим. Впечатление о личности оратора существенно влияет на эффективность его воздействия на аудиторию, поскольку он является в аудитории «центральной фигурой».

Мнение аудитории о личности оратора, во многом, основано на первом впечатлении. На что в первую очередь необходимо обратить внимание?

Что касается внешнего облика, то, как мы все понимаем, необходимо позаботиться о том, чтобы одежда была удобной и приятной, не стесняла движений, не доставляла чувства неловкости. Желательно, чтобы костюм не привлекал особого внимания аудитории, не вызывал ни зависти, ни насмешки. При этом известно, что слушатели рассматривают выступающего внимательно и критически только при первой встрече и перестают интересоваться его внешним видом, как только ему удается заинтересовать их содержанием выступления. Например, подчеркнутое пренебрежение, с которым относился к своему костюму известный выдающийся ученый-оратор В. О. Ключевский ничуть не мешало успеху его блестящих лекций по русской истории. Тем не менее, далеко не каждый лектор обладает талантами Ключевского, поэтому при выборе одежды рекомендуется следовать определенным правилам.

Рекомендуется сводить к минимуму воздействия всех посторонних раздражителей. Это значит, что одежда не должна ни противоречить нормам сегодняшней моды, которая кажется естественной и прочной, ни слишком увлекаться ею. Другими словами рекомендуется избегать экстравагантности, с осторожностью относится к ярким цветам одежды, к их необычному сочетанию, а ораторам-женщинам – остерегаться излишеств в косметике и украшениях.

К своей осанке и движениям, так же как к костюму, не следует относиться с безразличием. Держаться надо прямо и свободно, не застывать в одной позе, время от времени менять свое положение. Но ни в коем случае нельзя ходить взад-вперед, делать бесцельные движения, возиться со своими пуговицами, галстуком, прической. Чем меньше внимания привлекает выступающий сам по себе, его внешность и поведение, тем больше внимания остается для его слов.

Манеры человека представляют собой комплекс индивидуальных особенностей, который очень трудно описать и невозможно предписать. Однако для большинства авторитетных ораторов характерны определенные черты поведения и стиль отношений со слушателями. Это, прежде всего, простота, совершенное отсутствие какой бы то ни было искусственности, а также:

  • непринужденность, но не развязность;
  • приподнятость, но не взвинченность;
  • уверенность, но не апломб;
  • дружеский, но не панибратский тон;
  • твердость, но не деспотичность,
  • и, наконец, стойкое терпение.

Большое значение для работы с аудиторией имеет так называемый «кредит доверия», который уже в самом начале выступления обеспечивает оратору его успех в работе со слушателями. Есть несколько способов добиться этого.

1- мы делаем первый шаг на пути к формированию отношений доверия, когда создаем у аудитории впечатления о себе, как о человеке знающем и опытном. А это значит – когда предстаем перед ней хорошо подготовленными к выступлению. Аудитория чувствует, когда оратор «скользит по поверхности», и чаще всего слушатели утрачивают доверие к тому оратору, который не подумал достаточно о них или о ситуации, чтобы представить хорошо подготовленное сообщение.

2- благоприятное впечатление производят на аудиторию те ораторы, которые имеют «неисчерпаемый запас вспомогательного и подкрепленного материала», особенно по сравнению с теми, кто дает только минимум голых фактов.

3- считается полезным показать нашу непосредственную причастность к тому, о чем мы говорим. Кроме большего признания со стороны аудитории глубины наших знании, это принесет еще и уважение с их стороны, и их удовлетворение от нашей личной заинтересованности в сообщаемом материале.

4- величина кредита доверия, который мы сможем завоевать, частично зависит от нашего умения перекинуть «мост» между собой и аудиторией. Чем в большей степени слушатели почувствуют наше небезразличие к тем вопросам, которые волнуют и их, тем выше вероятность создать у них положительное представление о нас лично. В то же время, чем более отличающегося от слушателей человеком мы предстанем, тем труднее нам будет расположить их к себе.

5- хотим мы этого, или нет, но слушатели будут выносить оценочные суждения о нас, как о личности. Поэтому, планируя свою речь, хорошо бы спросить себя, что мы можете сделать, чтобы в ходе выступления показать свою честность, трудолюбие, силу характера и др., т.е. черты характера, на которые можно положиться и которые вызывают уважение у большинства слушателей.


6- важно также не демонстрировать при выступлении собственного превосходства над слушателями и чрезмерного самомнения, которые всегда производят на аудиторию отталкивающее впечатление. Оратор должен завоевать авторитет у слушателей – как профессионал – своими знаниями и способностями, а доверие ― как человек – своими нравственными качествами. Все это слушатели умеют понимать и ценить.

7- рекомендуется при выступлении вести диалог со слушателями в дружеском тоне, как результате доброжелательного отношения к аудитории.

Необходимо также овладеть разговорным стилем речи. К пяти компонентам разговорного стиля относят: энтузиазм, экспрессивность речи, беглость, контакт глаз и спонтанность.

Энтузиазм – это воодушевленное отношение к теме сообщения. Если во время выступления не удается достичь воодушевленности естественным образом, необходимо убедить себя, что тема сообщения и общение со слушателями нас действительно волнует. Если мы будем убеждены в том, что можем сообщить аудитории нечто заслуживающее внимания, то почувствуем и продемонстрируем искреннюю воодушевленность и энтузиазм. Хорошо известно, что оратора, который выглядит воодушевленным и говорит с энтузиазмом, будут слушать, а его идеи запомнят лучше.

Важнейшим признаком энтузиазма является экспрессивность речи – голосовые контрасты в высоте звука, громкости, темпе и стиле, которые влияют на то, какой смысл извлекают слушатели из произносимых вами фраз. Полное отсутствие экспрессивности речи ведет к монотонности – звучанию голоса, при котором высота, громкость и темп остаются постоянными, так что слова, идеи или фразы не отличаются заметным образом друг от друга. Хотя немногие люди говорят по-настоящему монотонным голосом, многие значительно ограничивают свои возможности, используя только два-три уровня высоты и сохраняя громкость и темп относительно неизменными. Полная или почти полная монотонность не только убаюкивает аудиторию, но, что более важно, уменьшает вероятность того, что мы будем поняты.

Ораторы, отличающиеся энтузиазмом и экспрессивностью речи, обычно, произносят свою речь в спонтанной манере. Спонтанность придает нашему выступлению естественность, и лекция воспринимается как оживленный разговор, несмотря на то, что была тщательно подготовлена. Как же можно добиться того, чтобы наша продуманная и отрепетированная речь выглядела спонтанной? Существует следующая рекомендации для этого: усвойте идеи речи и не запоминайте слова.

Эффективное произнесение речи отличается беглостью — отсутствием колебаний и таких речевых помех, как звуки или слова типа «э», «так», «понимаете» и «как бы» Беглости можно добиться за счет осознанного восприятия своей речи и тренировки. Важно научиться слышать свои речевые помехи или, попросив кого-нибудь послушать нас, обратить внимание на эти помехи

Зрительный контакт при выступлении предполагает направление взгляда оратора на разные группы людей во всех частях аудитории на протяжении всего выступления. Если мы смотрим на людей, а не в свои записи или в потолок, пол или окно, то каждый слушатель в аудитории будет чувствовать свою причастность к выступлению. Зрительный контакт помогает также достигать более высокую эффективность нашей речи, поскольку:


1) помогает аудитории сосредоточивать свое внимание на речи. Если оратор не смотрит на слушателей во время своего выступления, маловероятно, что они станут следить за ним взглядом. Это нарушение взаимного зрительного контакта часто мешает аудитории сосредоточиться на сообщении оратора;

2) растет доверие аудитории к оратору. Зрительный контакт воспринимается как признак искренности. Ораторов, которые не способны сохранять зрительный контакт со слушателями, почти всегда воспринимают как неуверенных в себе, а нередко как неискренних или нечестных;

3) видим, как аудитория реагирует на нашу речь. Следя за поведением аудитории, мы можем определить, что нам нужно изменить в своем выступлении: что-то добавить к нему или убрать. Становясь более опытными, ораторы могут полнее и лучше использовать информацию, которую они получают о слушателях посредством поддержания с ними зрительного контакта.

При выступлении рекомендуется также обращать особое внимание на жесты. Они, как средство передачи мысли, возникли давно, гораздо раньше слова. Однако до сегодняшнего дня жесты являются одним из важнейших инструментов человеческого общения. Они – язык, понятный всем.

Многие начинающие ораторы задаются вопросами: «Что делать со своими руками?», «Как сделать так, чтобы руки не выдавали волнения?». На эти вопросы не надо искать ответов: на проблему надо посмотреть с другой стороны. Лучше поставить вопрос следующим образом: «Как руки могут мне помочь?» Вот некоторые советы:

· не держите руки в карманах, вряд ли это говорит о хороших манерах; к тому же, держа руки в карманах, мы не сможем научиться пользоваться ими, в то время как с помощью рук можно показать размеры предмета, подчеркнуть важность сказанного, указать на какие-либо предметы;

· около 90% жестов необходимо делать выше пояса; жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи;

· локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от корпуса; меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета;

· пальцы рук должны занять такое положение, как будто вы держите грейпфрут; неопределенное положение ладоней будет говорить об отсутствии силы и способности вести за собой.

· жестикулировать лучше обеими руками.

Жесты – первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими, хотя злоупотреблять ими – не стоит.

 







Date: 2015-10-19; view: 5021; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию