Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 14. Работа преподавателя над темой «Предмет, задачи и методы психологии»
Содержание темы: Анализ содержания темы на предмет отнесения ее к теоретической или практической. Выбор формы поведения занятия и определение его цели. Определение используемых методов обучения и уточнение приемов изложения. Деление темы на подтемы по смысловым категориям. Методические рекомендации по изучению темы: Тема «Предмет, задачи и методы психологии» является первой после введения темы, в которой излагается основополагающие вопросы психологии, дается обоснование предмета психологии, или отдельной отрасли психологии. Делается анализ особенностей последних, раскрываются философские основы материалистической психологии. Тема носит ярко выраженный теоретический акцент. Наиболее приемлемой формой проведения занятия является лекционная форма. Основной метод - объяснительно-иллюстративный с элементами проблемности. Можно использовать объяснение. Основная цель, стоящая перед преподавателем психологии при работе над этой темой, заключается в том, чтобы добиться правильного научного понимания учащимися природы и сущности психики. При изучении этой темы следует обратить особенное внимание на следующие положения. 1. Понимание сущности психики как отражения окружающей человека действительности. Раскрывая сущность процесса отражения, нужно обратить внимание на следующие характеризующие его черты. Отражение есть процесс познания человеком объективно существующего мира. Познавательная деятельность человека начинается с ощущений и восприятий, дающих неполные знания о вещах и явлениях. Это первая ступень познания — чувственное познание мира. Отражательная деятельность есть процесс постепенного проникновения в сущность вещей и явлений, движение от незнания ко все более полному и точному знанию, знанию общих и существенных свойств предметов и явлений, связей и отношений между ними. Высшая ступень познания — логическое мышление, выраженное вязыке, в речи человека. Очень важно раскрыть перед учащимися этот путь познания—переход от чувственного к логическому познанию, от ощущения и восприятия — к мышлению. Важно показать и обратную связь мышления с чувственным познанием. Установление человеком в процессе мышления существенных свойств предметов и явлений, связей между ними перестраивает восприятие, делает его осмысленным и обобщенным. Познание мира происходит в процессе деятельности. Активно воздействуя на окружающие его предметы и явления, человек познает их свойства, связи, существующие между ними. Правильность отражения действительности определяется и проверяется общественно - исторической и личной практикой людей. Если наши знания о свойствах и отношениях вещей соответствуют действительности, в процессе деятельности мы получим ожидаемый нами результат. Ошибочность наших знаний тоже обнаруживается на практике. Отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного и субъективного. Отражение человеком действительности объективно по своему содержанию, так как человек познает предметы и явления, существующие объективно, независимо от нашего сознания. В то же время отражение субъективно, потому что отражает действительность конкретный человек, субъект, со всеми особенностями и своеобразием его личности. Все, что познает человек, преломляется через накопленный им опыт и знания, обусловлено его мировоззрением, жизненными целями, интересами, чувствами. Таким образом, в процессе отражательной психической деятельности у человека создается субъективный образ объективного мира. Этот образ не зеркальное отражение предмета или явления. Он носит в себе отпечаток особенностей личности познающего предмет человека. В процессе отражения действительности изменяется и сам человек. Возникают и формируются новые свойства его личности, обогащается опыт, меняется отношение к познаваемому. Например, в процессе восприятия развивается наблюдательность, в процессе мыслительной деятельности формируются различные качества ума и т. д. 2. Очень важно показать учащимся принципиально различное понимание природы психического материалистами и идеалистами. Факты научных исследований (исследования высшей нервной деятельности в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, в современных исследованиях П.К.Анохина, Н.И.Красногорского, А.Г.Иванова-Смоленского и др.) подтверждают и обосновывают правильность положения материалистической психологии о природе психического. 3. Для понимания психической деятельности как отражательной необходимо знать основные законы рефлекторной деятельности мозга, т.е. усвоить учение Сеченова — Павлова о высшей нервной деятельности, а также знать новейшие исследования физиологов, глубже раскрывающие закономерности деятельности нервной системы. Так, в учение об условных рефлексах, временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга под воздействием среды, последние научные исследования внесли много нового, что помогает объяснить этот сложный процесс и изменяет представления о механизме рефлекса. В рефлекторном ответе организма на воздействие среды основное значение имеет обратная связь, возникающая между рецепторами и соответствующими отделами коры головного мозга. Не имея обратной информации о результатах совершенного действия и о каждом его этапе, мозг не мог бы регулировать совершаемое движение, изменить его или задержать в случае необходимости. Обратная информация может поступать от рецепторов, находящихся в мышцах, осуществляющих движение от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, сигнализирующих о конце и успешности действия (так, человек, берущий карандаш, чтобы записать что-нибудь, получает целый комплекс тактильных, температурных, зрительных, кинестетических раздражений, посылающих в мозг сигналы о результатах данного действия). При таком объяснении механизма рефлекса становится понятным значение рефлекторной деятельности мозга для обеспечения постоянной связи организма со средой. Важно обратить внимание учащихся на то, что рефлекс есть активный ответ организма на воздействие среды. Характер ответной реакции определяется не только внешним воздействием. В структуру рефлекторного действия включается комплекс воздействий, полученных ранее и сохранившихся в мозгу в виде следов, условнорефлекторных связей. Учение о рефлекторной деятельности мозгам позволяет понять причинную обусловленность психических явлений внешними воздействиями. Для понимания и объяснения психических явлений и лежащей в основе их высшей нервной деятельности большое значение имеют исследования биохимиков, позволяющие проникнуть в сущность процессов, протекающих в нервных клетках мозга. Широко применяемая нейрофизиологами микроэлектродная методика регистрации электрических процессов в отдельных нейронах головного мозга показала, что различные нейроны обладают большой специфичностью своих реакций. Так, установлено, что существуют группы нейронов, выполняющие функцию дробления воспринимаемого за части (функцию анализа). Другие группы нервных клеток объединяют импульсы, идущие от отдельных анализаторов т.е. осуществляют синтез (ассоциативные нейроны). Третья группа нейронов обладает функцией удержания следов воздействий и сличения новых следов с прежними. Опираясь на знание законов высшей нервной деятельности, мы можем вскрыть физиологические механизмы психических явлений, рассматривать их как результат протекания нервных процессов в мозгу человека, понять регулирующую роль психики в поведении и деятельности человека. Нужно обратить внимание учащихся на то, что все области знаний о деятельности людей, отношениях между ними используют данные психологических исследований о закономерностях психической деятельности человека и свойствах его личности. Эти знания используют социологи, экономисты и другие специалисты для того, чтобы наиболее рационально организовать деятельность человека и правильно строить отношения между людьми, учитывая их индивидуальные особенности. Важно отметить значение психологических знаний для формирования мировоззрения человека. Правильная научная точка зрения на психику помогает преодолеть суеверия и предрассудки во взглядах на психические явления и поведение людей. Нужно объяснить студентам, что задача психологии как науки о психической деятельности человека заключается в том, чтобы вскрыть закономерности этой деятельности, так как, только зная их, мы сможем управлять психической деятельностью, создавать условия, необходимые для ее развития. При рассмотрении вопроса«методы психологии» нужно добиться понимания учащимися сущности каждого метода исследования психики его положительных и отрицательных сторон. Важно выяснить принципы, которыми руководствуется исследователь, когда он, изучая какую-то сторону психики человека, должен выбрать наиболее эффективный метод исследования. Эти принципы определяются общими теоретическими взглядами исследователя на психику человека и ее закономерности. Основными методами изучения психики считают наблюдение и эксперимент. Нужно выяснить также положительные стороны таких методов психологического исследования, как беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, дневникового материала и других. Показать, в каких случаях можно ими пользоваться и что дает каждый из них при изучении различных сторон психики.
Date: 2015-10-19; view: 492; Нарушение авторских прав |