Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Контроль как учебное действие студента. Употребление термина «контроль» применительно к учебному процессу понимается «в широком смысле как проверка чего-нибудь»
Употребление термина «контроль» применительно к учебному процессу понимается «в широком смысле … как проверка чего-нибудь». В «узком», в духе кибернетики, – «это принцип обратной связи, характерной для управления саморегулирующейся системой». Контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивает: внешнюю обратную связь (это контроль, осуществляемый преподавателем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащихся). Насчет «внешней обратной связи» следует заметить, что это различные проверки усвоения учебного материала (устные опросы, контрольные работы, экзамены и пр.), организуемые преподавателем. Н.Ф. Талызина рассматривает контроль в качестве обязательного составного элемента управления процессом усвоения знаний. Если управляемый процесс идет в соответствии с замыслом, то никакие дополнительные действия по его коррекции не требуются. Но если обнаруживается какое-то отклонение процесса от программы, преподаватель, используя поступающие по системе обратной связи сведения о характере этого отклонения, немедленно корректирует этот процесс, направляя в требуемое русло. В этом регулирующем действии обратная связь выступает как канал контроля. Следовательно, контроль и коррекция учебного действия по его ходу – очень важный момент. Так как, если учебное действие завершено, вмешательство может оказаться невозможным. В.В. Давыдов рассматривает контроль как особое учебное действие, целью которого является поддержание всех других учебных действий в строгих рамках заданной программы учебной деятельности. На практике это означает анализ учащимся условий учебной задачи и последовательное осуществление нужных для ее решения мыслительных операций, каждая из которых сравнивается с требованиями задачи. В психологических исследованиях выявлено, что учебное действие индивидуального контроля формируется быстрее и лучше, если обучение осуществляется интерактивными методами, т.е. в процессе группового взаимодействия, групповой работы. В этом случае, учащиеся, обсуждая вопрос, дискутируют и как бы активизируют и стимулируют друг друга. Как отмечает Д.Б. Эльконин, контролируя действия других, мы научаемся контролировать свои собственные действия. Вспомните основной закон развития высших психических функций, сформулированный Л.С. Выготским: «Всякая высшая психическая функция … появляется на сцене дважды – сперва как деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления, как функция интрапсихическая». Следовательно, внутреннему контролю, контролю себя как специфическому действию нужно учить. Преподаватель учит не специально, а через правильную организацию учебной деятельности в виде решения учащимися специально составленных учебных задач, рассчитанных на активизацию мышления и на овладение новыми для них общими способами их решения. Учебные действия организуются так, что обучаемый вынужден выполнять учебные задачи, контролируя шаг за шагом все свои мыслительные операции по их решению, чтобы они совершались в точном соответствии с изучаемой теорией (только при этом условии он получит желаемый результат). Задачи должны составляться так, чтобы успешность их решения непременно зависела от внимательного соблюдения этих требований. При изучении психологической теории такими требованиями могут быть существенные признаки какого-либо научного понятия психологии, чтобы обучаемые руководствовались ими при решении задач на распознавание и исследование психологических фактов. Для примера обратимся к учебным задачам, предъявляемым обучаемым для усвоения психологического понятия «деятельность». Итак, являются ли деятельностью следующие факты? 1) Студент быстро записывает лекцию, не вникая в суть и не вполне понимая ее содержание. Он занят деятельностью? 2) Включили рубильник, заработали жернова мельницы, и мешки быстро стали наполняться мукой. Здесь три глагола. Какой из них означает деятельность? 3) Человек вскрикивает от испуга, увидев у изголовья голову медведя (будучи в турпоходе, человек спал в лесу). Это деятельность? 4) Командир кричит: «Стой! Ложись!», увидев, что один солдат побежал назад, испугавшись приближающихся танков противника. Командир занят деятельностью? 5) Писатель вот уже час сидит за столом, собираясь что-то писать, но не пишет. Есть ли тут деятельность? 6) ЭВМ выдает информацию: «Ошибочно Ваше действие». Что это? Деятельность? 7) Дети играют во дворе в хоккей, подражая взрослым, гоняют шайбу пластмассовыми клюшками? Можно ли это назвать деятельностью? Чтобы правильно решить эти задачи, обучаемый должен постоянно сопоставлять свои мыслительные операции с признаками понятия «деятельность». А эти признаки даются под запись: сначала определение понятия, затем структура деятельности (мотив, обусловленный какой-то потребностью, – цель – средства – результат). При решении задачи учащийся смотрит на условия, анализируя, содержатся ли в них означенные признаки психологического понятия «деятельность». Если да, то это относится к понятию «деятельность». Если нет, то это деятельностью в психологическом смысле не является. Итак, смотрит, анализирует, сопоставляет, принимает решение – вот те мыслительные операции, которые обучаемый совершает, решая учебную задачу, а то, что он проделывает их, постоянно сверяясь с теорией (признаками понятия «деятельность»), и есть действие контроля. При таком подходе к организации учебной деятельности достигается усвоение учебного материала сразу по ходу его изучения. Таково психологическое понимание контроля учебной деятельности. Date: 2015-10-19; view: 1047; Нарушение авторских прав |