Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к семинарскому занятию





Успех семинара зависит от качества подготовки к нему как со стороны преподавателя, так со стороны студентов.
При подготовке к семинарским занятиям студенты должны прочитать записи лекций, изучить рекомендованную литературу, ответить на вопросы и выполнить задания для самостоятельной работы. Особое внимание следует уделить практическим аспектам психологического консультирования психолога с клиентами, обратившимися за психологической помощью.
Целесообразно готовиться к семинарским и практическим занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы и заданий выписать в конспект основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий.
Каждую тему занятий важно увязывать с предыдущим учебным материалом, спецификой будущей профессиональной деятельности психолога.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряются и поощряются инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.

Методическая разработка семинарского занятия

I. Тема занятия.

1. Обоснование выбора темы.

2. Определение места темы в программе курса.

3. Цель занятия. Задачи: познавательные, воспитательные, методические.

4. Литература. Обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема чтения, сложности текстов.

II. Форма организации семинара.

1. Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории: а) вопросно-ответная (опрос); б) развернутая беседа на основе плана; в) доклады с взаимным рецензированием; г) обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии; д) групповая дискуссия (направляемая, свободная); е) учебно-ролевая игра.

2. Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе. Распределение ролей участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы.

III. План и конспект хода занятия.

1. Программа содержания занятия: основные разделы темы, основные задачи каждого раздела темы, фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы.

2. Конспект содержания разделов программы. Выделение дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделение положений и задач, предполагающих групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.

3. Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.

4. Анализ хода семинарского занятия после его проведения.

Подготовка к семинарам включает в себя целый комплекс мероприятий:
составление тщательно продуманных и утвержденных на кафедре планов с указанием рекомендованной литературы;

письменные и устные методические указания (рекомендации) студентам к каждому семинару;

анализ итогов проведенных семинаров в предыдущих семестрах и выработка мер по их совершенствованию;

подготовку преподавателем личного развернутого плана-проспекта (рабочего плана) семинара;

проработку литературы и подбор наглядных пособий к очередному семинару;
предварительное ознакомление с группами студентов, с которыми предстоит работать;

систематическую помощь студентам в организации самостоятельной работы, в частности, проведение консультаций;

обсуждение на кафедре (методической секции) вопросов методики проведения семинаров вообще и по отдельным темам в частности;
организацию кафедрой выставок литературы, наглядных пособий, лучших конспектов и рефератов студентов и т. д.
Планирование семинаров.

Планы семинаров служат основным методическим документом при самостоятельной работе студентов.
Составление планов обычно поручается наиболее опытным преподавателям. Подготовленные ими проекты рассматриваются на кафедрах. Хотя планы семинаров в последующие годы, в основном, сохраняются, приходится ежегодно пересматривать их, внося изменения, прежде всего в свете новых законодательных актов, важнейших общественно-политических событий в международной и внутренней жизни, а также с учетом вышедшей литературы, учебных пособий по курсу и т. д. План каждого семинара включает точные и ясные формулировки узловых вопросов, выражающих основное содержание темы, а также перечень обязательной и дополнительной литературы.
При составлении планов учитываются рассмотрение наиболее актуальных и трудных вопросов учебной программы, связь с жизнью, практикой, профилем вуза и факультетской специализацией и т. д.
Применительно к развернутой беседе вопросы семинарского плана должны отвечать следующим требованиям:
не повторять дословно формулировки соответствующих пунктов плана лекции и программы учебной дисциплины;

охватывать суть проблемы и в то же время быть не слишком широкими, строго очерченными в своих границах;

учитывать научную и профессиональную направленность;

формулировать вопросы в утвердительной форме (однако возможна и вопросительная форма);

вопросы плана должны охватывать содержание семинарской темы или тот аспект, который выражен в формулировке обсуждаемой теоретической проблемы;

формулировка вопроса должна побуждать к работе с литературой.

Существуют различные мнения об оптимальном количестве вопросов в плане каждого семинара. Если исходить из того, что в плане фигурируют только вопросы, которые непременно будут обсуждены, то для двухчасового занятия их можно давать всего два-три. Однако многие кафедры включают в план четыре-пять вопросов, справедливо рассматривая его и как ориентир для самостоятельной работы студентов. Принимая во внимание особенности группы, соотношение пунктов плана семинарского занятия с лекционным материалом и так далее, преподаватель по своему усмотрению отбирает из них те, которые наиболее важны для обсуждения. Усвоение студентами материала по другим вопросам не только не мешает, но, напротив, помогает им лучше ориентироваться в обсуждаемых вопросах. Включать в план более пяти вопросов (на 4 часовом занятии) нецелесообразно–это рассеивает внимание студентов, не дает возможности сосредоточиться на главном.
Методически серьезным является вопрос о характере и объеме рекомендуемой литературы. В перечень обязательной литературы включаются, прежде всего, нормативные документы (законы, указы, постановления и др.), затем руководящие документы и т.п., а также учебники и учебные пособия, монографии. Разумеется, все это должно рекомендоваться в разумных дозах, учитывая, что к одному семинару студент может готовиться в среднем всего 3–4 часа. И как бы мы ни хотели, чтобы студенты изучали соответствующие источники целиком, приходится, в случае их большого объема, указывать лишь отдельные разделы и даже страницы.
Проведение семинара

Хорошо разработать план семинара, тщательно продумать его развернутый конспект, провести обстоятельные предсеминарские консультации–это необходимые, но еще недостаточные условия его успеха. Важно умело провести запланированную работу, чутко реагируя на возникающие в ходе занятия ситуации. Успех занятия во многом зависит от содержания, формы, эмоциональности в постановке вопросов, замечаний, выводов, от педагогического такта преподавателя, и его организаторского мастерства.
Большая часть авторов, разрабатывающих вопросы методики семинаров, считают необходимым начинать занятия вступительным словом преподавателя. На наш взгляд, даже при скрупулезной экономии времени начинать следует с организационного момента: определения отсутствующих на семинаре. Это важно для учета успеваемости и избавляет преподавателя от таких неловких ситуаций, когда он, не заметив отсутствия студента, предоставляет ему слово для выступления.
Перед вступительным словом полезно также узнать, имеются ли вопросы по запланированной теме. Как известно, даже после обстоятельной предсеминарской консультацией такие вопросы возникают часто, и учитывать их, безусловно, необходимо. Другое дело, как должен руководитель семинара реагировать на эти вопросы. По их содержанию мы можем судить, как подготовлен тот или иной студент, насколько глубоко и серьезно подготовился к семинару. Сразу же следует ответить на вопросы, не нашедшие отражения на консультации или представляющие такой интерес для предстоящего обсуждения проблемных вопросов плана, что откладывать обсуждение на конец семинара было бы нецелесообразным. Вопросы, свидетельствующие о несерьезной подготовке студента к семинару, отклоняются преподавателем с соответствующей мотивировкой. По вопросам, которые предвосхищают семинар, как он запланирован в рабочем плане, преподаватель предлагает подумать всем студентам и высказать по ним свое мнение.
Краткое вступительное слово преподавателя (2–3 минуты), хорошо продуманное, четко сформулированное, яркое по форме, играет исключительно важную роль, поскольку в нем определяются целенаправленность всего занятия, его актуальность, узловые проблемы.
Методика подготовки и проведения практических занятий.

Методика проведения практических занятий. Цель: контроль за усвоением знаний и отработка практических навыков,, умение решать задачи, умение дискутировать отработать теории на практике, умение решать задачи,. Формы: деловые игры; семинары; Экскурсии; практикумы; собственно практика(на раб месте); Лабораторные занятия(наблюдения, опросы, беседы)—в научном исследовании для получения нов знания; проработка тестов(также для самопознания)..К основным формам практических занятий могут быть отнесены следующие.Семинары–практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, семинары-дискуссии посвящаются обычно обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики,
В зависимости от цели ставятся более узкие задачи:
- объяснить пополнить теоретический материал;
- отработать практическое применение;
- дать навыки психологического анализа и осмысления понятий, методов;
- стимулировать познавательный интерес.
Практические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.

Цель практических занятий. ПЗ призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.

План ПЗ отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.

Методика ПЗ может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель.

Между лекцией и ПЗ планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям.

Структура ПЗ в основном одинакова:

вступление преподавателя;

ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

практическая часть как плановая;

заключительное слово преподавателя.

Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.

Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям.

ПЗ не должно быть топтанием на месте. Если студенты поймут, что все его обучающие возможности исчерпаны, то резко упадет уровень мотивации. Следует организовывать ПЗ так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.

При проведении ПЗ следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не нудным, однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариантно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике вузовского обучения.

Виды семинаров -

Дискуссия - спор рядов

Препод. против студентов и наоборот

Круглый стол

Вопросно-ответный

Особенности семинара

Углубить и закрепить знания

Помочь разобраться в сложных вопросах

Выработать умение проверять теорию на практике

Контроль за своим материалом

Задачи:

Развитие творческой активности самостоятельного мышления

Развитие навыков научно-исслед. работы

Побуждение к самостоятельной работе

Совершенствование техники речи

Функции: познавательная стимулирующая контрольная воспитательная

Виды: деловые игры

Анализ конкретной ситуации

тренинги.

Date: 2015-10-19; view: 2085; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию