Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели и задачи. Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности
Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить. * знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного; * умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования; * умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной; * умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям. - развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию. Сформированность этих способностей обнаруживается, если: - развить творческий потенциал, воображение учащегося.
Теория учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) Ключевые идеи: «Производство представлений и понятий первоначально вплетено в материальную деятельность, материальное общение людей» В таком «материальном общении» происходит «идеализация определенных сторон материальной жизни», прежде всего тех сторон, которые могут «констатироваться в восприятии». Идеализированные стороны материальной жизни – представления и понятия – «оформляются в знаковых системах» Существуют два основных, несводимых друг к другу типа мышления: рассудочно-эмпирическое и научно-теоретическое Рассудочно-эмпирическое мышление осуществляется посредством «житейских понятий», основанных на формально-эмпирическом обобщении. Содержанием житейских понятий служат «общие внешние, несущественные свойства и признаки группы предметов, явлений» Понятия, построенные на формально-эмпирическом типе обобщений, есть не что иное, как «общие представления» Научно-теоретическое мышление осуществляется посредством научных понятий, основанных на содержательных абстракции и обобщении. Содержание теоретического мышления, теоретического понятия – это область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему, «это бытие опосредованное, объективное, существенное» Присвоение детьми содержания теоретических понятий и развитие детей «не могут выступать как два самостоятельных процесса» Развивающее воспитание и обучение достигают своих целей «только при умелом направлении собственной деятельности ребенка» Рассудочные, житейские понятия как особый момент «с необходимостью входят в более развитые формы мышления» (теоретическое мышление), придавая научным понятиям «твердость и определенность» Способность ребенка действовать в воображении, в плане представлений есть важная предпосылка теоретического мышления Теоретическое знание «культурно-исторически обусловлено» и не сводится к собственно научному знанию. Научное знание существует наряду с другими «суверенными» формами теоретического знания – художественным, нравственным, религиозным Способы организации совместной деятельности людей по «присвоению» той или иной формы теоретического знания детерминированы спецификой становления и бытия различных «суверенных» форм знаний, имеющих теоретический характер Принципиально возможно существование «своеобразной», но теоретической «формы мышления, опирающейся на непосредственное созерцание, оперирующей общими представлениями» В целом вопрос о том, «какое место находит теоретическое мышление в моральных представлениях и ценностных ориентациях, остается открытым» Основные положения: Ребенок старшего дошкольного возраста обладает мышлением рассудочно-эмпирического типа, преимущественно оперирует «житейскими» понятиями. Житейские понятия «являются наиболее распространенной, превалирующей над всеми и почти исключительной формой мышления дошкольника» Житейские понятия «вырабатываются посредством формально-эмпирического обобщения», путем «сравнения чувственного многообразия вещей, предметов и представлений о них» «Источники» эмпирического знания связаны с повседневной жизнью людей. Ребенок усваивает эмпирическое знание в игровой и практической деятельности, вне процесса систематического обучения, «непреднамеренно» и «непроизвольно» Житейские понятия детей не содержат в себе рефлексивного момента, осознания тех мыслительных действий и операций, которые приводят к созданию житейских понятий Житейские понятия развиваются преимущественно «снизу вверх», индуктивно, от частного (чувственного, конкретного) опыта, через его формальное обобщение к общим представлениям Необходимыми средствами фиксации эмпирических обобщений, общих представлений служат слова-термины, при этом абстрактное значение слов-терминов связывается в сознании ребенка с «чувственным представлением» С помощью житейских понятий дети могут «относить отдельные предметы к определенным классам, несмотря на то, связаны ли эти предметы реально» В наглядно-образном плане, плане общих представлений и житейских понятий, ребенку доступны «тождество» и различие и даже такие явления, которые «характеризуются категориями противоположности и противоречия» На основе словесных обозначений общих представлений и результатов наблюдений ребенок строит «высказывания и суждения», «простейшие умозаключения» Эмпирические знания позволяют детям не только действовать в повседневной жизни, но и осуществлять ориентацию в простейших формах искусства, моральной, нравственной, этической сферах В игре и практической деятельности дошкольника «воображение и символическая функция» уже «создают у ребенка нужду и потребность в знаниях теоретического характера» Общие представления дошкольников при определенных условиях «могут трансформироваться в элементарное теоретическое знание» Возможно осуществление учебной деятельности в форме беседы на морально-этические темы, «формирующей у детей нравственные представления, основы этических понятий». Нравственные представления позволяют детям «анализировать моральные мотивы человеческих поступков»
Date: 2015-10-19; view: 1051; Нарушение авторских прав |