Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос. Современные формы организации учебного процесса
Ведущими формами организации процесса обучения являются урок, занятие или лекция (соответственно, в школе, стузе и вузе). Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция. В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя ра бота). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экза мены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседо вание. В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения — семинар, лабораторная работа, НИРС, самостоятельная учебная работа студен тов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зару бежном вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения использу ются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы. Особенности школьного урока: - урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей); - дидактическая структура урока имеет строгую систему построения: - определенное организационное начало и постановка задач урока; - актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домаш него задания; - объяснение нового материала; - закрепление или повторение изученного на уроке; - контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока; - подведение итогов урока; - задание на дом; - содержание урока соответствует образовательному государственному стан дарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана; - каждый урок является звеном в системе уроков; - урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применя ет определенную систему методов и средств обучения для достижения по ставленных целей урока; - основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особен ностей. Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обу чения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины. Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения. Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения. 1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин). 2. Урок изучения нового материал а применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками. 3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков. 4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения. 5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий. В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как у рок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра. Лекция. Общий структурный каркас любой лекции — это формулировка темы,сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем — строгое следование плану предложенной работы. В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают: • высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило мировоззренческое значение; • большой объем четко и плотно систематизированной и методически перера ботанной современной научной информации; • доказательность и аргументированность высказываемых суждений; • достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, тек стов и документов; • ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постанов ка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам; • анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем; • выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов; • разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам воз можности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию; • умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование ди дактических материалов и технических средств; • применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков. Виды лекций 1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учеб ных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена из вестных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литерату ры, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности. 2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы. 3. Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень изла гаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концепту альная основа всего курса или крупных его разделов. 4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблем-ность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследователь ской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современ ных точек зрения. 5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекци онного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лек ции сводится к развернутому или краткому комментированию просматривае мых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графов, графиков, моделей). 6. Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента). 7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок. 8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы. 9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы—ответы». Лектор отвечает в течении лекционного времени на вопросы студентов по всем разделам или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы—ответы—дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы. В практике высшей школы используются и другие виды лекционной формы обучения. Date: 2015-10-19; view: 667; Нарушение авторских прав |