Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Противоалкогольное и противокурительное воспитание детей в семье
Важная задача педагога - помочь слушателям в приобретении трезвенного и противокурительного убеждений. Супруги-трезвенники и некурящие обычно сами находят способ воспитания детей «по своему подобию». Следует особо отметить, что все родители обязаны в меру возможностей заниматься противокурительным и противоалкогольным воспитанием детей. Им надлежит твердо знать, что процесс алкоголизации (процесс превращения трезвенника в алкоголика) начинается не с пьянства, как принято считать, а с того момента, когда у человека появляется первая положительная мысль об алкогольных изделиях. Каждое новое положительное представление о спиртных изделиях, каждое новое принятое с доверием ложное сведение, оправдывающее их употребление, каждая новая порция алкоголя все дальше ведут человека по пути алкоголизации к печальному финишу-алкоголизму. Превращение человека в курильщика начинается с момента появления у него положительной мысли о курении или с момента попадания в его легкие первой порции дыма. Потребность в курении вырабатывается у детей не только при активном но и при пассивном курении. Правильно утверждает Э. А. Бабаян: «Самое важное - воспитать отрицательное отношение к пьянству, к потреблению спиртных изделий у подрастающего поколения...» Как добиться этого? Следует рекомендовать родителям: с наступлением различных возрастов проводить с детьми специальные беседы, в которых знакомить их с вновь приобретаемыми правами и обязанностями, убеждать в том, что употребление алкоголя и табака отрицательно скажется на здоровье, успеваемости и может привести к нарушению правопорядка. Целесообразно анализировать прожитый «именинником» период, отмечать достижения и недостатки. Разговор нужно вести с учетом возраста, пола и индивидуальных особенностей детей. Родителям надлежит заранее готовиться к этому: составить план, подобрать интересные факты из жизни. Следует начинать противоалкогольное и противокурительное воспитание еще с дошкольного возраста. Нужно в доступной для ребенка форме рассказать об алкоголе и о табачком зелье, отметив, что употребление того и другого вызывает тяжелые страдания, препятствует нормальному развитию организма, приносит болезни. Дошкольники с большим доверием относятся к родителям, которые для них в первые годы жизни являются сначала почти единственным, а затем основным источником знаний о действительности. Для учащихся основным источником сведений все больше становится учитель, а также печатные материалы. В переходный период (от 11 до 15 лет) дети обычно начинают критически воспринимать слова родителей, подростки тяготеют к компаниям сверстников, которые нередко оказывают на них большое влияние. На детей с хорошей настраиваемостью можно благотворно действовать с помощью внушений, у них удается вызвать отвращение к спиртным изделиям и табачному дыму. На детей, обладающих слабой настраиваемостью, следует влиять достоверными сведениями, убеждениями, уговорами. Важно уметь найти наиболее сильные для человека аргументы. Значение умелого подбора убеждающих доводов хорошо показано в «Воспоминаниях об Ильиче» А. И. Ульяновой-Елизаровой; «Володя начал покуривать. Мать, опасаясь за его здоровье, бывшее в детстве и юношестве не из крепких, стала убеждать его бросить курение. Исчерпав доводы относительно вреда для здоровья, обычно на молодежь мало действующие, она указала ему, что и лишних трат - хотя бы копеечных (мы жили в то время все на пенсию матери) - он себе, не имея своего заработка, позволять бы, собственно, не должен. Этот довод оказался решающим, и Володя тут же - и навсегда - бросил курить». Для проведения противоалкогольного воспитания следует знать, разновидности трезвости и выбрать подходящую. Трезвенник-человек, который не только совершенно не употребляет спиртное, но н не заражен питейной запрограммированностью. Трезвенники бывают естественные, сознательные, благоразумно запрограммированные и религиозно запрограммированные. В условиях, когда потребление алкоголя широко распространено, мало кто сохраняет трезвость на всю жизнь, если с естественными трезвенниками не проводится специальная воспитательная работа, то они, как правило, подвергаются питейному программированию и становятся пьющими. Рекомендуется детей до 12 лет воспитывать благоразумно запрограммированными трезвенниками, для чего следует настраивать их на трезвость с помощью доступной информации, добиваться выработки соответствующих убеждений. Надо убеждать детей в том, что употребление спиртных изделий противоестественное, ничем не оправданное, недостойное и вредное занятие, которое губит мозговые клетки, замедляет рост и психическое развитие, уродует сознание, искажает мышление, портит внешность, ведет к слабоумию. Важно подчеркивать, что особо вредно влияет алкоголь на организм несовершеннолетних. Воспитываемые должны хорошо усвоить следующую аксиому: выпьет человек бокал шампанского - на этот бокал он поглупеет, ослабит свое здоровье, замедлит развитие, приблизится к алкоголизму и к смерти; на этот же бокал он причинит вред семье, принесет ущерб обществу. Выпьет человек второй бокал - отрицательные последствия суммируются с первым и т. д. Для проведения трезвенного программирования не всегда требуется большая работа. Подчас бывает достаточно одной обстоятельной беседы, однако ограничиваться ею рискованно. Воспитание сознательного трезвенника требует от родителей более глубокой подготовки. Ведь для того, чтобы подросток сделал сознательный выбор между трезвостью и употреблением спиртного, он должен усвоить сравнительно большой объем знаний по алкогольной проблеме. Трудно превратить в пьющего благоразумно запрограммированного трезвенника, а сознательного трезвенника практически невозможно. Одновременно с противоалкогольным воспитанием следует проводить противокурительное. Табачные изделия представляют большую опасность для детей, не меньшую, чем спиртные изделия. И вот почему: они доступнее; общество несравнимо терпимее относится к курению, чем к алкоголизму; потребность в табачном дыме наступает очень быстро. Нужно убедить детей не только не пользоваться табачными изделиями, но и стараться избегать пребывания в накуренных помещениях. Некоторые методы проведения родителями воспитания, направленного против употребления алкоголя и курения, 1) беседы; 2) демонстрация слайдов, открыток и др.; 3) составление программы по вопросу «Каким быть»; 4) индивидуальное и коллективное чтение противоалкогольных публикаций; 5) написание детьми сочинений; 6) заучивание ими отдельных статистических данных, фактов и стихотворений; 7) изучение словаря Г. А. Шичко; 8) работа в инициативном трезвенном детском или подростковом клубе. Такие клубы создаются просто: родители объединяют трех или несколько несовершеннолетних, которые в меру возможностей совместно собирают достоверные сведения по алкогольной и курительной проблеме и распространяют эти сведения среди сверстников. Мечта родителей - воспитание здорового, умного, доброго, преданного родным и народу человека. Обязательное условие воплощения мечты и жизни - трезвость и некурение членов семьи. В неуклонном соблюдении этого условия заинтересовано и общество. Для успешного воспитания детей трезвенниками и некурящими родители должны усвоить сущность концепции психологической запрограммированности и пользоваться ею. Им необходимо приобрести нужные знания, которые можно почерпнуть из книг, периодической печати и т. д. Исследование показало, что семья, критически относящаяся к алкоголю способна противостоять любому "алкогольному" событию, будь то - наблюдение на улице, или бестактная демонстрация выпивки с телеэкрана. Их нетрудно объяснить ребенку, и тем укрепить у него неприязнь к спиртному. Такая семья опровергает любую "теорию" о приемлемости и пользе алкоголя, вместе, с ребенком изучит "алкогольное" поведение взрослых. Подобная позиция семьи формирует надежный психологический иммунитет против любого употребления спиртного. И наоборот. Некритическое отношение к алкоголю в семье - основная и наиболее распространенная психологическая предпосылка к выпивке. В такой семье ребенок воспитывается на идеях: вино и жизнь - неразделимы; труд, семейные торжества, дружеские встречи, отдых, праздник - все интереснее непременно с вином. Ребенок поневоле начинает воспринимать алкоголь как естественный, неотъемлемый и "нормальный" компонент жизни, усваивая "алкогольные" традиции. Он как бы программируется на будущее пьянство. Знаменательно: "алкогольному" воспитанию способствует не только частота выпивок в семье, главное в доброжелательном отношении к алкоголю. В умеренно выливающих семьях дети не в меньшей опасности, чем в семье пьяницы: ребенок не видит негативных сторон пьянства, а родители считают, что никакого антиалкогольного воспитания не надо. Умеренно выпивающие семьи опасны иллюзией их "алкогольного благополучия". Часто ребенок включается в питейные обычаи, пусть даже сам не употребляя спиртного, участие в общем застолье, сервировка стола "под вино", помощь родителям в покупке вина, общение с опьяненными родителями. Наши исследования показали, что практически все подростки, заболевшие алкоголизмом, все молодые преступники, совершившие преступление в опьянении - выходцы из семей, воспитавших у них положительное отношение к вину. Большое значение имеют аномалии семейного воспитания. Существует несколько их типичных вариантов. Воспитание в условиях "кумира семьи" (матери, отца, бабушки, дедушки и т. п.) создает у ребенка представления об исключительности его личности, завышенные притязания; с возрастом ребенок становится трудноуправляемым; поведение родителей, пусть даже трезвенническое, перестает быть авторитетом и предметом подражания. Воспитание в условиях сверхопеки подавляют активность и инициативу подростка, среди сверстников он занимает подчинённое место, легко внушаем, поддается влиянию более инициативных, в том числе и в употреблении алкоголя. Пассивный школьник хуже учится. Неудовлетворенность подростка результатами учебы заставляют его "реабилитировать" себя иными путями, из них простейший - спиртное. Воспитание в условиях недостаточных эмоциональных отношений к ребенку со стороны родителей, невнимание и пренебрежение его основными интересами приводит к утрате ребенком любви к родителям, неприязненному отношению к взрослым; ребенок вырастает без чувства доброты, привязанности к людям, ему трудны и непонятны эмоциональные контакты и в этих условиях проалкогольное общение может стать ведущим. Иногда встречаются родители, разрешающие детям общаться только с "подходящими", по мнению родителей, друзьями. Бывает и боязнь "улицы". Между тем, родители просто не различают естественные для подростков компании друзей и антисоциальные группы подростков, с примитивными интересами, нежеланием учиться, антисоциальным поведением. Исследования подтверждают, что недостаток навыков общения приводит к тому, что с повзрослением подростку нужны "посредники", "помощники" между собой и сверстниками и им чаще всего становится алкоголь. Главное - пути эти к спиртному ведут не только от крайне аномальных семей, но и от внешне благополучных. Все же бесспорно худшие условия для воспитания - недостаточная психологическая сплоченность семьи, постоянные семейные конфликты, бездуховность родителей. В этих условиях связь "плохие родители" - "плохие дети" почти обязательна. Семьи, ориентированные на осуществление общественно значимых ценностей в воспитании детей, готовящие к целенаправленному воспитанию - это благополучные семьи. Семьи же, ориентированные на удовлетворение только личных потребностей и интересов, где воспитательный процесс осуществляется стихийно, следует отнести к неблагополучным семьям. Исследования показали, что 37,5% всех семей учащихся относятся к неблагополучным. В этих семьях дезорганизован воспитательный процесс. Воспитание в неполных или распавшихся семьях может наложить своеобразный отпечаток на личность ребенка: мужских или женских стереотипов поведения - в зависимости от того, кто из родителей в семье отсутствует, переживания недостаточной защищённости семьей, переживания из-за ее ущербности. Профилактика недостатка навыков мужского типа поведения в нередкой ситуации «мальчик без отца» - это общение с дедом, дядей, занятие спортом с тренером-мужчиной и тому подобное. Наконец, кратко об отклонениях в здоровье и их роли в отношении к вину. Одни из них препятствуют усвоению школьной программы - это последствия черепно-мозговых травм и других болезней мозга, нераспознанные вовремя умственная отсталость, болезни с длительными перерывами в учебе, ослабляющие организм. Отечественные и зарубежные психиатры насчитывают до 10% детей с так называемыми пограничными формами умственной недостаточности. Другие отклонения препятствуют эмоциональному общению со сверстниками - неврозы, психопатии, задержки физического развития. Третьи, вызывающие у школьника переживания своей неполноценности, - пороки развития, косметические дефекты. Заметим: отклонения в здоровье приобщают школьника к алкоголю не сами по себе, а с "помощью" неправильного отношения к ним других школьников, товарищей по классу, особенно к неврозам и косметическим дефектам. Принято считать, что алкоголизация детей и подростков начинается с момента употребления алкоголя. Однако это распространенное ошибочное мнение. Алкоголизация у большинства людей начинается не с выпивок, а с того момента, когда у человека впервые появляется положительная мысль о спиртном и его употреблении. Алкоголизация начинается и протекает отнюдь не по прихоти человека, а под воздействием социальной среды, окружающей его. Эти воздействия могут быть словесными, вещественными, комбинированными. Словесные воздействия выражаются в том, что письменные и устные высказывания, содержащие положительную оценку спиртного и его употребления, со временем вызывают питейную запрограммированность человека. Суть ее в том, что в головном мозгу человека, как утверждал исследователь проблемы Г. А. Шичко, образуется прочная система ассоциаций, которая и вынуждает его действовать соответствующие образом. Особенно сильное влияние на детей оказывают словесные высказывания. Питейной запрограммированности их содействуют даже такие абсолютно безвредные слова, распространенные в быту: "пивцо", "винцо", "дай бог не последнюю", "с вином родились, с вином и помрем", "за Ваше здоровье", "все люди пьют и мы не хуже других" и т. д. В семье же происходит "первичная социализация" человека, именно в ней закладываются основы отношения ребенка, а затем и взрослого, ко многим сторонам жизни, в том числе и отношение к употреблению алкоголя. Воспитание трезвости будет успешным лишь в том случае, если оно начинается с первых лет жизни ребенка, когда он только начинает постигать мир, впитывать огромный поток самой различной информации. Исследователи проблемы алкоголизации подростков выделяют основные направления антиалкогольной работы с несовершеннолетним. 1. Начало антиалкогольного воспитания с младшего школьного возраста, а лучше, заметим, сразу с рождения ребенка. 2. Целесообразность и преемственность в проведении антиалкогольного воспитания и антиалкогольной пропаганды. 3. Планирование антиалкогольных мероприятий с учетом психологических особенностей различных возрастных групп учащихся. 4. Соответствие гигиенического и нравственного, эмоционального и содержательного аспектов в антиалкогольной ориентации учащихся. 5. Организация полноценного в социально-нравственном плане досуга и повышение общественной активности школьников. 6. Комплексный подход к антиалкоголизму. 7. Участие учащихся старших классов в противоалкогольной работе. 8. Индивидуальная медико-воспитательная работа с угрожаемым в отношении употребления алкоголем контингентом. Таким образом, трезвенническая пропаганда и просвещение - это не только яростное и глубоко научно-обоснованное отрицание алкоголя, но и подробное, тщательное, очень конкретное обучение подростков практической организации своей жизни на основе трезвенничества. Быстрое продвижение больших масс людей к алкоголепотреблению способны вызвать средства массовой информации, если они несут неточные, а то и просто ложные сведения об алкогольных изделиях и оправдывают их употребление. Питейное убеждение формируется также под влиянием ложных сведений об алкогольных изделиях и об их воздействии на человека. Нередко можно услышать, что алкоголь обладает питательной ценностью, лечебными свойствами и т. д. Содержание питейного убеждения разных людей, естественно, отличается, однако для всех пьющих характерна твердая убежденность в том, что употребление алкоголя вполне нормальное и закономерное, явление, без которого нельзя или трудно обойтись. Таким образом у человека формируется питейная запрограммированность и потребность в алкоголе. Питейная запрограммированность включает в себя установку на винопитие и питейное убеждение. Установка же представляет собой как общий план обращения человека со спиртными изделиями. Итак, каждая школа может и должна стать настоящим центром пропаганды трезвенничества среди населения, центром трезвеннического просвещения родителей. Семьи, конечно, бывают разные. При изучении семьи важно определить ее статус по нравственному микроклимату. Условно все семьи в этом смысле можно сгруппировать в пять групп. Первая группа - семья с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая идейно-моральная атмосфера, дети здесь получают правильное воспитание. Поэтому частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные со спецификой воспитания детей, не исключаются. Вторая группа семей характеризуется нормальными супружескими отношениями между родителями, но в них не всегда обеспечивается правильная общественная направленность в воспитании детей. Преобладание семей с 1-2 детьми создает повышенное внимание к ним, дети в центре особых забот родителей, и если родители не организуют семью как коллектив, где каждый стремится жить интересами других, чувствовать ответственность друг за друга, то в семье могут развиваться эгоистические и потребительские тенденции, что должно вызывать большую тревогу. Третья группа - это семьи с конфликтной ситуацией. Часто в таких семьях родителям не до подростков, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Отношения взвинчены, ни о каком разумном, воспитании в это время нет и речи, все тут пущено на самотек. Нужно активное педагогическое вмешательство, чтобы помочь изменить микроклимат в семье, оздоровить его. Четвертая группа - внешне "благополучные семьи", в которых процветает мещанство, бездуховность, отсутствие истинных нравственных ценностей. Подростки часто восстают против всего этого, и рвется эмоциональная связь с родителями. Но часть подростков усваивает психологию потребительства. Воспитательная работа учителя в такой семье особенно трудна. Пятая группа - неблагополучные семьи, где грубость, скандалы, аморальное поведение требуют неослабного внимания со стороны педагога, а иногда и административного вмешательства, чтобы защитить интересы подростков. Необходимо выработать какие-то правила общения в семье. В каждой они, безусловно, различны, но есть и общие для всех семей. В результате нашей научное работы, мы выделили бы среди них несколько: Первое правило: в период полового созревания с подростками надо говорить как со взрослыми людьми. Только тогда у них может возникнуть желание поведать свои мысли, сомнения, переживания. Второе правило: общаться без нравоучений, без упреков. Третье правило: не играть в друзей. Можно быть рядом и не быть другом своих детей. Четвертое правило: не говорить, особенно в присутствии подростков, соседям, друзьям, гостям, приятелям, как хороша дочь или сын, не перечислять ее достоинства, а потом без "свидетелей" "распекать" ее, что не оправдывает ваших надежд. И наоборот, "не выплескивать" молву о недостатках, не судить с соседями об их "поведении". Пятое правило: приучение - это многократное повторение. При этом, повторяя, напоминая, надо чаще подбадривать, а не упрекать. Шестое правило: уметь помолчать; иногда молчание - поистине золото, особенно когда речь идет о воспитании целомудрия и чистоты. Здесь не должно быть места ни грубоватым шуткам, ни насмешкам. Седьмое правило: не кричать. Крик не только показатель бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Надо сдерживать эмоции. Иначе легко можно проявить, несправедливость. А в воспитании несправедливость трижды ядовита. Не зря в народе говорят: "Есть черствый хлеб можно, но уважать черствого человека нельзя." Ещё хуже "пилить" изо дня в день, "распекать". Эта "ржа не только точит железо", но и создает такую атмосферу, которая может перейти в отчужденность. Восьмое правило: не отвечать грубостью на грубость, а показать превосходство вежливости в общении. В крайнем случае напомнить: "Стыдно грубить. Я же тебе не грублю, почему ты позволяешь подобное?" Девятое правило: считаться с мнением детей, не бояться, когда надо сказать: "Извини"! ЛИТЕРАТУРА Маюров А. Н. Новая литература. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 5. – Н. Новгород: МУ, и др., 1998. с. 51-54. Маюров А. Н. Извлечения из Библии о вине, сикере и пьянстве. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 5. – Н. Новгород: МУ, IVES и др., 1998. с. 55-76. Маюров А. Н. Извлечения из Корана о вине, майсире и пьянстве. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 5. – Н. Новгород: МУ, и др., 1998. с. 77-78. Маюров А. Н. и др. Программа "Духовное и физическое возрождение Нижнего Новгорода". / Материалы научно-практической конференции "Национальная идея -здоровье народа" - Орел. - Москва: Госкомитет по физической культуре и туризму, 1998. Маюров А. Н. Как выйти из "пьяного" замкнутого круга? / Материалы межрегиональной конференции "Политика отрезвления к возрождения России" - Новосибирск: СБНТ, 1998. - с. 24-25. Маюров А. Н. и др. Джасак. Закон Чингисхана. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 10. – Н. Новгород: МАФР, 2002, с. 119-121. Маюров А. Н. Трезвенные конфессии, религиозные течения, деноминации и толки мира / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 10. – Н. Новгород: МАФР, 2002, с. 122-136.
Date: 2015-10-19; view: 303; Нарушение авторских прав |