Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Противоалкогольное и противокурительное воспитание детей в семье





Важная задача педагога - помочь слушателям в приобрете­нии трезвенного и противокурительного убеждений. Супруги-трезвенники и некурящие обычно сами находят способ воспитания детей «по своему подобию». Следует особо отметить, что все родители обязаны в меру возможностей зани­маться противокурительным и противоалкогольным воспитани­ем детей. Им надлежит твердо знать, что процесс алкоголизации (процесс превращения трезвенника в алкоголика) начинается не с пьянства, как принято считать, а с того момента, когда у человека появляется первая положительная мысль об алкогольных изделиях. Каждое новое положительное представление о спиртных изделиях, каждое новое принятое с доверием ложное сведение, оправдывающее их употребление, каждая новая порция алкоголя все дальше ведут человека по пути алкоголизации к печальному финишу-алкоголизму. Превращение человека в курильщика начинается с момента появления у него положительной мысли о курении или с момента попадания в его легкие первой порции дыма. Потребность в курении вырабатывается у детей не только при активном но и при пассивном курении.

Правильно утверждает Э. А. Бабаян: «Самое важное - воспитать отрицательное отношение к пьянству, к потреблению спиртных изделий у подрастающего поколения...» Как добиться этого?

Следует рекомендовать родителям: с наступлением различных возрастов проводить с детьми специальные беседы, в которых знакомить их с вновь приобретаемыми правами и обязанностями, убеждать в том, что употребление алкоголя и табака отрицательно скажется на здоровье, успеваемости и может привести к нарушению правопорядка. Целесообразно анализировать прожитый «именинником» период, отмечать достижения и недостатки. Разговор нужно вести с учетом возраста, пола и индивидуальных особенностей детей. Родителям надлежит заранее готовиться к этому: составить план, подобрать интересные факты из жизни.

Следует начинать противоалкогольное и противокурительное воспитание еще с дошкольного возраста. Нужно в доступной для ребенка форме рассказать об алкоголе и о табачком зелье, отметив, что употребление того и другого вызывает тяжелые страдания, препятствует нормальному развитию организма, приносит болезни. Дошкольники с большим доверием относятся к родителям, которые для них в первые годы жизни являются сначала почти единственным, а затем основным источником знаний о действительности. Для учащихся основным источником сведений все больше становится учитель, а также печатные материалы.

В переходный период (от 11 до 15 лет) дети обычно начи­нают критически воспринимать слова родителей, подростки тя­готеют к компаниям сверстников, которые нередко оказывают на них большое влияние. На детей с хорошей настраиваемостью можно благотворно действовать с помощью внушений, у них удается вызвать отвращение к спиртным изделиям и табачному дыму. На детей, обладающих слабой настраиваемостью, следует влиять достоверными сведениями, убеждениями, уговорами. Важно уметь найти наиболее сильные для человека аргументы.

Значение умелого подбора убеждающих доводов хорошо показано в «Воспоминаниях об Ильиче» А. И. Ульяновой-Елизаровой; «Володя начал покуривать. Мать, опасаясь за его здоровье, бывшее в детстве и юношестве не из крепких, стала убеждать его бросить курение. Исчерпав доводы относительно вреда для здоровья, обычно на молодежь мало действующие, она указала ему, что и лишних трат - хотя бы копеечных (мы жили в то время все на пенсию матери) - он себе, не имея своего заработка, позволять бы, собственно, не должен. Этот довод оказался решающим, и Володя тут же - и навсегда - бросил курить».

Для проведения противоалкогольного воспитания следует знать, разновидности трезвости и выбрать подходящую. Трез­венник-человек, который не только совершенно не употребляет спиртное, но н не заражен питейной запрограммированностью. Трезвенники бывают естественные, сознательные, благоразумно запрограммированные и религиозно запрограммированные. В условиях, когда потребление алкоголя широко распространено, мало кто сохраняет трезвость на всю жизнь, если с естественными трезвенниками не проводится специальная воспитательная работа, то они, как правило, подвергаются питейному программированию и становятся пьющими.

Рекомендуется детей до 12 лет воспитывать благоразумно запрограммированными трезвенниками, для чего следует на­страивать их на трезвость с помощью доступной информации, добиваться выработки соответствующих убеждений. Надо убеждать детей в том, что употребление спиртных изделий противоестественное, ничем не оправданное, недостойное и вредное занятие, которое губит мозговые клетки, замедляет рост и психическое развитие, уродует сознание, искажает мышление, портит внешность, ведет к слабоумию. Важно подчеркивать, что особо вредно влияет алкоголь на организм несовершеннолетних. Воспитываемые должны хорошо усвоить следующую аксиому: выпьет человек бокал шампанского - на этот бокал он поглупеет, ослабит свое здоровье, замедлит развитие, приблизится к алкоголизму и к смерти; на этот же бокал он причинит вред семье, принесет ущерб обществу. Выпьет человек второй бокал - отрицательные последствия суммируются с первым и т. д. Для проведения трезвенного программирования не всегда требуется большая работа. Подчас бывает достаточно одной обстоятельной беседы, однако ограничиваться ею рискованно.


Воспитание сознательного трезвенника требует от родите­лей более глубокой подготовки. Ведь для того, чтобы подросток сделал сознательный выбор между трезвостью и употреблением спиртного, он должен усвоить сравнительно большой объем знаний по алкогольной проблеме. Трудно превратить в пьющего благоразумно запрограммированного трезвенника, а сознательного трезвенника практически невозможно.

Одновременно с противоалкогольным воспитанием следует проводить противокурительное. Табачные изделия представляют большую опасность для детей, не меньшую, чем спиртные изделия. И вот почему: они доступнее; общество несравнимо терпимее относится к курению, чем к алкоголизму; потребность в табачном дыме наступает очень быстро.

Нужно убедить детей не только не пользоваться табачными изделиями, но и стараться избегать пребывания в накуренных помещениях.

Некоторые методы проведения родителями воспитания, направленного против употребления алкоголя и курения,

1) беседы;

2) демонстрация слайдов, открыток и др.;

3) составление программы по вопросу «Каким быть»;

4) индивидуальное и коллективное чтение противоалкогольных публикаций;

5) написание детьми сочинений;

6) заучивание ими отдельных статистических данных, фак­тов и стихотворений;

7) изучение словаря Г. А. Шичко;

8) работа в инициативном трезвенном детском или подростковом клубе.

Такие клубы создаются просто: родители объединяют трех или несколько несовершеннолетних, которые в меру возмож­ностей совместно собирают достоверные сведения по алкоголь­ной и курительной проблеме и распространяют эти сведения среди сверстников.

Мечта родителей - воспитание здорового, умного, доброго, преданного родным и народу человека. Обязательное условие воплощения мечты и жизни - трезвость и некурение членов семьи. В неуклонном соблюдении этого условия заинтересовано и общество.

Для успешного воспитания детей трезвенниками и некуря­щими родители должны усвоить сущность концепции психоло­гической запрограммированности и пользоваться ею. Им не­обходимо приобрести нужные знания, которые можно почерп­нуть из книг, периодической печати и т. д.

Исследование показало, что семья, критически относящаяся к алкоголю способна противостоять любому "алкогольному" событию, будь то - наблюде­ние на улице, или бестактная демонстрация выпивки с телеэкрана. Их нетруд­но объяснить ребенку, и тем укрепить у него неприязнь к спиртному. Такая семья опровергает любую "теорию" о приемлемости и пользе алкоголя, вместе, с ребенком изучит "алкогольное" поведение взрослых. Подобная позиция се­мьи формирует надежный психологический иммунитет против любого употребления спиртного.


И наоборот. Некритическое отношение к алкоголю в семье - основная и наиболее распространенная психологическая предпосылка к выпивке. В такой семье ребенок воспитывается на идеях: вино и жизнь - неразделимы; труд, се­мейные торжества, дружеские встречи, отдых, праздник - все интереснее не­пременно с вином. Ребенок поневоле начинает воспринимать алкоголь как ес­тественный, неотъемлемый и "нормальный" компонент жизни, усваивая "ал­когольные" традиции. Он как бы программируется на будущее пьянство.

Знаменательно: "алкогольному" воспитанию способствует не только часто­та выпивок в семье, главное в доброжелательном отношении к алкоголю. В умеренно выливающих семьях дети не в меньшей опасности, чем в семье пья­ницы: ребенок не видит негативных сторон пьянства, а родители считают, что никакого антиалкогольного воспитания не надо. Умеренно выпивающие семьи опасны иллюзией их "алкогольного благополучия". Часто ребенок включается в питейные обычаи, пусть даже сам не употребляя спиртного, участие в общем застолье, сервировка стола "под вино", помощь родителям в покупке вина, об­щение с опьяненными родителями.

Наши исследования показали, что практически все подростки, заболевшие алкоголизмом, все молодые преступники, совершившие преступление в опья­нении - выходцы из семей, воспитавших у них положительное отношение к вину.

Большое значение имеют аномалии семейного воспитания. Существует не­сколько их типичных вариантов.

Воспитание в условиях "кумира семьи" (матери, отца, бабушки, дедушки и т. п.) создает у ребенка представления об исключительности его личности, за­вышенные притязания; с возрастом ребенок становится трудноуправляемым; поведение родителей, пусть даже трезвенническое, перестает быть авторите­том и предметом подражания.

Воспитание в условиях сверхопеки подавляют активность и инициативу подростка, среди сверстников он занимает подчинённое место, легко внушаем, поддается влиянию более инициативных, в том числе и в употреблении алко­голя. Пассивный школьник хуже учится. Неудовлетворенность подростка ре­зультатами учебы заставляют его "реабилитировать" себя иными путями, из них простейший - спиртное.

Воспитание в условиях недостаточных эмоциональных отношений к ребенку со стороны родителей, невнимание и пренебрежение его основными ин­тересами приводит к утрате ребенком любви к родителям, неприязненному от­ношению к взрослым; ребенок вырастает без чувства доброты, привязанности к людям, ему трудны и непонятны эмоциональные контакты и в этих условиях проалкогольное общение может стать ведущим.


Иногда встречаются родители, разрешающие детям общаться только с "подходящими", по мнению родителей, друзьями. Бывает и боязнь "улицы". Между тем, родители просто не различают естественные для подростков ком­пании друзей и антисоциальные группы подростков, с примитивными интере­сами, нежеланием учиться, антисоциальным поведением. Исследования под­тверждают, что недостаток навыков общения приводит к тому, что с повзрослением подростку нужны "посредники", "помощники" между собой и сверст­никами и им чаще всего становится алкоголь. Главное - пути эти к спиртному ведут не только от крайне аномальных семей, но и от внешне благополучных. Все же бесспорно худшие условия для воспитания - недостаточная психологи­ческая сплоченность семьи, постоянные семейные конфликты, бездуховность родителей. В этих условиях связь "плохие родители" - "плохие дети" почти обязательна.

Семьи, ориентированные на осуществление общественно значимых ценно­стей в воспитании детей, готовящие к целенаправленному воспитанию - это благополучные семьи. Семьи же, ориентированные на удовлетворение только личных потребностей и интересов, где воспитательный процесс осуществляет­ся стихийно, следует отнести к неблагополучным семьям. Исследования пока­зали, что 37,5% всех семей учащихся относятся к неблагополучным. В этих семьях дезорганизован воспитательный процесс.

Воспитание в неполных или распавшихся семьях может наложить своеоб­разный отпечаток на личность ребенка: мужских или женских стереотипов по­ведения - в зависимости от того, кто из родителей в семье отсутствует, пере­живания недостаточной защищённости семьей, переживания из-за ее ущербно­сти. Профилактика недостатка навыков мужского типа поведения в нередкой ситуации «мальчик без отца» - это общение с дедом, дядей, занятие спортом с тренером-мужчиной и тому подобное.

Наконец, кратко об отклонениях в здоровье и их роли в отношении к вину. Одни из них препятствуют усвоению школьной программы - это последствия черепно-мозговых травм и других болезней мозга, нераспознанные вовремя умственная отсталость, болезни с длительными перерывами в учебе, ослаб­ляющие организм. Отечественные и зарубежные психиатры насчитывают до 10% детей с так называемыми пограничными формами умственной недоста­точности. Другие отклонения препятствуют эмоциональному общению со сверстниками - неврозы, психопатии, задержки физического развития. Третьи, вызывающие у школьника переживания своей неполноценности, - пороки раз­вития, косметические дефекты.

Заметим: отклонения в здоровье приобщают школьника к алкоголю не са­ми по себе, а с "помощью" неправильного отношения к ним других школьников, товарищей по классу, особенно к неврозам и косметическим дефектам.

Принято считать, что алкоголизация детей и подростков начинается с мо­мента употребления алкоголя. Однако это распространенное ошибочное мне­ние. Алкоголизация у большинства людей начинается не с выпивок, а с того момента, когда у человека впервые появляется положительная мысль о спирт­ном и его употреблении. Алкоголизация начинается и протекает отнюдь не по прихоти человека, а под воздействием социальной среды, окружающей его. Эти воздействия могут быть словесными, вещественными, комбинированны­ми. Словесные воздействия выражаются в том, что письменные и устные вы­сказывания, содержащие положительную оценку спиртного и его употребле­ния, со временем вызывают питейную запрограммированность человека. Суть ее в том, что в головном мозгу человека, как утверждал исследователь пробле­мы Г. А. Шичко, образуется прочная система ассоциаций, которая и вынуждает его действовать соответствующие образом. Особенно сильное влияние на де­тей оказывают словесные высказывания. Питейной запрограммированности их содействуют даже такие абсолютно безвредные слова, распространенные в бы­ту: "пивцо", "винцо", "дай бог не последнюю", "с вином родились, с вином и помрем", "за Ваше здоровье", "все люди пьют и мы не хуже других" и т. д. В семье же происходит "первичная социализация" человека, именно в ней за­кладываются основы отношения ребенка, а затем и взрослого, ко многим сто­ронам жизни, в том числе и отношение к употреблению алкоголя. Воспитание трезвости будет успешным лишь в том случае, если оно начинается с первых лет жизни ребенка, когда он только начинает постигать мир, впитывать огром­ный поток самой различной информации.

Исследователи проблемы алкоголизации подростков выделяют основные направления антиалкогольной работы с несовершеннолетним.

1. Начало антиалкогольного воспитания с младшего школьного возраста, а лучше, заметим, сразу с рождения ребенка.

2. Целесообразность и преемственность в проведении антиалкогольного во­спитания и антиалкогольной пропаганды.

3. Планирование антиалкогольных мероприятий с учетом психологических особенностей различных возрастных групп учащихся.

4. Соответствие гигиенического и нравственного, эмоционального и со­держательного аспектов в антиалкогольной ориентации учащихся.

5. Организация полноценного в социально-нравственном плане досуга и повышение общественной активности школьников.

6. Комплексный подход к антиалкоголизму.

7. Участие учащихся старших классов в противоалкогольной работе.

8. Индивидуальная медико-воспитательная работа с угрожаемым в отно­шении употребления алкоголем контингентом.

Таким образом, трезвенническая пропаганда и просвещение - это не только яростное и глубоко научно-обоснованное отрицание алкоголя, но и подробное, тщательное, очень конкретное обучение подростков практической организации своей жизни на основе трезвенничества. Быстрое продвижение больших масс людей к алкоголепотреблению способны вызвать средства массовой информа­ции, если они несут неточные, а то и просто ложные сведения об алкогольных изделиях и оправдывают их употребление.

Питейное убеждение формируется также под влиянием ложных сведений об алкогольных изделиях и об их воздействии на человека. Нередко можно ус­лышать, что алкоголь обладает питательной ценностью, лечебными свойства­ми и т. д. Содержание питейного убеждения разных людей, естественно, отли­чается, однако для всех пьющих характерна твердая убежденность в том, что употребление алкоголя вполне нормальное и закономерное, явление, без кото­рого нельзя или трудно обойтись. Таким образом у человека формируется пи­тейная запрограммированность и потребность в алкоголе. Питейная запро­граммированность включает в себя установку на винопитие и питейное убеж­дение. Установка же представляет собой как общий план обращения человека со спиртными изделиями. Итак, каждая школа может и должна стать настоя­щим центром пропаганды трезвенничества среди населения, центром трезвеннического просвещения родителей.

Семьи, конечно, бывают разные. При изучении семьи важно определить ее статус по нравственному микроклимату. Условно все семьи в этом смысле можно сгруппировать в пять групп.

Первая группа - семья с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая идейно-моральная атмосфера, дети здесь получают правильное вос­питание. Поэтому частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя от­дельные советы и предостережения, связанные со спецификой воспитания детей, не исключаются.

Вторая группа семей характеризуется нормальными супружескими отно­шениями между родителями, но в них не всегда обеспечивается правильная общественная направленность в воспитании детей. Преобладание семей с 1-2 детьми создает повышенное внимание к ним, дети в центре особых забот роди­телей, и если родители не организуют семью как коллектив, где каждый стре­мится жить интересами других, чувствовать ответственность друг за друга, то в семье могут развиваться эгоистические и потребительские тенденции, что должно вызывать большую тревогу.

Третья группа - это семьи с конфликтной ситуацией. Часто в таких семьях родителям не до подростков, они сами не могут разобраться в своих отноше­ниях. Отношения взвинчены, ни о каком разумном, воспитании в это время нет и речи, все тут пущено на самотек. Нужно активное педагогическое вмеша­тельство, чтобы помочь изменить микроклимат в семье, оздоровить его.

Четвертая группа - внешне "благополучные семьи", в которых процветает мещанство, бездуховность, отсутствие истинных нравственных ценностей. Подростки часто восстают против всего этого, и рвется эмоциональная связь с родителями. Но часть подростков усваивает психологию потребительства. Воспитательная работа учителя в такой семье особенно трудна.

Пятая группа - неблагополучные семьи, где грубость, скандалы, амораль­ное поведение требуют неослабного внимания со стороны педагога, а иногда и административного вмешательства, чтобы защитить интересы подростков.

Необходимо выработать какие-то правила общения в семье. В каждой они, безусловно, различны, но есть и общие для всех семей. В результате нашей на­учное работы, мы выделили бы среди них несколько:

Первое правило: в период полового созревания с подростками надо гово­рить как со взрослыми людьми. Только тогда у них может возникнуть желание поведать свои мысли, сомнения, переживания.

Второе правило: общаться без нравоучений, без упреков.

Третье правило: не играть в друзей. Можно быть рядом и не быть другом своих детей.

Четвертое правило: не говорить, особенно в присутствии подростков, сосе­дям, друзьям, гостям, приятелям, как хороша дочь или сын, не перечислять ее достоинства, а потом без "свидетелей" "распекать" ее, что не оправдывает ва­ших надежд. И наоборот, "не выплескивать" молву о недостатках, не судить с соседями об их "поведении".

Пятое правило: приучение - это многократное повторение. При этом, по­вторяя, напоминая, надо чаще подбадривать, а не упрекать.

Шестое правило: уметь помолчать; иногда молчание - поистине золото, особенно когда речь идет о воспитании целомудрия и чистоты. Здесь не долж­но быть места ни грубоватым шуткам, ни насмешкам.

Седьмое правило: не кричать. Крик не только показатель бессилия, слабо­сти, но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Надо сдерживать эмоции. Иначе легко можно проявить, несправедливость. А в воспитании не­справедливость трижды ядовита. Не зря в народе говорят: "Есть черствый хлеб можно, но уважать черствого человека нельзя." Ещё хуже "пилить" изо дня в день, "распекать". Эта "ржа не только точит железо", но и создает такую атмо­сферу, которая может перейти в отчужденность.

Восьмое правило: не отвечать грубостью на грубость, а показать превос­ходство вежливости в общении. В крайнем случае напомнить: "Стыдно гру­бить. Я же тебе не грублю, почему ты позволяешь подобное?"

Девятое правило: считаться с мнением детей, не бояться, когда надо ска­зать: "Извини"!

ЛИТЕРАТУРА

Маюров А. Н. Новая литература. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 5. – Н. Новгород: МУ, и др., 1998. с. 51-54.

Маюров А. Н. Извлечения из Библии о вине, сикере и пьянстве. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 5. – Н. Новгород: МУ, IVES и др., 1998. с. 55-76.

Маюров А. Н. Извлечения из Корана о вине, майсире и пьянстве. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 5. – Н. Новгород: МУ, и др., 1998. с. 77-78.

Маюров А. Н. и др. Программа "Духовное и физическое возрождение Нижнего Новгорода". / Материалы научно-практической конференции "Национальная идея -здоровье народа" - Орел. - Москва: Госкомитет по физической культуре и туризму, 1998.

Маюров А. Н. Как выйти из "пьяного" замкнутого круга? / Материалы межрегио­нальной конференции "Политика отрезвления к возрождения Рос­сии" - Новосибирск: СБНТ, 1998. - с. 24-25.

Маюров А. Н. и др. Джасак. Закон Чингисхана. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 10. – Н. Новгород: МАФР, 2002, с. 119-121.

Маюров А. Н. Трезвенные конфессии, религиозные течения, деноминации и толки мира / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 10. – Н. Новгород: МАФР, 2002, с. 122-136.

 








Date: 2015-10-19; view: 303; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию