Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Картины Семидубравного
В Семидубравном хранилась коллекция акварелей А.И.Клюндера. Известно что их было 16, но предполагается, что возможно была ещё одна на которой был изображён М.Ю.Лермонтов. Можно предположить, что это один из двух известных сейчас акварельных портретов работы Клюндера и хранящиеся в Пушкинском доме, но может был и ещё один неизвестныё портрет. (Чекалин С.В.. По лермонтовским местам. В кн.: Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта. М. 1991. Стр. 238) Почти сто лет картины украшали Потаповскую усадьбу. Только в 1926 году из Семидубравного в Воронежский музей изобразительных искусств было доставлено 16 акварельных портретов работы А. И. Клюндера. На портретах изображены офицеры – сослуживцы, по лейб-гвардии гусарскому полку, Михаила Юрьевича Лермонтова и Александра Львовича Потапова. Картины изучала Маргарита Ивановна Лунева. Приведём некоторые из её описаний картин. На одной из картин работы А.И.Клюндера в фонде Воронежского областного художественного музея им. И.Н.Крамского изображён М.Г.Хомутов. М.Г.Хомутов один из героев 1812 года ещё молодой корнет лейб-гвардии гусарского полка только что окончивший пажеский корпус и за ратные подвиги награждённый шпагой с надписью «За храбрость». Михаил Григорьевич Хомутов (1795 – 1864) двоюродный брат поэта И.И.Козлова вызывал у А.С.Пушкина чувство особого почтения. С Хомутовым Пушкин – лицеист познакомился в Царском Селе, где был расквартирован лейб-гвардии гусарский полк. Поэта влекло общество людей, «покрытых славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года». Позже, после ссылки в с. Михайловское в Москве на вечере устроенном для него Марией Ивановной Римской-Корсаковой 26 октября 1826 года Пушкин при встрече с сестрой Михаила Григорьевича писательницей Анной Григорьевной Хомутовой назвал гусарский полк «колыбелью» своих лицейских лет, а Михаил Григорьевич по словам А.Г.Хомутовой, записавшей их беседу, «был для него нередко ментором». Хомутов изображён в парадном мундире с наградами. В 1832 году он уже полковник, в 1829 за участие в русско-турецкой войне генерал майор, в 1834 – 1839 гг. Хомутов служит командиром лейб-гвардии гусарского полка где с 1834 по 1837 гг. и с 1838 по 1839 годы под его командованием служил корнет Лермонтов. В 1839 Хомутов служит начальником штаба Войска Донского, в 1840 г. ему присвоено звание генерал-лейтенанта. Гусары при расставании подарили ему галерею своих портретов кисти Клюндера. В годы службы в Новочеркасске Хомутов заботился о благоустройстве края, о просвещении его жителей. В 1864 г. портрет генерал-лейтенанта, генерала от кавалерии, наказного атамана Войска Донского писал И.Н.Крамской. На второй картине изображён ещё один сослуживец М.Ю.Лермонтова Н.И.Бухаров. Ему посвятил свои строки М.Юлермонтов:
«Нам дорога твоя отвага Огнём душа твоя полна Как вновь раскуренная влага? В бутылке старого вина Столетья прошлого обломок, Меж нас остался ты один, Гусар прославленный потомок Покров и битвы гражданин.
Смотрите, как летит, отвагою пылая…» с восхищением писал М.Ю.Лермонтов. Бухаров (1799 – 1862) был всеобщим любимцем
«Для нас в беседе голосистой Твои крик приятней соловья. Нам мил и ус твой серебристый И трубка плоская твоя». В таких строках описывает М.Ю.Лермонтов Н.И.Бухарова. На портрете Н.И.Бухаров выглядит бравым, внутренне собранным, уверенным в себе человеком. Мужественное лицо с твёрдым сжатым ртом и умными серьёзными глазами под широким разлётом бровей. Волевой, энергичный бесстрашный. Именно эти черты характера отметил Лермонтов в стихах «К Н.И.Бухарову» и «К портрету старого гусара». П.П.Левицкий в воспоминаниях писал: «Родовитый, богатый, статный красавец, отважный лейб-гусар, последний из могикан – герой двенадцатого года, несмотря на седину, пользовался всеобщими симпатиями». «Полковник Бухаров, - пишет сослуживец А.В.Мещерский, - настоящий тип старого гусара прежнего времени, так верно и неподражаемо описанного Денисом Давыдовым в его известном стихотворении… Вечно добродушный собутыльник, дорогой и добрейший товарищ, он был, любим всеми офицерами полка». Лермонтов бывал в имении Бухарова Михалёве. В память встреч на берегу озера в парке была поставлена беседка с надписью «Моим товарищам лейб-гусарам». Добрые чувства связывали его с А.С.Пушкиным. Пушкин приезжал в Михалёво. Поэт удалялся в парк и любил сидеть на каменном диване под развесистым дубом. «В конце парка, - читаем мы у П.П.Левицкого, - озеро делает изгиб, луку, а парк заканчивается небольшим полуостровом. Здесь у этого лукоморья и рос «дуб зелёный», возле которого уединяется поэт» (легенда).
Ещё на одной картине работы А. Клюндера из фондов Воронежского художественного музея им. И.Н. Крамского изображён И.Н.Гончаров. Тесные родственные узы связывали А.С.Пушкина со средним братом его жены Иваном Николаевичем Гончаровым (1810 – 1881) весьма блистательным, светски образованным, лейб-гвардии гусарским офицером,. На портрете изображён красивый молодой человек со строгими правильными чертами лица, с белокурыми волосами, уложенными над высоким чистым лбом в модную причёску тридцатых годов. И.Н.Гончаров свеж и строен. Гончаров правнук основоположника парусных и полотняных фабрик в Калужской губернии, потомственный дворянин. И.Гончаров начал службу в 1827 году юнкером лейб-гвардии конно-инженерного батальона. В 1829 году переведён корнетом в лейб-гвардии Уланский полк, а после участия в польской кампании назначен в лейб-гвардии Гусарский полк в Царском Селе. И.Гончаров часто встречался с поэтом, гостил у него, выполнял его поручения, сопровождал во время прогулки. Пушкин ему покровительствовал «Я не забуду про бал у посланницы и прошу разрешения представить на нём моего шурина - Гончарова», - писал он Е.Хитровой (дочери М.Кутузова) в январе 1832 г. В письмах Пушкин называет его «милый братец», «брат Иван», «Иван Николаевич». Гончаров вместе с В.Жуковским улаживал ссору Пушкина с Дантесом в ноябре 1836 года во время первого конфликта. В день бракосочетания Дантеса-Теккерна со старшей его сестрой Екатериной Николаевной 10 января 1837 года поручик лейб-гвардии гусарского полка Иван Гончаров был на церемонии в Алюювском соборе и поставил свою подпись. И.Гончаров в 1834 – 1837 гг. общался с Лермонтовым, бывал с ним у Карамзиных. Пушкин мог познакомиться с поэзией Лермонтова через Гончарова, а Лермонтов узнал о подробностях событий роковой дуэли Пушкина тоже через Гончарова. 27 апреля 1837 г. свадьба И.Гончарова с княжной Марией Ивановной Мещёрской. Брак был счастливым, «жена его очаровательна» писал И.Гончарова к дочери Екатерине «нежная, умная, глубоко любящая Ваню, который в свою очередь горячо ей предан». В апреле 1846 г. гвардии ротмистром И.Гончаров вышел в отставку. В этом звании Иван Николаевич изображён на портрете. После своей отставки И.Н.Гончаров поселился в подмосковном имении Ярополец. В 1842 году отдыхая в Баден-Бадене и Вене И.Н.Гончаров встретил сестру Е.Дентес-Теккерн и её мужа в Сульце. Он писал брату Дмитрию «При первой встрече я поборол в себе мысли от отвращения при виде его, не желая очень огорчать сестру, я обошёлся с ним как можно лучше, но признаюсь тебе, дорогой друг, что это стоило мне многого». С 1850-1852 гг. Гончаров уездный предводитель в Волоколамске, затем снова на службе. Во время Крымской кампании в 1854 г. он произведён в полковники. По возвращении в Ярополец И.Гончаров избран от Волоколамского уезда в Московскую комиссию по составлению проекта Положения об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян. В 1859 году уехал из Яропольца. Далее Гончаров состоял для особых поручений при Рижском военном Лифляндском, Эстляндском и Курляндском округе в должности генерал –губернатора. В 1860 г. И.Гончаров стал генерал-мкайором. В 1861 году женился на Екатерине Николаевне Васильчиковой, жил в родных местах. Дважды избирался уездным предводителем дворянства 1872 – 1975 и 1878 – 1881 гг. Умер 19 ноября 1881 году. Прах был погребён в Волоколамском Иосифовом монастыре.
Как видим люди на картинах из Семидубравного были весьма примечательны. Впрочем, как мы уже ранее говорили, гусарам в те времена была зачастую прописана отличная карьера, но вот какое интересное совпадение?, это люди прекрасно воспитанные и образованные. Ещё на одной картине работы А.И.Клюндера изображен друг А.С.Пушкина А.Г.Ломоносов. Портрет Александра Григорьевича Ломоносова выполнен в 1839 году. Здесь художник не прибегает к эффектным приёмам. Ломоносов и так выглядит как человек мужественный и благородный. Энергичный склад губ, спокойная мудрость в глазах выдают натуру, склонную к глубоким и серьёзным раздумьям, активным и решительным поступкам. Красный с золотом мундир, модный зачёс густых волос вносят в образ романтическую торжественность, оттеняя его внутреннюю значительность. На обороте надпись: «Ротмистр Александр Григорьевич Ломоносов. Впоследствии командовал Александрийским гусарским полком. Скончался генерал-майором». Известна и дата кончины – 1854 год. На портрете Ломоносов изображён офицером лейб-гвардии гусарского полка, располагавшегося в Царском Селе, куда он был переведён в чине поручика из Павлодарского гусарского полка и дослужился до ротмистра. Позже, получив звание полковника Ломоносов состоял при генерал-фельдмаршале графе И.Ф. Паскевиче. В лейб-гвардии гусарском полку Ломоносов почитался как наиболее уважаемый и авторитетный командир. В записках «Из моей старины» его сослуживец князь А.В. Мещерский вспоминал: «Из более любимых старших офицеров в полку был ротмистр Ломоносов. Ломоносов был из числа тех старших офицеров, которые никогда не отлучались из Царского Села и жили своей внутренней полковой жизнью. Он стоически противостоял всем соблазнам и весельям столицы, возводил это воздержание до принципа, группировал вокруг себя союзников из молодёжи, на которых имел большое влияние». Под началом Ломоносова начинал службу Лермонтов, которого он особенно любил. Лермонтов нередко бывал в доме Ломоносова, посещал и те вечера, на которые собирались любители карточной игры, хотя и не разделял этого увлечения. В лейб-гвардии гусарском полку А.Г. Ломоносов был незаменимым как хранитель его истории «одарённый необыкновенной памятью, Ломоносов олицетворял в себе живую хронику полка, - писал А.В. Мещерский – он знал в подробности не только все походы и все сражения в которых лейб-гвардии гусарский полк когда-нибудь участвовал, но знал по фамилии всех бывших полковых командиров и почти всех выдающихся офицеров нашего полка». Один из моментов полковой жизни запечатлел Лермонтов в акварели «Бивуак лейб-гвардии гусарского полка под Красным селом», где изобразил и братьев Ломоносовых – Сергея Григорьевича и Александра Григорьевича, увековечив их в хронике любимого полка. Ломоносовых объединяло близкое знакомство с А.С. Пушкиным. Ломоносовы, сыновья генерал майора Григория Гавриловича. Первое знакомство состоялось в юношеские годы 26 января 1814 года в Царском Селе при посещении, как это отмечено в хронике, генерал-майорши Каролины Семёновой Ломоносовой с сыновьями Царского лицея. Затем встречи повторялись, согласно «Ведомости о состоянии Лицея», первого февраля 1814 года и 25 марта 1815 года. Общение с молодыми людьми запечатлелось в душе юного поэта, и в цикле его ранних стихотворений есть одно проникнутое добрым чувством «Посвещение Николаю Григорьевичу Ломоносову:
И ты любезный друг, Оставил Надежду – пристань Тишины, Челнок свой весело Напрвил По влаге бурной Глубины
Сергей Григорьевич Ломоносов сверстник поэта, был его лицейским товарищем, а затем сослуживцем в Коллегии иностранных дел.
На следующей картине работы А.И.Клюндера из музея Крамского мы видим портрет князя Р.А.Долгорукова. На акварельном портрете князя Ростислава Алексеевича Долгорукова 1839г. (1809 – 1843) поручика лейб-гвардии гусарского полка в 1834 – 1838 гг. он запечатлён на картине как штаб – ротмистр. На обратной стороне портрета надпись «Скончался полковником в отставке». Мужественный облик, строг и серьёзен, лицо с правильными красивыми чертами. Р.А. Долгорукий встречался с Александром Сергеевичем Пушкиным в доме Карамзиных и в семье своего тестя Алексея Фёдоровича Малиновского (1760 – 1840), начальника Московского архива МИД, сенатора, историка, археографа, писателя, переводчика. Семья Маликовских близко знакома с родителями А.С.Пушкина и домашним кругом Гончаровых. А.С,Пушкин сблизился с А.Ф.Малиновским при работе в архиве над «Историе Пугачёва» и «Историей Петра 1». Жена А.Ф.Малиновского Анна Петровна (1770 – 1842) на свадьбе А.С.Пушкина стала посаженной матерю его невесты. До господ Малиновских АР и АП – Екатерина Алексеевна (1811 – 1872) была подругой юности Наталии Николаевны Гончаровой. Дом Малиновских в Петербурге Пушкин посещал в тридцатые годы. В одном из писем к невесте он писал «Из очень хорошеньких женщин я видел только м-м и м-ль Малиновских, с которыми неожиданно обедал вчра». В 1883 г. Р.А. Долгоруков вошёл в семью Малиновских. 18 января состоялась его свадьба с Екатериною Алексеевной. В тяжёлые дни смертельно раненого Пушкина Екатерина Алексеевна находилась в квартире поэта и не отходила (по её словам) от постели до последних минут. С её слов были записаны рассказы о Пушкине. Вероятно она рассказывала М.Ю. Лермонтову о кончине поэта. Лермонтов поддерживал дружеские отношения с семьёй Долгоруковых и Екатерина Алексеевна пользовалась его доверием. Он «раскрывал перед нею тайны души своей». Она высоко оценивала его поэзию и даже считала что «художественный кругозор» Лермонтова был «шире и выше пушкинского». Причастность Р.А.Долгорукова к жизни двух великих поэтов России увеличивает историко культурную ценность его портрета.
Ещё одна акварель работы А.И.Клюндера из фондов музея Крамского запечатлела Николая Фёдоровича Плаутина(1704? – 1866). Этот портрет выделяется своей декоративностью по цвету, написанной по аналогии с живописными торжественными портретами – картинами романтического характера. Образ русского война награждённого орденами, золотой саблей с надписью «за храбрость». Николая Фёдоровича Плаутина дослужился до генерал –адъютанта и командовал Гвардейским корпусом. В 1939 – 1943 гг. принял командование лейб-гвардии Гусарским полком у генерал-майора Хомутова. Плаутин показан преуспевающим военным в парадном одеянии стоящим в картинной позе. Форма гусарского офицера с золотым шитьём и многочисленными наградами. Голова повёрнута в полупрофиль. В его глазах – холодная трезвость ума и сила характера. Лермонтов служил под его началом до апреля 1840 г. когда за участие в дуэли был переведён в другую часть. В объяснении Лермонтов на имя Плаутина описывает начатый Эрнестом де Барантом неприятный с ним диалог на балу у графинь Лаваль, закончившийся взаимными колкостями. Лермонтов объясняет, что следовал правилам чести, приняв вызов на дуэль, состоявшуюся 18 февраля 1840 г. за Чёрной речкой. Плаутин 13 марта представил материалы в комиссию военного суда (формулярный список и два кондуитных). С приговором суда согласился и даже в заключении писал: «Полагал бы подсудимого разжаловать в рядовые, впредь до отличной выслуги».
Из статей Маргариты Ивановны Луневой мы поведали о некоторых картинах из поместья Потаповых в Семидубравном, есть ещё картина Столыпина – Монго и ряд других, все акварели работы А.И.Клюндера.
Date: 2015-10-19; view: 717; Нарушение авторских прав |